+
Регламент и прогресс: некоторые особенности ФУГ ХТК И. С. Баха
стр.3-14
В статье обсуждаются композиционные особенности фуг ХТК Баха, рождаемые ступенчатым ослаблением регламента по ходу экспозиции, расширением зоны действия экспозиционных тональностей, изменением соотношений темы с удержанными противосложениями и т. п.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Путь к романтической органной сонате
стр.14-19
В статье рассмотрен путь «взросления» жанра от конца XVII к XIX веку, когда органная соната обрела жанровую автономность. Автор обозначает этапы становления органной сонаты от барочных образцов к достижению ее вершины во второй половине романтического столетия.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Новая трактовка жанра оркестровой песни в творчестве Г. Малера
стр.19-22
Статья посвящена стилевой специфике оркестровых песен Г. Малера. Их анализ выявил ряд особенностей, характеризующих новый подход к жанру: камерная трактовка оркестра в соответствии с поэтическими текстами лирического содержания.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Диалог как интерпретационная матрица коллекции песен на стихи из «Волшебного рога мальчика» Густава Малера
стр.23-30
В статье обозначены различные аспекты проявления диалога в качестве формообразующего начала в структуре песенной коллекции «Волшебный рог мальчика» Густава Малера.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Китайская музыкальная драма куньцюй: краткий обзор истории и особенностей жанра
стр.30-37
Статья посвящена некоторым характерным чертам и основным этапам развития классической драмы куньцюй, признанной в качестве образцового жанра и «матери» многих региональных видов китайского музыкального театра сицюй.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Марш в России XIX века: к проблеме «своего» и «чужого» в музыке
стр.37-45
В статье рассматривается бытование заимствованного жанра — марша — в русской музыкальной культуре. Отмечаются его функции в прикладной музыке и варианты трансформации в опере, где он представляет собой оппозицию центральному ядру русской культуры.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Танеев: от практических опытов к учению о контрапункте
стр.45-52
В статье рассматривается один из важных этапов формирования та-неевского учения о контрапункте — поиск «русского стиля» в практической интеграции национального мелоса с принципами и нормами строго письма.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Образный мир камерной вокальной музыки Р. М. Глиэра
стр.52-56
Статья посвящена рассмотрению важного аспекта камерного вокального творчества Р. М. Глиэра — образного мира романсов, связанного с исканиями русского поэтического символизма. Автор выделяет новые образные сферы камерной вокальной лирики Глиэра, а также разные грани музыкальной интерпретации поэзии русских символистов в произведениях композитора.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Форма basso ostinato в творчестве петербургских композиторов второй половины ХХ - начала XXI веков
стр.56-59
В статье рассматриваются формы basso ostinato в творчестве петербургских композиторов на рубеже столетий. Отмечается, что полифонические формы и жанры, основанные на остинатной теме в басу, в настоящее время получают новое толкование. В результате формируется иная структурная модель и происходит сопряжение жанров. Рассматриваются вопросы соотношения традиций и новаторства, новый облик полифонической темы, нетрадиционные приемы ее развития, воздействие современных техник композиции, которые трансформируют полифоническую форму, способствуя ее эволюции.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Хоровой цикл Г. Г. Вдовина «Город в тумане» сквозь призму идейно-стилевых и композиционных исканий композитора
стр.59-63
Исаева С. А. Венчакова С. В.
В статье анализируется хоровой цикл «Город в тумане» мордовского композитора Г. Г. Вдовина с позиции философских размышлений; выявляются ладоинтонационные и ладогармонические черты, композиционная структура произведения; рассматривается музыкальный язык, синтезирующий западноевропейские техники и элементы фольклорной традиции.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Метаморфозы сонатного жанра в творчестве Татьяны Сергеевой
стр.64-68
Жанр камерной сонаты весомо представлен в творчестве московского композитора Татьяны Сергеевой. Каждый ее опус отмечен индивидуальным прочтением хорошо знакомого жанра. На примере Сонаты для тромбона и фортепиано выявляются оригинальные способы организации формы, работы с тематическим материалом, трактовки инструментов.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
«The jazz theory book»: русская версия (о непереводимой игре слов и иных «трудностях перевода»)
стр.69-73
В статье рассматривается проблема перевода современной джазовой англоязычной терминологии на примере «The Jazz Theory Book» М. Левина. Автор выявляет особенности отечественной и американской терминолексики теории джаза, характеризует сегодняшнее состояние русскоязычного джазового словаря, указывает на «болевые точки», возникающие при трансляции иноязычной терминологии на российскую почву.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Музыка как предмет обсуждения на страницах общественно-политического журнала «Вестник европы.»
стр.74-79
Артемьева Е. В. Сиднева Т. Б.
Статья посвящена анализу публикаций о музыке в одном из самых влиятельных в дореволюционной России либеральном журнале «Вестник Европы». Избраны статьи, наиболее показательные для определения роли музыки в отечественной культуре. Авторы приходят к выводу, что публикуемые тексты носили важный просветительский характер и были обращены к музыкально образованному кругу любителей искусства. Публикации также свидетельствуют о достаточно серьезной осведомленности читателей, которым адресованы анализируемые в статье тексты, а также о важной роли музыки в общественно-политическом развитии страны.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова