+
ОСМОГЛАСНИК СТЕВАНА МОКРАНЯЦА: ПОПЕВКИ В УСЛОВИЯХ ВАРИАНТНОСТИ
стр.3-8
В Осмогласнике Мокраняца отражен процесс возникновения попевочного интонирования. Можно наблюдать, как в псалмодических строках впервые появляются попевки, как увеличивается их количество и «удельный вес», как постепенно возникают строки-центоны. В статье выявлены особые виды центонных строк и способ их вариантного изменения, основанный на взаимозаменяемости попевок.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
О РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОЗЫН КөЙ ТАТАР-МИШАРЕЙ
стр.8-15
В статье осуществляется типологизация ритмического строя татарско-мишарской озын көй. Доказывая ее квантитативную специфику, автор выявляет устойчивые долготные клише разного уровня - стопные и строчные, характерные для напевов данного жанра
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ТАКМАК В ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ ЗАКАМСКИХ КРЯШЕН
стр.15-20
В статье рассматривается существующая на сегодняшний день традиция исполнения такмаков в среде закамских кряшен. Автором предпринимается попытка выявления специфики функционирования такмаков в этнографической среде, их музыкально-стилистических особенностей.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
СОВРЕМЕННОЕ БЫТОВАНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ СЕЛА КАЙ
стр.20-23
Макина А.В., Рудакова А.В.
В статье рассмотрена народно-художественная культура села Кай Верхнекамского района Кировской области: местные народные обычаи и традиции, бытовавшие на данной территории от истоков до наших дней, а также современная практика фольклорного ансамбля «Журавушка»
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
«РОМАНС» ИЗ РОМАНТИЧЕСКОЙ СОНАТЫ Н. МЕТНЕРА: АСПЕКТЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ
стр.23-29
Статья представляет собой анализ особенностей формообразования и межтематических связей в Романсе - первой части Романтической сонаты Николая Метнера
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА КОНЦЕРТА ДЛЯ БАЯНА С ОРКЕСТРОМ В 1930-1950-Е ГОДЫ: К ПРОБЛЕМЕ КАДЕНЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ)
стр.30-34
В статье рассматриваются особенности становления жанра концерта для баяна с оркестром в музыке отечественных композиторов. Анализируются роль каденции, реализация идеи концертной виртуозности, темброфактурные особенности письма. Материалом послужили концерты К. Мяскова, Н. Речменского, Ф. Рубцова, Н. Чайкина, Ю. Шишакова.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПОД ЗНАКОМ «ИНДПРОЕКТА» (КОМПОЗИЦИИ В. ЕКИМОВСКОГО В КОНЦЕ ХХ ВЕКА)
стр.34-39
Данная статья продолжает цикл работ, посвященных музыке В. Екимовского конца ХХ века. Непосредственным объектом изучения становятся «самые последние» Композиции столетия, рассмотренные с точки зрения музыкальной риторики
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
«ГАВАНСКИЙ КОНЦЕРТ» ДЛЯ ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЫ С ОРКЕСТРОМ И. В. РЕХИНА В ИСТОРИИ ЖАНРА
стр.39-43
В статье впервые в отечественном музыковедении рассматривается «Гаванский концерт» для шестиструнной гитары с оркестром (соч. 1983 года) известного российского композитора, члена Союза композиторов РФ И. В. Рехина (р. 1941). Дается краткий обзор развития жанра концерта для шестиструнной гитары с оркестром в XIX-XX веках. Раскрываются содержательные аспекты Концерта Рехина, особенности его формы, тональный план, средства композиторской выразительности, приемы исполнительского воплощения с учетом специфики инструмента. Приводятся также высказывания композитора об истории создания данного произведения.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПОЭМЫ ДЛЯ ОРКЕСТРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СТАНИСЛАВА СТРАЗОВА
стр.43-46
В статье говорится об индивидуальной трактовке С. П. Стразовым поэмной формы, сочетающей вариантную строфичность с сонатной драматургией. Масштабность художественного замысла, яркость тематизма, активность его развития, драматургическая цельность произведений, оркестровая красочность позволяют поставить Поэмы для народных инструментов С. Стразова в один ряд с его симфоническими произведениями.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ЛОГИКА НЕЛИНЕЙНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ В СИМФОНИЯХ Г. МАЛЕРА. ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ I ЧАСТИ ВТОРОЙ СИМФОНИИ
стр.46-52
В статье рассматривается феномен нелинейности повествования в сонатной форме. Особое внимание уделено территории побочной партии - зоне тектонической нестабильности. Здесь происходит совмещение нескольких композиционных планов, опровергающее привычные линейные связи разделов
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
К СОВРЕМЕННОМУ ВОСПРИЯТИЮ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А. А. АЛЬШВАНГА
стр.53-57
Явление концептуализации популярно в гуманитарных исследованиях. В России музыковед А. Альшванг одним из первых подошёл к трактовке жанра как к типологии. Он ввёл термин «обобщение через жанр», который является обозначением процесса концептуализации в музыке. Об этом свидетельствуют распространённые в современном музыкознании характеристики жанровых образований: «тип», «целостная модель», «парадигма» и «структурно-семантический инвариант», «генотип». Теория «обобщения через жанр» не противоречит современным концепциям референции - теории внутреннего реализма Х. Патнэма или базовому уровню категоризации Джорджа Лакоффа.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
стр.58-62
Статья посвящена проблеме театрализации исполнительского процесса на духовых инструментах. Рассматриваются технологические и художественные вопросы использования театральных элементов в духовом исполнительстве в историческом контексте.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ГИТАРА И СКРИПКА: ФАКТУРНЫЕ ФУНКЦИИ И ЗВУКОВОЙ БАЛАНС В АНСАМБЛЕ
стр.62-67
Камерный ансамбль - пожалуй, единственная сфера, обеспечивающая практическую связь гитарного исполнительства как со школой игры на других «академических» инструментах, так и с традицией камерного музицирования в целом. Изучение и практическое освоение музыкально-выразительных возможностей гитары именно в камерном ансамбле позволяет значительно глубже выявить самобытную природу инструмента, которая со всей очевидностью проявляется в непосредственном взаимодействии с другими инструментами. В данной статье освещаются ключевые аспекты исполнительства в одном из самых распространенных камерных составов с участием гитары - дуэта гитары и скрипки. На примерах из ярких концертных произведений различных эпох и стилей рассмотрены вопросы выстраивания динамического баланса, особенности фактурных функций и варианты их взаимодействия.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ДЕБЮССИ-ПИАНИСТ: В ГОДЫ УЧЕНИЯ В КОНСЕРВАТОРИИ
стр.67-71
В статье рассматриваются особенности пианистического образования К. Дебюсси у Антуанет-Флор Моте (до поступления в Парижскую консерваторию) и у А. Мармонтеля в Парижской консерватории. Анализируются учебные программы и семестровые выступления на конкурсах, а также отзывы членов конкурсных комиссий. Описывается первый публичный концерт К. Дебюсси в Шони в 1876 г. Разбираются причины неудач Дебюсси в фортепианных конкурсах и отказа от карьеры концертирующего пианиста.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
СЛОВЕСНАЯ МУЗЫКА В «МЫСЛЯХ» ПАСКАЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ФРАГМЕНТА «О ТРЕХ ПОРЯДКАХ»)
стр.72-76
В статье рассматриваются принципы поэтики Блеза Паскаля на основе анализа центрального фрагмента «О трех порядках» незавершенного текста «Мыслей». При этом основой целостности как фрагмента, так и всего произведения является трансмузыкальная составляющая.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова