Статья посвящена анализу процесса обретения личностью гражданской идентичности в условиях растущей конфликтогенности межнациональных, межэтнических, межконфессиональных отношений и противоречивого процесса становления гражданского общества в современной России. Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципы новой антропологии, представленной именами таких философов, как Б. В. Марков, А. А. Попов, С. А. Смирнов, Г. Л. Тульчинский, С. С. Хоружий и другие, а именно - ориентация на изучение антропологической динамики и антропологических трендов; утверждение проектируемости и автопроектируемости идентичности; поиск новых способов описания и оценки антропологических практик обретения идентичности. В статье вводится понятие «антропологические практики обретения гражданской идентичности» и даётся авторская типология антропопрактик в системе «конфликтоген-ность - нонконфликтогенность». Конфликтогенные практики гражданского эскапизма и практики редукции как радикализации национально-государственного или этнического компонента в структуре гражданской идентичности, превращаясь в антропологические тренды, порождают конфликты идентичностей и существенно затрудняют их конструктивное разрешение. Антропологической альтернативой выступает автопроектирование - нонконфликтогенная антропопрактика, возвращающая гражданину его идентичность. Авторы аргументируют необходимость развития философско-антропологического и педагогико-антропологического подходов к исследованию гражданской идентичности как автопроекта - выбора, самоконструирования, самосозидания и утверждения себя как гражданина и гражданского образования как поддержания и актуализации нонконфликтогенных практик автопроектирования. В статье обосновывается значение автопроектирования гражданской идентичности для управления конфликтами идентичностей и развития гражданского общества в современной России.
Гуманитарный вектор
2017. — Выпуск 3
Содержание:
Статья посвящена одной из наиболее острых проблем в трансформирующемся российском обществе -проблеме проектирования концептуально новой государственной идеологии в целях преодоления идеологического поиска. Основой для исследования послужил анализ феномена идеологии с обращением к работам классиков и современных исследователей. Проводится соотнесение выявленных подходов с кризисной ситуацией, сложившейся сегодня в современном российском социуме. Основываясь на концепции социологии знания К. Мангейма, установлено, что известны случаи, когда обновление государственных идеологий происходило либо на уровне поддерживаемой и одобряемой большинством населения властной политики, либо после триумфов протестных движений. Обращаясь к исследованиям, фокусирующимся на трансформации современных обществ, выдвигается тезис об интеллектуалах, которые представляют собой группу, наиболее заинтересованную в преодолении противоречий, сопровождаемых изменениями в духовной сфере. Показано, что после преодоления советской идеологии и неудачных попыток прийти к капиталистическому обществу, уровень доверия и готовности к переменам населения России снизился. Аргументируя, что жизнь вне идеологии невозможна, авторы намечают три пути идеологизации России, то есть создание новой государственной идеологии. Наиболее перспективным представляется программно-проектный путь. Кроме этого, наряду с государством в проектировании новой идеологии должны принять участие интеллектуалы, принимающие на себя в современном мире роль активного субъекта, её создающую: именно они обладают необходимым креативным потенциалом, полезным для проектирования новой идеологии - на чём, с учётом решаемых ими задач, базируется их предназначение.
Ключевые слова
В статье описывается феномен и последствия виртуализации жизни человека посредством игровых практик, разворачивающихся в виртуальном пространстве. Виртуальный игровой мир не просто подражает жизни, он имитирует жизнь, становится симулякром, знаком, имеющим собственное бытие. Он позволяет испытать переживание мнимой реальности как подлинной, через замещение реального мира экранным. Современник, подстраиваясь под эталон, модный стандарт, презентует себя через селфи, альтернативные версии семейной и личной жизни в сети, пробует себя как творец в музыкальном, литературном и других видах творчества, виртуально путешествует по миру, активно продвигает виртуальную экономику, т. е. создаёт мир симулякров, позволяющих выстроить альтернативные версии личной жизни. Но эта жизнь, существуя в виртуальной среде, оказывает непосредственное влияние на реальное бытие человека. В мире постмодерна виртуальная игра востребована не только как средство релаксации и расслабления, получения удовольствия, но и как технология изменения себя. Конструирование вымышленного мира в соответствии со своими чаяниями и желаниями вольно или невольно вызывает стремление соответствовать этому миру, подстраиваться под него. Всё это способствует формированию нового типа культурной идентичности, характеризующейся гетерогенностью и полистилистичностью.
Ключевые слова
Стратегические идеи геоэкономической политики «Один пояс - один путь» не только способствуют развитию партнёрских отношений между государствами, но и обеспечивают огромные перспективы в сфере высшего образования и подготовки высококвалифицированных кадров. В контексте данной политики, высшие учебные заведения стран - участников пояса Нового экономического Шёлкового пути должны укреплять инновационные технологии в сфере образования, совершенствовать системы образования, улучшать программы обучения и повышать количество обучающихся студентов, сочетать обучение с исследовательской практикой. Однако в вопросах продвижения Китаем образовательных программ в страны Нового экономического Шёлкового пути есть и немалые трудности. Одной из основных является нехватка преподавателей, владеющих китайским и иностранными языками в странах региона «Один пояс - один путь». В данной статье использовались методы теоретического анализа, обобщения научной литературы, периодических изданий и материалов сети Интернет. Способы подготовки высококвалифицированных кадров, передовой опыт образования других стран, сочетание с собственным опытом, улучшение учебной методики и системы дисциплин, повышение качества преподавания по программам сотрудничества с зарубежными странами и расширение сферы сотрудничества в обучении и воспитании международных специалистов по разным отраслям экономики являются результатом этой работы.
Ключевые слова
В современной философии истории существует дефицит новых теорий. В течение двадцатого века были последовательно дезавуированы её базовые концепции: идея объективного исторического процесса и общественного прогресса, неокантианская теория исторического познания, феноменолого-герменевтиче-ская концепция внутреннего историзма субъекта, аналитическая философия истории. Последняя крупная попытка создать историческую эпистемологию на базе теории исторического нарратива заканчивается признанием иррационального характера последнего. В этих условиях новый шанс получают теории, основанные на эмпирически выводимых и проверяемых закономерностях. Поскольку главной особенностью эмпирических исследований является поиск всякого рода повторяемостей, то в последние десятилетия можно наблюдать массовое возвращение к циклическим моделям. Одной из теорий такого рода является теория поколений, предложенная американскими исследователями Штраусом и Хоувом. Поскольку представители одного поколения имеют общие ценности и вкусы, модель Штрауса и Хоува оказалась очень популярной в маркетинговых исследованиях, а впоследствии появились попытки её использования в других экономических и вообще социальных дисциплинах. Тем не менее, при ближайшем знакомстве оказывается, что данный подход лишён серьёзных онтологических оснований и нуждается в серьёзной философской доработке.
Ключевые слова
Данная статья посвящена анализу феномена Интернета вещей в контексте акторно-сетевой концепции Б. Латура. Автор рассматривает возможности акторно-сетевой теории в описании феномена Интернета вещей как сети, объединяющей «вещи» и людей. Рассматриваются проблемы методологии и социальной онтологии, возможности позиционирования человека с одной стороны, как инициатора сетевых взаимодействий, с другой же стороны - как своеобразный онтологический модус наряду с вещами в совместных практиках взаимодействия. Интернет вещей анализируется автором в качестве сложного социотехнического феномена, отражающего глубинные онтологические основания современного человека, живущего в информационно-технологическом универсуме. Для достижения этой цели используются основные методологические положения акторно-сетевой теории Б. Латура: понятие научно-культурно-социальной сети, феномен переноса научных практик в социокультурную действительность, феномен перевода как «продолжение функционирования» научной сети в пространстве культуры. Показывается семиотический характер позиционирования человека как элемента Интернета вещей. Затрагиваются аспекты вербального и невербального взаимодействия человека с компонентами Интернета вещей. В статье переосмысляется идея «парламента вещей» как репрезентационной модели существования «вещей» в человеческих практиках. Данная идея экстраполируется на особенности функционирования Интернета вещей. Делаются выводы о необходимости глубинного социально-онтологического переосмысления феномена Интернета вещей с социотехнических позиций.
Ключевые слова
Статья посвящена теоретико-методологическим подходам к исследованию метафоры как структурному элементу текста. Рассмотрены прагматический, когнитивный, семантический, концептуальный подходы. Охарактеризованы особенности, определены сходства и различия методологий. Проанализированы работы ряда авторов, внёсших решающий вклад в исследование и понимание сущности метафористики. В статье обосновывается, что метафорические конструкции встречаются в различных языковых и культурных явлениях. Особенно богаты метафорами поэтические тексты. Анализируются российские и китайские поэтические тексты: выявляются содержащиеся в них метафоры, являющиеся социокультурными информационными кодами, репрезентирующими специфические черты исследуемого культурно-исторического периода. Социокоды понимаются как основные, знаковые реалии культуры. Любой народ имеет определённый багаж знаний. Часть знаний заключена в культурных кодах. Социокоды содержатся в различных социокультурных явлениях, в том числе в текстах, которые, в свою очередь, богаты метафорическими конструкциями. Для анализа знаний, особенностей культурных обычаев и традиций, картины мира России и Китая начала ХХ столетия используется декодирование поэтических метафорических конструкций в текстах российских и китайских поэтов, направленное на понимание смыслового содержания поэтических метафор и скрытой за ними культурной информации.
Ключевые слова
Проблемы урбанистики исследуются в различных отраслях знания. Философский взгляд на город с позиций системного метода способен обобщить и сконцентрировать всевозможные вопросы изучения городского пространства. Существующие элементы системного анализа в социальной философии Т. Парсонса, Н. Лумана, П. Сорокина, Р. Мертона, П. Бергера и Т. Лукмана, Р. Акоффа и других авторов ориентированы, как правило, на понимание социальных объектов науки. Тем не менее, город - универсальный феномен цивилизации, где социальное развитие существует во взаимосвязи с духовными, материальными и иными структурными компонентами пространства. Автор в данной статье рассматривает варианты системных методов различных мыслителей, ищет соответствие исследовательских практик применительно к философскому изучению города, но в итоге приходит к выводу о наибольшей значимости методологии А. И. Уемо-ва и его последователей. Город - это система, состоящая из концепта, структуры и субстрата, где первое понятие раскрывает смысловую сторону объекта посредством взаимосвязанного набора параметрических признаков города, второе - сферу отношений (взаимодействий) субъектов города, а третье - многообразие компонентов городской среды. Данный системный анализ города позволяет исследовать его наиболее комплексно, вариативно, эвристично.
Ключевые слова
В статье обсуждается возможность анализа классической проблемы самосознания в контексте философии техники. Вопрос о развитии ставится в виде концепции усложнения технического сознания от первой природы к третьей природе. Техническое сознание понимается как набор таких процедур, в которых человек создаёт «новое» или искусственные объекты. Природа понимается как среда, в которую человек включается за счёт врождённых и приобретённых навыков, как тот фон, который на прагматическом уровне обеспечивает процессы семиозиса. Культура понимается как семиозис в собственном смысле, как он осуществляется человеком и иными живыми существами. Обсуждается схема соотношения понятий «мыслимое», «немыслимое», «возможное» и «невозможное». Рост самосознания подразумевает эмансипацию в познании миров и сред, в которых участвует человек, последовательный отказ от отождествления «себя» с восприятием, эмоциями, логикой или техникой. Техническое развитие от первой природы к третьей показывает, что человеческое заключается в освоении правил соединения самостоятельно существующих миров: человек лишь приводит их к взаимодействию, не создаёт и не разрушает. Рост самосознания обусловлен открытием объективности сначала природы как мира физических законов, затем логики и грамматики как мира автономных логических и грамматических правил, ментальной сферы, порождающей субъективные образы и эмоции, наконец, мира техники или техносферы как бесконечного набора предустановленных форм решений и действий.
Ключевые слова
В работе обозначены принципы формирования концепции исследовательских университетов в условиях реформирования научно-образовательной сферы; при этом университеты рассматриваются, прежде всего, с позиций социального лидерства, что в конечном итоге приводит к изменению интеллектуальных стандартов. Проведён анализ наиболее удачных существующих концепций, выявлены их сильные и слабые стороны, обозначены обязательные критерии, определяющие развитие научных исследований в период системных трансформаций и рассмотрен механизм количественной и качественной оценки деятельности исследовательского университета. Показано, что несмотря на многочисленные различия в подходах к сравнению университетов, тем не менее, можно выделить общую часть для многих используемых зарубежных формальных и неформальных классификаций исследовательских университетов, где в качестве основных параметров будут выступать, во-первых, высокая доля расходов на научные исследования в бюджете университетов; во-вторых - подготовка в университете специалистов высшей научной квалификации. В результате проведённого сравнительного анализа отмечено, что перевод академических исследований в университетский формат в российских условиях проблематичен, поскольку многочисленные отечественные концепции производства научного знания, в основу которых положен положительный опыт развития ведущих западных университетов и научно-образовательных центров, по-прежнему далеки от идеальных, несмотря на то, что они прошли многочисленные согласования, корректировки и доработки. Сделан вывод о том, что в современных условиях реформирования отечественной научно-образовательной сферы развитие фундаментальных исследований может переместиться в университеты только при снятии существующих концептуальных, ресурсных и нормативно-правовых ограничений.
Ключевые слова
В статье аспекты временности рассматриваются через призму философии Хайдеггера. Наиболее пристальное внимание уделяется при этом бытию сущего и «изначальной временности». Критика первой части статьи имеет методологический характер и направлена на положения феноменологии, сопоставляемые с теми достоверностями исторического характера, которые принципиально не попадают в круг интроспекции. В частности, трактовка бытия в её феноменологическом обрамлении сопоставляется с диалектикой «общественного бытия», предшествующего «вот-» (субъекту) и его (условия его возможности) исторически созидающее. Поскольку это так, и исходная связь вот-бытия и бытия сознанием подвергается сомнению -равно как и существо «стремления», в себя имплицитно включившего не-развёрнутое «время». Автономия гипотетического времени, дедуцированного из круга сознания, ведёт к онтологическому разрыву с «заботой»; последняя также не оперта на фундамент бытия и облечена в формы внешних обстоятельств, что закономерно ведёт к конституированию двух форм времени, из которых одно - истинное (познание бытия как бытие сознание), в то время как иное - «расхожее» (не-истинное). Умозрительная посылка лишает «время» ряда чрезвычайно существенных предикатов, в том числе обусловленных диалоговым и агональным его характером. Научная новизна исследования заключается в последовательном подведении под вот-бытие обстоятельств становления человека общественным существом. «Вот», под которое подведён прототип особи (обособленного бытия), стремится к (общности) бытия, но и воссоздаёт последнее в устремлённости; бытие удерживает «вот» (subjectum) на краю падения при помощи установок, общим условием бытия которых предстают время и пространство. Время в такой связи обретает понятное назначение и историю, коренным образом отличную от «истории сознания-бытия» (бытия-сознания).
Ключевые слова
Статья посвящена лингвистической философии, а именно теории речевых актов Джона Остина. Объект исследования этой теории - акт речи, произнесённый в ситуации непосредственного общения. Все речевые акты Остин разделил на три типа действий: локутивные, иллокутивные, перлокутивные. Локутивный акт -непосредственно произнесение высказывания, иллокутивный акт - выражение чего-либо, перлокутивный акт - достижение определённого эмоционального результата. Остин попытался определить и классифицировать иллокутивные речевые акты, выявив иллокутивные глаголы. Причём иллокутивные глаголы должны употребляться с первым лицом единственного числа настоящего времени активного залога. Остин предложил классификацию иллокутивных глаголов в соответствии с иллокутивной силой: вердиктивы, экзерсити-вы, комиссивы, бехабитивы, экспозитивы. Остин не дал точного определения иллокутивного речевого акта и иллокутивных глаголов. Он описал иллокутивные речевые акты, собрал, классифицировал иллокутивные глаголы на английском языке. Это главный недостаток теории Остина - для каждого языка нужно давать собственное определение и собирать глаголы, что слишком примитивно по отношению к столь сложному объекту. Другим недостатком теории Остина является общий недостаток философских лингвистических теорий - их редко применяют на практике к анализу текста. Поэтому у теории Остина масса последователей из числа лингвистов. Автора статьи интересует возможность применения принципов теории речевых актов к анализу текста. Для анализа выбран гимн Хакасии - текст рекламного и историко-политического характера. Именно в рамках оксфордской школы появилась лингвистическая философия, изучающая особую «логику» функционирования обыденного языка.
Ключевые слова
В статье рассматривается одна из малоизученных функций изменённых состояний сознания (ИСС): контроль, регуляция когнитивных процессов и когнитивных состояний. Наличие данной функции отмечается в отдельных психологических, психиатрических, нейронаучных исследованиях. В современной психологии аддиктивное поведение связывается с изменёнными состояниями сознания. Целью аддиктивного поведения и, следовательно, изменённых состояний сознания некоторые исследователи считают структурные преобразования личности и когнитивной сферы с целью устранения психологического дискомфорта, снятия психического напряжения, то есть, иными словами, контролируемую сознанием, целенаправленную трансформацию психических процессов и состояний. В психиатрии выдвигалась идея экзистенциальной адаптации как основной функции изменённых состояний сознания, что также может быть интерпретировано в терминах направленных, контролируемых изменений когнитивной сферы для достижения прагматических (экзистенциальных) целей. На нейрофизиологическом уровне нейрологические корреляты ИСС фиксируются в моменты перехода к новому функциональному состоянию когнитивной системы, затрагивают другие регуляторные, в том числе контролирующие физиологические процессы, системы организма. Изменённые состояния сознания «ответственны» за качественные характеристики (феноменальные содержания) опыта сознания. Творческие ИСС, согласно свидетельствам от первого лица, также служат цели контроля состояний психики и сознания. Таким образом, разнообразие когнитивных состояний, выражающееся в наличии множества доступных изменённых состояний сознания и основывающееся на естественной изменчивости сознания, предстаёт в качестве необходимого условия целенаправленной регуляции когнитивной сферы.
Ключевые слова
Процесс генезиса и эволюции религий характеризуется синкретизмом. Действию синкретизма подвержены как отдельные структурные элементы религий, так и религиозные системы в целом. Особое внимание автор уделяет исследованию синкретизма системообразующего элемента любой религии - религиозного сознания. Исследование направлено на выявление, изучение и объяснение механизмов возникновения синкретизма на индивидуальном и общественном уровнях религиозного сознания. В этих целях анализируются особенности функционирования психики и сознания человека. Выявление и изучение механизмов возникновения синкретических религий, связанных с активностью психики и сознания, осуществляется с опорой на основные положения философии сознания, на основе теории иерархического строения психики, разработанной Л. М. Веккером и обновлённой когнитивной теоретической модели религиозного сознания, созданной У. Жерве и Дж. Хенрихом. Анализ социкультурных механизмов религиозного синкретизма основывается на применении компаративистского подхода, позволяющего исследовать синкретизм в различных типах культур, а также выявить общие и особенные закономерности его распространения. Применение данной методологии позволило выявить ментальный механизм формирования религиозного синкретизма, действие которого заключается в особенностях репрезентации в момент перевода сознанием полученной информации с «языка образов» на «язык символов»; доказать значительную роль чувственного субъективного опыта человека в процессе синкретизма религий. На основе полученных результатов автор делает вывод, что ведущее место в процессе возникновения религиозного синкретизма отводится механизмам социокультурного характера, однако данный процесс невозможен без предпосылок и механизмов, связанных с работой психики и сознания человека.
Ключевые слова
В статье рассматриваются современные аспекты сохранения культурного наследия, теоретические положения реставрационных работ и практические наработки, опыт реставрации интерьеров с технологической стороны и с точки зрения философского осмысления прошлого. Методологической основой исследования стал сравнительно-исторический подход. В исследовании автор использует методы сравнительного и исторического анализа, мониторинг технического состояния объектов культурного наследия; на основе проведённой работы выдвигает положение о том, что реставрация является важным элементом формирования социокультурной составляющей общественных отношений, а также современным способом трансляции традиций народа. Анализ теоретических и практических вопросов реставрации интерьеров памятников архитектуры позволяет выявить контекст единой социокультурной среды на основе выполнения памятником функций различных уровней, направленных на обеспечение непрерывности отображения ценностей; организацию отношений человека со своим социальным и культурным наследием с целью обеспечения эффективности обоюдных контактов; сформулировать направления оптимизации работы реставраторов. Автор рассматривает круг научных проблем в том ракурсе, что традиционно интерьер считался частью культуры, исторический интерьер - частью культурного наследия, относился к сфере искусства, он вмещал архитектурные решения, различные технологии и способы создания, в том числе с применением живописи, рисунка, текстовых знаний человека. В XVIII-XX веках интерьер выполнял и эстетические функции. Материалом для мониторинга стали реставрационные работы под руководством Министерства культуры РФ начала XXI века. Результаты исследования станут частью концепции проектно-реставрационных работ интерьеров памятников архитектуры в России XVIII-XX веков.
Ключевые слова
Религиозные образы присутствуют в таких текстах культуры, как кинематограф, наравне с пострелигиозными образами, сохраняющими нравственный потенциал религиозных по праву преемственности их общей эстетической оболочки. При этом удерживается общее для них начало - импульс к познанию действительности преимущественно через чувственный канал, развёрнутый в сторону освоения дихотомии добра и зла и поиска совершенства. С научной точки зрения важно проследить демаркацию между, с одной стороны, религией как одной из специфических форм познания действительности, и религиозной идеологией, призванной решать иные задачи. Сопоставление образного языка российского и американского кинематографа позволяет выделить универсальный характер поставленных вопросов с точки зрения их выражения средствами языка национальных кинематографических школ. Это, в свою очередь, даёт возможность выстраивать перспективные пути взаимодействия культур на основе взаимопонимания и взаимного уважения, что является сегодня одной из весьма непростых задач. Анализ тем и сюжетов российского и американского кинематографа, претендующего на проблемность, показал, что религиозные и пострелигиозные образы здесь группируются вокруг таких тем, как религиозное образование; эсхатология (апокалиптика и поста-покалиптика), персонализм, чудо. Иррациональный характер последнего соответствует обострению противоречий современного этапа глобализации и развитию сюжетов мировой политики, влекущих пересмотр соотношения модернизации и консерватизма с учётом потенциала религиозных идеологий. Тем интереснее вывод о дистанцировании проблемного кинематографа обеих стран от «лобового» идеологизма и погружение в анализ проблематики нравственного выбора, соединяющего свободу и необходимость в решительном и ответственном поступке. Именно такой поступок в «снятом» виде предполагает генетическую связь с динамическим пониманием религиозного образа в качестве имеющего мощный социальный заряд и способного транслировать его аудитории.
Ключевые слова
В статье определяются аспекты изучения письменных языков в контексте проблемы «язык и культура». Необходимость включения вопросов генезиса и развития письменных языков в широкий культурологический контекст связана с рядом причин, анализ которых представлен в работах российских культурологов, философов и лингвистов. Интегрирующим фактором междисциплинарной парадигмы изучения языка является культурологическая направленность языковых исследований, целью которой является выявление системных связей между разными сферами действительности (в данном случае между языком и этническим сообществом, языком и идеологией, языком и властью, языком и обозначаемым им миром и т. п.) в их отношении не только друг к другу, но и человеку как субъекту культуры. В статье определены основные направления изучения роли письменных языков в контексте проблемы «язык и культура»: язык как средство реализации «логик смыслов», «логоцентрические» функции языка, язык как средство межкультурной коммуникации и способ аккумуляции культурного опыта и др. Анализ данных аспектов позволяет сделать вывод о том, что при определении роли письменных языков в культуре продуктивен функциональный подход, позволяющий содержательно рассмотреть кумулятивную (отражение, фиксация, сохранение культурной информации) и коммуникативную функции языка. Выявление роли языка в межкультурной коммуникации - это определение языковой специфики информационного взаимодействия культур, при этом «контактность» культур может быть как прямой, так и опосредованной, при которой большое значение имеют письменные языки.
Ключевые слова
Феномен урбанскетчинга рассматривается в статье как современная трансформирующаяся арт-практи-ка, имеющая индивидуальную и коллективную формы. В своей коллективной форме урбанскетчинг тяготеет к перформативности, что предполагает приобретение традиционно неисполнительскими видами искусства статуса исполнительских. Интерес к изображению городской среды восходит к художникам-импрессионистам (вторая половина XIX - начало XX в.), на полотнах которых запечатлена повседневная жизнь горожан, своеобразие их облика, быта и развлечений. Определяющими факторами наблюдаемого ныне расцвета урбанскетчинга являются процессы урбанизации, информатизации, рационализации современного общества, а также развитие цифровой фотографии, коммуникативных технологий и социальных сетей. Быстрые зарисовки жизни города в сообществе единомышленников, часто под руководством опытного художника, нацелены на фиксацию смыслов, образов и коллизий социокультурного пространства города, расширению его демократизма, полифункциональности и свободы. Синтез изобразительного искусства с иными культурными феноменами (образованием, спортом, туризмом и др.) способствует обогащению культурного досуга, развитию культурных индустрий и экономики впечатлений. Интернет-сообщества урбанскетчинга, ориентированные на массовую аудиторию, осуществляют динамичное производство эстетических артефактов, выступают источником мультикультурной информации.
Ключевые слова
Двойственность женской природы, свойственная архаическим формам мироощущения, берёт свое начало в представлении об амбивалентности природы смерти, выраженной в двух принципах, фундирующих мифоритуальные сценарии обрядов перехода. В женщине, носительнице детородной функции, реализуются оба комплементарных мировоззренческих принципа: «жизнь как антипод смерти» и «смерть как источник жизни». Смерть, будучи логической противоположностью жизни, вместе с тем, представляет из себя порог. Смерть утверждает факт перехода, смены статуса и является гарантом его необратимости. Смерть, как и женщина, в традиционной культуре - одновременно источник блага и опасности деструктивного влияния потусторонней сферы. В данной статье автором предпринята попытка продемонстрировать связь женщины и потустороннего мира, проанализировать характер и природу представлений о ритуальной нечистоте и её источнике. Ритуальная нечистота женщины, понимаемая традиционной культурой как соприродная нечистоте новорождённого и покойника, определяет её пограничное состояние и одновременную ориентированность на две оппозиционные зоны мифоритуального пространства: потусторонний и посюсторонний мир. Двойственность смерти, отчётливо проявляющаяся в продуцирующих ритуалах, притягивает двойственные характеристики к образу женщины и женственности, в свою очередь, образ смерти усваивает женские черты. Помимо самой женщины, характер амбивалентности присваивает то, что связано с деторождением: кровь, будучи универсальным символом жизни и вместилищем души, приобретает лик смерти.
Ключевые слова
В статье предлагается разработка конструктивистского подхода к анализу исследований российского казачества. Проводя сравнительный анализ, автор показывает, что базовым понятием дискурса о казаках является идентичность, понимаемая как инструмент, используемый для формирования адаптивных навыков, обеспечивающих приспособление человека к условиям меняющейся социальной среды, выполняющей роль «жизненного мира» и одновременно являющийся продуктом жизнедеятельности социума и человека. Автор убежден, что в данной концепции нет места представлениям о возможности начального состояния сознания как некой данности, впоследствии реформируемой за счёт социальных изменений. Эта позиция отражает точку зрения модернистской антропологии, рассматривающей социальные группы как ситуативные сообщества, зависящие только от актуального межгруппового взаимодействия. По мнению автора, данная методология исходит из определения казачества в качестве социального конструкта, обладающего диффузными параметрами и используемого различными субъектами социального и политического действия для различных целей. Понятие «казаки» отличается многозначностью, так как оно понимается и как исторический феномен, и как ноумен, то есть продукт философского созерцания, чья сущность остаётся скрытой. В социальном мире российское казачество - особый социальный конструкт в рамках российского социального пространства, который сложился в результате острой необходимости российского правительства в защите государственных границ. В качестве последнего оно присутствовало в дореволюционном российском обществе в виде социальной страты, формируемой по социальному и профессиональному признаку. При последующем изменении социальных условий, в первую очередь, связанную с прекращением государственной поддержки казачества, идентичность казаков претерпевала изменения вплоть до отказа считать себя представителями этой социальной страты.
Ключевые слова
В статье рассмотрена история исследования чайной культуры в Древнем Китае. У китайской чайной культуры длинная история, её развитие отражает изменение социальной культуры, является значимым показателем цивилизации: древний китайский народ изучил характер природы и покорил её. Чайная культура является важной частью культуры Китая. Употребление чая имело разные функции: чай использовался как еда, как лекарственное средство и как элемент жертвоприношения. Процесс формирования чайной культуры представляет собой результат достижения народом определённого этапа в развитии цивилизации. Буддизм, конфуцианство и даосизм играли важную роль в развитии чайной культуры. Содержание чайной культуры не ограничивается только одним чаем и вбирает в себя другие культурные факторы. В статье представлен анализ разных исследований чайной культуры известных учёных и некоторых народных сказок о чае. Автор пытается определить направления исследования чайной культуры. Цель статьи - выявить роль чайной культуры, установить особенности её функционирования. В работе используются следующие методы: описательный метод с использованием приёмов наблюдения, интерпретации, сопоставления, обобщения; метод сплошной выборки; количественный метод; метод компонентного и контекстуального анализа.
Ключевые слова
Задачей данной работы является актуализация обсуждения профессиональных дефицитов преподавателей художественных и дизайнерских образовательных программ в контексте развития современных направлений арт-индустрий и требований соответствия их компетенций образовательным и профессиональным стандартам. Как правило, корреляция профессиональных дефицитов педагогов профессионального образования определяется задачами аттестации. Они выявляются и изучаются как отклонение от нормального функционирования программы в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по отраслям, отраслевых профессиональных стандартов (далее - ПС). Согласно теории управления персоналом, такое отношение к дефицитам есть отражение «жёсткого управления», фиксируя текущее положение профессиональной компетентности педагогов, подобное управление не является эффективным, потому что есть управление «по хвостам», по непредвиденным результатам. Анализ наблюдаемых нами нескольких практик подготовки вуза к аттестации и аккредитации разных видов по выявлению и преодолению «отклонений», «несоответствий» профессиональных компетенций преподавателей показал, что наличествует запаздывающая реакция на критические ситуации, когда принимать управленческие решения просто бессмысленно. Между тем механизмы развития, внедрение нововведений, управление изменениями не только не учитываются, но и не практикуются. Прогностическая функция управления в вузовском менеджменте не работает по причине наличия системного противоречия. Функционирующая система управления, организации и качества (в философском смысле как некой определённости) образовательного процесса вуза является самой консервативной среди других процессов, несмотря на то, что, на первый взгляд, всё постоянно обновляется. Система не отвечает прогностическим потребностям перспектив развития не только будущих профессий, но и наличного рынка труда. Меняются учебные планы, корректируются компетенции, системы оценивания, появляются новые критерии определения эффективности образовательного процесса. Однако, по существу, тотальной практикой управления процессом стали догоняющие производственные, дидактико-методические, научные, инновационные изменения в отраслях производства, что странно для будущего «опорного вуза».