+
Цитаты из китайской музыки в опере Дж. Пуччини «Турандот»
стр.3-6
В партитуре оперы Дж. Пуччини «Турандот» автор обнаруживает девять тем-цитат из китайской музыки. Предлагается оригинальная классификация заимствованного материала с выделением трёх групп тем-цитат, а также даётся характеристика первоисточников
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Русский романс начала XIX века и немецкая Lied im Volkston
стр.9-12
В статье отмечается сходство русского романса начала XIX в. и немецкой Lied im Volkston, называются общие принципы жанра и причины заимствования
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Духовно-музыкальные циклы С. В. Панченко
стр.12-16
Творчество талантливого петербургского композитора рубежа XIX–ХХ столетий С. В. Панченко малоизвестно. Его духовно- музыкальные циклы, ставшие существенным вкладом в сокровищницу русской музыкальной культуры, занимают большую часть его композиторского наследия. Автор статьи впервые анализирует музыку этих циклов в контексте исторических и теоретических проблем Нового направления в русской духовной музыке, к которому принадлежит творчество Панченко.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Вокальное творчество Сергея Прокофьева: к вопросу о жанрово-стилевом своеобразии
стр.16-19
Статья посвящена вокальному творчеству С. Прокофьева. Автор рассматривает принципы работы композитора в данной жанровой сфере. В статье предпринята попытка воссоздания образа идеального «голоса», вдохновлявшего композитора
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Советская мифология в композиторском творчестве
стр.20-24
В статье рассмотрены принципы отражения советской социалистической мифологии в основных жанрах музыкального искусства. Автор ставит ряд проблем, касающихся особенностей доктрины соцреализма, сложности взаимоотношений между искусством и государством и оценки художественного наследия сталинской эпохи
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Диалогичность как тип мышления в инструментальных концертах Татьяны Сергеевой
стр.24-28
В инструментальных концертах Т. Сергеевой диалогичность представлена как основополагающий признак жанра, так и тип мышления композитора. В статье выделены характерные приемы, способы реализации принципа диалогичности на разных уровнях музыкального текста
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
О проявлении бинарности в музыковедческом мышлении (на примере научных текстов отечественных исследователей)
стр.28-32
В статье осмысливается феномен бинарности как свойство музыковедческого мышления. Выделяются три формы проявления бинарности мышления в научных текстах музыковедов. Делается наблюдение о бинарном изоморфизме мышления и исследуемого материала
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Математические методы в теории музыки – эвристические возможности и перспективы
стр.32-36
В статье анализируются основные тенденции применения математических методов исследования музыкального искусства. Специальное внимание автор уделяет изучению возможностей и перспектив развития методологии точных наук в музыкознании
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Узоры числа в акустике музыки
стр.37-39
В статье рассмотрен один из возможных принципов обработки логико-акустических (фонологических) данных музыки формальным путем. На примере консонансов показано наличие математического основания, объединяющего их числовые коэффициенты, лишь отчасти вписывающиеся в арифметическую прогрессию, вполне, однако, удовлетворяющую числовым отношениям обертонов. Коэффициенты консонансов составляют своеобразную фигуру в фигурном числе и имеют свою собственную объединяющую их математическую логику. Этот факт побуждает к поиску математической параллели фонологии музыки
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Художественная практика и теоретическая рефлексия музыкального постмодернизма: игра с рубежами и пределами
стр.40-45
Музыкальная практика и теоретическая рефлексия постмодернизма рассматриваются в ракурсе диалога-игры с классическими и неклассическими традициями. Это позволяет обнаружить ключевую роль категории границы в создании постмодернистского терминологического инструментария. Пограничные понятия «деконструкция», «языковые игры искусства», «ризома», «симулякр» и др. фиксируют особую чувствительность музыки к постмодернистскому опыту в целом
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Концепция модернизации системы обучения в классе концертмейстерства и её структурный алгоритм
стр.46-51
В статье рассмотрено современное состояние преподавания предмета «концертмейстерский класс» в системе обучения студентов высших учебных заведений, проанализированы недостатки и предложен структурный алгоритм решения проблемы с чётким определением задач каждого из направлений работы концертмейстера
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Артистизм исполнителя-инструменталиста как способ современной коммуникации (сегмент коммуникативной системы)
стр.52-56
В статье аргументируется идея об артистизме как способе наиболее полной передачи информации о смысловой концепции музыкального произведения от исполнителя к зрителю-слушателю в условиях эволюции средств и систем массовой коммуникации
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Грани художественной интерпретации музыкального произведения (на примере протестантского хорала “Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ”)
стр.57-62
Статья посвящена проблеме художественной интерпретации первоисточника, рассматриваемой на примере протестантского хорала в “Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ” («Взываю к тебе, Господи Иисусе Христе»). Анализируются основные принципы обработки данного напева И. С. Бахом в органной хоральной прелюдии фа минор (BWV 639) и фортепианные транскрипции данного сочинения более поздними авторами – Ф. Бузони, В. Кемпфом, М. Регером. Раскрывается историческая и стилевая многослойность композиторской и исполнительской интерпретации оригинального произведения
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Гия Канчели и Джансуг Кахидзе: «совместное творчество близких людей»
стр.62-65
В статье автор ставит задачу обнаружить несколько признаков, который делают творческий тандем композитора Гии Канчели и дирижера Джансуга Кахидзе не совсем обычным примером художественного взаимодействия, какие знакомы истории музыки.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Пианист и его инструмент. К истории диалога
стр.65-69
В предлагаемой статье автор обращается в первую очередь к воспоминаниям выдающихся пианистов не только XX века, но и предшествовавшего ему. Кроме того, в статье анализируется редко цитируемая литература, связанная с именами ведущих руководителей фортепианных фирм, мастеров и настройщиков
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Об избранных статьях книги В. П. Морозова «Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров
стр.70-72
Автор рецензии предлагает комментарий к материалам изданной в 2013 году книги «Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров. Сольное, хоровое пение, сценическая речь» (автор-составитель В.П. Морозов).
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова