Статья посвящена рассмотрению специфики нижнечепецкого диалекта, который формировался в условиях изолированности от основного ареала распространения удмуртских диалектов. Для удмуртской диалектологии актуально выявление основы и места данной территориально-языковой разновидности в северном диалектном пространстве удмуртского языка. Осуществляется анализ морфологических маркеров нижнечепецкого диалекта. Большое внимание уделяется описанию особенностей, отличающих исследуемый диалект от других говоров северноудмуртского ареала. Рассматриваются специфические черты в образовании форм мн. ч. имени существительного, в частности, в использовании маркеров -ос и -йос , употребление которых не представляет единства в говорах нижнечепецкого диалекта. Выявляются особенности в количественном составе падежей. Анализируется функционирование серии вторичных местных падежей с показателем -н' -. Специфика нижнечепецких говоров проявляется в способах выражения компаратива и интенсива прилагательных. Освещаются особенности некоторых разрядов местоимений, прослеживающиеся преимущественно в словоизменении. Подробно анализируются также специфические явления в области числительных и глаголов. Большое внимание уделяется формальным морфологическим различиям. Проводится последовательное сравнение языковых фактов нижнечепецких говоров с аналогичными явлениями северных диалектов и других удмуртских говоров. Приведенные данные показывают, что по ведущим морфологическим особенностям нижнечепецкий диалект наиболее близок среднечепецким говорам северноудмуртского наречия. Исследование основано на материалах, собранных автором в результате нескольких экспедиций 2014-2015 гг. к нижнечепецким удмуртам.
Ежегодник финно-угорских исследований
2017. — Выпуск 1
Содержание:
В статье рассматриваются удмуртские названия крота обыкновенного , или европейского ( Talpa europaea ), зафиксированные в диалектах и письменных источниках, показываются границы территориального распространения его наименований, анализируется их словообразовательная структура, дается этимологическая характеристика компонентов, определяются основные принципы номинации. Все названия крота, созданные самим удмуртским народом, в удмуртских диалектах представляют собой двухсоставные слова. Наиболее продуктивная словообразовательная модель - «причастие + существительное шыр ‘мышь’». Слова преимущественно образованы на базе исконной лексики, но имеются заимствования из русского и татарского языков. Все они возникли в период самостоятельного развития удмуртского языка.
Ключевые слова
В статье рассматривается семантика дома и его «ока» во внешний мир - окна. На их примере выявляется характерная для традиционной культуры оппозиция «свое» - «чужое». Дом, входя в систему окультуренного пространства, связан с эмоциональной стабильностью человека. Покидая его, человек лишается защиты, теряет чувство укорененности, что приравнивается к своеобразной смерти. В связи с этим в текстах лирических необрядовых песен родной дом становится не только эквивалентом красоты, но и выражением психологической устойчивости. Окно - образ, с помощью которого появляется возможность раскрыть внутренние переживания лирического героя (на стыке «видимого внешнего» и «невидимого внутреннего»). Особенно ярко это раскрывается в виде устойчивого формульного выражения укно улын / укно дурын ʽпод окном / у окнаʼ.
Ключевые слова
Мировоззрение северян, формировавшееся на протяжении тысячелетий, отражается в национальной мифологии и фольклоре. Архаический фольклор через обряды и ритуалы сохранил живое бытование, а в сообществе с ним сохраняется мифологический взгляд на мир. Для Ювана Шесталова постижение глубин исторической памяти народа происходило на основе преданий, легенд, сказаний и мифов манси. Взаимодействие его творчества с фольклором проявляется и на основе всех его жанров, и в особенностях повествования, и в характеристике героев, сюжетопостроении и композиции произведений, в языке и стиле. Безусловно, на разных этапах творчества отношение к фольклору у Шесталова менялось. Поначалу преемственность с традицией подчеркивалась введением в художественный текст мифологических образов Менгква, Танварпэквы, Хыньотыра и др., через которые в основном раскрывались чувства автора и отношение к ним. При этом некоторые из фольклорных персонажей, такие как Миснэ, Мир-суснэ-хум, Отыр, придавали авторскому образу большую значимость и емкость. В позднем творчестве (в романе-камлании «Откровение Крылатого Пастора») Шесталов, отдельными штрихами и образами воссоздавая личную драму, отождествляет себя с образом Крылатого и Ногастого Пастора (в мансийской мифологии это две души одного человека), а также с Мир-суснэ-хумом. Это позволяет автору раскрывать специфику мифологического сознания народа, черты национального характера; передать отношение героя к родной культуре, к национальным проблемам. Мифологические образы помогли писателю выработать собственную философскую концепцию.
Ключевые слова
В cтатье предпринята попытка реконструировать жизнетворческие стратегии Кедра Митрея (Д. И. Корепанов), цель которых мы определяем как стремление повествователя (= автора) приобщиться к творческой интеллигенции. Проанализировав инвариантные модели жизненного и творческого поведения, характерные для общероссийской демократической интеллигенции, мы обнаруживаем общее и особенное в индивидуальной реализации этих стратегий в жизнетворчестве исследуемого нами автора. В формировании стратегии поведения Кедра Митрея значительное место занимает решение вопроса о сущности бытия. Позиционируя себя как атеиста, он ориентируется на известные литературные модели. Если идея самоубийства как жеста отрицания несовершенного устройства мира соответствует модели поведения романтика-максималиста, известной по произведениям Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, то отказ от мысли о самоубийстве ведет к поискам путей примирения с действительностью. Кедра Митрей следует толстовской идее Бога как милосердия и любви к ближнему. Он находит смысл жизни в служении обществу, и через это - в самосовершенствовании , понимаемом им как личная польза. Кедра Митрей приходит к пониманию и приятию действительности путем соединения идей Л. Н. Толстого и Н. Г. Чернышевского. Объектом нашего анализа являются произведения Кедра Митрея 1910-1914 гг.: рассказы, фрагмент неоконченного романа «Дитя больного века» и публицистические статьи. Рукопись автобиографической повести [1] рассматривается нами как основной источник для характеристики философско-нравственных взглядов молодого Кедра Митрея. По мере необходимости примеров используется текст автобиографической повести, опубликованный в авторской редакции, но сокращенный [2].
Ключевые слова
Проблема рецепции евангельских сюжетов широко разработана на материале классической русской литературы. В настоящее время возникла необходимость изучения этой темы в контексте произведений финно-угорских писателей. В статье рассматриваются особенности трансформации мотива «блудного сына» в творчестве Леа Хело, одного из первых финноязычных поэтов Карелии. Исследуются компоненты библейской притчи в нехристианском контексте, в связи с чем используется метод мотивного анализа на уровне архетипа. Учитывается влияние индивидуального авторского начала, а также элементов национальной культуры на трансформацию мотива. Представлена иная модель бытия, связанная с кризисным, переломным моментом в истории. Сделан вывод о новом семантическом наполнении вечного сюжета евангельской притчи.
Ключевые слова
Краеведы-энтузиасты Удмуртии (Вятской губ.) кон. XIX в. активно откликались на призывы общественных организаций и научных учреждений вести археологические исследования местного края. На вопросы программ Московского археологического и других научных обществ, присылаемых в уезды через Вятский статистический комитет, отвечали не только уездные чиновники, но и другая образованная часть населения: учителя, священнослужители, любители-краеведы. Стараниями А. А. Спицына, Н. Г. Первухина, Г. Е. Верещагина, Е. А. Корепанова и др. памятники старины бассейна рек Кама, Вятка, Чепца внедрены в российский научный контекст. Современные ученые по-прежнему высоко оценивают их как источники для научных реконструкций. Значимое место в описаниях археологических древностей отводилось историческим и религиозно-мифологическим сведениям. Стали известны устные предания об истории возникновения и этнической принадлежности древних ландшафтных объектов. Исследователи зафиксировали способы сакрализации и окультуривания археологических памятников, описали культовые действия, выполняемые местным населением на этих памятниках. Сопоставление сведений исследуемого периода с современными полевыми материалами позволяет констатировать факт бытования культовых памятников и сакральных объектов старины в окрестностях сельских поселений и удостоверить активное включение таких объектов в социокультурную жизнедеятельность удмуртов.
Ключевые слова
Основа работы - полевые материалы автора, собранные среди бесермян, коренного малочисленного народа, проживающего компактно на северо-западе Удмуртии. В статье рассматривается символика каши из круп и место этого блюда в современных молениях, во время посещения почитаемых мест и святилищ, в некоторых семейных и календарных обрядах, современных общественных праздниках бесермян. Каша наравне с хлебом - это важный пищевой символ в культуре бесермян. Упоминается уже в ранних источниках как основа повседневного питания и ритуальное блюдо. Видовое разнообразие зависит от круп и основы каши - молоко или мясной бульон. Обрядовые каши варят на бульоне из мяса жертвенного животного или птицы. Часто каша - основное или единственное обрядовое блюдо, определяющее не только характер застолья, но и название события. Она остается распространенным повседневным кушаньем, воспринимается как символ достатка, характеризует этнические традиции питания, остается ритуальным блюдом многих современных праздников.
Ключевые слова
Авторами статьи поставлены во многом новые для Удмуртии проблемы: обращение к изучению традиционной культуры удмуртских поселений через интеграцию археологии и этнографии, а также верификацию «живой» культуры археологическими методами. До сих пор такие исследования выполнялись для поздних удмуртских и русских могильников и культовых мест. Объектом нового исследования стали деревни и урочища, располагающиеся на особо охраняемой природной территории в Шарканском районе УР, в природном парке «Шаркан». Из-за малочисленности исторических сведений, этнокультурная история удмуртов в начале их включения в орбиту русской государственности (XV-XVII вв.) весьма противоречива. Наши знания о заселении северо-восточных районов современной Удмуртии ограничиваются фрагментарными материалами, собранными историками и языковедами, из чего следует приоритетная роль в нем удмуртских родов Пурга, Чабья, Чола, Докья. Наполнить эту информацию конкретными историческими событиями и представлениями о культуре жизнеобеспечения способно только комплексное археолого-этнографическое исследование стремительно исчезающей «натуры». Первый опыт такого изучения был предпринят в 2014-2015 гг. научными сотрудниками и студентами кафедры археологии и истории первобытного общества УдГУ. Разведочные работы, направленные на локализацию мест самых ранних удмуртских поселений, установление степени сохранности культурного слоя и сооружений в их границах, изучение предметов материальной культуры и сбор устной информации показали значительный информационный потенциал таких исследований. В статье высказаны предложения для дальнейшей работы по изучению местной истории и культуры и использованию полученных материалов с целью позиционирования имиджа района и его социально-экономического развития.
Ключевые слова
Рассматривается один из важнейших компонентов венгерской системы музыкального образования, конкретнее: венгерского сольфеджио - пентатонная мелодика. Выдающиеся венгерские композиторы XX в. - Б. Барток и З. Кодай - обнаружили в старинной национальной музыкальной культуре крестьянские песни с пентатонной ладовой организацией. Пентатоника стала той основой, на которой построено музыкальное образование в современной Венгрии. Наряду с венгерскими песнями в эту систему была включена пентатонная мелодика других народов, в большинстве - марийская. Не одно десятилетие Кодай работал над созданием учебного материала для своих учебных пособий по сольфеджио. Он сочинил множество вокальных миниатюр - упражнений, художественное достоинство которых было высоко оценено венгерскими музыкальными педагогами. Часть этих миниатюр на бесполутоновой ладовой основе вошли в сборник «333 упражнения. Введение в венгерскую народную музыку». Два других известных учебных пособия Кодая: «Пентатоническая музыка» и «Венгерское двухголосие» - основаны на народной музыке: венгерской, марийской, чувашской. Интерес к марийским песням возник у Кодая не случайно. Барток и Кодай обратили внимание на удивительное сходство старинного венгерского музыкального фольклора с марийской мелодикой. Это проявлялось в их интонационно-ладовой, ритмической и структурной общности. Марийские мелодии Кодай взял из сборников народных песен марийского лингвиста и этномузыколога В. Васильева, изданных в 1919 и 1923 гг. Марийские мелодии вошли в 3-ю тетрадь «Пентатонической музыки» и в 4-ю тетрадь «Венгерского двухголосия». С целью идентификации марийских мелодий в сборниках Кодая было проведено их атрибутирование. Удалось сопоставить подавляющее большинство «безымянных» марийских мелодий из учебных пособий Кодая с подлинными фольклорными образцами, зафиксированными Васильевым. Марийские мелодии, органично вошедшие в венгерскую систему музыкального образования, стали предметом изучения и в других странах, где применяется эта система.
Ключевые слова
Статья посвящена проблемам изучения певческих традиций народов Карелии. В центре внимания авторов - специфика тембра, артикуляции и интонирования коренных финно-угров края: карел и вепсов. Наблюдения исследователей позволяют сформировать представление о тембро-артикуляционных моделях изучаемых певческих традиций, важных в формировании этнического стиля. В работе применен комплексный междисциплинарный подход, включающий различные исследовательские методы с использованием современных информационных технологий и данных музыкальной акустики и антропологии.
Ключевые слова
На основе личной переписки и архивных документов о составе фонда Усть-Сысольской общественной библиотеки произведена реконструкция собрания книг по филологии из личной коллекции составителя «Русско-зырянского словаря» Н. П. Попова (1801-1877). Дана общая характеристика языковых словарей, которыми Н. П. Попов и его соратники руководствовались в своих лексикографических изысканиях. Определена роль научных интересов Н. П. Попова, оказавших влияние на формирование отдела «Филология» Усть-Сысольской общественной библиотеки.
Ключевые слова
В статье анализируется орнамент сибирских татар, расположенный в верхней части манускрипта, введенного Р. Х. Рахимовым в научный оборот в 2005 г. под названием «Грамота хранителя Юрумской Астана». Цель статьи - изучить орнамент как культурный феномен, объединяющий исламские и ханты-мансийские культурные компоненты, в сравнении с образцами классического обско-угорского и исламского искусства, что приводит к заключению, что по строению и цветовой гамме он больше тяготеет к хантыйской культуре, чем к исламской, и отражает не бытовые представления, а шаманско-религиозные. Однако, поскольку этот орнамент украшает арабский манускрипт сакрального содержания, заверенный классической мусульманской «Печатью Пророка», то подтверждается культурно-историческая связь сибирских татар с обскими уграми.
Ключевые слова
В статье рассматриваются историко-архитектурные особенности сарапульской земской больницы на основании выявленных в ходе научно-исследовательской работы автором документов Государственного архива Кировской области (г. Киров). В фонде Вятского губернского правления (строительное отделение) обнаружены документы, свидетельствующие о достоверном облике сарапульской земской больницы, построенной земством в 1871 г., об особенностях исторического развития, проектирования и стадий строительства. Ценным компонентом является и подтверждение авторства постройки: проект здания разработал архитектор М. С. Купинский. Также характеризуется роль Сарапульского земства в формировании и развитии системы здравоохранения в городе. Выясняются вопросы устройства зданий больницы в г. Сарапуле, прослеживаются этапы становления системы больничного устройства. Автор выясняет влияние больничных зданий на складывание архитектурного облика Сарапула, анализирует местоположение и связанные с ним проблемы формирования городского пространства.
Ключевые слова