Эксплицитные императивы редко применяются в научной коммуникации. Их доля в немецкоязычных лингвистических статьях и монографиях в среднем составляет около 4% от общего количества текстовых предикаций, а формальная вариативность ограничена 5 основными грамматическими типами: vgl.-императивом, s./siehe- императивом, wir-императивом, условным wir-императивом и man-императивом. В силу свойственной им постоянной обращенности к адресату императивы диалогизируют процесс научной аргументации. В контекстах представления научного знания они используются авторами исключительно с прагматическими целями, чтобы укрепить собственные теоретические позиции и подтвердить профессиональную компетенцию, а также для моделирования кооперативного сотрудничества с целевым адресатом.
Научное мнение
2015. — Выпуск 9-1
Содержание:
В статье исследуются процессы развития новейшей русской литературы под зна- ком вторжения интермедиальности в повествовательные структуры прозы. Автор выделяет эволюционные сдвиги в поэтике современной прозы, возникшие в пря- мой зависимости от процессов эпохи глобализации. Богатство знаковой и инто- национной инструментовки прозы, использование способов повышения ее энер- гетических ресурсов (темп повествования, мелодирование, визуализация и др.), гипертекстуальность в виде новых моделей сюжетостроения, синкретизм, сбли- жающий литературу с другими видами искусств, - все эти качества маркируют современный литературный текст как явление мультимедийной эпохи.
Ключевые слова
В статье предлагается ракурс анализа межтекстовых взаимодействий как встреч- ных движений художественных текстов. Основным становится термин «встреч- ный текст», позволяющий определить механизм взаимодействия текстов. Сюжет статьи центрирует знаменитая фраза из Пятой песни «Ада» «Божественной коме- дии» Данте Алигьери - «Nessun maggior dolore…», которая получила различные отражения в литературе и музыке. «Музыкальные отражения» фразы Данте пред- ставлены в творчестве П. И. Чайковского.
Ключевые слова
Особенности становления отечественной теории кино находят отражение в кино- прессе. В статье анализируются публикации журнала «Советский экран» середи- ны 1920-х гг. Истоками отечественной теории кино, по предположению автора, являются лингвистика и психология, которые в этот период развиваются особенно активно.
Ключевые слова
В статье рассматриваются особенности развития романтизма в русской пейзаж- ной живописи первой половины и середины XIX века. В изображениях природы, благодаря анализу переданной формы и пространства, выявляются самобытные черты национального пейзажа. Раскрывается роль академического художествен- ного метода в создании эмоциональных художественных образов живописных ландшафтов.
Ключевые слова
Внутриструктурные отношения между компонентами фразеологических единиц и между компонентами переменных словосочетаний не тождественны. Связи между компонентами фразеологических единиц - это новый тип связей, которые не сво- дятся ни к грамматическим связам, ни к лексической сочетаемости переменного характера. В некоторых фразеологизмах языковая норма синтаксической сочета- емости их компонентов между собой нарушена. Изменения во внутренней струк- туре фразеологических единиц обнаруживаются при употреблении их в речи. Все это говорит о том, что синтаксические отношения внутри фразеологизмов в той или иной степени ослаблены и валентная возможность компонентов фразеоло- гизмов ограничена рамками данного фразеологизма. Эти изменения происходят в виде расщепления и перестановки компонентов фразеологизма, сокращения или вклинивания переменных элементов в состав фразеологизмов, замены альтерна- тов переменными элементами, замены одного из компонентов фразеологизма си- нонимичным ему словом, слияния двух фразеологизмов в один, синтаксической обратимости фразеологизмов.
Ключевые слова
В статье рассматриваются различные формы, средства и каналы связи творцов Се- ребряного века с широкой общественностью. Автор приходит к выводу об одно- сторонности этой связи, использовавшейся преимущественно для трансляции идей и ценностей культурной элиты за пределы своей социокультурной среды.
Ключевые слова
В статье рассматривается проблема субъективности языка оценки в искусствовед- ческом дискурсе. Исследуется характер оценки произведения искусства, который в ряде случаев является биполярным, т. е. диаметрально противоположным по зна- ку, и анализируются основания такого рода оценки.
Ключевые слова
В статье изучается обращение немецкоязычных драматургов (Карла Цукмайера (1896-1977), Эдэна фон Хорвата (1901-1938), Марии-Луизы Флейсер (1901-1974)) к модели «народной пьесы», которая сложилась в Австрии в конце XVIII - первой половине XIX в. Исследование осуществляется на композиционном и тематическом уровнях. Выявлена причастность некоторых авторов к литературному течению «но- вая деловитость» и в этой связи переосмысление жанра «народная пьеса» в духе времени 1920-1930-х гг. Сделан вывод, что все три автора наследуют жанр народной комедии, но даже при сохранении некоторых формальных признаков этого жанра они наполняют его новым языковым выражением и современной им проблематикой.
Ключевые слова
В статье исследуются семиотические особенности передачи аудиальной информа- ции изобразительными средствами, а также взаимодействие визуального и вербаль- ного кодов в рамках одного текста. Анализ 100 современных фотографий в жанре предметной, пейзажной и портретной съемки позволил выделить три подхода к кодированию аудиального канала: метафорический, или уподобление графических элементов звуку; метонимический, или представление предметов, символизирую- щих звук; запись звуковой информации с помощью вербальной или иной знаковой системы. Эта классификация помогла провести детальный анализ гравюр эпохи ба- рокко и выделить звуковой элемент в портретах священнослужителей. Текстовый анализ немецкоязычных сопроводительных текстов указывает на преемственность мотивов звучания по отношению к христианской мистической словесности.
Ключевые слова
В статье анализируется специфика продуцирования и вербализации исторического знания. Теоретические рассуждения и эмпирические наблюдения направлены на раскрытие феномена субъективной оценочности при вербализации исторического знания в исторических текстах. Данный феномен рассматривается в широком гу- манитарном, общественно-политическом контексте, при этом определяется роль и место лингвистического анализа исторических текстов как одного из актуальных направлений выявления искажений истории. Особое внимание уделяется лингво- прагматическим средствам манифестации в историческом тексте образа автора.
Ключевые слова
В статье рассматривается особый прием создания комического эффекта - псев- достилистический автокомментарий (термин авторский). Проводится анализ при- меров из текста англоязычного романа Х. Лори “The Gun Seller” (на русский язык переведенного как «Торговец пушками»), ранее почти не изучавшегося филоло- гами. Показано, что комический эффект, производимый псевдостилистическим автокомментарием, основан на осмеянии речевых стереотипов и создаваемой при этом абсурдной визуальной ситуации. Вследствие комментирования самой ткани текста автором/рассказчиком внимание реципиента переключается от основной сюжетной линии к стилистическому анализу компонентов текста. Читатель, по- мимо получения удовольствия от восприятия комического эффекта, имеет воз- можность взглянуть по-новому на устойчивые выражения, литературные клише, законы создания художественного текста, а значит, обогатить свои представления о проявлениях языка в речи.
Ключевые слова
Живопись студиоло Альфонсо I д’Эсте, оказавшаяся рассеянной по различным собраниям, является ярким примером реконструкции по описанию античного ав- тора, практиковавшимся в эпоху Ренессанса. Основным источником, опираясь на который создавались «Вакханалии» Тициана, была книга Филострата «Картины», тексту которой художник следовал весьма точно.
Ключевые слова
«Специальный проект» был создан польским режиссером, реформатором и тео- ретиком Ежи Гротовским в 1975 г. после программного ухода из традиционного драматического театра как следующий шаг в развитии и переосмыслении пробле- мы «бедного театра». В статье впервые на русском языке приводятся описания паратеатрального проекта, записанные непосредственным участником Т. Бурзинь- ским. Структура «Специального проекта» анализируется с точки зрения перво- основ человеческого существования и новейшей роли зрителя/соучастника в пара- театре. Проблема «мифологического мышления» осмысляется в контексте статей М. Элиаде «Аспекты мифа», «Шаманизм. Архаические техники экстаза» и работ К. Г. Юнга. Особое внимание уделяется стихиям воды, огня, земли в «структуре действа», организуемой Гротовским и его актерами.
Ключевые слова
Употребление парных именных предикатов в романе Е. С. Чижовой «Время жен- щин» обусловлено сказовым характером повествования. В статье рассматривают- ся способы выражения однородных предикатов, их сочетаемостные возможности, а также смысловые отношения между ними. Делается вывод о том, что в большин- стве случаев выражаемые предикатами признаки имеют общее положительное или отрицательное эмоционально-оценочное значение.
Ключевые слова
В статье предложено уточнение хронологии городских ориентиров: доминант и ак- центов исторического центра Санкт-Петербурга. Анализируется подход к городским ориентирам многих известных теоретиков архитектуры и ведущих проектировщиков- реставраторов. Анализируется панорамное и коридорно-уличное восприятие город- ских ориентиров в исторической застройке Санкт-Петербурга. Уточнение хронологии позволяет использовать более компетентно и однозначно разнообразные термины ва- риантов ориентиров.
Ключевые слова
В статье рассматривается креолистическая гипотеза развития английского языка. При- водятся характерные черты креолизованных языков и внешние факторы, необходи- мые для их возникновения. В частности, предпринимается попытка доказать, что про- цессы креолизации способствовали развитию аналитизма в английском языке.
Ключевые слова
В статье предлагается сопоставительное описание морфемной структуры слова в башкирском и английском языках. На базе богатого фактического материала в сопоставительном плане проанализирована основа слова как языковая единица в башкирском и английском языках. Проведенный анализ позволяет утверждать, что трактовка понятия «основа» в сопоставительных языках в основном совпадает, в характеристике основ в башкирском и английском языках нет однозначного соот- ветствия, несмотря на имеющиеся общие моменты.
Ключевые слова
Метафоры представляют собой один из методов раскрытия сущности концепта «время». В метафорах временные понятия наделены образным содержанием. Ме- тафора посредством присущей ей образности и лаконичности формирует времен- ной опыт человека и его представления об окружающем мире, природных процес- сах, истории. Культурная модель, существующая в обществе и разделяемая всеми его членами, обусловливает частотность использования и особенности метафори- ческих выражений. Концептуальные метафоры времени зарождаются в пределах установленной системы ценностей, основываются на общепринятых понятиях и правилах, характерных определенному сообществу.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу женского портрета в романе Мурасаки Сикибу «По- весть о Гэндзи». Автор рассматривает характеристики героинь в сравнении друг с другом и делает вывод о связи этих характеристик с замыслом писательницы. Также в статье рассматриваются причины интереса писательницы к человеческой личности, поскольку это выделяет ее работу на фоне прочих произведений ранне- средневековой Японии.
Ключевые слова
В статье автор исследует уникальные черты японской культуры, обусловливающие успешное заимствование и внедрение в нее чужеземных элементов. Рассматривает особенности японского менталитета, позволяющие осуществлять результативное функционирование логистической концепции “Just in Time” («Точно в срок»). Автор объясняет причины заимствования “Just in Time” компанией «Тойота» у американской компании «Форд Мотор Компани», рассказывает о внедрении в данную концепцию нового коммуникационного инструмента - карточек Камбан и о создании единой мо- дели “Just in Time” и “Тoyota Production System”, представляющей собой заложенные в компании традиции управления различными ресурсами. Синтезированная модель этих трех элементов: “Just in Time”, «Камбан» и “Тoyota Production System”, - пред- ставлена в статье как философия управления, строящаяся на определенных прин- ципах, соблюдение которых, по мнению автора, - важное условие эффективного функционирования рассматриваемой концепции. В статье исследуется, какие имен- но культурные черты и особенности менталитета японского общества способствуют поддержанию этих принципов. Автор особо отмечает чувство преданности и взаимо- благодарных отношений, свойственные японцам как в личной жизни, так и корпора- тивной сфере, рассматривает в качестве примера систему кэйрэцу и объясняет, каким образом данная культурная особенность способствует корректному функционирова- нию концепции “Just in Time”. Кроме того, автор выделяет в японской корпоративной культуре ряд доминирующих концептов, тесно связанных с духом коллективизма и доверия, и отмечает особое внимание руководства японских компаний к управлению кадрами и повышению эффективности их работы различными методами.
Ключевые слова
В статье предпринята попытка выявить особенности интерпретации живописных оригиналов в репродукционной гравюре Дж. Уокера (ок. 1760 - ок. 1823). Ана- лиз строится на сопоставлении его гравюр как с оригиналами, так и с гравюрами с них, исполненными другими мастерами в той же, что и у него, или в иной технике.
Ключевые слова
В статье рассматривается формирование модели кинематографического спектакля в немецком искусстве первой трети ХХ в. На примере спектаклей Эрвина Писка- тора «Несмотря ни на что» (Гроссес Шаушпильхаус, Берлин, 1925) и «Гопля, мы живем!» (Театер ам Ноллендорфплатц, Берлин, 1927) исследуется взаимовлияние эстетики театра и кино на сцене. Анализируется сочетание эстетики эпического и экспрессионистского театра в рамках кинематографического спектакля. Рассмат- ривается сочетание кинохроники и постановочного материала на примере форми- рования документального театра.
Ключевые слова
В статье рассматривается понятийно-методологический и терминологический ап- парат, используемый при исследовании событийной ситуации, для изучения ко- торой необходимо осмысление таких понятий, как семантическая, номинативная, эмотивная, аксиологическая ситуации, которые выступают важным инструментом полиаспектного анализа языковой репрезентации события с точки зрения семанти- ки, синтактики, прагматики, а также теории глубинных падежей.
Ключевые слова
Выполнение научных исследований в филологии предполагает изучение истории вопроса, тщательный анализ речевых фактов, последовательное изложение и обоб- щение сделанных наблюдений. Привлечение информационных ресурсов Интерне- та позволяет оптимизировать не только самостоятельную научную деятельность студентов, но и реализацию конкретных научных исследований. Традиционное обучение навыкам научной работы целесообразно дополнить заданиями, выпол- няемыми студентами в режиме удаленного доступа с использованием электрон- ных поисковых систем и справочных ресурсов. Размещение в электронном обра- зовательном пространстве результатов научных проектов, например, грамматики В. Е. Адодурова «Anfangsgründe der russischen Sprache» и параллельного текста «Российской грамматики» М. В. Ломоносова вместе с лингвистическим анализом, историко-культурным комментарием и сопроводительными материалами, позво- ляет наглядно продемонстрировать возможности электронных ресурсов при про- ведении исследований в филологии.
Ключевые слова
В статье рассматривается история и особенности уникальной художественно- производственной школы при Императорском фарфоровом заводе в Санкт- Петербурге, подготовившей к профессиональному творчеству несколько поколе- ний мастеров и художников-фарфористов в XVIII-XIX вв.
Ключевые слова
В статье рассмотрен негативный опыт антикризисного PR-менеджмента Мала- зийских авиалиний в ситуации с пропажей самолета этой авиакомпании в 2014 г. Автор указывает на ошибки антикризисного PR-менеджмента, выдвигает рацио- нальные предложения для возможного разрешения кризиса.
Ключевые слова
Статья рассматривает вопрос о месте и роли преподавания декоративного рисун- ка студентам в области традиционного прикладного искусства. Прослеживается связь общепрофессионального курса с циклом профессиональных дисциплин - мастерством и моделированием текстильных изделий. На материале учебных про- грамм по мастерству и моделированию, программ по академическому рисунку, а также на основе полученных результатов показана необходимость изучения ака- демического и декоративного рисунка для студентов данной специальности как основы художественного профессионализма.
Ключевые слова
Статья посвящена одному из своеобразных жанров народно-профессионального театра Юго-Восточного Китая - напевам Чэньхэ. Впервые в отечественной ли- тературе приводятся аналитические данные о разных композиционных, структур- ных, музыкально-драматических элементах жанра, причудливо сочетающего свет- ские и религиозные традиции.
Ключевые слова
В статье рассматривается функция антикризисной публичной дипломатии в меж- дународных отношениях. Автор указывает, что антикризисная публичная дипло- матия является мерилом эффективности других дипломатических методов госу- дарства и даже государственной стратегии в целом.