+
ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ АКУСТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В РАННЕЙ ПРОЗЕ А. ГРИНА
стр.9-17
В статье рассмотрены фоностилистические особенности, смысловые значения акустических образов в ранних рассказах А. Грина-реалиста. Сделан вывод об их повышенной композиционной роли. Акцентируется внимание на лексике с акустической семантикой, на ономатопее как звукоподражании и смыслоподражании. Описаны средства достижения звуковой полифонии в изображении пейзажей и эмоциональных состояний, сюжетосложении. Определена роль аллитераций, темпоральных характеристик акустических образов, сочетания автологических и ассоциативных образов, вариативной функциональности диалоговых реплик. Проанализированы просодические особенности повествования. Дана характеристика мотивов тишины и музыки, отмечена их смыслообразующая роль в содержании рассказов.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
АЛЕКСАНДР БЛОК И НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ В ПЕТРОГРАДСКОМ СОЮЗЕ ПОЭТОВ
стр.18-59
В настоящей работе предлагается детальная реконструкция истории петроградского Союза поэтов, в учреждении которого активно участвовали Александр Блок и Николай Гумилев. Особое внимание уделяется их литературной и организационной деятельности в рамках Союза поэтов, а также их взаимоотношениям, впоследствии получившим мифологическое обрамление благодаря ненадежным мемуарам и доверчивости биографов обоих поэтов. Материалом для статьи послужили архивные документы, журнальные статьи и газетная хроника 1920-1921 гг., а также доступные теперь в автографах «Записные книжки» А. Блока, ранее известные лишь в купированном подцензурном издании Вл. Орлова.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
AUTOMATED METHOD OF HYPER-HYPONYMIC VERBAL PAIRS EXTRACTION FROM DICTIONARY DEFINITIONS BASED ON SYNTAX ANALYSIS AND WORD EMBEDDINGS
стр.60-75
Antropova O.I., Ogorodnikova E.A.
This study is dedicated to the development of methods of computer-aided hyper-hyponymic verbal pairs extraction. The method's foundation is that in a dictionary article the defined verb is commonly a hyponym and its definition is formulated through a hypernym in the infinitive. The first method extracted all infinitives having dependents. The second method also demanded an extracted infinitive to be the root of the syntax tree. The first method allowed the extraction of almost twice as many hypernyms; whereas the second method provided higher precision. The results were post-processed with word embeddings, which allowed an improved precision without a crucial drop in the number of extracted hypernyms. Key words: semantics, verbal hyponymy, syntax models, word embeddings, RusVectores
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
МОРФОЛОГИЯ И ЛИНЕЙНЫЙ ПОРЯДОК АТРИБУТИВНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
стр.76-91
Статья посвящена обсуждению линейного порядка атрибутивных прилагательных различного морфологического состава. Описано исследование, проведенное на корпусе текстов, написанных на старославянском, древнерусском и старорусском языке. Результаты показывают, что прилагательные с разными суффиксами имеют разные тенденции линеаризации.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
МЕТОД СИНТАКСИЧЕСКОГО ПРАЙМИНГА В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ
стр.92-120
В данной работе описано явление синтаксического прайминга, т.е. тенденция говорящего повторять синтаксическую конструкцию высказывания, произнесенного им самим или его собеседником незадолго до этого. Рассмотрены основные теоретические понятия, экспериментальная методология, синтаксический материал, так называемый эффект опорного слова, различия в результатах при использовании методов порождения и понимания речи, а также основные теоретические модели синтаксического прайминга. Подробно описаны эксперименты с билингвами. Представлены результаты исследования посессивных конструкций, выполненного на материале русского языка.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ГРАММАТИКА СЛОВЕСНОГО ОБРАЗА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАНЦЕВ ВОСПРИЯТИЮ РУССКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
стр.121-135
Словесные образы присущи художественным текстам; понимание многих особенностей словесных образов представляет трудность для изучающих русский язык как иностранный. В настоящей статье рассмотрены грамматические средства («грамматика») словесного образа как один из факторов сложности художественного текста. Описаны стратегии, которые могут использоваться учащимися для преодоления трудностей восприятия лексико-грамматической и образной структуры художественного текста на русском языке. Приведены результаты эксперимента, направленного на выявление уровня восприятия иностранцами грамматических средств создания словесных образов. Предложены упражнения, развивающие навыки и умения восприятия грамматического аспекта словесных образов, ориентированные на средний и продвинутый этапы изучения русского языка. В качестве примера рассматриваются словесные образы стихотворения С.А. Есенина «Береза».
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова