+
ОРГАННЫЕ СОНАТЫ Й. Г. РАЙНБЕРГЕРА: К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЖАНРА
стр.3-9
Главный объект наблюдения в этой статье - двадцать органных сонат немецкого композитора второй половины XIX века Й. Г. Райнбергера. Анализируются стилевые, жанровые и драматургические закономерности, а также общие эволюционные процессы развития этого жанра. Определены особенности диалога композитора с немецкой инструментальной традицией
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОСОБЕННОСТИ ВОПЛОЩЕНИЯ МИСТЕРИИВ ЛИБРЕТТО МУЗЫКАЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ «ПОТОП» И. Ф. СТРАВИНСКОГО - Р. КРАФТА
стр.9-14
В статье рассматривается либретто «Потопа», составленное Р. Крафтом. Основное внимание уделяется вошедшим в него текстам Йоркского и Честерского циклов мистерий XV века. Выявляются особенности работы с первоисточниками и некоторые черты мистерии в сочинении.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ ОПЕРЫ «ИСПАНСКИЙ ЧАС» М. РАВЕЛЯ
стр.14-19
Опера «Испанский час» представляет собой творческое обновление opera buffa, внося в нее признаки декламационно-речитативной оперы со сквозным развитием. Наряду с краткостью сцен и калейдоскопичностью их чередования, концентричность строения, логика интонационных и тональных связей придают композиции оперы уникальное единство и целостность.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ЖАНР МЕССЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕТРА ЭБЕНА В КОНТЕКСТЕ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 1965 ГОДА. «MISSA CUM POPULO»
стр.19-22
В статье выявлены характерные особенности жанра мессы в творчестве Петра Эбена в контексте литургической реформы 1965 года. Сделан подробный анализ одной из месс композитора - «Missa cum populo». Автором прослежена эволюция хорового стиля (двух периодов творчества) и отмечена взаимосвязь традиций старинной церковной музыки с современными композиторскими техниками в наследии Петра Эбена.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
К АНАЛИЗУ ХОРОВОЙ КОМПОЗИЦИИ «СОПЕРЕЖИВАНИЕ ДУШЕ» А. ИЗОСИМОВА
стр.23-27
В статье анализируется сонорная хоровая композиция «Сопереживание Душе» А. Изосимова. Рассматриваются ладовые и ритмические особенности исходной монодии, организация сонорной ткани средствами микрополифонии и микрохроматики. Даются рекомендации по освоению сочинения с хором.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ЖАНР СОНАТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ИГОРЯ РЕХИНА (НА ПРИМЕРЕ СОНАТЫ № 2 ДЛЯ ГИТАРЫ)
стр.28-30
В статье впервые в отечественном музыковедении представлен целостный анализ Сонаты №2 для гитары соло (соч. 1984 года) российского композитора И. В. Рехина (р. 1941). Раскрываются содержательные аспекты, особенности формы, средства композиторской выразительности, приемы исполнительского воплощения с учетом специфики инструмента. Анализируются высказывания высказывания композитора о данном цикле и опыте его общения с гитаристами-семиструнниками.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ФЕНОМЕН ОПЕРЫ-ЯНГЭ В КИТАЙСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ XX ВЕКА
стр.30-35
Опера-янгэ, возникшая на основе народных песенно-танцевальных традиций, сыграла значительную роль в развитии китайского музыкального театра ХХ века. Автор определяет хронологию, типологию оперы-янгэ, а также выявляет художественные особенности этого самобытного жанра.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИФОНИЯ КАК ПРЕДМЕТ МУЗЫКОВЕДЕНИЯ: КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ НОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.35-41
Полифония второй половины XX - начала XXI века - привлекательный в научном отношении объект. Искусство, на протяжении многих столетий не нарушавшее свое status quo, полифония в отмеченный период преодолела академизм прежних практик, вступила в полосу радикального новаторства. Статья освещает вопросы научной рефлексии этого процесса и становления специальной научной дисциплины (условное название - «современная полифония»).
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРОКОФЬЕВА (НА ПРИМЕРЕ ЦИКЛА «МИМОЛЕТНОСТИ» ОР. 22)
стр.42-45
В данной статье на примере цикла «Мимолетности» op. 22 рассматриваются те стилистические особенности фортепианного творчества Прокофьева, которые часто остаются вне поля зрения исследователей. Автор статьи предлагает читателю выйти за рамки привычных, «шаблонных» представлений о музыке композитора. В статье раскрывается биографический и исторический контекст создания цикла, сопоставляются разные варианты прочтений «Мимолетностей» выдающимися пианистами XX века, а также вариант балетной трактовки К. Голейзовским. Особое внимание уделяется авторской записи избранных мимолетностей, на примере которой, среди прочего, исследуется возможность построения самостоятельного цикла из отдельных миниатюр.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ВЫДАЮЩИЙСЯ СОВРЕМЕННИК РАХМАНИНОВА, СКРЯБИНА, МЕТНЕРА, КРУПНЕЙШИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ (ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ С. Э. БОРТКЕВИЧА)
стр.46-49
В статье впервые в отечественном музыкознании освещается творческая биография крупнейшего представителя «русского зарубежья» - композитора, пианиста, педагога Сергея Эдуардовича Борткевича (1877-1952). На примере жизненного пути Борткевича раскрывается типичная картина существования лучших представителей русской музыкальной эмиграции в Западной Европе в первой половине ХХ века. Приводятся оценки композиторского и пианистического таланта Борткевича его выдающимися современниками. Выявляются специфические черты музыкального языка композитора: опора на опыт западноевропейских композиторов-романтиков ХIХ века и глубокая преемственность по отношению к стилю виднейших представителей русской композиторской школы 2-й половины ХIХ - начала ХХ века.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
АЛЬФРЕД БРЕНДЕЛЬ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ПИАНИЗМА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
стр.50-53
В данной статье анализируются особенности исполнительского стиля австрийского пианиста Альфреда Бренделя. Автор прослеживает профессиональное становление музыканта, обозначает его важнейшие творческие принципы. Сопоставляя А. Бренделя с другими выдающимися пианистами второй половины ХХ века, автор статьи предпринимает попытку не только вписать пианиста в некую условную классификацию, но и выявить его уникальность.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПЬЕСЫ ДЛЯ БАЯНА КИТАЙСКОГО КОМПОЗИТОРА ЛИ ЮЧУ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
стр.54-60
В статье прослеживается логика развития баянно-аккордеонного искусства Китая на примере малоизвестного в России творчества Ли Ючу(1929-2013): от незатейливых пьес до академических сочинений, содержащих серьезные и значительные образы.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
К. Ф. Э. БАХ В ИСТОРИИ КАДЕНЦИИ СОЛИСТА
стр.60-66
В статье впервые в отечественном музыкознании рассматриваются особенности каденций солиста, принадлежащих К. Ф. Э. Баху, их положение в истории этого музыкального явления в XVIII - начале XIX века. Анализируя множество дошедших до нас образцов каденций «берлинского» Баха и его высказывания о данном музыкальном феномене, автор обосновывает идею индивидуальности стиля каденций мастера (интонационное содержание, размеры, тональный план, метроритмический рисунок, темповый профиль, фактура) в сравнении с импровизационными вставками его старших и младших современников - И. С. Баха, А. Вивальди, П. Локателли, с одной стороны, и В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена - с другой.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
КНИГА Т. ЮДОВИНОВОЙ-ГАЛЬПЕРИНОЙ «ЗА РОЯЛЕМ БЕЗ СЛЕЗ, ИЛИ Я - ДЕТСКИЙ ПЕДАГОГ»
стр.67-70
В статье впервые анализируется методика известного детского педагога Татьяны Борисовны Юдовиной-Гальпериной с современных позиций. Говорится об актуальности и личном опыте адаптации ее идей в Китае. Раскрываются предложенные ею творческие методы ведения диалога с ребенком. Обращается внимание на ее опыт в обучении гиперактивных детей, способы создания комфортной рабочей атмосферы как для ребенка, так и для педагога. Оценивается предложенная ею система дыхательных и двигательных упражнений, направленная на преодоление задержки речевого развития ребенка, а также нарушений осанки.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
НОВОЕ ЗНАНИЕ О КИТАЙСКИХ ЛАДАХ: ПРЕДСТАВЛЯЕМ МОНОГРАФИЮ ПЭН ЧЭНА «ЛАДОВАЯ СИСТЕМА ЮНЬ-ГУН-ДЯО И ЕЁ ПРЕТВОРЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ XX ВЕКА» (СПБ.: КОМПОЗИТОР • САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2013. 220 С.)
стр.71-73
Климовицкий А.И., Никитенко О.Б.
Статья посвящена анализу монографии китайского композитора и музыковеда Пэн Чэна «Ладовая система юнь-гун-дяо и её претворение в творчестве китайских композиторов XX века». Дано развернутое представление авторской теоретической концепции уникального феномена китайской музыкально-теоретической культуры - ладовой системы юнь-гун-дяо. В статье сквозь призму ладовой теории предложено сопоставление элементов китайского и европейского музыкального опыта, дополняющее картину сопоставлений, предпринятых автором монографии.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова