В статье анализируются структурные типы словообразовательных моделей номинантов флористических лексем мордовских (эрзянского и мокшанского) литературных языков и их диалектов, функционирующие на территории Республики Мордовия и за ее пределами в местах компактного проживания эрзи и мокши. Изучение вопросов диалектной лексики входит в комплексное междисциплинарное исследование проблем финно-угроведения, выполняемое учеными университета. Актуальность подобных исследований обусловлена прежде всего научным изучением лингвистического аспекта составной части общенародного словаря, то есть задачей, имеющей первостепенное значение для финно-угорских языков. Учитывая, что диалектные названия относятся к части словаря, наиболее быстро выходящей из употребления, необходимо планомерно и корректно зафиксировать их, систематизировать и изучить. Такова одна из главнейших задач современной лингвистики. В Мордовском госуниверситете обозначенные проблемы относятся к числу второго приоритетного научного направления; им уделяется особое внимание. Ученые филологического факультета на протяжении нескольких десятилетий активно собирают и систематизируют диалектологический материал в местах проживания мордвы (мокши и эрзи) в Республике Мордовия и за ее пределами. Ими накоплен богатейший материал, отраженный в диссертационных работах и отдельных научных изысканиях.
Ежегодник финно-угорских исследований
2016. — Выпуск 2
Содержание:
В статье рассматривается ряд особенностей фонетической синтагматики в нижнечепецком диалекте удмуртского языка. Особое внимание уделяется явлениям, общим для говоров нижнечепецкого диалекта, с одной стороны, и / или имеющим ограниченное распространение в группе исследуемых говоров, с другой. Рассматриваются характерные явления в системе вокализма и консонантизма, анализируются наиболее типичные для говоров звуковые изменения и процессы. Из фонетических особенностей отмечены различные виды ассимилятивных явлений гласных и согласных, выпадение звуков, аффрикатизация, озвончение и др. Также выявляется территориальная распространенность диалектных модификаций фонетической синтагматики. Последовательно сравниваются языковые факты нижнечепецких говоров с аналогичными явлениями северных диалектов и других удмуртских говоров. Приведенные данные показывают, что ведущие фонетические особенности нижнечепецкого диалекта наиболее сближают его со среднечепецкими говорами северноудмуртского наречия.
Ключевые слова
Целью данной статьи является актуализация и уточнение некоторых аспектов, существенных при анализе и классификации так называемого «средиземноморского» или «доиндоевропейского» наследия Южной Европы по отношению к индоевропейским, уральским и алтайским языкам, которые иногда исследуются с точки зрения «ностратических», «протобореальных» или «евроазиатских» языков. Данный подход является доминирующим в лингвистических исследованиях последних десятилетий.
Ключевые слова
«Калевала» - самое известное и самое переводимое финское произведение. Первые попытки переложения эпоса на коми язык относятся к 1920-м г. Систематическая работа по его переводу и публикации велась в 1980-90-е гг. Коми переводчики «Калевалы» (как и другие) в ходе работы столкнулись с определенными трудностями, связанными в первую очередь с особенностями формы и языка финского эпоса.
Ключевые слова
Работа посвящена исследованию семантики выражения ӵуж уӵы ‘желтый соловей’, а также образу соловья в удмуртском песенном фольклоре. На основе анализа текстов удмуртских песен и сравнения их с татарскими делается вывод, что образ «желтого соловья» зародился в недрах татарской песенной культуры, откуда проник в удмуртский фольклор. Формированию этого образа способствовало несколько причин:1) близость звуковых комплексов двух татарских слов - сайрый ‘щебечет, поет’ и сары ‘желтый’; 2) скрытный образ жизни соловья; 3) культурно-психологическое значение желтого цвета. Уточняется также возникновение названия птицы - уӵы. Анализ песенных текстов позволил выявить символику соловья в народной культуре. Чаще всего он предстает как символ любви (любовных переживаний, любимого человека), и в этом отношении ассоциируется прежде всего с молодостью, весной. Кроме того, образ соловья наделен брачной символикой (что находит параллели в русской народной культуре), а также некоторыми другими символами. Образ «желтого соловья», в отличие от «обычного», более яркий, эмоционально насыщенный, в первую очередь связанный с положительными эмоциями, переживаниями, но нередко выступающий и как символ печали, светлой грусти.
Ключевые слова
Отличительной чертой литературы Карелии на протяжении всего столетия является многоязычие, а точнее билингвизм, который чаще всего встречается среди писателей, пишущих на национальных языках. В статье анализируется творчество поэта-билингва Р. Такала, в поэзии которого часто встречаются калевальские мотивы. Под «калевальскими мотивами» здесь подразумевается не только стихотворный размер так называемой «калевальской метрики», но и образы эпоса «Калевала», а также мифической страны и современного поселка. Р. Такала вошел в литературу Карелии через русский язык. Его финноязычное творчество проявилось позднее. Несмотря на это, он остается одним из самых ярких поэтов 1960-1970-х гг.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу исследованию пьесы известного коми поэта Нины Обрезковой, раскрывает оригинальность и самобытность художественного мировидения автора, обнаруживает глубинные интертекстуальные связи текста с традициями коми литературы, а также стремление современной коми драматургии к обновлению. Автор статьи выявляет пути обновления национальной драматургии.
Ключевые слова
В статье рассматривается деятельность этнографа-финно-угроведа М. Т. Маркелова, направленная на организацию и проведение экспедиций к мордве, удмуртам, марийцам в сер. 1920-х - нач. 1930-х гг. Авторы обращаются к забытым страницам истории отечественной этнографии, анализируют научные заслуги М. Т. Маркелова в этнологическом и фольклорном изучении финно-угорских народов. Статья помогает осознать масштаб личности репрессированного ученого.
Ключевые слова
Основа работы - материалы полевых исследований автора среди восточных хантов в 2002-2015 гг. Территория исследований охватывает ареал традиционного проживания восточных хантов в Среднем Приобье - бассейны рек Аган, Тромъеган, Пим, Лямин, Большой и Малый Юган. За последние 40 лет мощное промышленное освоение, урбанизация и изменение демографической обстановки в Среднем Приобье стали главными факторами трансформации мировоззрения и традиционной культуры восточных хантов. С нач. XXI в. на эти процессы стали влиять появление сотовой связи, интернета и других средств коммуникаций. Проживание коренных жителей в городах и поселках вне лесных стойбищ разрушает передачу традиции от старшего поколения к младшему. Изменения коснулись глубинных аспектов хантыйской культуры, связанных с традиционным мировоззрением и религией. В статье рассматриваются изменения в обрядовых практиках восточных хантов, дается оценка миссионерской деятельности неопротестантских церквей, а также экономическим и социальным факторам, влияющим на традиционную религиозную сферу. Приводятся примеры адаптации традиционной религии к современным условиям.
Ключевые слова
В отечественной этнографии несправедливо мало внимания уделяется ранним визуальным графическим источникам. Существующие источники нуждаются в подробном историко-этнографическом анализе. В данной статье рассматриваются изобразительные источники XVII в. по этнографии финно-угорских народов Поволжья, до настоящего времени слабо введенные в научный оборот. Анализируются изображения удмуртки и марийки в альбоме рисунков, сделанных художниками из состава посольства австрийского императора Леопольда I в Москве под руководством А. Мейерберга (1661-1663 гг.). Цель работы - введение этих изображений в научный оборот как полноценного исторического источника. Степень его достоверности определялась через сопоставление особенностей облика изображенных удмуртки и марийки с информацией, содержащейся в текстах XVI-XVII вв., с этнографическими материалами XIX-XX вв. по традиционной одежде народов Поволжья, с синхронными материалами по одежде русских. Анализ показал, что изображения достоверно передают особенности женской одежды удмуртов и марийцев и ее декора, а в их основе лежали рисунки, сделанные с натуры. В связи с тем, что А. Мейерберг не посещал Поволжья, не упоминал о встречах с удмуртами и марийцами в подробных описаниях своего путешествия, и, учитывая то, что он имел в Москве доступ к различным русским источникам, использовал их и вставлял сделанные с них переводы в свой текст, автор статьи предполагает, что эти изображения художники А. Мейерберга скопировали с московского оригинала. Анализ самих изображений, несколько отличающихся от остальных в альбоме А. Мейерберга, поддерживает наше предположение.
Ключевые слова
Статья посвящена легендам о Золотой Бабе и удмуртским параллелям, сохранившимся среди слободских удмуртов Кировской обл. Предания свидетельствуют о паломничестве к ее святилищу, чтобы вымолить у нее счастье. Рассматривается проблема достоверности сведений, приведенных в легендах. Многочисленные труды археологов, историков и этнографов свидетельствуют, что у народов Урала существовал культ женского божества плодородия, имевший распространение на широкой территории: от Русского Севера до северо-западной Сибири. Отмечено, что меньшую территорию занимает область, в которой функционировали женские капища - бассейны Чепцы, Вычегды и Печоры, Оби, Верхнее Прикамье. Согласно археологическим исследованиям, местом наибольшей концентрации средневековых находок с изображением женского божества, как и ареалом локализации больших общественных святилищ для поклонения женскому божеству плодородия, является Приуралье. С позднего средневековья культ архаичной богини здесь постепенно замещается почитанием святой Параскевы-Пятницы или Богородицы. Приведенные материалы показывают, что в средневековье Чердынский край в Приуралье служил крупным религиозным центром уральских народов. Судя по научным изысканиям сибирских этнографов в святилищах обских угров, что дохристианская традиция изготовления женских идолов и поклонение женским божествам сохраняются в Зауралье вплоть до наших дней. Приведенные сведения позволяют заключить, что в основе преданий могли лежать исторические факты паломничества удмуртских посланников к Золотой Бабе. Удмуртские легенды отражают существование давних духовных связей между удмуртским населением и коми, а также обскими уграми Зауралья.
Ключевые слова
Статья посвящена процессам создания оперы Г. Корепанова «Наталь». Сравнивая повесть Ф. Кедрова «Катя» с либретто оперы «Наталь», автор показывает различие трактовок в изображении главной героини, а также разнящиеся финалы этих произведений. Наталь Г. Корепанова - лирическая героиня, не столько действующая, сколько переживающая о своей судьбе. Предложенные в процессе постановки оперы изменения образа (гибель героини) и присоединение хорового финала-апофеоза, прославляющего светлое будущее родного края, вынудили композитора превратить поступок Наталь в героическую жертву и, следовательно, героизировать образ. Опера Г. Корепанова рассматривается в контексте эпохи: 1961 г. стал началом формирования «кодекса строителя коммунизма». Идея светлого будущего и статус «первой удмуртской оперы» повлияли на формирование концепции произведения, вынуждая композитора радикально изменить трактовку образа главной героини. Для того чтобы судьба главной героини стала героической, потребовалась ее жертвенная гибель. В то же время, «первая удмуртская опера» не могла завершиться трагическим финалом. Так появился хоровой финал-апофеоз, прославляющий будущее страны. В таком виде опера ассоциировалась с официально принятой «национальной патриотической оперой» «Иван Сусанин», а статус композитора приравнивался к статусу «удмуртского Глинки». Близость к русской опере дополнялась не только хоровым заключением, но и его структурой: в центре хорового апофеоза помещено трио солистов. Но, в отличие от трио «детей» Ивана Сусанина, оплакивающих героический подвиг отца, в хоровом финале «Наталь» лишь подчеркивалась основная идея произведения - путь к светлому будущему. На основе воспоминаний о премьерной и последующих постановках оперы в статье реконструируются процессы интерпретации образа Наталь. Анализируются попытки (в работе с композитором) создать певицами лирический образ вопреки сложившейся в сценическом решении его героической интерпретации.
Ключевые слова
Статья посвящена юбилею известного композитора Александра Германовича Корепанова. В ней рассматриваются творческий путь художника, особенности его творчества, анализируется музыкально-общественная деятельность.
Ключевые слова
В статье рассматривается опыт творческой работы И. А. Сазыкиной, художника по костюму. Рассмотрена, в частности, комплексная этнокультурная проблематика проектирования современных сценических костюмов, где вопросы обоснованного формирования сакрально-смысловых композиций и отдельных элементов стоят на одном из первых мест. Повествование иллюстрировано авторскими работами Ирины Анатольевны Сазыкиной, выполненными для ведущих эстрадных фольклорных творческих коллективов и отдельных исполнителей Удмуртской Республики.