В статье анализируются проблемы периодизации истории. Утверждается, что в работах К. Маркса помимо формационной периодизации присутствуют, по крайней мере, три периодизации, описывающие историю общества как целостной системы. В статье говорится, что в исследовании структуры истории (периодизации) возможны разные по степени абстрактности подходы в зависимости от объекта исследования. В разнообразии периодизаций прослеживается диалектика единичного, особенного и общего. Если объект - история человечества в целом, то создаётся самая абстрактная периодизация (общее), если объект -мир-системы, то периодизация менее абстрактная (особенное), если же объект - составные мир-систем -то их периодизация ещё менее абстрактная (единичное). Хотя любая периодизация имеет в своей основе общие черты, проявляющиеся в выделяемых ею этапах. Периодизация истории всякого объекта имеет право на существование. Уменьшение абстрактности и расширение конкретности есть переход от философии истории к конкретной истории, и границы разделения этих наук не всегда точно различимы. Периодизация развития общества как целостной системы - социальная эволюция - является самой общей. Однако, если речь идёт о глобальной эволюции, то эволюция общества будет уже частным её этапом. В статье также предлагается, как один из вариантов общей, авторская периодизация истории по специфике предпосылок развития: развитие общества на основе внешних естественных предпосылок и развитие общества на основе созданных самим обществом социальных предпосылок.
Гуманитарный вектор
2018. — Выпуск 4
Содержание:
В данной работе использован системный подход, рассматривающий процесс исторического развития как процесс формирования системы «человек и природа», взаимодействие которых опосредуется системой «общественное сознание и общественная практика». Такое системное рассмотрение определяет методологию, в соответствии с которой государство рассмотрено как элемент общественной практики в контексте процесса исторического развития с анализом развития индивида в системе общества, общественного сознания и общественной практики. Главная выявленная тенденция процесса исторического развития - постепенное преодоление противоречий и сближение элементов этих систем с достижением диалектического единства на этапе завершения формирования системы «человек и природа». Этот этап связан с преодолением противоречий: в общественном сознании - между личными и общественными интересами, в общественной практике - между объективизмом государства и субъективизмом индивидуализма, преодоление которого смещается в область воспитания и образования, которые должны стать главной функцией государства.
Ключевые слова
В период возникновения философии истории проблема субъектности исторического процесса традиционно решалась методом географического детерминизма (или какой-либо его разновидности). В XIX веке под влиянием гегелевской философии понятие исторического субъекта претерпело изменения и стало устойчиво связываться с этническими группами - носителями народного духа. Отсюда вытекает политический тезис о праве наций на самоопределение, необходимость практики построения национальных государств сначала в Европе, а далее во всём мире. В неолиберальных концепциях XX века субъектом истории объявляется человеческий индивид, и этот поворот делает традиционную философию истории, концентрирующуюся на этнокультурных и этнополитических процессах, крайне уязвимой. Автор пытается показать теоретические и методологические ограничения этноцентристской модели истории. Указывается также, что считавшаяся безнадёжно устаревшей концепция географического детерминизма в современных условиях получает неожиданную новую поддержку в глобальном проекте Евразийского сухопутного моста, или Нового Шёлкового пути. Практическая реализация данного проекта приведёт к изменению расстановки сил на континенте и неизбежно скажется на характере межэтнических взаимодействий в Евразии. При этом место скомпрометировавшей себя модели мультикультурализма может занять китаецентристская модель межкультурного взаимодействия, оставляющая этническую часть культуры вне сферы внимания. В этих условиях традиционная для европейской философской традиции увязка гражданского согласия и благоденствия с построением диалога этнических культур рискует оказаться неактуальной в условиях вызовов XXI века.
Ключевые слова
В статье анализируются основные парадоксы украинской национальной идентичности в концепции П. М. Бицилли на основе рассмотрения его статьи «Проблема русско-украинских отношений в свете истории». Реконструируется общая логика работы П. М. Бицилли, выделяется его аргументация по ключевым проблемам. Путём привлечения различных исторических данных показана их истинность и концептуальная значимость для современного анализа данной проблематики, которая актуализировалась в результате политических событий последних лет. Целью статьи является исследование концепции П. М. Бицилли, предложенной им для понимания Украины как специфического культурно-исторического феномена, в контексте современных реалий становления её национально-государственной идентичности. Показана принципиальная важность следующих тезисов П. М. Бицилли; 1) об ошибочности самого принципа искусственного «построения» наций на основе одной лишь политической целесообразности; 2) о деструктивности построения политических наций для культуры и языка, нарушающих их естественное развитие и создающих лишь иллюзии, а не подлинную культуру и язык; 3) о решающей роли универсальных, а не партикулярных ценностей в естественном формировании наций; 4) о корыстном характере искусственного «построения» наций, всегда имеющем целью выдвижение посредственностей и подавление более высокой культурной традиции путём искусственной «самостийности».
Ключевые слова
В статье на основе мемуаров Г М. Семёнова с использованием принципа историзма и политологического подхода прослеживается эволюция его политических взглядов и особенности политической позиции. Будучи убеждённым сторонником монархии, он в течение Первой мировой войны под влиянием военных неудач и пропаганды либералов склонялся к установлению в России конституционной монархии либо путём добровольного отречения Николая II от престола, либо путём дворцового переворота. После полного крушения самодержавия он стал твёрдым сторонником установления в России военной диктатуры. Политическая позиция Г М. Семёнова характеризуется в статье как правый радикализм с чертами «революционного стиля» в отличие от консервативного радикализма А. В. Колчака. Его индивидуальным почерком в политике являлось устойчивое использование тактической хитрости нередко с оттенком авантюризма. Одновременно он понимал ограниченность консервативного радикализма А. В. Колчака, пытался действовать самостоятельно, используя в политике геополитический фактор. Им учитывался и в меру возможности использовался политический опыт большевиков. Главной чертой его политики был антикоммунизм, превратившийся после Гражданской войны в исчерпывающий мотив всей его деятельности и приведший его в стан нацистской Германии с её союзниками. Ослеплённый антикоммунизмом, он так и не понял, что, борясь против СССР, он боролся против России. Политический финал, обернувшийся для него личной трагедией, оказался неизбежным, а исторический акт возмездия - законным.
Ключевые слова
Статья посвящена законодательной деятельности плебейского трибуна 91 года до н. э. М. Ливия Друза Младшего (аграрный закон и рогация о предоставлении союзникам прав римского гражданства). Актуальность исследования обусловлена тем, что деятельность и смерть Ливия Друза привели, согласно античной нарративной традиции, к кровопролитной Союзнической войне, которая, в свою очередь, сказалась на восприятии политических реформ Ливия Друза в исторической традиции. Поэтому данное исследование претендует на то, чтобы рассмотреть законодательную деятельность Ливия Друза в рамках исторического контекста 91 года до н. э. Методологической основой исследования послужил принцип историзма и научной объективности, в соответствии с чем явления и события, относящиеся к данному периоду, рассматриваются в связи с конкретными историческими условиями. Это позволяет учесть социально-политическую обстановку, сложившуюся в Риме и Италии к 91 году до н. э. Результатом данного исследования является проведённый анализ социально-политического аспекта в римской политике 91 года до н. э. сквозь призму аграрного законопроекта Друза и его рогации о предоставлении союзникам прав римского гражданства. Социальный аспект рассматриваемых инициатив Друза заключался, прежде всего, в выведении ветеранских колоний римского права, в котором должны были участвовать римские и союзнические ветераны. Поэтому Ливий Друз предусматривал для союзников римское гражданство. Политический аспект данных законов, в свою очередь, связан с усилением позиций реформаторской группировки в сенате и укреплением авторитета сената в целом.
Ключевые слова
Позднесоветская модернизация Сибири и Дальнего Востока занимает одно из центральных мест в зарубежной историографии «развитого социализма». БАМ, будучи одним из самых крупных проектов данного периода, вызывал интерес иностранных авторов практически с первых лет строительства. В период «холодной войны» внимание к БАМу было продиктовано стремлением оценить эффективность социалистической системы и определить перспективы её развития. В настоящее время наблюдается новый подъём исследовательской активности зарубежных учёных, связанный с «азиатским вектором» внешнеэкономической стратегии России и интенсивным сырьевым освоением региона. Данная работа фокусируется на выявлении тематических доминант и ключевых сюжетов в зарубежных исследованиях, посвящённых советскому периоду строительства и эксплуатации БАМа. Привлекая традиционные и междисциплинарные методы историографического анализа, автор выделяет такие тематические направления исследований, как причины сооружения магистрали, мотивы приезда строителей, соотношение официального и неофициального образов стройки, общую оценку места БАМа в истории страны. В рамках каждой доминанты описываются типичные наборы интерпретаций, составляющие ключевые сюжеты исследований, производится хронологическое ранжирование данных сюжетов по трём основным периодам зарубежной историографии БАМа.
Ключевые слова
История охотничье-промыслового хозяйства в Забайкалье практически не разработана, как в целом, так и по отдельным проблемам. Деятельность ондатрового хозяйства на севере Читинской области в Ка-ларском районе занимает одно из важных мест в списке неизученных вопросов. В исследуемое время его функционирование явилось примером качественно новой формы хозяйственной практики для региона, связанной с процессом индустриализации в области. Статья написана на основе архивных документов Управления охотничьего хозяйства Читинского Облисполкома, отчётов директора хозяйства Б. А. Киршфельда, исследовательских материалов о перспективах развития пушного промысла и заготовок пушно-мехового сырья на севере, которые вводятся в научный оборот впервые. В ней представлен анализ создания, организации и состояния ондатрового хозяйства в 1932-1950 годах. История его развития имела сложный и противоречивый характер. Положительные результаты в промысловых заготовках могли быть достигнуты в кратчайшие сроки, но при условии обеспечения правильной организации труда и независимости хозяйства от заготовительной или торгующей организации. Чего, к сожалению, районные власти вовремя предоставить не смогли.
Ключевые слова
В статье представлены воспоминания М. П. Миндаровского о городе Енисейске и его жителях в конце XIX - начале ХХ века. Михаил Прокопьевич Миндаровский - один из участников краеведческого движения, значительную часть своей жизни прослужил в органах городского самоуправления. В широких кругах он был известен как корреспондент сибирских газет и автор многочисленных работ по проблемам освоения сибирского края. Воспоминания М. П. Миндаровского о г. Енисейске охватили период с 1890 по 1916 год. В данном источнике переплелись автобиографические воспоминания и дневниковые записи. Основой мемуаров стали вопросы, обсуждаемые на заседаниях городской думы. Мемуарист затронул вопросы благоустройства, образования и культуры в городе. Главной проблемой для развития городской инфраструктуры являлся дефицит городского бюджета. М. П. Миндаровский обратил внимание на зависимость экономики края от развития золотопромышленности. В дневнике представлены социально-психологические портреты городских жителей. Данный источник является отражением повседневной жизни провинциального города в модернизационный период. Его использование позволит подробно рассмотреть происходившие в этот период процессы в истории сибирского общества.
Ключевые слова
Актуальность данной работы обусловливается и тем, что современные историки обошли вниманием развитие городского самоуправления в восточносибирских городах в первой половине XIX века, и тем, что именно в тот период начинают формироваться особенности региональной политики Российской империи. Метод историзма и компаративный подход позволяют отследить динамику развития и региональную специфику. Отличительной чертой развития городского самоуправления в тот период в Восточной Сибири являлось то, что оно проходило не только по Городовому положению 1785 года, но и в соответствии с административно-территориальными реформами, реализуемыми в регионе. В 1804 году после выделения Томской губернии из Тобольской Красноярск становится её уездным городом, и открывается Красноярская «градская дума». В 1851 году Якутская область была отделена от Иркутской губернии, а в 1856 году Главное управление Восточной Сибири переименовывает Якутскую ратушу в Якутскую городскую думу. Целью сибирской реформы М. М. Сперанского 1822 года было изменение управления Сибирью в целом. Однако это повлекло за собой и реформирование городского самоуправления сибирских городов, сформированного в соответствии с Городовым положением 1785 года. Была отменена общая дума и оптимизировано количество гласных, которое стало зависеть от размера города. Согласно Штату, в многолюдных городах следовало избрать думу из 4 гласных, городского головы и канцелярии, в средних городах оставались ратуши, в малолюдных городах староста занимался городскими делами. Автор считает, что можно утверждать, что к середине XIX века сложился региональный подход к городскому самоуправлению в Российской империи.
Ключевые слова
В статье рассматриваются вопросы вовлечения польских политических ссыльных в развитие гостиничного дела Восточного Забайкалья. Участие польских ссыльных в хозяйственной жизни Восточного Забайкалья не нашло своего отражения в самостоятельном исследовании, в связи с чем данная тема видится нам актуальной. На базе широкого круга исторических источников автор иллюстрирует деятельность польских ссыльных в крупных городах Забайкалья по содержанию постоялых дворов и гостиниц. Были проанализированы дневники и воспоминания как польских ссыльных, так и иностранных путешественников, пользовавшихся услугами гостиниц, которые содержали поляки. Развитие гостиничного дела в Забайкалье в XIX веке находилось на низком уровне развития. Отсутствие объективных условий для формирования гостиничной сферы приводило к тому, что данная сфера экономики не получала своего развития во второй половине XIX века. Выход на поселение польских политических ссыльных в 70-80-е годы XIX века и поиск ими способов заработка привели к тому, что некоторая часть польских ссыльных занялась содержанием гостиниц и постоялых дворов. Польские ссыльные внесли определённый вклад в развитие гостиничного дела, привнеся в Забайкалье некоторые элементы, присущие западным регионам Российской империи.
Ключевые слова
В статье рассматриваются отношения светской власти в лице воевод, губернаторов и духовенства в одной из наиболее отдаленных окраин Русского государства - Якутском крае. В контексте теории имперского регионализма на основе цивилизационной парадигмы выявлены имеющие место конфликты, возникавшие как в условиях реформирования, так и в связи с межличностными отношениями. Показано, что бесконтрольность и злоупотребления воевод на этапе военно-административного освоения края сменяются попытками гражданской власти области ограничить передвижения приходских причтов и сократить количество церковно-приходских школ. Установлено участие в разрешении конфликтов высших должностных лиц империи XIX - начала ХХ века. Обоснована ведущая роль государства во всех основных мероприятиях церкви и подчинение её задач государственной политике с учётом территориально-климатических особенностей проживания в условиях Крайнего Севера. Сделан вывод о необходимости организации на местах институтов-проводников имперской политики и идеологии, главной целью которых было утверждение государственного единства. Очевидно, что распространение православного христианства на вновь приобретённых территориях являлось, прежде всего, частью государственной политики Российской империи и элементом инкорпорации в русскую государственность.
Ключевые слова
В статье на новом архивном материале показана роль британского миссионерского движения в XIX веке как важного внешнеполитического инструмента, когда работа религиозных миссий в разных регионах была подчинена единой стратегии британской колониальной политики. Для реконструкции объективной картины британского миссионерского присутствия в Восточной Сибири использовались методы сравнительноисторического и системного анализа, что позволило глубже раскрыть роль России и Русской православной церкви в противодействии политического и духовного проникновения Великобритании в Дальневосточный регион. Британский прозелитизм преследовал целью образование протестантских общих в качестве надёжных каналов влияния в регионах, представлявших для Великобритании геополитический интерес. Одним из миссионерских центров, задуманных стратегами британской политики в качестве базовой платформы для проникновения в цинский Китай, была британская миссия в Забайкалье (1817-1840). На её примере в статье рассматриваются принципы, практика и задачи отделений Лондонского миссионерского общества, а также других протестантских миссий, действовавших в России в первой половине XIX века. Прослежены попытки руководства Лондонского общества по распространению Евангелия к возобновлению деятельности протестантских миссий после Крымской войны на территории России и ответные меры российского правительства и Русской православной церкви. Итоги деятельности первых британских миссионеров в Забайкалье позволяют признать проект Лондонского миссионерского общества, рассчитанный на длительную перспективу, хотя и не состоявшимся в полной мере, но не утратившим своего значения и впоследствии, несмотря на закрытие миссии. Подходы и методы представителей западных держав в их церковной политике требуют серьёзного научного анализа, необходимого для понимания развития межцивилизационных и межкультурных тенденций в современном мире.
Ключевые слова
Актуальность выбранной нами темы не вызывает сомнений, поскольку до настоящего времени отсутствуют более или менее полные исследования вопроса. Период Дальневосточной республики упоминается как время, когда государство без особого уважения относилось к церкви и духовенству, однако при этом отсутствовала детализация: до каких пределов относилось неуважение представителей государства и части населения к жизни и здоровью духовенства. Подобное упоминается, например, в 1923 и 1937-1938 годах. В статье автор анализирует трудную ситуацию, которую власти Дальневосточной республики создали в 1920-1922 годах для Забайкальской епархии. Это время можно охарактеризовать как постоянно усиливающееся давление со стороны Республики по отношению к руководству, духовенству, прихожан епархии. Иного не ожидалось: правительство ДВР полностью продублировало декреты СНК РСФСР относительно религии, церкви (в нашем случае - православной) и верующих, которые старались выполнять, приспосабливая документы к местным условиям. В статье рассматриваются только случаи организации и проведения террористических актов против православного духовенства в 1920-1922 годах. Автор полагает выделить наличие психологического давления на клирика, особенно в сельских приходах: здесь более жёстко относились к членам причтов, отсутствовала правовая культура населения, клирики оказывались без должной юридической защиты со стороны государства.
Ключевые слова
Целью данного исследования является выявление архивных материалов по истории становления академической науки в Бурятии, хранящихся в архивном фонде его первого научного учреждения, основанного в 1922 году, и их источниковедческий анализ, как архивных документов, освещающих историю Бурят-Монгольского учёного комитета, ставшего основателем Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук и всех современных академических институтов Бурятского научного центра СО РАН и многих образовательных и культурных учреждений Бурятии. При выявлении и анализе репрезентативности материалов нами были использованы основные методы работы с историческими источниками, представляющими собой сложный комплекс разных по сохранности, содержанию и по хронологии документов, которые были нами атрибутированы, классифицированы и проанализированы. Основные документы по теме исследования хранятся в Фонде Буручкома, в котором отложились документы за период его существования (1922-1929), начиная со времени образования БМ АССР, в них ярко отражена общественно-политическая жизнь региона, они являются ценными источниками по истории становления бурятской государственности, в чём заключается их актуальность, учитывая предстоящий 95-летний юбилей Республики Бурятия в 2018 году.
Ключевые слова
В данной статье рассматривается проблема формирования профессионального учительского сообщества в Забайкальской области в начале ХХ века. Демократизация современной российской системы образования способствовала вовлечению широкого круга общественности в образовательное пространство, что привело к росту различных общественных и педагогических организаций и формированию зрелого педагогического сообщества. Подобные обстоятельства актуализировали изучение исторического опыта общественных организаций дореволюционного периода, что позволит выявить наиболее эффективные механизмы взаимодействия общества, школы и государства и использовать позитивный опыт. Историографический анализ свидетельствует о фрагментарном изучении проблемы. Целью статьи является изучение опыта организации и деятельности первого добровольного объединения учителей Забайкальской области. Методологической базой исследования является социокультурный подход. Статья посвящена исследованию истории формирования общественных организаций в области народного просвещения в Российской империи в целом и Восточной Сибири в частности. На основе архивных материалов, впервые вводимых в научный оборот, в статье определены порядок формирования общественной организации учителей в Забайкалье, её цель, направления деятельности. Автор обосновала мысль о том, что в годы Первой русской революции деятельность организации была направлена на повышение профессионального уровня местных учителей. Исследование показало, что накануне Революции 1917 года деятельность общества приобрела политизированный характер. В статье сделан вывод о том, что общественная организация учителей Забайкальской области являлась инструментом реализации материальных, профессиональных и политических интересов учителей и способствовала формированию педагогического сообщества.
Ключевые слова
Современные требования, предъявляемые к учебно-воспитательному процессу, предусматривают обеспечение условий для многогранного развития и социализации молодого поколения, что должно быть реализовано в рамках внеучебной деятельности. Данное обстоятельство определило актуальность обращения к историческому опыту становления и функционирования системы внешкольного образования учащихся города Читы в конце 1930-х - начале 1940-х годов. Предвоенные годы явились весьма важным этапом для развития различных форм внеурочной деятельности в нашей стране, определившим изменения в содержании воспитательного и образовательного процессов. Источниками для исследования послужили опубликованные партийно-правительственные документы и делопроизводственные материалы из фондов Государственного архива Забайкальского края, вводимые в научный оборот впервые. Методологическую базу работы составил комплекс общенаучных и специальных методов, а также принципов исторической науки, важное место среди которых заняли принципы историзма и объективности. В статье использован микроисторический подход, позволивший на основе отдельно взятого региона проследить общие тенденции предвоенной системы внешкольного образования. Особое внимание уделяется особенностям организации кружковой работы и становлению различных внешкольных учреждений Читы (Дом пионеров, станция юннатов, станция юных техников и др.). В работе отражены механизмы реализации задач, стоящих перед учебными заведениями и внешкольными учреждениями по организации внеучебной работы и закреплённых в нормативных документах рассматриваемого времени. Отмечается, что в силу отдалённости Читы от центра их решение объективно шло медленнее. Однако, несмотря на имеющиеся недочёты, усилия ГорОНО, руководства школ, учителей и работников внешкольных учреждений города постепенно способствовали приведению системы внешкольной и внеурочной деятельности в соответствие с действующими нормативными требованиями.
Ключевые слова
В статье впервые рассмотрена история одного из крупнейших монастырских комплексов Внутренней Монголии - монастыря Бадгар, в учебных факультетах которого прошли обучение по буддийским наукам многие священнослужители Монголии и Бурятии. Изучение истории и функционирования монастыря Бадгар раскрывает взаимосвязи между буддийскими центрами Монголии и Тибета. Данный монастырь сыграл большую роль в развитии и становлении философского образования среди монгольских народов, он был важным связующим звеном в распространении тибетской буддийской культуры. Внутренняя организация монастыря, начиная с проведения богослужений, обустройства монастырской жизни и заканчивая архитектурным обликом храмов и зданий, была заложена по примеру тибетского монастыря Брайбун. Монументальность зданий и внутреннее убранство комплекса, а также история гэгэнов данного монастыря свидетельствуют о значительной поддержке милостынедателями его жизнедеятельности, что является показателем значимости буддийских идей для монгольского мира и роли данного монастыря в жизни региона. На основе изучения биографии основателя монастыря хутухты Дуйнхор-пандиты, ученика долоннорского Ганчжурвы-гэгэна, рассмотрены взаимоотношения учитель - ученик, а также показана роль личности в распространении буддизма. В статье также кратко описаны современное положение дел в Бадгаре и работы по восстановлению как монастырского комплекса, так и по возрождению религиозной практики в стенах Бадгара.
Ключевые слова
Среди разнообразных брачных отношений, в частности браков по договорённости, особое место занимают браки по «договору мира и родства» (альянсные браки), широко практиковавшиеся между государственными образованиями Центральной Азии и во внешнеполитической практике императорского Китая в отношениях со степными народами. Данная статья не только описывает альянсные браки, заключавшиеся между правящим маньчжурским домом династии Цин (1644-1911) с монголами и китайцами, но и представляет первые прецеденты браков хэцин, их типологию и социально-политические условия, под влиянием которых они заключались. Методы исторической антропологии позволяют проанализировать обширный исторический материал под призмой классических теорий социальной антропологии о принадлежности к родовой группе по мужской или женской линии (descent theory) и теории брачных альянсов (alliance theory) Леви-Стросса, чтобы объяснить возникший дисбаланс между двумя типами брачных союзов, когда в отношениях со степными народами правящие династии Китая чаще выступали стороной, дающей невест (тип брака «уход из дворца»), нежели стороной, берущей невест (тип брака «приход во дворец»). По мнению автора, этот дисбаланс был обусловлен разными традициями престолонаследия в рамках патрилинейного родства у китайцев и народов Центральной Азии и отражает сложное переплетение влияний различных норм китайского, монгольского и тунгусо-маньчжурского родства в подобных альянсных браках.
Ключевые слова
В статье рассматривается развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусства Бурятии во второй половине 1940-х и в 1950-е годы. В последние годы появился ряд работ историков, искусствоведов, культурологов, позволивших раскрыть данную тему с позиций междисциплинарного подхода. Кроме того, прошедшие юбилейные выставки художников и скульпторов дали возможность ввести в научный оборот новые факты их деятельности. Изобразительное искусство национальной республики в послевоенные и 1950-е годы динамично развивалось и отражало духовное содержание советской эпохи с насущными задачами и проблемами общества в целом и индивидуальные особенности отдельно взятого человека. В рассматриваемый период шёл процесс становления бурятской советской культуры как культуры нации на собственно социалистической основе (формирование её происходило в предшествующий период). В условиях «оттепели» сложились более благоприятные условия для творчества, ставшего многогранным и плодотворным. Профессиональное изобразительное искусство к концу 1950-х годов достигло уровня зрелости, стало неотъемлемой составляющей национальной культуры, одним из факторов её дальнейшего развития, а в настоящее время произведения изобразительного искусства приобрели ещё и документально-информационную, историческую ценность.
Ключевые слова
Статья посвящена одному из выдающихся российских учёных-энциклопедистов, стоявших у истоков научной школы востоковедения Василию Павловичу Васильеву, которому, как и его поколению исследователей Востока, был свойственен широкий диапазон изучаемых вопросов: язык восточных народов, история, культура, этнография, религия. 2018 год является юбилейным не только в биографии учёного (200 лет со дня рождения), но и в истории становления научной школы востоковедения в России: в 1818 году был основан Азиатский музей в Санкт-Петербурге, ставший сокровищницей культурного наследия восточных народов. Василий Павлович в большей степени известен как синолог, однако свою научную работу он начал на поприще монголоведения, что не было случайным. Его учителем на долгие годы стал основоположник научного монголоведения О. М. Ковалевский, под его руководством В. П. Васильев изучал монгольский язык, переводил источники с китайского, маньчжурского, которые легли в основу его первых работ по буддизму. В представленной публикации отражены исторические взгляды В. П. Васильева, показана его позиция в отношении народов Востока в XIX веке, в подтверждении которой приведены выдержки из малоизвестных трудов учёного, интересные факты по истории монголов из дневников востоковеда, анализ которых доказывает преемственность традиций научного монголоведения в России, а также позволяет очертить круг основных направлений дальнейшего развития монголоведения.
Ключевые слова
Статья посвящена 90-летию уроженца Забайкалья, видного учёного, доктора исторических наук, профессора Виктора Григорьевича Тюкавкина. Авторы обобщили имеющиеся исследования об учёном, ввели в научный оборот малоизвестные биографические сведения, показали основные вехи его биографии. Более подробно рассмотрен период жизни В. Г. Тюкавкина в г. Иркутске, работа в Иркутском государственном педагогическом институте (1954-1974), где происходило его становление как педагога и учёного. В это время Виктор Григорьевич осуществлял большую педагогическую и научную деятельность, развивая тесные контакты с образовательными учреждениями региона, занимался распространением исторических знаний и сохранением важных для города памятников культуры. Дальнейшая деятельность учёного была продолжена в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина (ныне МПГУ), где В. Г. Тюкавкин в течение 26 лет возглавлял кафедру истории России досоветского периода. В. Г Тюкавкин - автор многочисленных научных публикаций и учебников, организатор ряда научных конференций, он консолидировал российское историческое сообщество в плане изучения актуальных вопросов аграрной истории. Резюмируя статью, авторы отмечают вклад В. Г Тюкавкина в развитие российской науки и образования, подготовку квалифицированных педагогических и научных кадров.