+
ЖАНР ОПЕРЫ-МИСТЕРИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКЕ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ХХ ВЕКА
стр.3-6
АЛЕЕВА СВЕТЛАНА ГЕННАДИЕВНА
Статья посвящена проблеме индивидуального преломления жанра оперы-мистерии в отечественных музыкально-театральных опусах последних десятилетий ХХ века, появлению современных модификаций оперы-мистерии. В качестве примеров рассматриваются оперы С. Слонимского 70-х-90-х годов прошлого столетия
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОБРАЗНАЯ СФЕРА «СЕМИ ДУЭТОВ-ХОРИКОВ ДЛЯ ДЕТСКИХ ИЛИ ЖЕНСКИХ ГОЛОСОВ» OP. 101 Ц. КЮИ
стр.7-10
Статья посвящена творческому наследию композитора Ц. Кюи. В статье приводятся архивные материалы: письма и музыкальные сочинения Ц. Кюи, связанные с темой детства. В статье раскрываются основные черты Семи дуэтов-хориков для детских или женских голосов Ц. Кюи. Автор уделяет большое внимание образной сфере произведений Кюи, обращенных к детям, и отмечает, что дуэты-хорики (op. 101) могут обогатить собой детский репертуар. The paper is dedicated to creative legacy of composer C. Cui. The paper includes some archival materials: letters and musical works by C. Cui connected with the theme of childhood. The musical features of Cui’s Seven duets-choruses for children’s or women’s voices are discovered. The author focuses her attention on the imagery of Cui’s works devoted to the children’s voices. The author notes that the duets-choruses (op. 101) can enrich children’s repertoire.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ФОРТЕПИАННЫХ ТОККАТАХ А. ЧЕРЕПНИНА
стр.11-14
В предлагаемой статье рассматриваются индивидуальные особенности фортепианного стиля А. Черепнина. Материалом послужили две токкаты, написанные композитором в 1921-1922 годах.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
«ПОЭТИЧЕСКОЕ» И «ПРОЗАИЧЕСКОЕ» В КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ Д. ШОСТАКОВИЧА
стр.15-18
МАТВЕЕВА НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА
Статья посвящена камерно-вокальному творчеству Д. Шостаковича, связи структуры вербального текста (стих - проза) и эстетических модусов (возвышенное - низменное). Поэтические по типу содержания тексты Шостакович обычно воплощает в прозоподобной музыкальной структуре (со свободным, не тяготеющим к симметрии синтаксисом). И, напротив, тексты по типу содержания непоэтические («о прозе жизни») чаще воплощаются Шостаковичем в ассоциациях со стихоподобной музыкальной структурой, то есть в симметричных, тяготеющих к периодичности структурах музыкального синтаксиса. The article touches upon D. Shostakovitch’s chamber-vocal creativity, the connection between the structure of a verbal text (a poem-prose) and aesthetic modes (the elevated-the lowly). Texts of poetic content Shostakovitch usually embodies in prose-like musical structure (with the free from symmetry syntax). On the contrary, non-poetic texts («about the prose of life») are often embodied by Shostakovitch in associations with poem-like musical structure, that is in symmetrical, periodicity-drawn structures of musical syntax.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
«РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РОМАНС» Б. ТИЩЕНКО (СЛОВА И НАПЕВ И. БРОДСКОГО) - ПРИМЕР МУЗЫКАЛЬНОЙ СТИХОПОДОБНОЙ СТРУКТУРЫ
стр.19-23
МАТВЕЕВА НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА
Статья посвящена «Рождественскому романсу» Б. Тищенко - И. Бродского. Задача данной работы - выявить особенности взаимодействия поэтического текста и музыки, в частности определить степень активности ритма собственно музыкального относительно ритма речевого. В ходе анализа произведения выявляется минимальная инициативность «встречного музыкального ритма». Автор приходит к выводу о возможности реализовать «стихоподобную» музыкальную структуру в условиях монодической системы, результативного лада. The article is devoted to «The Christmas romance» by B. Tishchenko - J. Brodsky. The objective of this work is to reveal the features of interaction of the poetic text and music, to define the degree of musical rhythmic activity in relation to speech rhythm. During the analysis the minimal initiative of «counter-moving musical rhythm» is revealed. The author arrives at a conclusion about the existence of «poem-like» musical structure in the conditions of a monodic system.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ И ПЕРИОДИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА В. ЕКИМОВСКОГО
стр.24-27
В статье ставится проблема изучения эволюционной логики и периодизации творчества ныне активно действующего отечественного композитора В. А. Екимовского. Заявленная им более 40 лет назад установка на неповторяемость концептуального и технологического решения каждого следующего сочинения требует коррекции традиционного музыковедческого подхода. В качестве возможной точки отсчета при периодизации автор статьи предлагает воспользоваться структурой «Автомонографии» Екимовского - книги, посвященной «биографии произведений» данного автора. В статье обозначаются предварительные тезисы о логике общей эволюции музыки Екимовского. The article raises the problem of studying the evolutionary logic and creativity periodization of a present day prolific national composer V. A. Ekimovsky. His declaration about non-repeatability of the conceptual and technological solutions of each forthcoming work, which he made more than 40 years ago, requires the correction of traditional musicological approach. As a possible starting point the author suggests using the structure of Ekimovsky’s «Automonograph» - a book devoted to «biography of compositions» of this author. The article draws preliminary conclusions about the logic of the general evolution of Ekimovsky’s music.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
МЕНТАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ В ФОРМООБРАЗОВАНИИ
стр.28-34
Статья посвящена исследованию ментальных структур в музыкальном формообразовании. С позиций когнитивной науки рассмотрены основные принципы смыслополагания, которые влияют на будущую форму музыкального произведения. Даётся характеристика особенностей ментального структурирования - предикации, динамичных и статичных конструкций. Доказывается, что ментальные структуры дифференцируют установку стилевого и формообразующего базиса на предмет, действие, процесс. The article is devoted to the research of mental structures in musical Formbildung, From the position of cognitive science it considers the main principles of conceptualization that influence the future form of a musical piece. It characterizes the features of mental structuring - predication, dynamic and static constructions. It gives evidence that mental structures differentiate the positioning of stylistic and form-building basis on a subject, action and process.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
«ЖЁГ СВЕЧУ СВОЕЙ ЖИЗНИ С ТРЁХ СТОРОН...»(К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ЗИЛОТИ)
стр.35-40
ГОРОБЕЦ СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА
Статья посвящена выдающемуся отечественному пианисту, дирижеру, педагогу, общественному деятелю Александру Зилоти. Автор дает характеристику творческой жизни музыканта. The article is dedicated to the outstanding domestic pianist, conductor, teacher, public person Alexander Ziloti. The author gives the characteristic of the creative life of the musician.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
СТИЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ФАКТОР СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ПЕРЕЛОЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДОМРЫ)
стр.41-47
ЕВСЕЕНКО ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА
Автор статьи рассматривает проблему соединения стилей в инструментальном переложении как творческий фактор музыкальной интерпретации, анализирует и на конкретном музыкальном примере определяет возможные способы разрешения этой проблемы в плоскости домрового исполнительства и переложения. The author of the article considers the problem of style connection in an instrumental transcription as a creative component of musical interpretation, analyzes and on the basis of a specific musical example identifies the possible solutions of this problem for domra performance and transcription.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ФУНКЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В НОВОЙ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКЕ
стр.48-49
Функция традиционного инструментария в музыкальной культуре Китая интересна и многогранна. В статье представлена краткая история развития некоторых инструментов и обосновано возобновление интереса к ним в Новой музыке (период последних тридцати лет). The function of traditional instruments in the musical culture of China is interesting and versatile. Short history of some instruments development and resurrection of interest for them in New music (the last three decades’ period) will be tackled in the article.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ АККОРДЕОННОГО РЕПЕРТУАРА В КИТАЕ (1949-1966)
стр.50-56
В статье рассматриваются вопросы репертуара в период становления аккордеонного искусства в Китае (1949-1966). Синтез западноевропейских традиций и китайского национального музыкального стиля, характерный для творчества профессиональных композиторов в данный период, рассматривается на примере произведений Ли Юйцю (李遇秋), Ван Юйпин(王域平) и Чжан Цзэнлян (张增亮). Problems of repertoire during the period of accordion art formation in China (1949-1966) are considered in the article. Synthesis of West European traditions and Chinese national musical style typical for creativity of professional composers in this period are viewed on the examples of compositions by Li Yuqiu, Wang Yuping and Zhang Zengliang.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА
стр.57-61
В статье рассматривается проблема обращения к междисциплинарной трансдисциплинарной интеграции как в исследованиях по истории искусства, так и в практической художественной деятельности. А также воздействие междисциплинарных и трансдисциплинарных подходов на формирование учебных программ в сфере высшего художественного образования. The article considers the reference to the interdisciplinary and transdisciplinary integration both in the research studies on art history and in practical art activity, as well as the influence of interdisciplinary and transdisciplinary approaches on the formation of academic programs in the sphere of higher art education.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
МЕТАМОРФОЗЫ ДОН ЖУАНА: К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ АРХЕТИПА В СОВЕТСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
стр.62-66
ГОРБАЧЁВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА
В статье ставится вопрос о претворении сюжета о Дон Жуане в музыкальных композициях В. Шебалина, М. Гнесина, Б. Асафьева, Л. Фейгина, В. Губаренко, А. Шнитке. Определяются типологические особенности интерпретации образа-архетипа, характерные для советского периода отечественной культуры. Автор приходит к выводу о парадоксе популярности Дон Жуана в условиях неофициального запрета на обращение к эротической проблематике. The article tackles the issue of employing the plot about Don Juan in musical compositions of V. Shebalin, M. Gnesin, B. Asafjev, L. Feigin, V. Gubarenko, A. Schnittke. It determines the typological peculiarities of interpretation of the image-archetype, characteristic of the Soviet period of national culture. The author arrives at a conclusion about the paradoxic popularity of Don Juan in the context of unofficial prohibition on addressing erotic problematic.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ ФРЕДЕРИКА ПЛОТА (НА ПРИМЕРЕ ЗАПИСЕЙ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ 50 - 60-Х ГОДОВ)
стр.67-71
РАХМАНОВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА
В статье рассматриваются основные черты стиля Ф. Плота на примере его работ 50 - 60-х годов. Приведены краткие биографические сведения и подробный анализ основополагающих принципов построения виртуального аудиопространства. The article discusses the main features of F. Plaut’s style based on his works of the 50s - 60s. It provides brief biographical information and a detailed analysis of the main virtual sound space principles.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова