+
«ЗА ПРЕДЕЛАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО СМЫСЛА» - О ФЕНОМЕНЕ ВТОРИЧНОЙ УПОРЯДОЧЕННОСТИ В НОТНОМ ТЕКСТЕ
стр.3-5
ДЕНИСОВ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
В центре статьи - диалогические процессы между музыкальным текстом и внемузыкальными по природе организующими принципами. Их конкретное проявление заключается в образовании вторичной упорядоченности текста, представляющей надстройку над его имманентно музыкальной структурой. Рассмотрены общие предпосылки, обусловливающие их появление, а также аналогичные явления в других искусствах. In the center of attention in the work are dialogical processes between the musical text and extra musical organizing principles. Their particular manifestation consists in formation of text secondary order, which forms a superstructure over its immanently musical structure. The general preconditions causing their emergence, and also the similar phenomena in other arts are considered.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ЦИФРОВАЯ НОТАЦИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ НОВОЙ КИТАЙСКОЙ ОПЕРЫ
стр.6-11
Цифровая нотация, возникшая в европейской музыке, оказалась удивительно жизнеспособной на почве китайской культуры. В статье обозначены причины популярности цифровой нотации, широко используемой в массовом музыкальном обучении, а также представлена ее роль в становлении новой китайской оперы ХХ века. Digital notation which initially emerged in the European music proved to be surprisingly viable in Chinese culture. The article tackles the reasons for the popularity of digital notation, widely used in mass musical education, as well as its role in establishing a new Chinese opera of the XX century.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
К ПРОБЛЕМЕ ЭВОЛЮЦИИ ТВОРЧЕСТВА В. ЕКИМОВСКОГО НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ
стр.12-14
В статье применительно к творчеству В. Екимовского исследуется проблема виртуализма в музыкальном искусстве. Виртуальная составляющая изучается как промежуточный результат творческой эволюции композитора. Отмечаются взаимодействия виртуальных концептов Екимовского с элементами риторической логики. The article in relation to creativity of V. Ekimovsky examines the problem of the virtual start in music. Virtual component is studied as an intermediate result of the composer’s creative evolution. The article observes the interaction of Ekimovsky’s virtual concepts with elements of rhetorical logic.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ИГРОВАЯ ЛОГИКА ФОРМЫ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ КОНЦЕРТАХ ТАТЬЯНЫ СЕРГЕЕВОЙ
стр.15-19
ЗАРОДНЮК ОКСАНА МИХАЙЛОВНА
В статье рассматриваются композиционно-драматургические особенности музыкальных форм в инструментальных концертах Т. Сергеевой. Их оригинальность и неповторимость во многом обусловлены игровой логикой, пронизывающей разные уровни организации формы. The article touches upon compositional-dramaturgic peculiarities of music forms in T. Sergeyeva’s instrumental concertos. Their originality and singularity are mainly caused by the performing logic, penetrating different levels of form organization.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ: К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВЫХ «МИКСТОВ»
стр.20-27
ПТУШКО ЛИДИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
В статье выявляется роль музыкальной журналистики как вида прикладного художественного творчества, рассматриваются ее коммуникативно-смысловые функции и процессы, руководящие преобразованиями жанров, их синтезом. Предлагается авторская классификация жанров музыкальной журналистики и их семиотический анализ: содержания - коммуникативного резонанса музыкального и журналистского текстов (семантики), взаимодействия языковых систем (синтактики), просветительской направленности жанров на адресата (прагматики). The article tackles the role of musical journalism as a kind of applied art, studies its communicative - semantic function and processes that are responsible for transformation and fusion of the genres. It offers the author’s classification of genres of musical journalism and their semeiotic analysis: the content - communicative resonance of musical and journalistic texts (semantics), the interaction between language systems (syntactics), the enlightening potential of genres towards the recipient (pragmatics).
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВАХ» ЦАРСКОЙ РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
стр.28-30
СИКОРСКАЯ АНАСТАСИЯ ВАСИЛЬЕВНА
Статья посвящена выявлению сущности понятия «интеллектуальное музыкальное сообщество» в контексте культуры первой половины ХІХ столетия. Раскрывает некоторые особенности музыкального быта интеллектуальной культурной среды царской России, а также определяет роль деятельности творческой интеллигенции, интеллектуалов и талантливых музыкантов-любителей в процессе развития культуры данного периода на территории провинциальной царской России. The article is devoted to the essence of the concept «musical intellectual society» in the context of culture in the first half of the nineteenth century. It discovers the features of the musical life of the intellectual cultural environment in Imperial Russia, defines the role of activities of the clerisy, intellectuals and talented amateur musicians in the development of the culture of that period.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
А. БРУКНЕР - ОРГАНИСТ: ГРАНИ ТАЛАНТА
стр.31-36
ХОМЕНЯ АННА АЛЕКСАНДРОВНА
Представленная работа посвящена исполнительской деятельности органиста и композитора Антона Брукнера. Концертная практика дополняла церковную, а педагогическая работа являлась своего рода творческой лабораторией композитора. Точки приложения различных граней таланта композитора, дополняя друг друга, еще более явно прочерчивают феномен органа в творчестве Брукнера. The article is devoted to the performing activity of Anton Bruckner, who was both an organist and a composer. His church practice was enriched by the concert one, the pedagogy was a kind of composer’s creative laboratory. «Application points» of different facets of Bruckner’s talent, enriching one another, underline even more obsiously the phenomenon of organ in the composer’s creative heritage.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
МУЗЫКАЛЬНОСТЬ СТИЛЯ ПАСКАЛЯ
стр.37-40
В статье предпринята попытка проследить важность музыкальности для поэтики художественных произведений французского математикаXVII века Б. Паскаля. Его внутренний слух позволил сочетать прозу и поэзию, разные размеры строф, приемы, заимствованные из музыки, при написании главного произведения «Мысли». The article offers an attempt to trace the importance of musicality for the poetics of artistic compositions by Blaise Pascal, the famous French mathematician of the XVII century. His inner ear allowed him to combine prose and poetry, different meters of strophes, methods taken from music while creating the main composition «Thoughts».
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
РИТОРИЧЕСКОЕ СЛОВО «ЖИТИЯ» ПРОТОПОПА АВВАКУМА И ТРАДИЦИЯ БЛЕЗА ПАСКАЛЯ: В ПОИСКАХ МУЗЫКАЛЬНОСТИ
стр.41-43
КИРНОЗЕ ЗОЯ ИВАНОВНА, КАШЛЯВИК КИРА ЮРЬЕВНА
Сопоставление «Жития» протопопа Аввакума и «Апологии христианской религии» Паскаля позволяет говорить о присутствии в обоих текстах риторического слова, опирающегося на тексты Священного Писания. Стилевое богатство произведений не исключает возможности перехода от риторического слова к слову свободному. The comparison of Avvacum’s «Life» and the «Apology of Christian faith» of Pascal allows to think over the rhetoric tradition of the Bible. The rich style of both texts proves the transition to a new style of the «free word».
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Г. Р. ГИНЗБУРГ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
стр.44-51
УЛЬЯНОВА РИММА АРТАШЕССОВНА
Статья посвящена выдающемуся музыканту Г. Р. Гинзбургу и его вкладу в историю музыкально-эстетического образования и воспитания детей. На основании анализа становления и развития детской музыкальной педагогики в России 30-х-60-х г. XX в. в статье предпринята попытка определения роли Г. Р. Гинзбурга в этом процессе. В результате изучения архивных материалов и личных бесед автора статьи с учениками Г. Р. Гинзбурга, делается вывод об оригинальности его концепции, имеющей принципиальное значение для реформирования отечественного детского музыкального образования. The article is devoted to the outstanding musician Ginzburg G. R. and his contribution to the history of musical and aesthetic education and upbringing of children. In the article the attempt is made to define the role of Ginzburg G. R. in this process on the basis of analysis of formation and development of children’s musical pedagogic in Russia in the 30-s - 60-s in the 20th century. As the result of archive materials studies and private conversations between the author of the article and Ginzburg’s pupils one comes to the conclusion about originality of his concept which is of principal value for the reform of native children’s musical education.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ ФОРТЕПИАННЫХ СОЧИНЕНИЙ А. А. НЕСТЕРОВА
стр.52-56
КРАСНОГОРОВА ОЛЬГА АЛЬБЕРТОВНА
В предлагаемой статье рассматриваются фортепианные сочинения А. А. Нестерова. Анализируя Четыре прелюдии (1937) и Три поэмы соч. 56. Автор приходит к выводам о воплощении в них концепции органичного синтеза традиционных и новаторских средств музыкальной выразительности и ценности сочинений композитора в современном исполнительском и педагогическом репертуаре. In the present article piano compositions by Nesterov A. A. are examined. Analyzing Four preludes (1937) and Three poems op. 56, the author comes to the conclusion that the concept of organic synthesis between traditional and innovative means of musical expressiveness and the composer’s works value in contemporary performing and pedagogic repertoire is realized in them.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ В РОССИИ И НА ЗАПАДЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙАНАЛИЗ
стр.57-60
МУСЛАНОВА КСЕНИЯ ИВАНОВНА
В статье проведен компаративный анализ современных педагогических методов и приемов преподавания музыкальных дисциплин в России и на Западе, проанализированы основные современные тенденции развития музыкального образования. The article offers relative and comparative analysis of modern pedagogical methods and methods of musical disciplines teaching in Russia and in the West, the main current trends of music education development are analyzed.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСКУССТВА ТАНЦА
стр.61-64
КАЗНАЧЕЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА
В статье с философской, психологической, искусствоведческой, общеэстетической позиций анализируется проблема соотношения психического и физиологического начал, находящаяся в самом основании искусства танца. The problem of correlation between mental and physiological principals lying in the foundation of the art of dance is analyzed in the article from philosophical, psychological points of view and from positions of general aesthetic and art criticism.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПРИЗМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ И КАТАЛОГ
стр.65-68
НИКИТЕНКО ОКСАНА БОРИСОВНА, ПЫСТИНА ЛАРИСА БОРИСОВНА
В статье рассмотрены классификация и каталог - характерные модели европейской художественной культуры. Классифицирующее свойство сознания в искусстве проявляется в виде особой организации художественного текста. Такие тексты в истории искусства обладают рядом оригинальных признаков. Обобщение этих признаков позволяет увидеть в художественных классификациях альтернативу текстам, организованным на основе принципов казуальной логики. Classification and catalogue - characteristic models of European art culture are examined in the article. Ability of our consciousness for classification in art becomes apparent as a specific type of art text organization. Such texts in the history of art have some original features. Generalization of these features enables to find in art classifications an alternative for texts which are organized on the basis of casual logic principals.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
МЕТАКОМПАРАТИВИСТИКА КАК МУЗЫКА
стр.69-73
ЗУСМАН ВАЛЕРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ, СИДНЕВА ТАТЬЯНА БОРИСОВНА
В статье раскрываются принципиальные характеристики метакомпаративистики как методологической парадигмы: ее музыкальность и пограничность. Дано обоснование изоморфности метакомпаративистики и музыки. This article describes the fundamental characteristics metaсomparatistics as a methodological paradigm of the humanities. The substantial isomorphism of the metaсomparatistics and music is the main topic of the article.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова