Волонтёрское движение выступает современным инструментом и критерием социальной активности и социальной динамики общественного развития, оно является критерием уровня и качества социального воспроизводства, его ценностно-смысловой и социально-поведенческой основы. В работе рассматриваются философские и социально-практические условия возникновения и развития волонтёрского движения в современной России. Целью данной статьи является анализ социально-практических и мировоззренческих сдвигов, происходящих в современном российском обществе, позволяющих возникнуть и активно расширять сферы и формы реализации для волонтёрского движения и как результат - изменение социокультурных смыслов социальной эволюции общества и отдельных людей. В результатах исследования излагаются основные виды и мотивы волонтёрской деятельности, определяющие качественные формы развития волонтёрского движения, а также ресурсы и условия развития социального капитала движения, что позволяет судить о происходящих в общественном сознании изменениях и возможных перспективах и формах социального развития, являющихся процессом и одновременно целью социально-духовного развития личности и общества в целом. Философия волонтёрского движения выступает показателем личностных трансформаций и установок общественного развития, целей и смыслов социальной динамики.
Гуманитарный вектор
2018. — Выпуск 2
Содержание:
В статье рассматривается взаимодействие политических приоритетов общества и доминант теории журналистики. Приоритеты общественного развития рождаются в социальной практике, находя выражение в философском политическом дискурсе, где обращённые к журналистике запросы общества предопределяют её самоидентификацию. Отечественная теория журналистики во многом восходит к политической философии В. И. Ленина, в том числе к трактовке свободы печати. В связи с чем его «Письмо Г. Мясникову от 5 августа 1921 года» анализируется как философское эссе, обосновывающее специфическую концепцию свободы печати - запрет оппозиционных газет как центров политической организации. Однако в подтексте признаётся ценность свободы печати, следовательно, её ограничение носит преходящий характер. В «Письме» пресса нацеливается на связь с жизнью. В целом концепция «Письма» построена в парадигме достижения ближних целей. Ценностный подход не был воспринят отрицавшей «абсолюты» политической философией марксизма-ленинизма, под влиянием которой журналистика утверждала рождаемые жизнью ценности, но представление о них не могло получить философского статуса. Таким образом, возведённая в абсолют парадигма ограничения свободы печати ради достижения ближайших целей несла в себе прообраз её последующей деструкции.
Ключевые слова
Данная статья посвящена проблеме цифрового детокса в ситуации современного развития информационных технологий и медиапространства. Автор анализирует феномен информационной избыточности, показывая её информационно-онтологические основания. В статье описывается значимость визуального компонента в структуре информации, представленной в сети. Выделяются эффекты герменевтического разрыва и онтологической замкнутости языка в контексте регулятивов коммуникативной рациональности. Данные эффекты анализируются в контексте современных коммуникативных практик в рамках социально-сетевого взаимодействия. Исследуются особенности герменевтических практик в ходе современного развития информационных технологий, сети Интернет, Интернета вещей. Модель Интернета вещей рассматривается как возможная коммуникативная схема, которая реализуется в рамках межличностного общения. Автор выдвигает тезис об утрате акторами современного социально-сетевого взаимодействия навыков ведения подлинно герменевтического диалога, который нацелен на некое совместное со-бытие в пространстве коммуникации. Делаются выводы о специфике самопозиционирования различных акторов в сфере информационно-цифрового пространства, особенностях и характеристиках продуцирования/потребления медиаконтента. Проводится анализ некоторых особенностей информационно-цифрового детокса и их социальный характер. Даются общие рекомендации, связанные с практикой информационной разгрузки в процессе потребления медиаконтента.
Ключевые слова
Статья посвящена социально-философскому анализу роли и занимаемому месту молодёжи в процессе социального конфликта. Проводится анализ понятий «социальный конфликт» и «молодёжь», предложенных А. Г Здравомысловым и В. Т. Лисовским. Предпринимается попытка выделить основные особенности молодёжи как субъекта конфликтных отношений. По мнению автора, конфликтный потенциал молодёжи обусловлен двумя факторами: психолого-физиологическими особенностями конкретного возраста и социально-культурологическими аспектами. Так как любой социальный конфликт является разновидностью общественного взаимодействия, то роль молодёжи в этом процессе, в первую очередь, определяется статусом, занимаемым в обществе. На примере функций, которые выполняет молодёжь в социуме, автор показывает, как новое поколение может вступать в противоречие с обществом. Отмечается, что подавляющее число членов экстремистских и террористических организаций составляют молодые люди. Это говорит о том, что молодым можно внушить любую мысль, и они легко готовы жертвовать жизнью ради внушённого идеала. Внушённый идеал, по мнению автора - это идеал, который сформирован не с помощью логического убеждения, а посредством суггестии. Особое внимание автор уделяет анализу конфликта поколений - одному из основных условий общественного прогресса и социальной эволюции в целом, где молодёжь играет значительную роль. В статье делается вывод о том, что высокий конфликтный потенциал молодёжи обусловлен широким рядом причин и для более детального и глубокого анализа необходим всесторонний комплексный подход, где социальная философия играла бы системообразующую роль.
Ключевые слова
Статья представляет собой попытку выявить специфические черты восприятия Я и Другого в сознании маргинального субъекта. В качестве объекта исследования выступает современная молодёжная криминальная субкультура; предмет исследования - репрезентация Я и Другого в текстах соответствующих тематических интернет-сообществ. В центре внимания автора - причины возникновения позитивного образа криминальной культуры в современном российском обществе. Установка на изоляцию, социальная пассивность, низкий уровень доверия, жёсткая граница между своими и чужими, доминирование в картине мира образа Врага выступают как следствие неприятия ценностей современного общества, в данном случае как попытка посттоталитарного субъекта противостоять трансформации социума и выходу на новый уровень развития. С отношением к Другому как к объекту связываются неспособность к диалогу, отсутствие критического мышления, ориентация на потребление. Автор приходит к выводу, что криминализованные группы маргинальны по отношению не только к современности, но и к традиционной культуре. Сочетание маргинальности и архаики в основе криминального сознания усиливает негативные тенденции последней и ослабляет её конструктивные элементы.
Ключевые слова
В статье рассматриваются социокультурные условия, механизмы и предпосылки развития патриотизма, анализируются противоречивые формы его развития, а также изучаются дезинтеграционные процессы со стороны власти и общества, которые препятствуют формированию единой концепции философии патриотизма человека современного общества. В работе показывается динамический портрет жителей Сибирского федерального округа через призму оценок патриотического, а также условий и перспектив его развития в будущем. Выявлены более и менее патриотичные субъекты СФО. На основе этого выявлены когнитивные, аффективные, деятельностные составляющие базовых условий развития философии патриотизма и в целом консолидации общества. Раскрыты субъективные условия конструирования отношения к той территории, где живёт человек и объективные показатели её развития в настоящем и будущем. На примере эмпирического исследования доказано, что патриотическая составляющая тогда сильна и активно внедряется в повседневной жизни и на идеологическом государственном уровне, когда среди жителей разных субъектов Российской Федерации есть единое поле восприятия своей Родины, Отчизны, Земли. Категория идеального патриотизма заменяется реальной повседневной практикой - любви и долга по отношению к своей стране.
Ключевые слова
Социальные изменения, обусловленные общественным развитием, влияют на формирование и изменение жизненных ценностей и потребностей человека. Это изменяет ориентиры общественного мировоззрения, направленного на поиск решений по улучшению качества жизни, модернизации материальной и духовной культуры общества. Интегративный культуроцентристский подход доказывает, что между качеством жизни и культурой фиксируется диалектическое единство, заключающееся в том, что развитие качества жизни происходит по схеме, в которой культурные новации наталкиваются на сопротивление на уровне повседневной культуры, содержащей первичные программы жизнеобеспечения, однако их последующее взаимодействие приводит к формированию нового качества жизни. Основным аспектом, на который обращается внимание в культурологических концепциях, характеризующих качество жизни, является культура качества жизни, понимаемая как культурное наследие нации, в которое входят элементы духовной и материальной сфер культуры, в совокупности образующие интегральное культуроцентристское единство. Качество жизни в контексте культуроцентризма можно понимать как составляющую культуры, связанную с наличием в ней объектов, влияющих на жизнеобеспечение общества и человека и понимаемых как культурные блага. Роль культуры в контексте культуроцентризма заключается в том, что она организует, придаёт динамику и символический смысл тем событиям, которые происходят в жизни людей и характеризуют её качество.
Ключевые слова
В результате процесса мировой глобализации и политики открытости, проводимой председателем КНР Си Цзиньпином, особенно после его объявления о начале проекта «Новый Шёлковый путь», китайская традиционная культура привлекла внимание всего мира. Россия всегда интересовалась современным искусством Китая, традиционной культурой и архитектурой, а также сохранением культуры и наследия. Обширное поле информации о китайской культуре, российско-китайских отношениях и имидже Китая представлено в западных медиаагентствах. Российское информационное агентство ТАСС известно своей проработанной, целенаправленной и хорошо продуманной организацией новостных информационных потоков. Целью статьи является выявление стратегии, которую российское информационное агентство ТАСС использует в трансляции новостей о китайском весеннем фестивале после прихода к власти в Китае Председателя КНР Си Цзиньпина. Исследование основано на методе контент-анализа главного сайта ТАСС на русском языке ('tass.ru «). Результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что количество новостей о китайском весеннем фестивале увеличилось под влиянием нескольких причин: стратегии ТАСС и новой политики председателя КНР Си Цзиньпина. 91 % новостного контента по этой же теме произвёл положительное впечатление на читателей.
Ключевые слова
Автор обращает внимание на то, что реально значимая и богатая нравственно-ценностными аспектами ситуация прощания до настоящего времени не отражена специальным этическим понятием. Нет пока ещё такой категории в справочно-философской литературе. Кстати, практически нет этого понятия и в Библии. Судя по всему, словообразование имеет тенденцию двигаться от конкретных характеристик к абстрактным обобщениям. От белого - к белизне, от корыстного и корысти - к бескорыстию, от просьб не обижаться и простить - к прощению и прощанию. В предлагаемой статье внимание фокусируется на том, какие конкретно нравственные ценности оказываются вовлечены в данную ситуацию. Всмотреться в нравственно-ценностные аспекты прощания помогает обозначенная в ходе анализа его структура: субъект (кто прощается), объект (с кем или чем прощаются), обстоятельства, степень добровольности и осознанности для участников, содержание переживаний, их выражение и возможная вербализация, отношение к происходящему со стороны окружающих, а также последствия прощания. После проведённого на основе данной структуры рассмотрения, автор приходит к выводу о том, что, благодаря окультуриванию прощания, людям удастся более эффективно утверждать такие нравственные ценности, как достоинство, гуманность, справедливость, отзывчивость, взаимоуважение, ответственность, принципиальность, тактичность, духовность.
Ключевые слова
В начале статьи кратко рассматривается история интерпретаций тела и телесных практик в эпоху Античности и отношения к человеческому телу как объекту научно-медицинских вмешательств в различные периоды становления медицины как науки. Подчёркивается, что максимальная научно-медицинская объективизация и психосоматическая трансформация тела в результате воздействия медицинских технологий имеет место в XX-XXI веках. В этот же период времени возрастает противоречие между научно-техническим прогрессом в медицине, в частности, развитием биомедицинских технологий, их вмешательством в телесное пространство и философскими рефлексиями о телесной самости, уникальности человеческой природы и самоидентификации индивида как личности. Подчёркивается, что в результате различных телесных реконструкций индивид в вышеуказанный период времени всё более ощущает разобщение своего духовно-телесного единства и своей причастности к человеческому роду. Отмечается, что помимо философских суждений, данная проблема неизбежно потребовала разработки ряда формальных этических положений. В контексте данной статьи обращается, в частности, внимание на правило информированного согласия пациента/испытуемого и раскрывается его противоречивый характер. Указывается, что проблема технологического вмешательства в телесное пространство индивида имеет в настоящее время междисциплинарный характер, а биомедицина всё более выполняет функции института социального контроля, воздействуя на биологическую природу индивида. В этой связи высказывается суждение, что современная биомедицинская наука, особенно с учётом дальнейших тенденций и перспектив её развития, должна быть проникнута антропологическим содержанием и, прежде всего, уважать неприкосновенность и достоинство человеческой личности.
Ключевые слова
Статья посвящена проблемам трансформации человека как биологического и социального существа, вызванной технологиями НБИКС. Объектом исследования являются современные практики изменения тела и сознания человека, вызывающие негативные антропологические последствия. Предмет исследования состоит в систематизации фундаментальных проявлений, которые находят своё выражение в размывании статуса человека как природного существа. В основе исследования лежат философско-антропологические представления об эволюционных трансформациях биологической природы человека и их влиянии на все остальные параметры существования человека, приобретающие революционный характер с неясными последствиями. В статье изложены значимые стратегии технобиоэволюции, представленные в трансгуманистических проектах, претендующих на формулирование новых смыслов человеческого существования. Социальные последствия трансгуманистического движения выглядят угрожающими. Среди них особенно опасны манипуляции с человеческим сознанием, поскольку они разрушают самоидентификацию личности. Попытки выйти за пределы ценностных суждений в отношении производимых трансформаций выглядят как «сделка с чёртом». Особенно когда речь идёт о вопросах репродукции и желании произвести «идеального» человека. Игра с полом, в которой ранее угадывался трудноуловимый вред, ныне стала явно опасной. Обращают на себя внимание трансформации, наблюдающиеся у взрослых и детей, подверженных патологиям интернет-зависимости и испытывающим информационные перегрузки. Выявлены основные негативные проявления этой зависимости, тормозящей личностное развитие. Особую значимость приобретает формирование информационной культуры. На основе анализа процессов биологического трансформирования человека, которое ставит благие цели, сделаны выводы о реальных опасностях, катастрофических по своей неопределённости.
Ключевые слова
В статье анализируются онтологические и антропологические аспекты «герменевтического круга», которые обычно скрыты за его внешними, «инструментальными» процедурами, связанными с герменевтикой культурно-исторических феноменов. Этот уровень представляет особый интерес для понимания «герменевтического круга» как структуры сознания, определяющей саму субъектность мышления. Субъектность мышления определяется как его способность к смыслотворчеству, выходу за собственные пределы, т. е. са-мо-преобразованию в результате движения в «круге» само-истолкования. Автор применяет метод экзистенциального анализа структур сознания, посредством которого раскрываются онтологические структуры субъектности и их экспликации в культуре и само-рефлексии человека. В частности, на примере процессов создания новых смыслов в культуре показан их исток в априорных структурах сознания и их соотнесённость с непознаваемым. Тем самым, «герменевтический круг» заставляет разум совершать усилие, порождающее не только избыточность смысла частей по отношению к целому, но и избыточность смысла целого по отношению к своим частям. Онтологические и антропологические аспекты понимания «герменевтического круга», скрывающиеся за его более привычной «оболочкой» в виде процедур герменевтического истолкования текстов, важны в первую очередь для понимания самой субъектности как способа само-осуществления человека в мире. В этих аспектах раскрывается сущность человеческой свободы не в её внешних социальных проявлениях, в сфере внутреннего усилия сознания по освоению своего собственного потенциального смыслового пространства.
Ключевые слова
Статья посвящена концептуальным процессам, характерным для практики философского сообщества КНР после отмены монополии официального марксизма в роли теоретически доминирующего фактора. Все аспекты философских дискуссий, подходы к интерпретации проблемных полей и термины претерпели и продолжают претерпевать фундаментальные трансформации. Ключевым направлением этих трансформаций является принятие позиции, обозначаемой в философском сообществе как «конструктивный постмодернизм» и базирующийся на концепции, известной как «философия процесса», в основании которой лежат труды британского философа А. Н. Уайтхеда, в середине жизни переехавшего в США. Его работы, содержащие в себе теоретические принципы целостного отношения к миру, познанию и процессам человеческой деятельности, как нельзя лучше соответствуют практическим вызовам развития китайского общества, с одной стороны, и традициям классической китайской мысли - с другой. Именно поэтому теоретические взгляды А. Н. Уайтхеда и философия процесса в целом получили в Китае политическую поддержку руководства и широкое распространение в академической среде: в настоящее время в китайских университетах функционирует приближающееся к 30 число специализированных центров постсовременного развития, основанных на восходящих к Уайтхеду философских принципах. Деятельность этих центров координируется Институтом постсовременного развития Китая, организующего конференции, слушания, академический обмен, целенаправленную публикационную и информационную поддержку этой работы. Автор излагает свой взгляд на эти проблемы «изнутри» процесса, на основании опыта двух академических лет стажировок в двух крупнейших университетах Китая. Материал, приводимый в этой статье, может быть интересен всем, кто так или иначе связан с изучением теоретического языка философии постмодернизма и генезиса языка философского дискурса в современном Китае.
Ключевые слова
Статья посвящена комплексному исследованию проблемы диалога как философской концепции восточной культуры на примере древнекитайского трактата Лао Цзы «Дао Дэ Цзин». В ходе исследования рассматриваются философские идеи Древнего Китая, которые находятся в авангарде концептуальной картины мира и представляют золотой фонд философско-антропологической мысли китайской культуры. В числе основополагающих религиозно-философских учений принято считать даосизм, основные тезисы которого изложены в древнекитайском трактате «Дао Дэ Цзин» - культурном памятнике, пронизанном диалогическими принципами в формировании коммуникативного моста между человеком и различными формами бытия. В рамках исследования восточной культуры проблема диалога мало изучена и требует дальнейших исследований, вследствие этого автором произведён детальный анализ понятия диалога в философии Мартина Бубера, который выступает родоначальником философии диалога. Лейтмотивом в религиозно-философском мировоззрении М. Бубера является диалогизм, направленный на исследование религиозных учений, отправным пунктом которых является понятие «диалог». В ходе работы выявлены базовые отличительные особенности диалога М. Бубера, предоставляющие возможность эксплицировать характерные признаки диалогических отношений в «Дао Дэ Цзин», т. е. отношений «человек-Дао» и «человек-Дэ». На основании полученных результатов автор приходит к выводу, что диалог как философская концепция всецело пронизывает картину мира и философское мировоззрение Китая, тем самым утверждая высокие позиции диалогических отношений в восточной культуре.
Ключевые слова
В отношениях между религиозными воззрениями и рационалистическим мышлением существует известная напряжённость. По мере развития современного общества рационалистический взгляд захватил многие стороны нашего существования. Однако рациональность постпозитивизма не справилась с решением проблем человечества, напротив, усугубила его положение. Всегда будут те, кто выступает против науки и рационалистического мышления, поскольку наука не может дать ответов на так называемые «вечные» вопросы: о смысле и цели нашей жизни. А именно эти вопросы всегда были в центре религии. Временами наука и религия находились в противостоянии друг другу. Достаточно вспомнить спор эволюционистов и креационистов. Согласно набирающему всё больше своих сторонников мнению о том, что рациональная философия и наука не справились с миссией, возложенной на них Просвещением, «Высокая духовность» в постсекулярный период переплетается с теологическим измерением, а в эпоху постмодернизма имеются все предпосылки для осуществления данной миссии. Посему пришло время вновь, передав сию функцию религии, переосмыслить религиозно наследие. Новый виток исторического процесса эпохи постмодернизма несёт с собой очередную волну реакции на вызовы современности. «Рациональность» и «религиозность» в диалектике определяют новые возможности переосмысления вечных вопросов в свете новейших достижений науки и философии.
Ключевые слова
Уточняется место онтогносеологии в структуре философского знания. Очерчиваются концептуальные контуры экзистенциальной онтогносеологии. Критически, в контексте нечуткости к уникальному, рассматривается роль методологии и её посредничества в интеллектуальных практиках. Приводится избранная доксо-графия критического восприятия экспансии метода. Инструментарием, позволяющим корректно (самокритично) обсуждать методологическую парадигму как таковую, является, на взгляд автора, экзистенциальная диалектика. С опорой на неё в тексте статьи выстраиваются констатации и даются оценки. Генеалогия методологического диктата берёт начало в иронично недоброй майевтике Сократа, фигура которого реконструируется с отсылкой к концептуальным зарисовкам Ф. Ницше. Став привилегированной дисциплиной в философии Нового времени, методология тенденциозно демонстрирует эгалитаристское лукавство и догматический критицизм. Автор статьи подробнее останавливается на трёх методологических работах, датированных XX и XXI веками. В аспекте онтологических прорех номинализма разбирается негативно-диалектический «проект» Ж.-П. Сартра. В аспекте критики акторно-сетевой матрицы - «путеводитель» Б. Латура и метод сборки дробных объектов Д. Ло. Пафос статьи - 1) в недопущении отрыва средств познавательного акта от его предмета, никогда к комплексу познавательных средств не сводимого; 2) в пресечении редукции субъекта к объекту.
Ключевые слова
Вопрос о сущности знания, его видах и формах, границах и рубежах - фундаментальный и очевидный в пределах известной историко-философской традиции. Разум и мышление - один из главных общественных фокусов постиндустриальной цивилизации, в поле которого сформирована рационалистическая матрица познания и научный метод. Рациональность представляет «технологию мышления», но не содержательный смысл теоретических идей, позиций и установок. Теория познания, всё более превращающаяся в философию познания, фиксирует необходимость понимания познания с позиций «открытой рациональности», то есть предполагает выход в реальный, живой процесс познания: за пределы однозначных принципов, критериев, норм, правил или к признанию возможности их изменения. В статье обсуждается специфика существования и распространения научного знания на разных этапах эволюции человека, рассматриваются методологические особенности, показываются наглядно-образные возможности географии в производстве и делимитации знания. Составлено краткое резюме историко-логических этапов онтологического развития географической науки. Рассматриваются особенности восприятия и интерпретации знания в контексте отображения историко-географической модели населённой части Земли - Ойкумены. Для практического осуществления вышеобозначенных задач предлагается образно-лингвистическое применение и визуализация на основе технологий ГИС дихотомии территорий-полярностей, концептуально выраженных «дикой природой» и «культурным ландшафтом», выражающих эволюцию представлений мифологически-символической специфики ареалов географического знания.
Ключевые слова
С позиций культурной географии рассмотрена связь внешних причин смерти с объёмами реализации и уровнем потребления спиртного, на фоне роста продажи контрафактной и суррогатной продукции. Сделан вывод об ошибочности принятия за уровень потребления спиртного данных о розничных продажах алкогольной продукции. Установлено отсутствие зависимости связанной с алкоголем смертности от объёмов реализации спиртного. Обнаружено существенное влияние динамики смертельных отравлений алкоголем на распространённость внешних причин смерти. Период исследования - 1990-2015 годы. На региональном уровне за 2015 год осуществлён расчёт регистрируемого потребления алкогольных напитков в литрах чистого спирта на человека. Проведён регрессионный анализ между смертностью от случайных отравлений алкоголем и числом умерших в результате убийств и самоубийств как в динамике за 1990-2015 годы, так и в разрезе субъектов РФ. Несмотря на фиксируемое официальной статистикой резкое снижение потребления алкоголя в России за последнее десятилетие, есть веские основания утверждать, что выбывшая из учёта продукция (по крайней мере, частично) перешла в область нелегального производства. В пользу данного тезиса свидетельствуют возросшие данные Росстата по преступлениям за то же самое десятилетие, совершённым в состоянии алкогольного опьянения (на 45,6 % больше). Подчёркивается отставание культуры потребления алкогольных напитков. Оно проявляется, в частности, в сохраняющейся высокой доле потребления алкогольной продукции аптечных спиртосодержащих средств и жидкостей бытового назначения. Этот факт свидетельствует о том, что в нашей стране слишком мало делается для пропаганды здорового образа жизни.
Ключевые слова
Рассматриваются географические аспекты изучения этноконтактных зон (ЭКЗ) - междисциплинарных объектов, лежащих в сфере интересов этнологии и этнографии, истории, социальной психологии, социологии и других дисциплин. В статье анализируются работы некоторых авторов, посвящённые данной проблематике. Подчёркивается особая роль географической науки в исследовании ЭКЗ. Это связано с тем, что её методологический аппарат позволяет изучить объект целиком, во всей совокупности пространственно-временных системных связей и факторов его динамики и эволюции. Главное, что отличает географический подход, - выявление территориальной структуры, пространственных закономерностей. В статье проанализированы подходы к определению ЭКЗ, дано авторское определение. Выделены признаки ЭКЗ, главнейшие из которых - географическое положение на стыке, пересечении либо наложении двух и более этнических ареалов; отсутствие чётко выраженных естественных межэтнических границ, их проницаемость, «размывание», преобладание контактных функций; диахронное и синхронное межэтническое взаимодействие; наличие переходной зоны, маргинальных этнокультурных фактов, специфика этнокультурных ландшафтов. Предприняты попытки классификаций ЭКЗ по разным параметрам: по этническому составу, по размерам, по преобладающей форме межэтнического взаимодействия, по уровню иерархии, по географическому положению, по степени урбанизации, по историко-географическим особенностям.
Ключевые слова
В монографии изложены результаты первого в мире исследования возможностей использования методов районирования для обработки больших объёмов постоянно обновляемых эмпирических геоданных. Приведены основные виды таких данных, требования к методическому аппарату, векторы развития методологии, постсоветские тренды районирования и сферы применения схем районирования. Представлены алгоритмы концептуальной модели, отбора информативных признаков, создания системы методов, выявления однородных, узловых и эволюционных районов, оценки качества дифференциации территории, верификации и интерпретации полученных результатов. Работа В. И. Блануцы - это не просто исследование проблем социально-экономического районирования в эпоху больших данных, в работе ставится вопрос о готовности всей географии, как мировоззренческой науки, к такому феномену информационного общества, как кратное увеличение объёмов информации. Причём автор монографии не просто предупреждает географическое сообщество, он предлагает конкретные меры в отношении развития методов социально-экономического районирования, намечает пути развития теории и практики районирования. Автора заботит-волнует проблема готовности географической науки к новым вызовам информационного общества. Географическое научное сообщество ещё не осознаёт грядущую смену эпох. Монография Виктора Ивановича Блануцы предназначена для специалистов в области экономического районирования, студентов и аспирантов, которые интересуются перспективами развития географии и способны осознать тенденции развития науки в контексте информационного общества.
Ключевые слова
В статье рассматривается ряд направлений, в разработку которых внесла значительный вклад выдающийся отечественный методолог науки, учёный с мировым именем Р. С. Карпинская. Анализируется специфика её подхода к постановке и решению проблем эпистемологии науки. Отмечается, что в исторической перспективе её работы из области философии биологии представляются «системообразующими», т. е. во многом определившими облик современной философии естествознания. На основании проведённого анализа делается вывод, что идеи коэволюции, биофилософии, глобального эволюционизма и т. д., в разработке которых Р. С. Карпинская принимала активное участие, дали толчок и стали основой для многих современных концепций и теорий. Отмечается также активное участие Р. С. Карпинской в международной научной жизни.