Актуальность исследования межэтнических отношений в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (далее СУАР) КНР обусловлена существованием давнего межэтнического конфликта между представителями ханьского и уйгурского этносов. В данной статье рассматриваются как внешние, так и внутренние причины, провоцирующие эскалацию конфликта. Выявлены исторически сложившиеся и появившиеся в нынешнее время противоречия между хань китайцами и уйгурами, приводящие к их детонированию в виде открытых, подчас вооружённых столкновений, крупнейшее среди которых произошло в июле 2009 года в г. Урумчи (в результате конфликта погибло по некоторым данным около 200 чел. и несколько сот ранено). Ввиду обострения данного конфликта возникает необходимость осуществления анализа как объективных, так и субъективных сторон «уйгурской проблемы». При этом отмечается, что сложность урегулирования данного конфликта в большей степени детерминирована причинами субъективного характера. Разрешение объективной стороны уйгуро-ханьского конфликта не гарантирует его исчерпывания. Вследствие чего особую актуальность приобретает рассмотрение субъективного фактора при формировании эффективной модели конфликтоуправления, способной в долгосрочной перспективе стабилизировать регион, гарантируя, таким образом, безопасность КНР и сопредельных с ним государств.
Гуманитарный вектор
2018. — Выпуск 3
Содержание:
В статье представлен социально-философский анализ проблемы формирования самосознания народа, актуализация которой обусловлена современными социальными процессами. Проводится рефлексия методологических оснований исследования данного феномена посредством обращения к концепциям русских философов XIX века, что позволяет прийти к выводам относительно использования определённого категориально-терминологического инструментария в исследовании данной проблематики и его преобразования в современный период в связи с усложнением рассматриваемого процесса. Методологический анализ понятия «народ» позволяет обосновать использование в контексте данного исследования термина «самосознание народа», как альтернативного «национальному самосознанию». Обозначается многогранность исследуемой проблемы в современном российском обществе, рассматриваются основные факторы, разнонаправленно влияющие на формирование самосознания народа. Выявляется роль глобализации, гло-кализации, миграций, этнической мозаичности и других факторов трансформации самосознания народа, эксплицирующегося в трансформации идентичности. Раскрывается суть проблемы, состоящая в противоречии: с одной стороны наблюдается прогрессивное развитие общества, сопровождающееся возникновением новых социальных процессов, слоёв, а с другой - ослабление самосознания народа. В качестве одной из основных тенденций процесса трансформации самосознания народа рассматривается формирование постнациональной идентичности, отражающей преодоление пределов национального менталитета и самосознания. В итоге проводится осмысление возможности сочетания национального и постнационального компонентов как важнейшего условия формирования самосознания российского народа.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу «религиозной безопасности» как понятия, содержащегося в трудах представителей философии и классического религиоведения. Методология исследования базируется на философских и философско-религиоведческих концепциях религии. В работе использованы компаративистский, системный, феноменологический методы. Как показывают результаты исследования, многие проводят анализ проблем религиозной безопасности, основываясь на методологии, разделяющей религии на «свои» и «чужие». Многие авторы публикаций, посвящённых религиозной безопасности, выполняя социальный заказ, защищают собственные метафизические убеждения и публикуют разоблачительные материалы против религиозных объединений, считающихся ими опасными и даже экстремистскими. Однако всегда находятся их оппоненты, которые говорят о том, что религиозной безопасности будет соответствовать не политика защиты интересов отдельных категорий верующих, а создание эффективного механизма, обеспечивающего реализацию принципа «свободы совести» каждого верующего, который имеет право индивидуального выбора религии.
Ключевые слова
Целью исследования является оценка качества жизни населения как условия обеспечения социальной безопасности на основе мнений респондентов о предоставлении муниципальных услуг местными органами власти в различных сферах жизнедеятельности. В современной науке сложились и функционируют различные методики оценки развития человека и общества. Одной из таких методик является оценка качества жизни как удовлетворённости личностью реализацией материальных и духовных потребностей, условиями своей жизнедеятельности. Данная оценка выявляет отношение населения к деятельности органов власти, целью которой является обеспечение достойного качества жизни как показателя уровня социальной безопасности. Подчёркивается, что социальная безопасность, её состояние, уровень в современной цивилизации является условием повышения качества жизни. Оценка качества жизни на основе оценки удовлетворённости населением деятельностью муниципалитетов позволяет выделить проблемные моменты, определить перспективы развития. Оценка качества жизни как условия обеспечения социальной безопасности в данном исследовании была осуществлена на основе субъективных данных, характеризующих деятельность органов власти. Методологическую базу исследования составил человекоцентрический подход, в рамках которого оценивается, насколько услуга соответствует требованиям потребителя, а потребитель удовлетворён деятельностью организации, предоставляющей услугу; концепции качества жизни, социальной безопасности, человеческого капитала.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу социального аспекта регионального развития Китая в работах шведского учёного Джона Сигурдсона. В июне 2004 года он опубликовал в Швеции рабочий документ «Китай становится технологической сверхдержавой - узкое окно возможностей». В июле вышла работа «Региональные инновационные системы (РИС) в Китае». Дж. Сигурдсон, как и многие исследователи, анализирует экономический, политический факторы, технологические инновации, региональные программы развития Китая. Дж. Сигурдсон - один из немногих западных исследователей, кто анализирует социальные проблемы. Учёный проводит анализ китайского общества в контексте развития технологических систем. Он отмечает, что создание кластеров, использование новых технологий способствуют развитию социальной инфраструктуры современного китайского общества. Анализ учёного построен на историко-информационном подходе. Интерес в этом случае вызывает не констатация изложенных им фактов, а описание роли инновационных систем в развитии социальной сферы китайского общества. Таким образом, актуальность данной статьи обусловлена необходимостью анализа западных исследований социального фактора региональных изменений в Китае. Этому способствует методология исследования (индуктивный и дедуктивный методы, социокультурный подход, метод интерпретации и др.). Западные исследователи ещё в начале XXI века обратили внимание на то, что создание кластеров влечёт за сбой увеличение конкурентоспособности и инновационной активности регионов Китая. Это стало возможным благодаря реализации Китаем стратегии «знания для экономики».
Ключевые слова
Предлагаемая работа реализует дальнейшие подходы к экологии современной культуры как среды обитания человека. С позиций «гигиены культуры», которые условно в научном отечественном и зарубежном сообществе определяют направление экологии культуры, осмысляются процессы взаимодействия между поколениями в современной среде обитания человека. Понимание данных процессов в одной из сложившихся научных парадигм не позволяет отразить всё многообразие явлений, характерных для современных областей познания. Именно поэтому авторы воспользовались методологией трансверсального подхода, позволяющего в «точках пересечения» с другими научными подходами обозначить основной контур современных образов культуры, мозаично складывающихся из паттернов модернизма и постмодернизма, реализма и «э-культуры», вступающих в диссонанс и противоречие, а с другой стороны, каждый по-своему объективно отражает области «неизвестного» реального мира. Авторы реализуют возможности методологии анализа ситуаций повседневности с позиций подходов культурной инкапсуляции, предложенной американским исследователем К. Ренном, что применяется в практике консультирования и терапии при понимании процессов социального функционирования этнических групп и сообществ. Сложившийся подход, как нам представляется, применим и в философском познании при анализе взаимодействия различных групп применительно к проблемам «гигиены культуры». В работе рассматриваются межпоколенческие отношения в контексте культурного взаимодействия в их противоречивости и преемственности, особенности и единичности, в контексте межвременных кросс-культурных парадоксов.
Ключевые слова
В статье рассматривается информационная реальность как фактор развития современного российского общества. Обозначается общая тенденция формирования постиндустриального общества, которое характеризуется неопределённостью, противоречивым характером, множеством отрицательных проявлений. Для возможности проведения плодотворного исследования обосновывается необходимость выделения западного и российского типов общества и исторически свойственных им исследовательских традиций (метафизической и диалектической). Выявляются отличия в представлении об информации и информационной реальности в зависимости от методологии исследования. Раскрывается информационная реальность в соответствии с диалектикой, как реальность, представленная явлениями и результатами отрицательного вклада в энтропию: системностью, организованностью, упорядоченностью, сложностью и т. д., - которые определены вследствие присущих им атрибутов, функций, количественных и качественных характеристик и т. д. Обосновывается актуальность диалектической теории информационной реальности для возможности успешного развития российского общества как части упорядоченного Космоса. Раскрываются способы противодействия явлениям социального хаоса (энтропии) посредством совершенствования науки и техники, всестороннего развития личности, становления слоя социальной аристократии, единства светской и духовной власти, патриотической идеологии и пр. Делается вывод о разрушительном характере западных метафизических реалистских (неореалистских) и номиналистских (неономиналистских) политических, экономических и социальных теорий для России.
Ключевые слова
Статья посвящена неоплатонической философии Возрождения и её интерпретации в искусстве. Актуальность темы обусловлена остротой современной дихотомии природное/культурное и состоит в обращении к первой попытке оправдания природного начала в человеке на заре становления модерна. В работе использованы генетический и компаративистский методы. Методологическим ориентиром стал подход к ренессансной культуре, разработанный Л. М. Баткиным. Предметом анализа послужили специфика ренес-сансного неоплатонизма; изменения в антропологии и этике, отличающие его не только от христианства, но и от античного неоплатонизма, с которым христианство при радикальном различии имеет много общего. В результате исследования подтверждён тезис: диалог христианства и неоплатонизма постоянно имел место в ренессансной философии, но понимание характера соотношения учений претерпевало трансформацию, особенно продвигаясь из Италии за Альпы: от представления об их идентичности до указания на противоположность. Выявлены метафизические предпосылки изменений в понимании человека и нравственном идеале. Показано, что ренессансная интерпретация неоплатонической метафизики выступила моделью для антропологии. Новизну работы составляет синхронное описание фаз трансформации отношения к выражаемому неоплатонической философией идеалу человека в философской и художественной среде. Сделан вывод о том, что динамика отношения к неоплатонической переоценке ценностей от принятия всерьёз до самоиронии и возвращения к христианским нравственным ориентирам наблюдается как в философии, так и в искусстве.
Ключевые слова
Человек непрерывно сталкивается с постоянно меняющейся действительностью, акцентирует своё внимание на группе экзистенциальных ценностей. Подверженная частым изменениям реальность формирует смыслы, которые значимы для всех и во все времена, она заставляет постоянно задумываться, рефлексировать о смысле жизни человека, непреходящих ценностях, таких как добро и зло, истина и заблуждение, красота и уродство, свобода и зависимость, жизнь и смерть, смысл и цель жизни и т. д. Происходящие события в окружающей действительности оказывают влияние на внутренний мир человека, и центральным моментом здесь выступает переживание человеком самого себя с соответствующими личностными характеристиками и душевными состояниями. От человека требуется огромная внутренняя работа по пересмотру и преобразованию собственной личности, своих жизненных целей, смыслов, стратегий, ценностей. Тем самым индивид вырабатывает общезначимые и непреходящие смыслы в этой реальности, целомудренно транслируя их будущим поколениям. Экзистенциальные ценности образовывают мировоззренческую природу личности. Сегодня этот процесс приобретает новые контуры в силу динамично меняющихся социальных детерминант, что обусловливает особую значимость исследования процессов, происходящих в ценностном сознании общества. Автор проводит философско-исторический анализ экзистенциальных исследований таких выдающихся мыслителей, как К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, В. Франкл, И. Д. Ялом, Ф. М. Достоевский, сопоставляя с экзистенциальным анализом ориентиров и смысложизненных принципов человека в современном обществе, что может вызвать научный интерес исследователей экзистенциальной философии.
Ключевые слова
Актуальность темы обусловлена значимостью направления метаболизма в архитектуре и градостроительстве XX века, а также её влиянием на современную философию урбанизма. Движение метаболизма стало одним из наиболее влиятельных направлений в архитектуре XX века, получивших международную известность. Определяющей особенностью этого направления является наличие в его основе своеобычной философии, не исчерпывающейся противостоянием функционалистскому подходу в архитектуре, открывающей новые перспективы современной урбанистики. Смыслообразующей идеей в движении метаболистов является размежевание эпох модернизма и постмодернизма в культуре, при этом в своих проектах представители метаболизма воплощали интенции постмодернистской архитектуры, определяя дальнейший путь её развития. Предметом исследования в данной статье является интерпретация концепции постмодернизма в работах одного из основных представителей движения метаболизма К. Курокавы. Используемые методы включают в себя описательную характеристику основных работ К. Курокавы, герменевтический и системный анализ данных текстов, изучение исследовательской литературы, посвящённой рассматриваемой теме. Основные результаты и выводы статьи касаются взаимосвязи традиций японской культуры и концепции метаболизма, проблемы рецепции и трансформации основных понятий философии постмодернизма в трудах метаболистов, а также выявления семиотических параллелей культуры европейского модернизма и японской культуры эпохи Эдо, выделяемых К. Курокавой в работе «Философия симбиоза».
Ключевые слова
Актуальность темы статьи связана с необходимостью осмысления методологического сдвига от универсализирующего дискурса сущностей (свойственного для естественнонаучного познания в рамках классической парадигмы) к характерному сегодня для социальной философии поиску способов совмещения строгости научного подхода и специфики становящейся, открытой, множественной социальной реальности; с возможностью дальнейшей разработки концептуальных, технических и организационных форм для эффективного функционирования индивидуальных и коллективных субъектов в ситуации динамизирующейся социальности. Цель статьи - охарактеризовать специфику методологических ресурсов синергийной антропологии. Синергийная антропология в ряду близких ей концепций (социальной гетерологии, дифференциальной концепции субъекта) переописывает социальную реальность на неклассических принципах понимания бытия и субъекта как становления, используя в качестве материала аскетико-монашеские традиции христианства (и других религий) как особого рода духовные пространства, где создавались особые антропологические модели и соответствующие им способы существования. Спецификой рассмотренного подхода становится анализ религиозных практик как генетических условий религиозного опыта, что позволяет совместить феноменологическую строгость и исследовательскую вовлечённость.
Ключевые слова
На современном этапе развития человечества возникают новые технологии совершенствования человека, связанные с преодолением старения и смерти. Отрицать перспективы совершенствования человека уже бессмысленно, необходима объективная оценка влияния на человека различных технологических воздействий. Во второй половине XX века в науке возникло новое философско-футурологическое учение -трансгуманизм, в основе которого - улучшение жизни человека. Цель данного исследования - проанализировать трансгуманизм в понимании Н. Бострома. Методологическую основу работы составили принципы системного, структурно-функционального, сравнительно-исторического подходов. Н. Бостром рассматривает трансгуманизм как философско-культурологическое учение, которое направлено на изменение положения человека, что предполагает остановку процесса его старения, увеличение умственных, физических и психологических возможностей человека путём использования современных технологий, обеспечения достойного качества жизни. В отличие от многих учёных, рассматривающих искусственный интеллект только как механизм повышения качества жизни, Н. Бостром обращает внимание на то, что такой интеллект проявит себя как реальное явление, со своими потребностями, целями, задачами, среди которых не будет задачи сохранения человечества. Искусственный интеллект, с одной стороны, может стать причиной исчезновения человечества, с другой - при создании дружественного интеллекта - установить контроль над использованием технологий, что возможно, поможет предотвратить риски уничтожения человечества.
Ключевые слова
Методологической основой статьи является высказанная И. Кантом идея о необходимости разграничения конститутивных и регулятивных принципов познания. Конститутивные принципы ориентированы на онтологические допущения. Они отражают конкретные типы предметности, фиксируют значения эмпиричности, содержательности научного знания. Регулятивные принципы задают возможные методологические ориентации будущего развития, инновационно направляя познание на отыскание новых глубинных связей и закономерностей фундаментальных оснований бытия. Анализ подобного разграничения ложится в основу исследования и осмысления такого фундаментального цивилизационного процесса, каким является процесс экологизации науки и практики. Стремительное расширение предмета современной экологической науки привело к возникновению целого веера дисциплин, понимаемых как экологические, из разных сфер бытия, выстраиваемых на основании онтологических конструктивных допущений. В работе показано, что этот ряд может быть осознан и упорядочен только при применении к нему методологических регулятивных познавательных установок. Анализ наиболее ярких метанаук, возникших в XX веке, свидетельствует о том, что ныне такой же процесс формирования общей теории, на этот раз организационной, происходит и в области экологизации. Такой становится глобальная экология, фиксирующая общность взаимодействия объектов и сред их обитания безотносительно к составляющим субстратам. Это способствует осознанию и фиксации общих познавательных процессов и организационных характеристик различных направлений в современной Большой экологии, ведёт к пониманию инновационных порождающих механизмов подобной новой организационной структуры мира.
Ключевые слова
Важнейшей культурной ценностью является рациональность как основополагающая характеристика всей деятельности человека. Обладая одновременно свойствами методологии и аксиологии, понятие «рациональность» плохо поддаётся критериальному осмыслению, ни в абсолютном выражении, ни в релятивистском понимании. Однако это не значит, что рациональность не может быть исследована методологически. Наоборот, это понятие получает своё значение только тогда, когда интерпретируется как система принятых регламентирующих норм. Парадоксальность рационального осмысления проявляется в том, что, приняв однажды некую оценочную категориальную систему, человек теряет критическое осмысление этой системы и способность выйти за её рамки. Когда же этот субъект решается пересмотреть всю систему, пытается её улучшить или заменить принципиально иной, то в этот момент он действует иррационально, однако именно эта иррациональность как раз и является разумным поведением. Из-за превращения средневекового идеалистического агуманизма в идеалистический агуманизм буржуазных товарно-денежных отношений, явившийся, по своей сути, тем же самым агуманизмом, вывернутым наизнанку, европейская культура оказалась в логической западне. Однако противоположность заблуждения не является непременно истиной, а лишь другим заблуждением, чем оно и оказалось на деле. Как результат гуманистическая реформация, произошедшая в эпоху Возрождения, произвела лишь замену одного агуманизма другим, а различие проявилось лишь в подмене источника и аттрактора веры.
Ключевые слова
Семиотика техники - это направление в философии техники, снимающее противопоставление плато-нистского и конструктивистского подходов к пониманию изобретения. В статье конкретизируется понятие «исполнение» применительно к акту художественной деятельности и к техническому изобретению. Рассматриваются три определения исполнения по количеству учитываемых слоёв семиозиса. Слои семиозиса берутся в рамках традиции трансцендентализма и включают трихотомию чувственного восприятия, рассудка и разума. Показывается, что под «исполнением» в каждом случае понимается семантическое правило. Анализируется понятие потребности в виде рефлексивно фиксируемой неполноты, вызывающей к жизни собственно технический семиозис. Учитывается трихотомия физических, интеллектуальных и духовных потребностей. Излагается концепция техники как «четвёртого царства» Ф. Дессауэра. Показывается, что синтаксис технического семиозиса является исторически обусловленным, то есть случайным, что позволяет интерпретировать «четвёртое царство» в виде набора прагматических (не синтаксических и не семантических) правил. Технический объект как удовлетворяющий конкретную потребность человека артефакт характеризуется как наименее определённый на фоне логики и литературного творчества, что приводит к постановке вопроса о соотношении мыслимого и возможного на фоне немыслимого и невозможного в истории и актуальной практике технической деятельности.
Ключевые слова
В статье анализируются проблемы реконструкции смысла категории «лектон» в доксографической литературе ранних стоиков. Доказывается, что значение данной категории определяется консенсусом среди авторов, вовлечённых в изучение этой античной школы. Делается вывод, что смысл категории выступает результатом договорённости философов об объёме его понятия. Важной процедурой верификации достоверности результатов реконструкции выступает непротиворечивость смысла категории основным, фундаментальным положениям философской системы, а также их соотнесённость в целом с системой категорий. Среди основных проблем, осложняющих процедуру реконструкции, отмечаются отсутствие достоверных первоисточников ранних стоиков, изменение стоической философии на протяжении многих веков, переосмысление основных положений сторонниками и оппонентами. Это обусловило постоянное изменение понимания, что есть лектон: внутренняя речь, идея, мысль, звук. Выдвижение логики стоиков в качестве ядра их учения позволило исследователям найти параллели между категорией «лектон» и современной терминологией аналитической философии, логики и философии языка. Использование современными философами античной категории «лектон» также объясняется их желанием упрочить научную позицию, поскольку процедура научного познания и научные традиции легитимируют поиск схожих терминов для обоснования собственной научной позиции.
Ключевые слова
Актуальность темы определяется необходимостью систематизации «языков познания» современной культуры. К числу таких языков относятся наука, искусство, религия и философия - «экраны» сознания, обращённого к пониманию и/или интерпретации человеком мира и самого себя. При этом логическое и эмоциональное содержание сознания оказывается в сложном динамическом взаимодействии в рамках познавательной деятельности. В работе используются методы герменевтики и категориального анализа. Антропологический подход способствует концентрации внимания на проблеме «демонтажа аналогии» в познании. Аксиологический подход стимулирует дополнительное внимание к теме специфики познания в зависимости от «культурных констант» - исторически сложившихся интерпретаций символического содержания культуры. Новизну данного исследования составляет вывод о философии как «принципиально незавершённом проекте», направленном на поиск личного синтеза познания на новом уровне, позволяющем сложить мозаику понятия (средство и результат научного познания), парадокса (средство и результат познания в искусстве) и парагона, «подражания» (средство и результат религиозного познания). Каждый из «языков познания» имеет самостоятельную ценность. Оставаясь в рамках деятельности сознания, «языки познания» не могут быть редуцированы к психосоциальным проекциям или быть сведены к простому подражательному усвоению способов деятельности. В целом уяснение возможностей и границ антропологического измерения существующих в современной культуре версий познания как самопознания может пролить свет на решение насущной задачи - комплексного изучения культуры сквозь призму философской рефлексии.
Ключевые слова
Автор статьи обращается к проблеме, поставленной ещё 50 лет назад американским учёным Гарретом Хардином, который утверждал, что трагедия ресурсов общего пользования возникает потому, что каждый человек стремится максимизировать свою выгоду, нанося тем самым ущерб всему человечеству. Хардин считал, что для сохранения Земли требуются законодательные меры по ограничению рождаемости. Автор предлагает своё объяснение тому, почему идеи Хардина не смогли реализоваться. В противовес ряду высказываний автор статьи считает, что гуманизм соотнесён с человеческой природой, хотя в природе человека есть и предпосылки, препятствующие гуманному поведению. В статье анализируется возможность реализации принципа приоритета общих интересов над частными. По мнению автора, сложность реализации принципов гуманизма обусловлена тем, что в самой идее гуманизма не учтены противоречия между общечеловеческими, частными и личностными интересами и ценностями. Для человечества в целом сокращение рождаемости - способ самосохранения и защита истощаемых ресурсов Земли. Для большинства государств, в том числе России, оно грозит ослаблением, а для малых этносов - гибелью. Что касается отдельного человека, то ему остаётся решать, какие интересы ставить на первое место: общечеловеческие, групповые (государственные, этнические и др.) или свои, личные.
Ключевые слова
В современном мире в условиях глобализации наблюдаются процессы не только информационного обмена в различных, в том числе культурных сферах, но и тенденция интереса к национальной культуре, а также стремление к её «экспорту». В частности в России, огромный потенциал сегодня имеет популяризация культурного наследия отечественных художников, работавших в XX веке, в эпоху тотальных общественных потрясений. Многие факты культуры 1920-1960-х годов становятся настоящим открытием для специалистов именно сегодня. Тем не менее, для широкой аудитории остаётся непреложным факт: мы не знаем имён отечественных художников после авангарда. В статье подчёркивается важность культурфилософской рефлексии проблемы популяризации искусства и культурного наследия на примере изобразительного искусства 1920-1930-х годов, необходимость исследования процессов популяризации, фиксируются методы и средства её осуществления в современных социокультурных условиях. Обращение к малоизвестным фактам отечественной культуры недавнего прошлого может содействовать переосмыслению значения и роли отечественной культуры XX века в мировых глобальных процессах, созданию положительного образа национальной идентичности, а также положительного образа России за рубежом.
Ключевые слова
Автором исследуется эволюция социокультурных, организационно-технических, социально-экономических, идейно-теоретических процессов в европейской и отечественной архитектуре рубежа XIX-XX веков. Эта проблема приобрела актуальность в современных условиях в контексте идейно-теоретических дискуссий, связанных с теорией и практикой постмодернизма. Целью исследования является выявление в социокультурной динамике тех процессов, которые к началу 1920-х годов стали предпосылками формирования теоретических принципов и практических методов советского архитектурного авангарда. Основу исследования образует системный подход, объединяющий методы анализа и синтеза в рассмотрении основных характеристик и параметров архитектурно-градостроительной деятельности в изучаемый период. Логическая взаимосвязь разнообразных факторов, детерминировавших кристаллизацию принципов отечественного конструктивизма (ОСА) и рационализма (АСНОВА), к сожалению, не получила должного рассмотрения ни в контексте истории архитектуры, ни в рамках социофилософского дискурса. Условия разработки и реализации новых архитектурно-градостроительных подходов и принципов исследуются на основе текстов, опубликованных философами, социологами и практикующими архитекторами, вовлечёнными в происходящий процесс смены эстетических, социальных и технологических приоритетов. Результатом исследования стало обобщение разнородных факторов, обусловивших сущностные черты и принципы советского авангарда с учётом их разнонаправленности, а иногда и взаимоисключающего содержания. Подчёркнуто принципиально важное обстоятельство: несмотря на пафосно прокламируемую представителями авангарда необходимость разрыва культурной преемственности, отказ от традиции, сам по себе феномен архитектурного авангарда стал закономерным результатом предшествующей ему социокультурной эволюции. В статье определены основные социокультурные факторы, существенно повлиявшие не только на процесс развития советского авангарда 1920-1930-х годов, но и на дальнейшую эволюцию мировой и отечественной архитектуры.
Ключевые слова
Данная статья посвящена анализу современного состояния, направлениям и задачам развития системы непрерывного дополнительного профессионального образования отрасли «Культура и искусство». Выявлены и описаны две тенденции в развитии и формировании системы непрерывного дополнительного профессионального образования сферы культуры и искусства в Забайкальском крае и Республике Бурятия. Первая тенденция связана с развитием традиционных видов и направлений деятельности существующих учреждений культуры и их образовательных программ, с соответствующим качеством ресурсов, нормативных и концептуальных обеспечений. Вторая тенденция оформила новые формы институализации, отвечает потребностям рынка услуг в сфере культуры, задачам отрасли по коммерциализации, инвестированию, массовизации и цифровизации услуг Она обозначила себя в новых образовательных проектах, сформированных полноценных предпринимательских инфраструктурах поддержки и финансирования образовательных стартапов, которые особенно ярко проявились в коммерческих программах учреждений дополнительного образования. Благодаря современным технологиям, стартапы в области культуры и дополнительного профессионального образования в данной сфере предложили потребителям более массовые и доступные услуги, ориентированные на тренды глобального рынка, основанные на частных средствах.
Ключевые слова
Статья рассматривает танец в контексте телесности, уделяя особое внимание её ритмопластическому проявлению в испанском танце фламенко. Обосновывается, что телесность представляет собой единство психического и физического начал человека, ярко актуализируемых в танце. Отмечается, что направление танцевально-двигательной терапии ставит своей задачей достижение гармоничного единства между физическими проявлениями и внутренним миром личности. Испанский танец фламенко рассматривается как средство психофизической релаксации и поддержания физической формы, подчёркивается его терапевтический эффект. Анализируются ритмопластические элементы танца фламенко в соответствии с их символическими значениями. Исследуется сущность духовного проявления танца фламенко - феномена «дуэнде», подробно рассмотренного в предыдущих публикациях. В статье выявляется семиотическое значение телесных проявлений отдельных элементов феномена «дуэнде» в танце фламенко. Так, воображение, вдохновение, эмоциональная отдача, импровизация и транс, будучи неотъемлемыми элементами «дуэнде», имеют своё соответствующее хореографическое проявление в виде определённых жестов, поз, мимики исполнителя и т. д. Вышеперечисленные элементы также коррелируют с основными функциями танца фламенко, предполагающими развитие определённых навыков и качеств исполнителя. Особое внимание уделяется функции поддержания физической формы и терапевтического эффекта, возникающего в результате занятия танцем фламенко.
Ключевые слова
В статье рассматривается повседневная жизнь современных российских городских жителей. Отмечается, что предметом изучения обыденной культуры являются различные проявления повседневной жизни: среда обитания, обряды, ритуалы, досуг, обычаи, нравы, уклады жизни, ментальность, образ мышления и образ жизни определённого социума. Причём в культурологии повседневность - это совокупность идей, принципов, процессов и явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей. Особое внимание в статье уделено такому структурному элементу в культуре повседневности, как жилище. Предпочтения в оформлении жилища современного человека могут служить одним из индикаторов условий существования человека и в то же время репрезентировать через повседневную культуру элементы общей системы культуры. Целью данного исследования стало выявление особенностей сегодняшней российской повседневности через анализ отношения отдельных индивидов к внутреннему пространству своего Дома на примере среднего российского города Владивостока с населением на конец 2017 года около 607 тысяч человек. Для решения поставленной задачи было проведено пилотажное анкетирование. Сформированная авторами анкета размещалась в интернете на специальном сайте "Survio" для онлайн-анкетирования. Интерес к исследуемой проблеме проявили 560 жителей г. Владивостока.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу феномена философии культуры - «язык культуры». Авторы обращаются к работам Г. В. Ф. Гегеля, М. Хайдеггера, Л. Витгенштейна, которые анализируют язык и мышление, язык и культуру. Работы М. Бубера и В. С. Библера о диалоге, диалоге культур определили исследование логики культуры. Мысль В. С. Библера о диалоге как о диалоге равных культур стала отправной точкой в данном размышлении о языке культуры. Эпоха глобализации наметила новые направления в исследованиях культуры. Первое связано с трансцендентализмом, второе - с диалогизмом. Трансцендентальная философия размышляет о культуре как о системе ценностей, а диалогическая - как о взаимопонимании. Это определяет актуальность данного исследования. Исследование языка культуры в контексте диалога культур предполагает выход из лингвокультурологической сферы в философию культуры. Если лингвокультурология и культурология объясняют язык культуры, например, через систему символов и знаков, то философия культуры - через рефлексию, диалог культур, который, по словам В. С. Библера, возможен как со-бытийность. Методология исследования, основанная на логике диалога культур, включая философско-культурологический анализ, философско-антропологический подход, позволяет определить, что сущность языка культуры раскрывается на грани культур. Грань культур, по мысли В. С. Библера - это соприкосновение культур, которые равны между собой. Поэтому язык культуры - язык, который позволяет культурам со-участвовать, со-пони-мать. Следовательно, выход за пределы лингвокультурологии, культурологии, рефлексия языка культуры в контексте философии культуры - это уже размышление об онтологичности, как писал В. С. Библер, диалога культур.
Ключевые слова
Особое значение для человека и общества, наряду с возможностью пополнять материальные ресурсы, приобретать знания, жить здоровой и активной жизнью, имеет создание условий для реализации творческого потенциала, самореализации в целом, для инициативного участия в культурной жизни. Культура качества жизни в данном контексте выступает как системная целостность специфических способов созидательной деятельности человека по созданию и совершенствованию материальных предметов, духовных ценностей, образа жизни и самого человека; как особая основа качества жизни человека. В современном обществе культура выступает важным механизмом человеческого взаимодействия, помогающим людям обеспечить определённое качество жизни, сохранить единство и целостность сообществ при взаимодействии друг с другом. Основываясь на культуроцентризме, можно говорить о том, что культура качества жизни имеет свою сложную структуру, а современные общества обладают ярко выраженными культурными особенностями, сохраняющимися в течение длительного времени и оказывающими заметное влияние на качество жизни. Структуру культуры качества жизни следует характеризовать также в контексте удовлетворения потребностей, возможности реализовать свободу выбора путей развития потребностей и способов их удовлетворения. Особое значение в этом играет формирование культурных ценностей людей, свобода их выражения, а также реализация творческого потенциала.
Ключевые слова
В рецензии анализируются концептуальные положения монографии А. Ю. Нестерова «Семиотические основания техники и технического сознания». Рассматриваются авторские методологические подходы к определению понятия «семиотика техники», связи этой области исследований с философией техники. Выявляется важность соотнесения её понятий с онтологией, эпистемологией и теорией коммуникации. Акцентируется внимание на том, что техника в авторском понимании - это прежде всего «форма саморефлексии человеческого сознания», а, с точки зрения развиваемого им семиотического подхода, техника - особого рода язык, который реализует систему прагматических, синтаксических и семантических правил в материальных субстратах. Определение теоретических положений семиотики техники в первой части книги позволяет А. Ю. Нестерову во второй части в ракурсе этих идей рассмотреть переведённую им книгу Ф. Дессауэра «Спор о технике», обратиться к антропологическим и социально-прогностическим аспектам развития техники. В этом контексте анализируется фантастика как способ особого синтеза человека и техники.