Рассматривается та часть научного наследия Л. Я. Гинзбург, которая посвящена исследованию русской лирики. В центре внимания - книга «О лирике» (1964; 2-е изд., доп. - 1974). Особое внимание уделяется проблемам, в свете которых Л. Я. Гинзбург изучает различные периоды в развитии лирической поэзии от начала XIX до начала XX вв.: традиция и новаторство; поэтическое слово и контекст; становление реализма в лирической поэзии; формы выражения авторского сознания в лирике, судьбы лирических жанров. Каждый из периодов в истории русской лирики (в вершинном его выражении) Л. Я. Гинзбург стремится представить как нечто целостное и, в то же время, включенное в общий литературный процесс. В этом, по мнению автора статьи, выражаются особенности историзма как метода научного исследования Л. Я. Гинзбург, суть которого состоит в выявлении внутренних закономерностей литературного развития. Утверждается значимость для современного литературоведения методологических подходов к изучению лирической поэзии, которые содержатся в трудах ученого. Не только открытия Л. Я. Гинзбург, но и размышления над вопросами и задачами, которые поставлены ею или вытекают из ее исследований, продолжают оказывать несомненное плодотворное воздействие на современное литературоведение, стимулируя дальнейшие научные поиски.
Филологический класс
2016. — Выпуск 43
Содержание:
Актуальность заявленной темы вызвана прежде всего необходимостью овладения знаниями и практическими умениями в области чтения и письма студентами-гуманитариями. При этом исследователи и преподаватели основное внимание уделяют главным образом академическим жанрам статьи (научная, научно-популярная, энциклопедическая), рецензии, аннотации, реферату, академическому эссе, курсовой и квалификационной работе. Между тем литературно-художественное эссе как жанр учебной работы в высшей школе в настоящее время проигнорирован. Однако ему принадлежит огромная роль в гуманитарной мысли и искусстве XVIII-ХХI вв. Жанр литературно-художественного эссе имеет большой потенциал в формировании «мирового сообщества» и «человека в целом», обладает уникальной способностью соединять «разных людей, разные наднациональные культуры, разные века», раскрывает творческий потенциал студента, способствует формированию понимания миссии чтения и письма, совершенствованию «нестандартного» письма, освоению политических, социальных, межкультурных, коммуникативных, профессиональных компетенций, выработке личных творческих алгоритмов. В статье обозначены жанровые границы и «внутренний потенциал» данного типа эссе, оговорена магистральная европейская, американская и русскоязычная линии жанра в качестве информационного и стратегического (дидактического) источника, предложена система практических вопросов и заданий по эссе Ш. Абдуллаева «Поэзия и местность» с точки зрения типа эссе, объекта и предмета авторефлексии, поэтики и научной рецепции. Представленный материал был апробирован на занятиях по дисциплине «История русской литературы XX в.» на филологическом факультете («Педагогическое образование», бакалавриат, профиль «Русский язык и литература», 4 курс).
Ключевые слова
Статья посвящена описанию стратегии развития текстовой деятельности учащихся старших классов. Установлены различия в понятиях «речевая деятельность» и «текстовая деятельность». На основе анализа содержания понятия «текстовая деятельность» рассматривается возможность продвижения в обучении от текстовосприятия к текстопорождению. Методологической основой разрабатываемой стратегии стали лингвистические труды Ю. А. Караулова, И. Р. Гальперина, Т. М. Дридзе, Н. И. Жинкина, А. С. Штерн, а также методические исследования по вопросам обучения речевой и текстовой деятельности Н. А. Ипполитовой, Т. В. Карих, В. Н. Мещерякова, И. А. Сотовой. Особое внимание уделено пониманию текста, проникновению в его смысл. Представлены продуктивные приёмы развития умений понимания и интерпретации текста: организация предтекстового этапа, воссоздание историко-культурного контекста, выявление видов текстовой информации и способов их языкового выражения, выявление микротем и связей между ними, диалог с текстом, создание вторичного текста. Автор отмечает, что комплекс вопросов и заданий, включающий различные аспекты лингвистического анализа, помогает лучше понять текст и подготовиться к созданию на его основе интерпретационного высказывания. Положительное влияние на формирование оценки правильности понимания текста оказывает сопоставление собственной интерпретации с интерпретацией другого реципиента. Примеры заданий для развития умений понимания и интерпретации текста апробированы на занятиях спецкурса и могут успешно применяться в старших классах.
Ключевые слова
Самосознание является важным проявлением субъектной позиции обучающихся в образовании. Читательское самосознание связано с осознанием и оценкой себя как читателя. В статье представлен опыт создания школьного читательского блога. Школьный блог - форма организации внеклассного чтения. Читательский блог обладает значительным смыслообразующим потенциалом. Автор рассматривает пути формирования читательского самосознания в блоге. В блоге целенаправленно создается установка на актуализацию читательского самосознания. Самосознание читателя проявляется в диалоге с собеседниками, рефлексии, оценке произведений. Предложены способы формирования читательского самосознания в блоге: обсуждение «прав читателя», проект экслибриса для семейной библиотеки или для ШЧБ, виртуальная выставка любимых книг учителей, самооценка читателя путем обобщения и систематизации знаний при знакомстве со «Списком Бродского», создание списка книг, которые должен прочесть каждый, списка книг для родителей; презентация прочитанных книг; флешмоб, конкурсы эссе «Моя книга года», «Строки, написанные для меня…» или рецензий-открыток. Представление современных школьников о ценности книги и чтения подтверждается анализом их высказываний и творческих работ. Школьный читательский блог становится пространством диалога и ценностного самоопределения учащихся. Общение в блоге обретает признаки самоорганизации с нелинейным развитием ситуации. Можно говорить о синергетических способах организации самого процесса формирования самосознания читателя в условиях открытого образования. Представленный в статье педагогический опыт может быть перенесен на работу школ и библиотек
Ключевые слова
В статье рассматриваются принципы коммуникативной стратегии изучения литературного произведения, сопоставляется коммуникативная дидактика (ФРГ) и школа коммуникативной дидактики В. И. Тюпы и Ю. Л. Троицкого. Автор обосновывает доминантный принцип стратегии, связанный с актуализацией полюса адресата. Данный полюс включает героя-адресата, к которому обращены высказывания персонажей (изображённая коммуникация); образ читателя, выступающего в роли слушателя или собеседника автора на страницах произведения; адресата, принадлежащего внутреннему пространству текста; реального адресата, принадлежащего внешнему пространству текста, вступающего в диалог с текстом; адресата высказываний в коммуникативных дидактических ситуациях «учитель - ученик» и «ученик - ученик». Основные линии адресации выступают в качестве тактических ходов, обеспечивающих реализацию стратегической цели - формирование понимающего читателя. Реализация коммуникативной стратегии изучения литературного произведения осуществляется через анализ ситуаций общения, изображённых в произведении, анализ маркеров адресации, выявление функций образа читателя/слушателя в произведении, разгадывание «герменевтического кода» текста, формирование представлений об адресации и понимающем читателе конкретного автора, формирование установки на адресацию создаваемых учениками интерпретационных текстов, анализ интертекстуальных маркеров как расширение контекста понимания литературного произведения.
Ключевые слова
. Предлагается особая форма организации учебных занятий по литературе - урок-студия. Основные черты урока: свободная инициатива учащихся, разновозрастное общение, многоуровневая коммуникация. Структура урока определяется дискуссией и презентациями учащихся, которые строятся на основе прочитанного художественного текста. Предлагаются варианты творческих продуктов, возникающих в процессе проектной деятельности учащихся. Выдвигаются требования к теме подобного занятия, описывается логика подготовки урока-студии, осмысляется эффективность подобной деятельности в школе. Результатом студийной работы является возникновение продуктивной среды для многоуровневой коммуникации, креативного роста, личностной самоидентификации учащихся. Аргументируется, что процесс образования на уроке-студии перерастает рамки замкнутой системы.
Ключевые слова
В статье рассматривается методика проведения тестирования по русскому языку детей мигрантов, обосновывается необходимость диагностики владения русским языком при приеме в школу и при разработке стратегии и тактики адаптации детей мигрантов в образовательном пространстве школы. Для тестирования выбраны наиболее важные фонетические, лексические и грамматические темы, вызывающие трудности у данной группы учащихся. Проверяется усвоенность базовых грамматических категорий системы русского языка (категория одушевленности/неодушевленности существительного; категории рода, числа и падежа у существительного, прилагательного и местоимений; категории лица, рода, числа, времени и вида у глагола и др.). Тестирование позволяет выявить проблемные зоны, требующие специального внимания учителя русского языка. Далее в статье обосновывается необходимость специального курса русского языка как иностранного. Коррекция фонетических навыков позволит предупредить автоматизацию произносительных ошибок, которые препятствуют развитию лексико-грамматических навыков: мешают освоению системы словоизменения. Несовершенство механизмов чтения тормозит развитие лексического запаса и затрудняет процесс изучения школьных предметов (дети не понимают заданий учебника, не могут работать самостоятельно). Отсутствие языковой компетенции затрудняет формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Ключевые слова
Анная статья посвящена вопросу о видах и формах контроля речевого развития учащихся основной школы. Перечислены различные виды контроля, такие, как входной, текущий, тематический и итоговый. Обозначены их функции, цели и задачи в образовательном процессе, а также формы организации контроля (самостоятельные и проверочные работы, ситуативные задания, портфолио) применительно к обучению речевой деятельности учащихся. Ориентируясь на перечень коммуникативно-речевых умений, формируемых на основе базовых речеведческих знаний, учитывая необходимость развития различных видов речевой деятельности и потребность в отработке процессов речепорождения и речевосприятия, в статье представлены варианты контрольно-измерительных материалов для учащихся для того или иного этапа контроля. В основе каждого варианта таких материалов - текст с заданиями, построенными таким образом, чтобы можно было проверить сформированность коммуникативно-речевых умений с опорой на речеведческие знания. С помощью предложенных заданий проверяются как умения восприятия и понимания, так и умения порождения текста. Задания имеют деятельностный характер, поэтому, кроме основной части, в каждом задании есть дополнительная: докажи, объясни, сравни. Нередко в задания на порождение текста (высказывания) включены ситуации. Данные контрольно-измерительные материалы могут быть использованы на уроках русского языка в полном или частичном варианте.
Ключевые слова
. Современное образование ставит перед педагогами цель - формирование у учащихся устойчивых практических предметных умений, а также метапредметных результатов. Одним из самых продуктивных и надёжных средств обучения, достижения выше названной цели является наглядность. Данная статья представляет собой анализ опыта работы учителей русского языка и литературы по применению в своей практике такого средства наглядности, как таблица. В работе рассматриваются приёмы и способы использования таблицы как зрительного способа обучения на разных стадиях образовательного процесса (на этапах открытия новых знаний, диагностики, контроля), представлены примеры заданий с таблицами при изучении русского языка как школьного предмета. В статье приведены примеры подробных учебных задач по орфографии, развитию речи, синтаксису, а также даны формулировки возможных заданий с таблицами. Авторы отмечают, что средство наглядности - таблица - способствует формированию и совершенствованию практических навыков учащихся в области русского языка, позволяет систематизировать сведения по языкознанию, облегчает процесс запоминания правил. Работа с таблицами - это и один из важных факторов достижения высоких результатов учащихся на ОГЭ, ЕГЭ, а также на промежуточной аттестации по русскому языку.
Ключевые слова
В статье дана характеристика мастерских и предложен вариант занятия, посвященного анализу образа Понтия Пилата и проблеме нравственного выбора. В режиме самостоятельной работы с ключевыми эпизодами романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» обучающиеся анализируют диалог Понтия Пилата и Йешуа, сцену провозглашения приговора, сон героя и сцену освобождения. В ходе работы обучающиеся дают характеристику ситуации нравственного выбора, определяют систему ценностей Пилата-человека и Пилата-прокуратора, определяют место образа Понтия Пилата в системе персонажей романа. Выполняя задания в группах, обучающиеся обращаются к поэме Г. Петровского «Пилат», картине Н. Ге «Что есть истина?», экранизации романа «Мастер и Маргарита» (реж. В. Бортко), создают символические иллюстрации к роману и учатся интерпретировать художественный образ в его противоречивости и динамике. В процессе работы обучающиеся приходят к выводам о трагическом характере образа Понтия Пилата, могут обозначить сходство Понтия Пилата, Мастера и Ивана Бездомного, формулируют понимание гуманистической концепции автора, освобождающего своего героя. Материалы статьи могут быть использованы учителями в процессе подготовки к занятиям в 11 классе.
Ключевые слова
Как в критических отзывах, так и в автокомментариях «Русскую Швейцарию» справедливо интерпретируют как своего рода историко-философский трактат о путях России и Европы. Но при этом недооценивается значение авторского жанрового определения: «историко-культурный путеводитель». Книга, как принято считать, «только притворяется путеводителем». Между тем конструктивные особенности путеводительного жанра здесь строго соблюдены: повествование подчиняется движению в пространстве и членится главами по локациям. Так, именно форма путеводителя помогает реализоваться шишкинской поэтике ахронных сцеплений. Порядок истории подчиняется порядку пространства: «швейцарская география сцепляет русскую историю в самых непривычных комбинациях». Далее, как этого и требует путеводительный жанр, одним из главных сюжетов «Русской Швейцарии» становится диалог о пространстве. В повествовании рассеяны выразительные описания швейцарских ландшафтов, увиденных глазами деятелей русской культуры. Здесь сталкиваются два образа пространства - горное и равнинное, российское. Философия равнины сталкивается с философией гор, «горной философией». Перенеся конструкцию путеводителя из прикладной сферы в историко-культурную, Шишкин произвел перспективный сдвиг жанра. Внимание к метафизике пространства, сама идея спроецировать в пространство культурно-исторические коллизии и подчинить историко-философское повествование принципам путеводительного жанра оказались важным шагом в историко-литературной перспективе. «Русская Швейцария» предвосхитила проекцию «пространственного поворота» (spatial turn) в практику отечественной культурно-географической эссеистики. Ее развитие в России связано с деятельностью литературно-исследовательской группы «Путевой журнал» (А. Балдин, Р. Рахматуллин, Д. Замятин).
Ключевые слова
В статье анализируется проблематика повести О. Славниковой «Бессмертный». Через изображение типичной российской семьи, выживающей в постсоветское время за счёт «потребления» пенсии парализованного ветерана войны, вскрывается моральный облик человека общества потребления: подчиняясь прагматике существования (достичь благополучия, достатка, социального положения), массовый человек оказывается во власти иллюзий, теряет экзистенциальные цели жизни, этические ориентиры. Стремление выжить, занять место под солнцем провоцирует аморальное потребление, прикрытое мнимыми благими намерениями. Присвоенное право потреблять, использовать другого для достижения своих целей рождает иллюзию собственной значимости; на деле же в обществе потребления все оказываются жертвами, так как все взаимно паразитируют друг на друге. На этом фоне настоящим человеком оказывается не герой (в привычном для соцреалистической парадигмы понимании), а субъект, не желающий оставаться в мнимом бытии, стремящийся к самовольному выходу из неподлинного существования.
Ключевые слова
Предметом исследования стала авторефлексия в литературном произведении, целью работы является выявление и анализ форм и способов осуществления авторефлексии в литературном произведении о детях и для детей. Для реализации предпринятого исследования были использованы феноменологические принципы и инструментарии в литературоведении. Было установлено, что современным детским писателям Урала (Е. Ленковской, А. Щупову, Т. Михеевой, С. Лавровой) свойственно стремление к осознанию результатов своей деятельности, к постоянному анализу хода и результатов работы над произведением. Авторефлексия в их творчестве имеет различные формы проявления: от самопрезентации образа биографического автора в тексте до комментирования и истолкования авторами своих произведений. Обилие метатекстовых показателей, эпиграфы к сказочным и фантастическим произведениям с посвящением реальным невымышленным лицам, разветвленная система предисловий и вводных главок, наличие вставных глав, «текст в тексте» как важнейший прием повествования - эти формы саморефлексии служат воплощению авторских замыслов. Результаты исследования могут быть полезны специалистам по детскому чтению, учителям-словесникам и студентам филологических специальностей. Взгляд на корпус текстов детской литературы через призму авторефлексии позволил поставить и частично решить некоторые актуальные вопросы семантики и поэтики произведений для детей и о детях.
Ключевые слова
Два романа известной английской писательницы Хилари Мантел о Томасе Кромвеле и Генрихе VIII «Волчий зал» и «Внесите тела» анализируются в контексте истории и современного состояния жанра исторического романа. В статье показывается оригинальность художественного мира анализируемых романов и особенности творческого переосмысления писательницей глубоких национальных традиций жанра, поисков и приобретений предыдущих поколений европейских и английских романистов и современников Мантел, обращавшихся к изображению прошлого своей страны. Прослеживается, как преломляется в дилогии тенденции «осюжетивания» и субъективизации истории, когда массивный объем английской истории в ее поворотный и решающий момент реконструируется через бытование в сознании протагониста, а прошлое, настоящее и будущее страны выступают субстанциями его внутренней жизни. Доказывается, что писательницу интересует не столько политическая история, сколько культурологические сдвиги, которые переживала Англия XVI в., что в центре ее внимания культуро-созидающая активность исторической личности, существование которой вносит в жизнь новую форму и новое содержание. В статье демонстрируется, что фигура главного героя и одновременно нарративного центра дилогии - яркий пример единства двух структурных доминант в современном английском романе: рефлексивной и психолого-аналитической (самопознание и самоанализ) и исторической.
Ключевые слова
В статье рассматривается вопрос о значении образа веера в драматургии О. Уайльда. Обзор зарубежных и отечественных исследований о комедиях позволяет подойти к проблеме философской составляющей в драматургии Уайльда, что до настоящего времени остается малоизученной темой. Анализ уайльдовских произведений обнаруживает в основе его художественных текстов своеобразную авторскую философию нереального, которая базируется на идеалистических учениях от древности до эпохи конца XIX века и отражает ее тенденции. Много внимания Уайльд уделяет таким категориям, как случайность, влияние, душа, при этом в его пьесах обсуждаются актуальнейшие проблемы действительности, в частности, «женский вопрос». Анализ художественных текстов Уайльда показывает его отрицательное отношение к правам и свободам женщин. В произведениях Уайльда представлена не просто проблема влияния женщин, но их власти над мужчинами. Негативную характеристику слабого пола подчеркивает такой аксессуар, как веер. Образ веера прочитывается как символ раздора, и возможность такой трактовки подсказывается первой пьесой «Вера, или Нигилисты». Веер упоминается во всех комедиях Уайльда, кроме «Как важно быть серьезным», и при анализе текстов образ веера позволяет точнее определить специфику авторской позиции. В последней трагедии Уайльда «Саломея» веер еще раз подчеркивает порочность женского влияния, его смертельную опасность для мужчин.
Ключевые слова
. Предмет данной работы - христианская традиция в творчестве Платонова. Цель работы - показать непрерванность отношения писателя с православием, несмотря на его богоборческие настроения, особенно активные в раннем творчестве. Если для раннего периода и периода 1930-х гг. данная проблема может быть проанализирована в аспекте притяжения-отталкивания, то творчество Платонова военного времени показывает близость к традиции отцов не только на уровне памяти жанра, но как активное авторское переживание. В статье исследован рассказ А. Платонова «Взыскание погибших» в духовном и автобиографическом контексте. На основе интертекстуального и мотивного анализа продемонстрированы межтекстовые пересечения текста рассказа с письмами Платонова военного периода. Проводится концептуальное положение, что создание рассказа связано с замыслом Платонова написать «повесть о сыне», чему послужила ранняя смерть его сына Платона. Показано усиление христианской доминанты творчества писателя в военной прозе. Сделан вывод о беспрецедентной для творчества Платонова густоте новозаветного слоя в поэтике рассказа «Взыскание погибших». Результаты работы могут использоваться при изучении творчества А. Платонова в старших классах общеобразовательной школы и при чтении курса литературы ХХ века в высших учебных заведениях.
Ключевые слова
В настоящей работе представлен гендерный анализ рассказа известной российской писательницы Т. Толстой «Спи спокойно, сынок» (2001). Под гендерным анализом вслед за Э. Шоуолтер, Э. Сиксу, И. Жеребкиной и другими исследователями понимается такой подход к тексту, который ориентирован на обнаружение специфической проблематики, связанной с формированием моделей гендерной идентичности, а также гендерного самосознания героев. Предметом исследования в настоящей работе являются репрезентации новых моделей материнства, реализованных в современной женской прозе 1990-х годов, в частности, в рассказах Т. Толстой. В рассказе Т. Толстой «Спи спокойно, сынок» предметом изображения становится болезненный процесс осмысления главным героем самого себя, поиск идентичности через отсутствующую инстанцию матери. Редуцированная инстанция матери становится травмой для героя, причиной формирования будущей «дефектной» идентичности. Мужчина в художественной системе автора предстает «дефектным субъектом» (термин И. Жеребкиной), неспособным выстроить полноценные супружеские отношения. В работе представлен анализ модели материнско-детских отношений как проекции модели гендерных отношений мужчины и женщины. В ходе анализа обнаружено, что через репрезентацию моделей гендерных отношений реализуется онтологическая проблематика.
Ключевые слова