В статье рассматриваются наречия-омонимы, структура наречий-омонимов, даются рекомендации при изучении наречий на уроках крымскотатарского языка. В крымскотатарском языке, как и в других тюркских языках, широко представлены наречия-омонимы, т.е. наречные слова, которые по своей форме совпадают с другими частями речи. При классификации наречий обращают внимание на общность формы, на происхождение, значение, звучание, состав, на синтаксическую функцию и многое другое. В крымскотатарском языке омонимы, включающие в свой состав наречия, можно разделить на три лексико-семантические группы: лексико-семантические группы, в составе которой представлены имена существительные, являющиеся омонимами наречий; лексико-семантические группы, в составе которой представлены имена прилагательные, являющиеся омонимами наречий; лексико-семантические группы, в составе которой представлены местоимения, являющиеся омонимами наречий
Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры
2016. — Выпуск 2
Содержание:
The art of translation is an independent branch of linguistics. Today many papers on the theory and practice of translation, which are the result of research in this area have been published. Unfortunately, as regards the Crimean Tatar lingustics this problem remains virtually unexplored. In this article on the example of works of Crimean Tatar literature various aspects of the art of translation are examined.
Ключевые слова
В статье «Лексикографические работы по крымскотатарскому языку в XIX веке» рассматриваетcя словарь крымскотатарского языка А.Ч. Крым-Ховаджа (1850). Анализируется лексический состав, выявляются отраслевая и специальная лексика, устаревшие слова, заимствования, разбираются основные принципы составления словарей, проблемы фонетики, морфологии и этимологии применительно к современной лексике.
Ключевые слова
Исследование посвящено изучению сочетаемости (синтагматики) крымскотатарских фразеологических единиц с другими членами предложения. Грамматические пометы «ким», «кимнинъ», «кимни», «кимге» являются показателями включения фразеологизмов в текст и их семантической актуализации.
Ключевые слова
Статье в сжатой форме описан жизненный и творческий путь известного крымскотатарского учёного-химика и переводчика Асана Касимова (1907-1970).
Ключевые слова
В статье рассматриваются вопросы полисемии крымскотатарского языка, раскрывается значение лексической и грамматической полисемии. Описывается прямое и переносное значение слова, выделяются типы переносного значения, отдельное внимание уделяется исследованию метонимии. Выявляются отличительные особенности метафоры и метонимии. Рассматривается синекдоха как разновидность метонимии.
Ключевые слова
Основными элементами общеобразовательного процесса являются учебная программа и учебник. Поэтому в новых условиях проблема обеспечения начальной школы с крымскотатарским языком обучения учебниками по всем дисциплинам на крымскотатарском языке является актуальной и требует разностороннего анализа.
Ключевые слова
Данная статья посвящена употреблению общетюркской частицы да/де в крымскотатарском языке. В статье рассмотрены вопросы образования и происхождения частицы да/де. На примерах фактического материала проанализированы семантические и функциональные особенности данной частицы. Выявлена грамматическая связь усилительной частицы да/де с различными частями речи.
Ключевые слова
В статье рассматриваются формообразовательные и словообразовательные функции залоговых аффиксов в крымскотатарском языке. Анализируется синкретичный характер залогообразующих аффиксов. Основное внимание уделяется словообразовательной функции залоговых аффиксов в крымскотатарском языке.
Ключевые слова
В статье рассматриваются основные подходы изучения и определения функциональной природы залоговых аффиксов в тюркских языках, в частности в крымскотатарском языке. Выявляются залоговые форманты, выражающие собственно залоговое значение, использующиеся в словообразовательных целях, а также совмещающие в себе залогообразующую и словообразовательную функции.
Ключевые слова
В обзоре в краткой форме представлены пути становления и развития лексикологии и лексикографии крымскотатарского языка, при этом основное внимание уделено трудам, опубликованных в XX веке и до настоящего времени.
Ключевые слова
В статье поднимаются вопросы подхода в обучении детей старшего дошкольного возраста крымскотатарской диалогической речи. Рассматриваются условия и виды диалога, рассматривается использование предложений по цели высказывания, а также даются понятия одно- и многосложных слов. Рассматриваются вопросы диалогических реплик, а также виды дидактических единиц по функциональной связи. Приводится коммуникативно-логический принцип классификации дидактических единиц при обучении диалогической речи.
Ключевые слова
Статья посвящена одной из самых ранних хроник Крымского ханства (XVI в.) - «Тарих-и Сахиб Герай хан» Нидаи-эфенди. Обосновывается идея о том, что рассматриваемое произведение принадлежит к категории панегириков. Автор прослеживает основные этапы в творческой биографии хрониста, дает обобщенную характеристику сочинения. В статье излагаются взгляды известных исследователей относительно особенностей хроники, опровергаются некоторые противоречивые точки зрения. В качестве заключения автор статьи утверждает, что панегирик заложил основы повествовательных традиций Крымского ханства, развивавшихся вплоть до его падения.
Ключевые слова
В статье представлена краткая история развития в крымскотатарской литературе жанра поэтической хронограммы. Данная традиция получила особое развитие в период Крымского ханства и продолжала существовать вплоть до начала XX в. Тексты с хронограммами, наряду с литературной ценностью, представляют и значительный историографический интерес.
Ключевые слова
В статье рассматривается вопросы появления и градации жанра очерка в крымскотатарской литературе. Сделана попытка определить первые шаги, приведшие в начале ХХ в. к созданию очерковых текстов в периодической печати. Еще в период депортации, в Ташкенте были изданы сборники очерков на крымскотатарском языке, открывшие читателю прекрасные примеры текстов «малых жанров». В статье отдельно рассматривается личность крымскотатарского очеркиста, писателя-журналиста или эссеиста, и, может быть где-то, публициста качественного уровня. Рассматривается роль национальной печати - газета «Ленин байрагъы», журнал «Йылдыз», впоследствии - «Достлукъ», «Къырым», «Янъы дюнья» в становлении жанра очерка в крымскотатарской литературе.
Ключевые слова
В статье «Общественно-эстетические рубежи поэтического образа» анализируется некоторые блестящие стихотворения одного из ярких представителей шестидесятников, народного поэта Азербайджана Фикрeт Годжа. В особенности делается акцент на своеобразие и созвучность поэтического стиля видного мастера слова с шестидесятниками. В плоскости сравнительного анализа стихотворений «Народ», «Чёрное море» и др. исследуется процесс создания эстетического образа времени.
Ключевые слова
В статье с целью оценки достоверности общих материалов о жизни и творчестве крымскотатарского поэта первой трети XX века А. Гирайбая рассматриваются вопросы биографии, текстологии, а также проблемы психологии нетрадиционного мышления автора. Анализируются особенности поэтики стихотворений поэта из цикла любовных посвящений, написанных им на протяжении 1920-1922 гг. Исследуются новые пути осмысления психологического состояния поэта, его писательского мастерства, а также раскрываются особенности литературных традиций у мусульман Крыма. В работе уделяется внимание истории зарождения и развития в крымскотатарской литературе таких поэтических жанров, как сонет, басня.
Ключевые слова
Культура каждой нации хранится в его сознании, фиксируется в языке и в языковом сознании, обуславливая национально культурную специфику. Изучение фольклорных текстов после редактирования и подведения их к литературным нормам - утеряли изначальный смысл. А в сохраненных рукописных текстах встречается бессмысленный набор слов, не позволяющих адекватно и глубоко анализировать текст. Изучение смысловой части текстов, выяснение их происхождения, функционирования может открыть широкий предел понятийного аппарата народной мудрости, кода духовной культуры. Депортация народа и наложение табу на код культуры, породило возникновение хаоса непониманий. Сегодня при сборе и изучении фольклорных произведений понимание этого пласта всё больше осложняется. Это и создаёт предпосылки для исследования основного значения культурного пространства. Выявление в них глубоких смыслов, и изучение их в школах и в высших учебных заведениях позволяют расширять языковые особенности и ценности культуры.
Ключевые слова
В статье раскрывается своеобразие художественного отображения автором рассказа семейных взаимоотношений в крымскотатарской семье, их разрушение из-за бесчувственности, отсутствия любви со стороны супруга к своей половине.
Ключевые слова
Статья посвящена исследованию концепции любви в рассказе Дж. Сейдамета «Незабываемые слезы». Анализ представленной писателем дихотомии любовь/нелюбовь, уважение/неуважение в семейных отношениях, позволяет определить аксиологические доминанты эпохи в авторской рецепции.
Ключевые слова
В статье анализируется рассказ И. Гаспринского «Арслан-къыз» («Девушка-львица») и образ его главного персонажа - девушки Гульджемаль. Враги окружили город Учьтурфан в области Кашгар и приказали сдаться его защитникам. Героиня рассказа Гульджемаль, пройдя трудный путь, собирает большую армию и освобождает родной город. В статье затрагиваются те грани таланта И. Гаспринского, которые позволили ему проявить себя не только в качестве публициста и издателя, но и блестящего писателя.
Ключевые слова
В статье на материале произведений об Алиме Азамат оглу делается попытка рассмотреть вариации трансформирования его образа в русской литературе. Стремление создавать истории, для того чтобы приблизить легенду об Алиме русскому читателю, а также писать оригинальные произведения с желанием привнести в них дух крымскотатарской культуры отличают «алимовские» произведения Л. Колли, С.А. Качиони, В. Килессы. Эти произведения насыщены эпизодами, не отличающимися от эпизодов в крымскотатарских преданиях. В этом выражается синтез культур и культурных традиций, адекватные формы которого не исчерпаны и в наше время.
Ключевые слова
В статье рассматриваются сущность, особенности и применение редифа.
Ключевые слова
В статье на примере произведений классика крымскотатарской литературы, всемирно-известного ученого, профессора-тюрколога Бекира Чобан-заде исследуются вопросы роли детской литературы в привитии этических и эстетических чувств подрастающему поколению.
Ключевые слова
В статье представлены результаты исследования группы предметов из фондовой коллекции Бахчисарайского музея-заповедника. Выявлены ошибки в первоначальной атрибуции, исследовано происхождение, назначение и бытование предметов в Крыму.
Ключевые слова
В данной статье рассматривается кампания по выявлению «классово-чуждых элементов» народным комиссариатом просвещения Крымской АССР в начале 30-х годов среди преподавательского состава и служащих учебных заведений всех уровней. Согласно секретному постановлению наркомпроса республики заведующие отделами народного образования собирали характеристики на «неблагонадежных» сотрудников, отчеты об уволенных преподавателях, после чего возникла серьезная проблема обеспечения учителями учебных заведений в Крыму.
Ключевые слова
Анализируются особенности караимского религиозного искусства и его связь со Священным Писанием; воспроизведен процесс литургической церемонии караимов, основанный на законах Бога, обнародованных Моисеем. Выделены общие черты караимских кенаса, а именно - внутреннее разделение здания на четыре части: алтарь, шулхан - центральная часть зала (где молятся мужчины), мошав зеккеним - место для старцев и балкон для женщин (эзрат нашим). Охарактеризованы особенности отделки интерьера: мозаика, роспись, витраж и лепнина. Определены разновидности гехалов, освещение кенаса (светильники и подсвечники). Украшали кенаса: страусовыми яйцами, парохетами, коврами, масахами. Разъяснены особенности украшения и оформления Свитков Торы. Выделены личные предметы верующего караима: арба-кенафот, молитвенник, сумочка, таллит.
Ключевые слова
В статье на материале архивных данных кратко раскрывается жизнь и творчество известного крымскотатарского педагога, общественного деятеля, одного из учеников выдающегося просветителя тюркского мира Исмаила Гаспринского, автора «Савтие элифбеси» («Звуковая азбука»), выпущенной в 1908 году в издательстве «Терджиман» (Бахчисарай) Исмаила Акки.
Ключевые слова
Статья посвящена крымчакам - малочисленному народу Крыма. Более 80% крымчаков было уничтоженного фашистами во время второй мировой войны 1939-1945 гг. Этот народ оставил после себя богатейшее музыкально-поэтическое наследие. Цель работы состояла в поиске и изучении образцов традиционной музыкальной культуры крымчаков. Анализу были подвергнуты крымчакские рукописные песенники крымчаков (1950-1970-е гг.). В результате этнографического расследования установлено: 1) влияние культуры крымских татар, сефардов и урмачелей (крымских цыган, чингене) на формирование крымчакской музыкальной, поэтической и танцевальной традиций; 2) некоторые архаические особенности в музыкальной культуре крымчаков; 3) истоки крымской (крымчакской и крымскотатарской) народной музыки надо искать на Балканах и в границах бывшей Османской империи. В средневековом Крыму бахши (народные певцы, сказители) были исполнителями фольклора на крымскотатарском языке. Урмачель - были искусными музыкантами. Первое упоминание о танце хайтарма относится к 1793 г. Вероятно, этот стиль возник значительно раньше. Ритмы крымской народной музыки основаны на ритмическом рисунке 7/8 и образовались из сочетания двух двухдольных и одного трехдольного размера (т.е. 2/8 + 2/8 + 3/8). В результате смешения музыкальных культур сефардов и тюркоязычных групп в Крыму возник новый музыкальный стиль.
Ключевые слова
События 1915 года, связанные с битвой при Чанаккале (в Европе называют «Дарданелльская (или Галлиполийская) операция»), в своё время были хорошо известны в Крыму. Но трагедии - голод, репрессии, война, оккупация, депортация, снова голод и репрессии - обрушившиеся на его коренной народ, эту память почти стёрли. Тогда как название Чанаккале, войдя даже в содержание одной из народных песен, смогло сохраниться в фольклоре. Есть важная причина того, почему этот фрагмент национальной памяти должен восстановиться и сберечься. В многомесячной и многожертвенной битве 1915 года участвовали и крымские джигиты. Их число сегодня нам не известно. Известно только, что их было немало, минимум, сотни, и часть из них в Чанаккалинских сражениях погибла. Нас интересует то, как в контексте Первой мировой войны началась, развернулась и завершилась битва при Дарданеллах, какие публикации были в русскоязычной прессе, в том числе интернете, в связи со 100-летием этих событий, кто в них тогда участвовал... Всё это вкратце и выясняется.
Ключевые слова
В статье представлены результаты исследования истории формирования свадебного обряда крымских татар. Крымские татары - это тюркский народ, исторически сформировавшийся в Крыму и вобравший в себя культуру множества народов, населявших Крымский полуостров с древнейших времён. Это нашло отражение в крымскотатарской свадьбе, представляющей собой комплекс обрядов, знаменующих заключение брака и создание семьи. Крымскотатарская свадьба сохранила в себе пережитки языческих религиозных верований, которые прослеживались у племён, сформировавших впоследствии крымскотатарский народ. С принятием крымскими татарами ислама в XIII в. свадебные традиции получают общепринятую форму, свойственную для всех мусульман, при этом сохраняются некоторые элементы язычества.
Ключевые слова
В статье рассматривается некоторые идейно-тематические особенности публицистического наследия выдающейся личности своей эпохи педагога-реформатора, издателя, просветителя Исмаила Гаспринского с точки зрения межконфессионального, межнационального взаимодействия, гармоничного развития отношений представителей мусульманского и христианского миров. Осуществляется знакомство с некоторыми аспектами наиболее значимых публицистических произведений Гаспринского «Русское мусульманство» и «Русско-восточные соглашения», а также проводятся параллели с современностью.
Ключевые слова
В статье использованы малоизвестные факты из биографии Айвазовского, матерью которого была крымская татарка Менли Алтын. Именно её отец имел талант художника и был известен в округе Кефе мастером инкрустации по дереву. Небольшими аналитическими штрихами оцениваются маринистическое наследие и некоторые другие картины Айвазовского. Приводятся примеры из газеты «Терджиман», связанные с оценкой его творческой и общественной деятельности, а также выдержки из стихотворений крымскотатарских авторов, посвященных художнику.
Ключевые слова
Рецензируемая работа представляет собой первый опыт создания русско-крымскотатарского словаря с использованием крымскотатарской латиницы. Особое внимание уделено современной бытовой, научно-технической и общественно-политической лексике. Кроме собственно словаря, содержащего 28000 словарных статей, в справочник включены приложения: перечень исторических топонимов Крыма, правила крымскотатарской орфографии и др. Словарь составлен в соответствии с требованиями, которые предъявляются к работам такого рода. Он содержит богатый языковой и речевой материал, который, однако, нуждается в более чётком распределении по разным зонам словарной статьи и корректном описании.