+
ЛАДОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСМОГЛАСНИКА СТЕВАНА ЛАСТАВИЦЫ
стр.3-8
В Осмогласнике С. Ластавицы сосуществуют ладовые системы, возникшие в разные периоды истории (от архаической обиходной модальности до современной усложненной тонально-гармонической системы). Память сербского народа сохранила основные этапы ладовой эволюции, запечатлев их в гласовых строках.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
«ПЕРФЕКЦИЯ» ФРАНКО КЕЛЬНСКОГО КАК НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ МНОГОУРОВНЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО МЕТРА
стр.8-14
Мензуральная система музыкальной ритмики формируется как метрическая многоуровневая, это качество она передает пришедшей ей на смену тактовой метрической системе. В статье анализируется теоретическое описание самого первого метрического уровня будущего многоуровневого мензурального метра, предпринятое Франко Кельнским в трактате «Ars cantus mensurabilis» (около 1260-1270 гг.). В отечественных исследованиях данный феномен во всей его полноте и целостности не рассматривался.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОПИРАЯСЬ НА ИСТОРИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ ЖАНРА. К ПРОБЛЕМЕ АНАЛИЗА ОРАТОРИИ МЕНДЕЛЬСОНА «ПАВЕЛ»
стр.15-18
Первая оратория Мендельсона открыла новую страницу в истории жанра благодаря опоре на традиции Баха и Генделя, осмысленные в свете эстетики немецкого романтизма.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ФЕНОМЕН БАХИАНСТВА В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
стр.19-21
В статье осуществляется попытка осмысления феномена бахианства в европейской и русской музыкальной культуре.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ЗАМЕТКИ ОБ ОДНОМ ПРОВИНЦИАЛЬНОМ НОТНОМ АРХИВЕ 70-90-Х ГОДОВ XX ВЕКА
стр.22-27
На основе изучения нотных архивов горожан г. Арзамаса конца XIX в. в статье рассматривается соотношение российских и иностранных пособий по обучению игре на фортепиано. Отмечается их влияние на формирование музыкального слуха и вкуса.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ТРИ ДУХОВНЫХ КОНЦЕРТА ДИАКОНА СЕРГИЯ ТРУБАЧЕВА НА ТЕКСТЫ АПОСТОЛЬСКИХ ПОСЛАНИЙ
стр.28-34
Музыкальная интонация привносит свои законы развития тематизма, она хранит в себе генетическую память своей изначальной структуры и кристаллизует форму всего произведения. Выразительной музыкальной иллюстрацией этого явления могут послужить три духовных концерта диакона Сергия Трубачёва на тексты апостольских посланий. В складывании музыкальной композиции в одном отразились явления чисто музыкальные - там образовалась трехчастная форма; в двух концертах моделью стало напевное чтение, и в них выстроилась так называемая риторическая форма.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОПЕРНАЯ СЮЖЕТИКА: К ПРОБЛЕМЕ СПЕЦИФИКИ И ТИПОЛОГИИ
стр.34-39
В числе специфических качеств оперных сюжетов в статье выделяются ориентированность на показ человека в поворотный момент его судьбы, наличие ситуаций лирического самовыражения героев, условность происходящего. Автор также предлагает оригинальную классификацию оперных сюжетов.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ФОЛЬКЛОР В КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
стр.39-42
Творческий опыт композитора-профессионала представляет собой систему взаимодействия объективного и субъективного, в которой фольклор играет особую роль. Ибо он несет в себе принципы национального художественного мышления, которые, в свою очередь, обусловливают феноменальные черты национального искусства и, соответственно, его творцов.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
стр.43-44
Ассоциации выступают как фактор взаимосвязи звукового и НЕ-звукового в музыкальном произведении, как действенный компонент творческого процесса и, соответственно, - интерпретации композитором сложившейся в его стиле (=опыте) звуковой символики.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
К ТИПОЛОГИИ СТИЛЯ ДЖАЗОВОГО ТВОРЦА
стр.45-48
Джазовое искусство в статье рассматривается в типологическом аспекте. Автор отталкивается от идеи Мартина Уильямса о существовании в джазе «интуитивных импровизаторов» и «синтезирующих композиторов». Развитие этой идеи позволяет раскрыть феномен многообразия стилевых явлений джаза и понять логику его сложной эволюции.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
МУЗЫКА И МУЗЫКАНТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ УРСА ГРАФА
стр.49-53
В статье дается образно-стилистический контекстный анализ рисунков швейцарского (принадлежащего к немецкой традиции) художника эпохи Возрождения Урса Графа, в которых изображается игра на духовых и струнных музыкальных инструментах.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ФУТУРИЗМ: ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ МАШИНЫ И МАШИНИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
стр.54-55
В статье представлены эстетические теории итальянских футуристов, в которых выражены их надежды на коренное преобразование европейского общества посредством развития техники. Показаны крайности апологетики «машинизма» как средства достижения новой эры в истории человечества.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
КОНЦЕПТУАЛ-АРТ: ИСКУССТВО КАК ИДЕЯ
стр.56-59
В статье рассматриваются социокультурные причины и условия появления концептуал-арта, который редуцировал художественное творчество и искусство до идеи произведения. Концептуал-арт положил начало доминированию в искусстве модернизма различных абстрактных арт-практик.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
МУЗЫКА В ПРОСТРАНСТВЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ: КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
стр.59-62
Необходимость лингвокультурной коммуникации - потребность времени. В качестве опор выбраны традиции Шпенглера, Тойнби, Хантингтона, Вернадского.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА В ТВОРЧЕСТВЕ УМБЕРТО ЭКО
стр.62-64
В статье раскрываются основные проблемы интерпретации, представленные в творчестве Умберто Эко, - проблема свободы интерпретатора как толкователя художественного текста, пределов интерпретации, гиперинтерпретации. Показана связь указанных проблем с эволюцией взглядов писателя на современное искусство.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
РОЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РУССКИХ СМЕХОВЫХ ПЕСЕННЫХ ЖАНРАХ
стр.65-68
Русская инструментальная культура прошла огромный путь в истории, исчезая и появляясь вновь в ином качестве. Обнаруживается, что по большей части она удерживалась в среде профессионалов и тесно взаимодействовала со смеховыми жанрами русской певческой традиции, в том числе и обрядовой. Автор выделяет две формы присутствия инструментария в контексте смеховых песенных памятников - живое звучание в исполнении сопровождения или сольных наигрышей и обозначенность в качестве символа веселья в образно-поэтическом плане вербальных текстов.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
СОЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ В КИТАЕ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
стр.68-71
В статье раскрываются особенности формирования сольного народного пения в современном Китае. Сравнивая европейское академическое и китайское традиционное пение, автор обозначает возможные пути их взаимодействия.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ СИДНЕВОЙ Т. Б. «ИСКУССТВО КАК МЕТАФОРА БЫТИЯ»
стр.72-73
В рецензии дана высокая оценка актуальности, научной новизны, теоретической и практической значимости монографического исследования профессора ННГК Сидневой Т. Б. «Искусство как метафора бытия», изданного в московском издательстве «Прогресс-Традиция» в 2013 году.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова