+
ЭВОЛЮЦИЯ АМЕРИКАНСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО МИНИМАЛИЗМА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ
стр.3-7
Статья посвящена проблеме эволюции американского музыкального минимализма - от радикальных стилевых проявлений «классической фазы» 1960-х - первой половины 1970-х годов к постминималистским тенденциям последних десятилетий. Автор фиксирует константные и мобильные характеристики направления в творчестве композиторов разных поколений, последовательно выявляя эстетические и художественные взаимосвязи с важнейшими явлениями современности (в первую очередь с ключевым стилем эпохи - постмодернизмом).
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
К ВОПРОСУ О ПЕРИОДИЗАЦИИИ КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ГУСТАВА МАЛЕРА
стр.7-11
В статье предлагается периодизация камерно-вокального творчества Г. Малера, основанная на этапах эволюции именно вокальных сочинений. Несмотря на тесную связь симфонического и песенного жанров, последний рассматривается как самостоятельная линия, хронологически не всегда совпадающая с основными этапами симфонического творчества композитора.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ЭПИЧЕСКОЕ И ЛИРИЧЕСКОЕ НАЧАЛА В ХОРОВОЙ ПОЭМЕ Б. ЛЯТОШИНСКОГО «ТЕЧЕ ВОДА В СИНЄ МОРЕ»
стр.11-15
В статье рассматривается жанр хоровой поэмы с точки зрения органичного синтеза музыки и поэтического слова. Осуществлен анализ хоровой поэмы украинского композитора ХІХ века Б. Лятошинского «Тече вода в синє море» на одноименное стихотворение Т. Шевченка из цикла «Думка». Произведение рассмотрено с позиции влияния на жанровые признаки эпического и лирического начал. Обобщены типичные для жанра хоровой поэмы черты синтеза эпики и лирики в поэтическом первоисточнике и его музыкальном воплощении.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
О БАЯННОМ ТВОРЧЕСТВЕ НИЖЕГОРОДСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
стр.15-17
Статья посвящена развитию баянного творчества нижегородских композиторов. Автор более подробно останавливается на баянном творчестве А. А. Нестерова, В. В. Владимирова, Г. Н. Комракова. Предпринимается попытка воссоздания хронологии литературы для баяна нижегородских композиторов.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
НОВАЯ МУЗЫКА И КОМПОЗИТОРСКОЕ ИСКУССТВО ЧУВАШИИ. ПУТИ ОБНОВЛЕНИЯ
стр.18-24
В статье рассматривается творчество двух чувашских композиторов - М. А. Алексеева и А. Г. Васильева, представляющих новое направление в чувашской музыке второй половины XX века. Представлен анализ двух сочинений композиторов - «48 полифонических образов» М. Алексеева и «Бабье лето» А. Васильева, показательных с точки зрения преломления эстетики новой музыки, опирающейся на национальную основу.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ВОСТОК В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ БЕРИНСКОГО
стр.24-27
Статья посвящена одной из фундаментальных линий в творчестве композитора Сергея Беринского. Автор выявляет и анализирует новые черты его стиля, появившиеся в результате увлечения Востоком. В статье дается характеристика «восточному» направлению, осмысляется его роль в контексте эстетических взглядов композитора.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКИ ХЕЛЬМУТА ЛАХЕНМАННА
стр.28-32
Статья раскрывает тенденции развития западноевропейской инструментальной музыки второй половины ХХ века. В качестве основы для анализа выбрано творчество современного немецкого композитора Хельмута Лахенманна. Рассматриваются эстетико-философские взгляды композитора, повлиявшие на создание новой композиционной технологии, приемов исполнения и нотной записи. Статья является одним из немногих исследований творчества композитора, представленных на русском языке.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
АССОЦИАЦИИ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
стр.32-35
Механизм отражения в музыке характеризуется наличием двух пересекающихся взаимосвязанных процессов: а) отражения окружающей действительности и б) отражения конструктивных возможностей (свойств) звукового материала. Музыкальный образ возникает и располагается в «точке пересечения» этих процессов, связывая в единое целое «музыкальное» и «НЕ-музыкальное». Ассоциации предстают как фактор осознания смысла и логики музыкального произведения.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
КАДЕНЦИЯ СОЛИСТА В XVIII - НАЧАЛЕ XIX ВЕКА: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
стр.36-41
В статье впервые в отечественном музыкознании рассматривается феномен каденции солиста в инструментальном и вокальном искусстве XVIII - начала XIX века: происхождение, время распространения, наличие или отсутствие образных и мотивно-тематических связей с основной частью, степень импровизационности, протяжённость.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
КОНЦЕРТ №9 (ES-DUR, K. 271) ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ В. А. МОЦАРТА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФУ ЦОНГА: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
стр.41-44
Специфика исполнения концерта Моцарта выявлена на основе сравнения трактовки Фу Цонга с интерпретациями выдающихся исполнителей ХХ столетия - Клары Хаскиль и Альфреда Бренделя. Автор формулирует некоторые принципиальные особенности исполнительского стиля китайского пианиста.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
«ТУРАНДОТ» ДЖ. ПУЧЧИНИ - ХАО ВЭЙЯ: КИТАЙСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФИНАЛА
стр.44-48
Медведева Ю.П., У Цзин Ю.
В 2008 году китайский композитор Хао Вэйя написал свой вариант финала незавершённого шедевра Пуччини - оперы «Турандот». Следование замыслам Пуччини и использование его набросков не помешало Хао Вэйя акцентировать в либретто и музыке финала китайские черты, тем самым объединив в своей партитуре традиции Востока и Запада.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОПЕРА «ДОЛИНА КРАСНОЙ РЕКИ» МЭН ВЭЙДУНА: НАЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЕВРОПЕЙСКОЙ ОПЕРНОЙ ТРАДИЦИИ
стр.49-53
Современная китайская опера активно развивается, уверенно осваивая лучшие европейские традиции этого жанра. На примере оперы «Долина Красной реки» китайского композитора Мэн Вэйдуна прослеживаются способы адаптации европейских традиций оперного жанра на уровне драматургии и композиционного строения.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
КВАРТЕТ САКСОФОНОВ МАРСЕЛЯ МЮЛЯ: К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРА
стр.53-55
Статья посвящена деятельности Марселя Мюля - выдающегося французского музыканта, во многом определившего развитие саксофонового исполнительства в ХХ веке. Рассматривается роль Марселя Мюля в становлении и развитии жанра квартета саксофонов.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
РИТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК СПОСОБ АДЕКВАТНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
стр.56-61
В статье поднимается актуальная во все времена проблема соотношения авторского (композиторского) текста музыкального произведения и его исполнительского прочтения. Адекватная (максимально тождественная замыслу) интерпретация далеко не всегда имеет место на практике, исследователь предлагает для аналитика-исполнителя своего рода «индикаторы точности» понимания прочтения. При этом предлагается опираться на возможности риторического анализа. Демонстрация таковых осуществлена на примере одного из самых репертуарных вокальных опусов отечественной композиторской школы XIX века.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА: К ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ
стр.62-64
В статье раскрываются теоретические основы формирования художественного вкуса. Показано, что обращение к данной проблеме ведет свое начало из древних культур Индии и Китая, продолжаясь в эстетических концепциях Древней Греции. В XVII веке формирование вкуса становится одной из центральных философско-эстетических проблем.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПРОЗА КАК СТИХ И СТИХ КАК ПРОЗА В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОПЛОЩЕНИИ С. ПРОКОФЬЕВА (НА ПРИМЕРЕ СКАЗКИ «ГАДКИЙ УТЕНОК»)
стр.65-70
В данной статье поставлена задача проиллюстрировать методы воплощения вербальной прозы Прокофьевым на примере музыкальной сказки «Гадкий утенок». Прокофьев старался видеть в прозаических текстах потенциал их воплощения в квадратных, симметричных, тяготеющих к периодичности структурах музыкального синтаксиса, тем самым будто придавая самой прозе черты стихотворности, стихоподобности.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПОЭТИКА КАК ТЕРМИН МУЗЫКОВЕДЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
стр.70-73
-ПОЭТИКА КАК ТЕРМИН МУЗЫКОВЕДЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ Ермакова С.С.
На основе анализа двух подходов к разработке проблемы музыкальной поэтики - структурно-содержательного и содержательно-смыслового - в литературоведении, автор предлагает новое толкование поэтики в музыковедении. Определяется содержание и внутренняя иерархическая структура понятия.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова