В статье речь идет о двух главных последствиях для образовательной системы современной российской школы абсолютного доминирования английского языка в иноязычном образовании: 1) вымывание методической мысли и ее инновационного потенциала из области развития образования, 2) пренебрежение культурным наследием русского языка, в котором существенное место занимают следы немецкого и французского языков, но практически отсутствует слой англий-ского языка, массовое привнесение чужеродных элементов, способных значительно повлиять на освоение предшествующей культуры. Отражен многолетний опыт работы в области методологии языкового образования, в практике обучения ино-странным языкам и отслеживания результатов овладения речевыми умениями.
Филологический класс
2016. — Выпуск 42
Содержание:
Литературный период конца ХХ - начала XXI вв., возникший на руинах советской литературы, подхо-дит к концу и требует своего называния. Последние четверть века русская литература впервые столкнулась с мощными со-циокультурными вызовами времени (кризис литературоцентризма, трансформация литературного поля, требования новой постгуттенберговской эпохи, ревизия культурных ценностей, коммерциализация литературы и др.). Сложность объективно-го анализа этой литературной эпохи связана и с понятием «незавершенности». В статье представлены результаты опроса современных писателей по определению современной литературной эпохи.
Ключевые слова
Статья посвящена современному осмыслению развития слов категории состояния (СКС) в синхронии и диахронии. В научной лингвистике, вузовской и школьной учебной литературе по русскому языку сегодня нет терминоло-гического единообразия и согласованности относительно квалификации семантико-грамматической природы СКС, а также их устойчивого статуса среди других частей речи. В условиях свободного выбора авторских программ и учебников такая ситуация негативно отражается на школьной лингводидактике и итогах обучения в общероссийском масштабе. В статье обзорно представлен историко-лингвистический комментарий поэтапной лексикализации и грамматикализации имен определенной структуры с семантикой модальности, состояния и оценочности в предикативной функции. Особо выделены асистемные лексемы НАДО, НЕЛЬЗЯ, ЖАЛЬ. Обращение к историко-лингвистическим исследованиям и лексикографии показы-вает, что формирование СКС было результатом длительных системных исторических изменений при взаимодействии имен, ме-стоимений и глаголов. Многовековой эволюционный процесс продолжается и сегодня, формируя уникальное восточнославянское (преимущественно русское!) языковое явление - СКС. Статья адресована учителям будущих филологов.
Ключевые слова
В статье рассматривается способность производного слова фиксировать и хранить полученное знание. Образо-вание нового слова всегда бывает связано с необходимостью закрепления в языковой форме нового предмета мысли. В структуре производных слов содержится указание на тот признак, в соответствии с которым предмет был осознан и выделен среди других. Слово живет в своем первоначальном значении до тех пор, пока это значение актуально для говорящих, и меняет его, когда мысль человека идет дальше, отталкиваясь от старого знания и перенося его на новые предметы и признаки. Современные русские фами-лии также были когда-то производными словами с живыми словообразовательными связями. Именование человека осуществля-лось по разным основаниям: с указанием на его личные свойства, место проживания, имена и прозвища родителей, а также- на его профессиональное занятие. В составе современного русского антропонимикона существует большой пласт фамилий, происхождение которых связано с лексикой старинных крестьянских ремёсел и промыслов. В статье на материале разновременных памятников письменности анали-зируется ряд русских фамилий, соотносящихся с лексико-тематической группой слов из сферы кожевенного производства. В структуре каждой «профессиональной» фамилии выявляются следы непосредственно мотивирующих единиц и более отдаленные звенья словообразовательной цепи.
Ключевые слова
На материале современных книг об Урале/Екатеринбурге рассматриваются разные аспекты создания образа региона. Травелоги рисуют экзотический образ природы Урала, ряд художественных произведений современных авторов (А. Иванова «Ёбург», А. Матвеевой «Девять девяностых») воссоздают жесткий, но по-своему героический и романтический образ 1990-х гг. «Нестандартный путеводитель. Место » представляет Екатеринбург процветающим городом европейского уровня. Книга Лукьянина, Никулиной «Прогулки по Екатеринбургу» приглашает в пешую прогулку по центру родного города, увиденного с любовью к «малой родине». Особое внимание в статье уделяется книгам, рассчитанным на детей и подростков: «Путешествие по Уралу с детскими писателями» (2011), «Сокровища Рифейских гор» Е. Ленковской (2014). Эти книги имеют огромный воспитательный потенциал, поскольку знакомят не только с особенностями природы и истории уральских городов, но и подчеркивают уважение к мастерам, чей труд обеспечил славу Урала как региона-труженика. Эти книги сочетают личные воспоминания и впечатления авторов с обширным кругом фактических сведений. Представленный материал может использоваться в рамках элективного курса по литературе Урала, а также в школьных проектах по литературе, культуре, истории родного края.
Ключевые слова
В статье производится феноменологический анализ творческого задания - традиционной формы фило-логической деятельности («текст о текстах») с элементами творчества и со-творчества. Рассматриваются возможности твор-ческого задания в решении задачи по формированию культуры читательского восприятия и письма читателей-школьников, приводятся примеры заданий. Исходя из практики разработки творческих заданий, предлагается набор принципов, обеспе-чивающих их продуктивность: 1) необходимо включать задания с «коммуникативной интригой»; 2) учителю следует моде-лировать жизненные и в то же время культурно значимые ситуации, в которых обращение к литературным источникам оп-равдано; 3) задание должно позволять учащимся демонстрировать свою читательскую свободу в выборе литературного ма-териала; 4) необходимо соотносить сложность задания и литературный материал с особенностями возраста и читательским опытом учащегося; 5) необходимо формировать восприятие литературы в системе других видов искусств; 6) учителю сле-дует актуализировать представления учащихся о разнообразии культурных форм (фикшн - нон-фикшн, литературные и речевые жанры и т.д.). Материал (образцы творческих заданий) и результаты исследования (выделенные принципы продук-тивности) могут использоваться в рамках методической подготовки учителей-словесников к проведению школьного и му-ниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе, а также непосредственно в качестве методиче-ского материала для подготовки участников к разным этапам Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
Ключевые слова
В статье рассматривается один из способов создания проблемной ситуации на уроках литературы - творческий учебный проект; в качестве примера такого проекта приводится описание работы по творчеству М. Ю. Лермонтова «Мифопоэтические образы стихий в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». В статье показывается структу-ра проекта: выдвижение гипотезы, проверка гипотезы и получение нового знания, поиск способа решения проблемы, про-верка решения. В ходе предварительного этапа работы анализируется необходимая литература, уясняются важные для ра-боты концепты художественного мира романтиков, которые должны быть задействованы в исследовательской работе, затем предлагаются задачи, которые должны быть решены в ходе поисковой деятельности. Помимо анализа подходов для созда-ния данного проекта, в статье рассматриваются результаты проведенной работы: анализируются отрывки некоторых наибо-лее интересных творческих работ учащихся, выявляются обобщающие наиболее значимые характеристики этих работ.
Ключевые слова
Предлагаемый материал можно использовать для урока или внеклассного мероприятия в 5-6 кл. в конце раздела «Лексикология»; автор включает его также в практическое занятие по технике речи в вузовском курсе риторики или культуры речи. Целями урока являются обучение правильной артикуляции гласных и согласных звуков, выразительному чтению и восприятию лирики, воспитание интереса к русскому языку и литературе, к словарям разных видов, развитие сло-варного запаса детей, пополнение их фоновых знаний. Артикуляционная разминка учит школьника управлять своим голо-сом, снимает у него психологический зажим, знакомит с фольклорными произведениями - скороговорками. Через обраще-ние к лирике и игре ребенок приходит к выводу о необходимости узнавать новые для себя слова, обращаясь к различным словарям. Домашнее задание, кроме тренировки в работе с ними, настраивает школьника на вдумчивое общение со своей семьей. Целенаправленная работа над техникой речи и выразительным чтением, включение языковой информации в игро-вое поле приближают учебный материал к ребенку, показывают важность и интересность самостоятельного чтения художе-ственной и энциклопедической литературы.
Ключевые слова
Методическая разработка урока по одному из ключевых стихотворений в творчестве М. И. Цветаевой в гуманитарном специализированном 10 классе. Методическая форма урока - практикум по обучению комплексному анали-зу поэтического текста. Логика работы на уроке выстаивается от прояснения особенностей поэтики Цветаевой и восприятия ее творчества в ХХ веке до анализа и интерпретации одного из программных текстов, раскрывающих тему Поэта и Поэзии в ее творчестве. В ходе работы над фрагментами эссе И. А. Бродского о М. И. Цветаевой учащиеся приходят к пониманию значимости каждого элемента художественного текста для формирования эстетического смысла произведения. В процессе анализа и интерпретации стихотворения «Стол» школьники анализируют ритмико-мелодическую, речевую, пространствен-но-временную организацию текста. Особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся.
Ключевые слова
В статье рассматривается методический потенциал проблемных ситуаций, направленных на обучение старше-классников написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. Опираясь на методический принцип непрерывности работы по развитию речи, система уроков, выстроенная на основании проблемного подхода к обучению, позволяет достигать не только предметных, но и метапредметных результатов. Регулярно предлагая проводить взаимную проверку создаваемых фрагмен-тов сочинения, учитель стимулирует развитие у обучающихся орфографической, пунктуационной и «речевой» (умение видеть речевые ошибки) зоркости. Даже ученики, изначально не обладавшие высоким уровнем предметных знаний по русскому языку, постепенно начинают ориентироваться в основных типах ошибок, совершаемых их одноклассниками при написании сочинения-рассуждения. Навыки критического оценивания чужого текста при правильной педагогической поддержке положительно отра-жаются и на качестве создаваемых впоследствии собственных текстов. Подобным путём следует развивать и навык проверки ос-чинения по критериям, применяемым для оценивания сочинения-рассуждения на Едином государственном экзамене. Наиболее успешным ученикам в полной мере можно доверить оценку и по весьма трудным для ученической взаимной проверки критериям, связанным с логической структурой сочинения-рассуждения. Ученику, столкнувшемуся с проблемой создания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, следует помочь разделить её на менее сложные проблемы-составляющие и оказать педаго-гическую поддержку через ряд проблемных ситуаций, разрешение которых позволит ему существенно развить и свою речь, и основы логики, и навыки критического мышления.
Ключевые слова
В статье рассматриваются взгляды А. С. Пушкина на проблемы воспитания. Отвергая практически все образовательные институты своего времени, А. С. Пушкин требовал запретить домашнее воспитание как «самое безнравст-венное». Однако в его произведениях представлена целая галерея литературных героев, проведших детство «среди холо-пей» (Татьяна Ларина, Маша Дубровская , Пётр Гринёв и др.), что позволяет проанализировать парадоксы домашнего вос-питания в произведениях А. С. Пушкина. В связи с этим ставится вопрос о значимости образа Митрофанушки для понима-ния образа пушкинского недоросля того же времени - Петруши Гринёва - в историческом романе «Капитанская дочка». Усиливаемая автором прецедентность образа Митрофанушки позволяет А. С. Пушкину не только подчеркнуть типичность жизни недоросля XVIII в., но и указать на расхождения в воспитании. Именно воспитание ведет к формированию личности, которая может сохранить «честь смолоду», несмотря на все «перевороты и переобороты» в жизни русского общества и во всех обстоятельствах бессмысленного и беспощадного русского бунта. С другой стороны, взгляд пережившего Пугачёвский бунт во всей его глубине и противоречивости Петра Гринёва на «младенческие годы» Петруши позволяет вновь обратиться к истокам воспитания и проанализировать все нюансы «домашнего воспитания» людей чести.
Ключевые слова
Предметом исследования в данной статье является мемуарно-биографическая проза С. Т. Аксакова в ас-пекте храмовой поэтики, связанной с догмато-мистической ортодоксией как универсальной моделью в русской словесности. «Семья Багровых» в автобиографической прозе С. Т. Аксакова является прообразом ортодоксального храма. Иконические и храмовые мотивы, литургические сюжеты основных героев повествования формируют особую метажанровую поэтику С. Т. Аксакова, не сводимую ни к «семейной хронике» как эмпирическому жанру, ни к идиллической «пасторали». Повест-вовательные структуры «Семейной хроники» и «Детских годов Багрова-внука» имеют храмово-литургические черты и со-единяются в единое художественное целое общей логикой архитектоники и семантики. «Воспоминания» С. Т. Аксакова как произведение, относящееся к автобиографической прозе, в контексте храмово-литургического единства дилогии С. Т. Аксакова выглядит достаточно автономно. Вместе с тем ортодоксальная догмато-мистическая модель в дилогии С. Т. Аксакова, проявляющаяся через троичные, иконографические Богородичные и крестообразующие мотивы, через при-родные и событийные литургические сюжеты, способствует формированию уникального мира аксаковской мемуарно-биографической прозы. «Семья» С. Т. Аксакова - это православный Космос, подчиняющийся принципу соборности, по-этому аксаковская «Семья» имеет как социальные, исторические, культурологические характеристики, так и сакрализован-но инобытийные. Летописец варяжского дворянского рода - Сережа Багров сосредоточен на изображении феноменов зем-ной и духовной реальности. Органическими топосами аксаковской храмовой «Семьи » являются литургический мир Приро-ды и Мир Слова (Книги), формирующие «солнечную», ясную русскую классическую прозу.
Ключевые слова
В данной статье рассматривается концепция истории А. Волоса, представленная им в романе «Маскав-ская Мекка». В этой антиутопии автор отразил свое представление о русском национальном характере как причине всех социально-политических катаклизмов, произошедших в России и СССР в XX веке. В ходе работы были рассмотрены про-странственно-временная организация художественного мира романа, основные сюжетные эпизоды и система персонажей. Установлено, что Гумунистический край в репрезентации А. Волоса - это мифологема, представляющая собой дальнейшее развитие традиции советской диссидентской литературы, такой как романы «Остров Крым» В. Аксенова, «Монументальная пропаганда», В. Войновича, «ФССР. Французская Советская Социалистическая республика» А. Гладилина и др. Сюжет «Маскавской Мекки» содержит также мистико-фантастический элемент , акцентирующий мифологическую природу Гум-края. Созданный образ Гумунистического Края является универсальным мифологическим концептом российского прошло-го, обреченного на неизбежное повторение в будущем. Полученные результаты могут быть использованы в области изуче-ния жанра современной российской антиутопии, характеристике общественного сознания рубежа XXI века, а также в пре-подавании спецкурсов по литературе для филологических специальностей в высшей школе.
Ключевые слова
В статье рассматривается концепция русской истории как детерминированной текстами. В романе В. Шарова «След в след» тексты и заключенные в них идеи являются одними из главных двигателей исторического движе-ния в России. Власть текста над логоцентричным сознанием русских людей - субъектов и объектов истории - обнаружи-вается в разных вариантах сюжетов создания, чтения и переписывания текста как сохранения или нарушения культурной, исторической преемственности разных поколений и эпох. В романе представлено три вида отношения к тексту. Во-первых, абсолютная власть текста реализуется в сюжете переписывания как следование исторической традиции, как отрицание субъектной роли индивида в управлении социумом. Во-вторых, создание собственного (нового) текста как нарушение су-ществующего канона, желание с помощью текста изменить реальную действительность. В-третьих, интерпретация про-шлых текстов и создание на их основе своего есть индивидуальное и родовое объяснение жизни, возможность сохранения и передачи знания. Роман В. Шарова «След в след» представляет, с одной стороны, историческое развитие России как череду отрицания прошлых, канонизированных в текстах и искаженных в реальности идей, с другой, утверждает возможность ин-дивидуальной преемственности и сохранения опыта прошлых поколений в тексте.
Ключевые слова
Статья посвящена исследованию особенностей жанра фильма-путешествия (road movie) на примере «Пе-ремирия» (2010) режиссера Светланы Проскуриной. Характеры и поступки главных персонажей фильма рассматриваются через систему мотивов волшебной сказки, описанную В. Проппом в его дилогии «Морфология сказки» и «Исторические корни волшебной сказки». Путь главного героя, шофера по профессии, по российской глубинке позволяет режиссеру соз-дать убедительный образ России как некоего сказочного пространства, населенного прежде всего мужчинами. В частности, воссоздавая хронотоп гомосоциального «мужского дома», где подростки проходят испытания, входящие в обряд инициа-ции, фильм Проскуриной переворачивает этот мотив. Герои переживают страшные испытания, в том числе и временную смерть, однако, вопреки ожиданиям, они не взрослеют. Совмещение статичного мира сказочного «мужского дома» с хроно-топом дороги создает эффект «дороги в никуда», что проблематизирует новый социальный и культурный порядок, возник-ший в России в первом десятилетии XXI века.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу образа учителя в современном российском кинематографе. Фиксируется кри-зис методологии художественной критики. Проводится пересмотр традиционных способов анализа социальной темы в ис-кусстве. Предлагается вычленять «социальность» в художественной ткани не на уровне материала, сюжета или типичных обстоятельств, а сквозь призму системы координат той или иной социальной теории. В качестве продуктивного ресурса художественного анализа предлагается исследовательская метафора из области социальной психологии - «стокгольмский синдром» для интерпретации деструктивных состояний в фильмах так называемого «школьного цикла». Анализ осуществ-лен на примере кинофильма «Училка» 2015 года. Сюжетная коллизия - учитель истории и класс оказываются в ситуации террористов и заложников, в замкнутом и изолированном пространстве. Особенность ситуации заключается в том, что роли террориста и заложника постоянно смещаются от одного участника к другому, а в финале для посторонних наблюдателей сам факт наличия подобной коллизии оказывается недоказанным. Поведение всех участников события, динамика структуры отношений, социальные роли описаны с точки зрения последовательности повествовательных связей. Анализ выявил раз-рывы между авторской позицией, в результате которой в финале происходит разрешение конфликта и снятие напряжения, и объективной художественной логикой кинопроизведения.
Ключевые слова
Статья посвящена исследованию стратегий работы с ностальгией по советскому в отечественном кинема-тографе. К условиям возникновения ностальгии относятся ощущение дефектности настоящего, вызывающее недовольство различных групп населения; наличие материальных свидетельств (вещей, архитектуры, изображений, фильмов) прошлого. Сегодня мы наблюдаем целенаправленное конструирование ностальгии посредством мифологизации, коммерциализации и эстетизации объектов ностальгии, и одновременно режиссеры предлагают стратегии преодоления ностальгии: через демон-страцию репрессивных практик («Водитель для Веры» П. Чухрая, 2004, «Завещание Ленина » Н. Досталя, 2007), деконст-рукцию и демифологизацию объектов ностальгии, в частности, ностальгии по патриотизму («Риорита» П. Тодоровского, 2008), по советскому детству («Пионеры-герои» Н. Кудрявцевой, 2015), «оттепели» (сериал «Оттепель» В. Тодоровского, 2013, «Кино про Алексеева» М. Сегала, 2014).
Ключевые слова
Ключевые слова