В статье рассматривается миф о Богородице в рамках живописного сюжета романа Ф.М. Достоевского «Бесы». Исходя из функций картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна», выявляется еще одна линия в живописном сюжете - миф о Богородице, являющийся частью православной традиции. Вслед за Вяч. Ивановым исследуются основные особенности этого мифа, связанные с несколькими героями: Марьей Лебядкиной, Федькой Каторжным, Лямшиным и, конечно, хроникером. В структуре мифа о Богородице речь идет об именном сюжете, реализуемого по отношению к трем героиням: Марье Лебядкиной, Марье Шатовой и Матреше. Кроме того, обращается внимание на повествовательную структуру, анализ которой позволяет вычленить механизм создания мифа о Богородице хроникером и соотнести его с жанром провинциальной хроники.
Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология
2016. — Выпуск 2
Содержание:
Многие произведения М. Горького, написанные на рубеже ХIХ-ХХ в.в., можно отнести к тем новаторским художественным явлениям, которые возникли в результате синтеза романтизма и реализма. В рассказах, ориентированных на «правду жизни» («Емельян Пиляй», «Коновалов», «Супруги Орловы», «Кирилка», «Трубочист» и др.), писатель перестраивает реалистическую традицию, обращаясь к романтическим формам художественного отображения действительности. Он нарушает принцип социально-исторического детерминизма, обязательный для реализма XIX в. В результате герой обретает свободу от «обстоятельств», изначально формирующих его жизнь. Он стремится разрешить «последние» вопросы бытия, найти «конечные» смыслы жизни, совершает героизированные поступки. Писатель строит сложный, но не эволюционирующий характер. Его герой статичен. Он изображается не в быту, а в экстремальной ситуации, в момент абсолютного проявления своих человеческих качеств. Это делает его аналогичным героизированной романтической личности, противостоящей в своем стремлении к «абсолюту» остальным персонажам произведения. Событие в вышеназванных рассказах является способом оценки героя. Оно носит экзистенциальный характер. Именно в нем проявляются не социальные, а идеальные качества героя.
Ключевые слова
В представленной статье выявлены средства и способы репрезентации крымскотатарского мира в произведениях крымского цикла И. Шмелёва. Этот мир проанализирован сквозь призму имагологической оппозиции своё - чужое . В романах И. Шмелева Крым не романтизирован, как это было у большинства писателей ХIХ-начала ХХ вв. Он воспринят изнутри, через личную трагедию. На характер изображения крымскотатарского мира повлияло не только знакомство И. Шмелева с культурой и историей крымских татар, но и его христианское мировосприятие с присущей последнему толерантностью к другим народам.
Ключевые слова
В статье исследуются стихотворения цикла одного из загадочных поэтов современности Олега Тарутина «Гость Антарктиды», написанные им во время участия в антарктических экспедициях. Рассматривается мотивный (в том числе мотив смерти, мотив тоски по родному пространству и любимым людям) и образный (человеческие, природные, бытовые образы) строй поэтического цикла. Выявляются особенности композиции цикла, определяется функциональная значимость ключевых мотивов и образов. Также характеризуется субъектная организация стихотворений и прослеживаются изменения в мировосприятии и мироощущениях лирического героя. Анализируются композиционные особенности лирических текстов и цикла в целом, также выявляются особенности приема антитезы как принципа построения стихотворений и цикла. Прослеживаются семантические взаимосвязи с фольклором и литературой XX века.
Ключевые слова
В статье рассматривается ключевое противоречие образа Жанны д’Арк в русскоязычной художественной литературе: мученица свободы со страниц советского школьного учебника и глубоко верующая христианка, отдавшая жизнь за короля. Средством увязать эти две несводимые сущности было для авторов перенесение этого конфликта во внутренний мир изображаемой ими героини, приобретающей черты сложной личности с мятущейся душой, что, в конечном итоге, приводит ее к трагическому финалу. Она становится жертвой предательства, замыкая образный круг русскоязычной литературы привычной кодой. Памяти Карла Ристикиви посвящается
Ключевые слова
Словакия находится в зоне контакта западных и восточных культурных потоков, значительна ее роль в осуществлении культурного трансфера. Современный словацкий поэт В. Купка пишет по-русски, активно занимается переводом русской поэзии на словацкий язык. Опираясь на идеи Яна Коллара, Людевита Штура, Д. Дюришин выдвинул концепцию литературных общностей славянских народов. Творчество В. Купки неразрывно связано с Пряшевской Русью - областью в Восточной Словакии, где проживает значительная часть русинов. Пряшевские русины родственны другим группам русинов, проживающих в Украине, Сербии, Польше, Венгрии, Румынии. Ведущую роль в этническом самоопределении играет русинский язык, кодифицированный в 1995 г. Особенность русинского языка - большое количество сохранившихся церковнославянизмов и, кроме того, влияние языков окружающих этносов (словацкого, венгерского, украинского). Так уже на языковом уровне наблюдается процесс межкультурного диалога. Творчество В. Купки показывает, что словацкая культура использует традиции русской поэзии: развиваются творческие контакты, существуют дружеские связи, учитываются тенденции современного русского литературного процесса. В статье демонстрируется сходство поэтических приемов Купки с поэтикой минималистов, анализируются традиции скоморошества и авангарда, исследуется метафизическая составляющая творчества. Доказывается, что поэзия прешовского автора перекликается с творчеством таких персон уральской культуры, как Старик Букашкин и Леонид Тишков.
Ключевые слова
Статья посвящена вопросам художественного своеобразия и литературного контекста готической драмы Мэтью Грегори Льюиса «Призрак замка». Рассматриваются образы, попадающие под эстетическую категорию «новизны», перечислены характерные для готики элементы, присутствующие в тексте пьесы. Автор приводит примеры критической реакции современников драматурга на первую театральную постановку «Призрака замка», а также подтверждает примерами преемственный характер драмы Льюиса по отношению к произведениям, входящим в ее широкий литературный контекст.
Ключевые слова
В статье анализируется критическое отношение английского писателя к викторианской эпохе. При этом отмечается, что, порицая издержки, в целом автор оценивал викторианство положительно. Особое внимание уделено поэтике романа Ее специфика состоит в том, что, постоянно вызывая читателя на сотворчество, Фаулз устанавливает с ним непосредственный контакт. Он широко пользуется такими коммуникативными единицами, как текстовые и внетекстовые авторские комментарии, включает в последние разнообразные цитаты в виде эпиграфов, снабжает текст развернутым аппаратом сносок, частично документальных. Они создают у читателя впечатление большой научной достоверности прочитанного.
Ключевые слова
Статья посвящена исследованию философской категории рецепции при анализе сборника повестей «Башня из черного дерева» английского писателя Джона Фаулза. Сборник включает пять повестей: «Башня из черного дерева», «Элидюк», «Бедный Коко», «Загадка» и «Туча». В данной статье делается акцент на заглавной повести. Дается определение рецепции применительно к литературоведению и раскрывается сущность метода рецептивной эстетики. Рассматривается повесть Дж. Фаулза «Башня из черного дерева» в контексте пяти видов интертекста. Автор статьи на конкретных примерах демонстрирует анализ интертекста при помощи метода рецептивной эстетики. Анализируются реминисценции из поэзии Джона Уилмота и Элизабет Сиддал и аллюзии на их жизнь и творчество. Результатом исследования является вывод о значении философской категории рецепции в современном отечественном литературоведении при анализе постмодернистского текста.
Ключевые слова
В статье анализируется художественный концепт любовь , репрезентирующий отражение одной из духовных реалий языковой действительности и ее субъективные особенности в организации авторской картины мира. Представлены его концептуальные составляющие, показано индивидуальное препарирование смыслов в пространстве контекстов, обнажена ментальная экспликация культурно-исторической сферы на материале творчества уральского поэта Алексея Решетова. Исследование позволило дополнить представление о данном универсальном концепте, обнажить его новые эмоционально-смысловые грани, уловить индивидуально-субъективные срезы в эмоциях самобытной поэзии художника, еще не попадавшего в поле зрения лингвопоэтики.
Ключевые слова
Когнитивное направление в современном словообразовании рассматривает производное слово как единицу извлечения, систематизации и хранения знаний человека о мире. Обычно такой подход используется для анализа нарицательной лексики. В данной статье автор исследует имена собственные (фамилии) с позиций когнитивного словообразования. Русская фамилия - это производное слово, находящееся на конце словообразовательной цепочки, появление каждого звена которой имело лингвистически закономерный характер. Формы «профессиональных» фамилий хранят информацию о видах трудовой деятельности (ремеслах, промыслах) в крестьянской России XVII - XIX вв. - времени складывания антропонимов этого типа. В статье на материале разновременных памятников письменности рассматривается формирование русских фамилий, корни которых обнаруживаются в лексико-семантическом поле «Деревообработка». Современные фамилии - это продукты истории языка в их статическом состоянии, застывшие категории, но благодаря отражению их в памятниках русской письменности можно проследить реальную историю становления этих производных имен, поскольку практически в одних и тех же контекстах находим все звенья исторических словообразовательных цепочек. Конкретные исторические факты фиксации тех или иных антропонимов и соотносимых с ними именований лиц по роду занятий позволяют говорить об их действительной связи во времени и в пространстве. Фамилии рождались в живой коммуникации и в конкретной социальной среде, отражая актуальные словообразовательные модели и стоящие за ними структуры знания - живые когнитивные механизмы.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу номинаций человека (агентивов), образованных с помощью -ист, одного из наиболее продуктивных суффиксов. Выявляются ономасиологические группы, в которые входят дериваты; определяются морфонологические особенности реализации словообразовательных моделей. Используется семантико-словообразовательный анализ. Материал для исследования извлечен из словарей новых слов, Национального корпуса русского языка, масс-медиа. Отмечается функциональное разнообразие в употреблении агентивов на -ист и особенности прагматики. Делается вывод о том, что дериваты на -ист используются как в целях номинации, так и для экспрессивизации текста, проявления лингвокреативности носителя языка, для языковой (словообразовательной) игры.
Ключевые слова
В статье рассматриваются специфические формы речевой агрессии, представленные в интернет-коммуникации. Речевая агрессия - целенаправленное, мотивированное, конфликтогенное речевое поведение, в основе которого лежит эмоциональное негативное воздействие на адресата. В интернет-дискурсе такие жанры, как форум, комментарий и др. представляют собой публичный полилог, где общение происходит в письменной форме. От устного публичного полилога данный тип коммуникации отличается такими параметрами, как: 1) ситуативно неограниченное количество участников; 2) анонимность коммуникантов; 3) возможность в любой момент выйти из коммуникативного пространства (или, наоборот, включиться в общение). Данные параметры определили возможность появления в интернет-коммуникации специфических форм речевой агрессии: флейминга (спор ради спора) и троллинга (речевая провокация). Специфичность данных форм речевой агрессии определяется прагматической установкой адресанта: его стратегическая цель - дестабилизация коммуникативного процесса. Для адресанта агрессивное речевое поведение - это коммуникативная игра, в которой победный результат - коммуникативный конфликт. Игровая сущность данных форм речевой агрессии выражается, с одной стороны, в создании специальных правил флейминга и троллинга, где описаны основные тактики такого речевого поведения, с другой - в активизации определенного набора языковых и речевых средств их реализации.
Ключевые слова
Статья посвящена изучению лексических средств выражения категории эмотивности. Исследование проводится на основе спортивного блога и комментария к нему. Рассматривается частотность употребления лексических средств. Актуальность статьи обусловлена активным изучением интернет-дискурса (в частности, таких жанров, как блог и комментарий к нему), недостаточной изученностью спортивной блогосферы и лексических средств выражения категории эмотивности в интернет-дискурсе. Научная новизна исследования состоит в том, что изучение лексических средств проводится на основе анализа русской, английской и немецкой спортивной блогосферы, определяется частотность их использования, проводится сравнение использования лексических средств на основе спортивной блогосферы трех языков. Цель статьи состоит в выявлении основных лексических средств, использующихся для выражения эмотивности в спортивной блогосфере. Исследование осуществляется при помощи метода сплошной выборки, метода контекстуального анализа, сопоставительного и количественного методов. В результате анализа было выявлено 7 лексических средств выражения эмотивности в спортивной блогосфере.
Ключевые слова
В статье предлагается методика анализа семиотически гетерогенного произведения массовой коммуникации, состоящего из вербальных и изобразительных статичных элементов. Семиотически разнородные произведения являются неотъемлемой частью речевой жизни современного общества, поскольку оно регулярно как аудитория сталкивается с большим количеством публицистических статей в печатных и электронных изданиях, в которых на одном уровне выступают текст и изображение. Для понимания воздействия на общество произведений такого типа необходимо разработать особый метод анализа, сочетающий анализ вербальных элементов и анализ изобразительных элементов. Описываемый в статье метод основан на идеях и принципах классической риторики, риторической критики, визуальной риторики, общей филологии и семиотики искусства.
Ключевые слова
В статье представлены все аспекты изучения метафоры и метафористики, которые описаны на сегодняшний день отечественными и зарубежными лингвистами. Но не смотря на это, проблема остается открытой. Мы впервые приводим таксономический список аспектов изучения метафористики, состоящий из ста наименований. В статье также со ссылками на работы исследователей отмечены наиболее неразработанные аспекты изучения метафористики.
Ключевые слова
Статья состоит из трех частей. В третьей статье рассматриваются основные подходы к определению звукосимволических слов и их типологии в индоевропеистике и финноугроведении; определяется маргинальность границ между звукосимволизмом и звукоподражательностью; выделяются основные группы звукосимволических слов на основании характера кинемы: интракинемы и экстракинемы. Устанавливается, что звуковой символизм морфем и звукосимволических слов коми-пермяцкого языка покрывает общие семантические области.
Ключевые слова
Статья посвящена тенденции татар и башкир использовать в речи и реагировать на стимулы реакциями-словосочетаниями и реакциями-предложениями. Таблицы и графики, приведенные в статье наглядно демонстрируют присутствие реакций-высказываний во всех без исключения возрастных группах, а их количество зависит не от возрастных изменений, а от слова-стимула, представленного испытуемому. В наших конкретных исследованиях составной частью большинства словосочетаний были предлоги - турында , белән , глагол булу/булырга в инфинитивной форме, глагол килә , в татарском языке; тураһында , менән , булыу/булырға , глагол килә в башкирском языке. К реакциям-словосочетаниям были также отнесены типизированные, автоматизированные реакции. Испытуемые реагировали словосочетаниями в целях сохранения логической связи между стимулом и реакцией. Стереотипы, закрепленные за отдельным словом или языком, играют важную роль в процессе ассоциирования, и из этого набора стандартных ассоциативных связей складывается ассоциативное поле слова.
Ключевые слова
В статье рассматриваются тенденции развития межэтнических отношений в современной Удмуртии в контексте общероссийских процессов, являющихся отражением глобализаторских установок на стирание национальных различий, с одной стороны, а с другой - поддерживающих самопроявление малых народов России, которое в радикальном варианте может привести к экстремистскому поведению, особенно в молодежной среде. На материале поэзии М. Федотова. С. Матвеева, Б. Анфиногенова, М. Зиминой. С. Жилина, В. Фролова, А. Сомова, В. Шихова методом типологического анализа обнаруживается общность экзистенциальных страхов русского и удмуртского народов, связанных с потерей прежде всего языковой идентичности. Делается вывод о том, что для русско-удмуртских отношений в целях профилактики ксенофобии важно формирование общегражданской идентичности в процессе осознания общих проблем, отрефлексированных в искусстве.