В статье рассматриваются актуальные вопросы профилактики алкоголизма и наркомании в контексте светского и религиозного гуманизма. В профилактической работе антиалкогольной направленности автор выделяет четыре компонента: духовно-нравственный, образовательный, психофизический и социокультурный. В духовно-нравственном и образовательном компонентах главной является просветительская работа, центрированная на формирование у детей и молодёжи доминант здорового образа жизни. Это возможно благодаря совместным действиям семьи, религиозных организаций и образовательных учреждений страны. Важной составляющей психофизического и социокультурного компонентов является применение дифференцированного подхода к профилактической работе на индивидуальном и групповом уровнях. Этико-пра-вовой аспект антиалкогольной пропаганды является необходимым условием формирования высокого уровня правосознания у подрастающего поколения россиян, а введение этических кодексов для обучающихся будет способствовать их успешной адаптации к профессиональной деятельности. Автор исходит из того, что снижение уровня смертности, увеличение рождаемости, формирование здорового образа жизни населения являются одной из важнейших межотраслевых проблем развития Российской Федерации, решение которой зависит от разработки и реализации межведомственной стратегии профилактики алкоголизма и наркомании на период до 2025 года. Эффективно бороться с алкоголизмом и наркоманией можно лишь совместными усилиями семьи и церкви, систем образования и здравоохранения, гражданского общества и СМИ. Анализ, систематизация и внедрение дореволюционного опыта трезвенного обучения необходимы на современном этапе модернизации системы российского образования.
Гуманитарный вектор
2017. — Выпуск 1
Содержание:
Современный кризис в стране, в основном, обусловлен причинами нематериального характера: мировоззренческой недальновидностью, психологической незрелостью и отсутствием реальной развивающей политики. Во многом это обусловлено отсутствием или слабостью соответствующей развивающей теории. В широком дискурсе практически отсутствует важное понятие «развивающая культура». В статье мы не только раскрываем своё видение этого понятия, но и на основе синтеза развивающих восточных и западных представлений выделяем внутренние (индивидуальные) и внешние (социальные, институциональные) условия формирования развивающей культуры. К внутренним (индивидуальным) условиям отнесены качества бодхисаттвы, т. е. личности, устремлённой к развитию ради блага других существ, такие, как сострадание, ясный ум и творческая активность, а также отмеченные Платоном и Аристотелем гражданские качества: умеренность, великодушие, мужество и справедливость. Ко внешним условиям отнесены: гуманизм, свобода, справедливость, равенство. На основании исследованного можно сформулировать план действий на вечный вопрос: «Что делать?»: популяризация целостного мировоззрения; гуманизация общественного порядка; демократизация образования; реформация правовой системы. Всё это позволит повысить качество человеческого и социального капиталов страны, уровень доверия в обществе, поможет сделать человеческую и общественную жизнь более осмысленной и полноценной.
Ключевые слова
В настоящее время образование наряду с наукой рассматриваются как важнейшие общественные подсистемы, определяющие основные векторы социального развития. Автор говорит о взаимосвязи образования и культуры, образования и цивилизации в современном обществе. При рассмотрении их соотношения используется диалектический метод. В статье говорится о зависимости современной культуры и образования от ориентиров развития современной цивилизации. Образование подчиняется сегодня экономическим запросам общества. Оно главным образом ориентировано на подготовку квалифицированных специалистов, обладающих набором необходимых научных знаний, тогда как привитие им культурных ценностей, культуры отношений между людьми осуществляется недостаточно, либо вовсе игнорируется. Образование выполняет две основные функции: сохранения и развития. В статье утверждается, что оно должно быть направлено на сохранение культуры и на развитие цивилизации. Автор приходит к выводу, что, во-первых, культура и образование приобретают особую значимость в кризисные моменты исторического развития. Поэтому они должны занять приоритетную позицию в современном обществе. Во-вторых, образование сегодня должно быть центром, соединяющим пространство культуры и пространство цивилизации, делая их единым пространством становления человека.
Ключевые слова
Данная статья посвящена рассмотрению проблемы эволюции гражданской и этнической идентичности в ходе транформационных процессов в Молдове. Создание независимого государства потребовало переформатирования системы идентичностей на основе государственного культурного проекта. Национальный культурный проект должен был включать этноцентричную картину мира и специфический образ прошлого. Но формирование его идёт медленно. Одной из причин этого является то, что часть активной интеллектуальной элиты обладает румынской идентичностью. Таким образом, жителям страны предлагается принять культурный проект соседней, хотя и близкой по культуре страны. В Молдове изучается история румын, а не история государства. Однако, несмотря на это, образ прошлого молдаван отличается от образа прошлого румын. Слабость государственного культурного проекта способствует возрастанию значения этнической идентичности этносов Молдовы. Этнорегиональный культурный проект гагаузов имеет политический ресурс в виде автономии, которой они добились в 1994 году. Этот проект представлен миру и вызывает интерес. Это способствует возрастанию значения этнорегиональной идентичности гагаузов. Культурный проект Приднестровья сохраняет преемственность с тем проектом, который формировался на протяжении всего советского периода.
Ключевые слова
Статья посвящена выявлению изменения и функционирования хронотопа виртуального нарратива в современном мире на примере виртуального нарратива компьютерных игр. Виртуальный нарратив как особое измерение виртуальной реальности отражает реальное время и пространство, с одной стороны, а с другой, находится с ними в структурных отношениях. Однако не всегда время и пространство в виртуальном нарративе сочетаются с данными категориями в реальном мире. Виртуальный нарратив может повествовать также о будущем или прошлом, действие может происходить в вымышленных мирах или в прошлом нашего мира. Современный виртуальный нарратив представляет собой сложное, синкретичное явление, содержащие отсылки к тем или иным культурным, историческим и даже мифологическим сюжетам и объектам. Ярким примером виртуального нарратива являются компьютерные игры, каждая из которых обладает своим уникальным хронотопом. В рамках виртуального нарратива пространственные и временные структуры имеют особую специфику, претерпевают изменения в отдельных аспектах, воспроизводя пространственно-временные структуры реального мира, в других же аспектах - реконфигурируют их. Показано, что хронотоп виртуального нарратива - это развивающийся системный феномен, который связан с другими явлениями виртуальной реальности, например, феноменом «погружения». Благодаря современному развитию техники, человек может быть «выдернут» из современного хронотопа и «погружён» в хронотоп виртуального нарратива. Приводятся факторы, влияющие на данный феномен. Автор приходит к выводу о том, что хронотоп виртуального нарратива находится в структурных отношениях с глобальным хронотопом и существует благодаря информационным компьютерным технологиям и человеку.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу особенностей проблемы сущности казачества в российской науке. Рамки сущностного подхода не позволяют прийти к окончательному разрешению проблемы происхождения казачества, в силу того, что разнообразие этнических и сословных характеристик различных групп казаков, а также процессы их быстрой изменчивости не дают возможность делать верифицированные выводы. Однако, как показывает проведённый анализ, учёные сумели издать большое количество трудов, в рамках которых осуществлены субстанциональные разработки проблем этнического либо сословного происхождения казаков, представленные автохтонной, миграционной и синтетической концепциями. Автор доказывает, что эти концепции не могут предложить верифицируемых версий в отношении связи и преемственности между современными казаками и теми, кто считается их непосредственными историческими предшественниками и чаще всего выступают в качестве выразителей чьих-либо интересов. В условиях современных процессов конструирования казачества в отрыве от исторических этнических корней и традиций субстанциональные теории приобретают вид мифологемы и используются в качестве обоснования тех или иных социальных и политических действий, ради интеграции, либо дезинтеграции масс населения, представляемых казаками. Важно учесть, что в отечественной научной литературе сущностного содержания вопросы идентичности казаков до сих пор обсуждались без учёта структуралистской и конструктивистской концепций, уделяющих внимание развитию группового самосознания и делающих акцент на изучении исторических депозитов объективированного знания, таких, как знания-представления и социальные мифы об историческом прошлом и генезисе сообщества.
Ключевые слова
Такое важное нравственно-психологическое качество, как ЖАЛОСТЬ, до настоящего времени в спра-вочно-философской литературе не приобрело особого статуса. Автор пытается исправить данное упущение. В этих целях проанализированы тексты Библии, рассмотрены пословицы русского и многих других народов мира. Сутью рассматриваемого явления оказывается негативное переживание по поводу тех событий, которые могли бы (или должны были бы) развиваться более позитивным образом. Для этики наиболее значимы следующие характеристики данной ситуации: кто жалеет, кого или что жалеют, по какому поводу, за что жалеют, в каком контексте разворачиваются события, насколько искренне проявление жалости, в чём она выражается, как к ней относятся участники ситуации и к чему жалость приводит. В статье последовательно рассматриваются названные характеристики применительно к жалости-досаде, жалости-состраданию, жалости-жадности. Подмечается, что есть основания говорить о праве на жалость, а также о необходимости нравственно окультуривать указанные разновидности жалости. Итогом аналитических рассуждений становится вывод: жалость, проявляемая в межсубъектных взаимоотношениях (в масштабах вплоть до геополитических), может быть окультуриваема с учётом векторов доброжелательности, принципиальности, достоинства, справедливости и вести людей к ладу и благоволению.
Ключевые слова
В статье рассматривается специфика болезни как формы конфронтации между биологическим и социальным в больном индивиде, когда существенным образом ограничивается его социальное пространство. В основе методологического подхода к рассмотрению данной проблемы лежат диалектический метод, системный подход и принцип целостности. Диалектический метод позволяет рассматривать человека как существо биосоциальное в единстве и противоречии его биологической природы и социальной сущности. Системный подход акцентирует внимание на восприятии больным своего состояния в пространстве социальных отношений. Принцип целостности в данном контексте отражает неизбежный аксиологический аспект проблемы болезни и больного в широком спектре его ценностных ориентаций, которые в болезненном состоянии качественно изменяются. Указывается на особенности понимания болезни как субъективного ощущения и объективно установленного состояния. Подчёркивается важность формирования особого «смыслового пространства» и переживания больным индивидом своего состояния. Обращается внимание на важность осознания болезни и принятия больным определённого Я-образа. Раскрывается содержание основных смысловых дескрипций в восприятии индивидом своей болезни и подчёркивается экзистенциальный характер переживания им своего состояния. Указывается на роль больного индивида в создании собственного уникального бытия-в-мире и конструировании своей болезни в попытке адаптироваться к социальной среде и осознать себя как личность.
Ключевые слова
Благодарность как показатель развития личности является социокультурным производным в рамках того общества, в котором рождается и живёт человек. В статье рассматривается феномен личной и социальной «благодарности», почему, когда и зачем люди благодарят и каким образом «благодарность» как явление влияет на социальную эмпатию, нравы, ценности и самоидентичность человека. Раскрываются религиозно-философские и социально-психологические основы благодарности как социокультурного феномена, показывается трансформация благодарности в сознании различных поколений наших современников. Благодарность как эмоциональный, когнитивный и поведенческий процесс определяет рамки приемлемого в каждый конкретный момент жизни человека и общества, помимо этого, выступает барометром духовно-нравственного развития общества. Целью статьи является анализ философии благодарности в современном обществе. Благодарность как социально-философское явление является формой проявления эмпатии и может служить мерилом социальных изменений в условиях общества перемен. Автор стремится показать изменение форм и поводов благодарности в личном пространстве человека и социальной среде в целом, а вместе с тем и критериев «нормальности» общественных отношений с позиции социальной трансформации социальных институтов и процессов.
Ключевые слова
Личность больного человека формируется в процессе социальной игры, воплощая собой образ «Другого» и «Чужого». В статье проводится эссенциальное и релятивное понимание игры больного в «Другого». Эссенциальное понимание игры личности больного человека является отражением трансформации порядков социального бытия и формирования новых способов отношения к нему. Игра во взаимодействие общества и личности больного как «Другого» происходит в рамках проблемы конструирования данного субъекта. В рамках релятивизма специфика игры личности больного в «Другого» носит относительный характер, так как личность человека одновременно формируется в условиях, продиктованных здоровьем и болезнью одновременно. Болезнь не является единственным абсолютным «фрустратором» для развития личности человека. Она лишь предопределяет человеку роль «Другого» в социальном пространстве, но как будет сыграна роль, зависит от самого больного субъекта. Понимание личности больного человека в режиме «Другой» предполагает и конструирование образа «Чужого». В данном случае происходит отождествление его личности с болезнью, детерминирующей его биосоциальную ограниченность. Формируется особая телесность «Чужого» - "Corpus morbus". Чужое больное тело воспринимается обществом в виде определённых модусов, являющихся транспарентными. Игра больного как «Чужого» привлекает зрителей общественного пространства, вызывает интерес и, одновременно, отталкивает социум. Она подразумевает отличные друг от друга опыты социального бытия-в-мире. Роль больного в дефинициях «Другой» и «Чужой» как на индивидуальном, так и общественном уровнях определяется множеством вариабельностей сценариев игры, которые во многом диктуются качественным характером болезни.
Ключевые слова
До недавнего времени размножение в человеческой среде ничем не регулировалось, как и в животном мире, где плодовитость является залогом успешного существования вида и гарантией того, что хотя бы какое-то число его представителей переживёт неблагоприятные обстоятельства и не даст угаснуть роду. При этом давление естественного отбора обеспечивало высокую смертность особей и способствовало поддержанию высокого стандарта выживания, за счёт чего на протяжении сотен миллионов лет биота Земли оставалась уравновешенной. Появление человека разрушило это хрупкое равновесие, поскольку наличие разума обеспечивало ему слишком веское преимущество в борьбе за ограниченные ресурсы. Возникновение культуры и развитие цивилизации усугубили этот дисбаланс. К настоящему моменту процесс начинает обретать всё более явные признаки катастрофы. Очевидно, что для восстановления равновесия (или хотя бы замедления скатывания в пропасть) разумное человечество должно принять какие-то разумные меры. Первое, что приходит в голову в этой связи, является ведение разумной политики народонаселения. На этом направлении возможны две альтернативные демографические стратегии: качественная демография и либеральная евгеника. Анализу этих стратегий и посвящена данная работа.
Ключевые слова
Статья посвящена проблемам межполового взаимодействия, которое основано не только и не столько на деполяризации ролей мужчины и женщины, имеющих место в современной культуре, но и их объективно доказанных социальных и культурных различиях. Объектом исследования являются процессы коммуникации полов. Предмет исследования состоит в систематизации фундаментальных полодиморфических проявлений, которые находят своё выражение в специфических чертах общения. В основе исследования лежит философско-антропологическое учение о половой дифференциации как фундаментальном принципе организации живого. В статье изложены значимые проявления стратегии общения между полами. Обращает на себя внимание характер внутригруппового взаимодействия в гомосоциальных группах. Интересно осуществление контактов между субъектами общения по таким признакам, как импульсивность и автономность в зависимости от пола. Особую значимость приобретает нравственное измерение качества межполового общения, выраженное в специфическом представлении мужчин о чести и достоинстве в том случае, когда речь идёт о женщинах. Выявлены причины особенностей половых реакций в групповом общении, в следовании нравственным нормам и полоролевой социализации. На основе анализа процессов общения, основанных на полодиморфических различиях, сделаны выводы о том, что человеческое познание, самопознание и общение основаны на сквозных половых характеристиках. Свойства каждого из полов определяют взаимодействие и поиск совместимости их характеристик. Управленческие и воспитательные процессы будут успешными, если учитывают коммуникативные особенности мужчин и женщин и на этой основе гармонизируют социально-психологическое самочувствие коллектива.
Ключевые слова
В статье анализируются фундаментальные для онтологии понятия «субъект» и «субстанция». Методологической базой исследования выбрана диалектическая парадигма с её принципами системности и развития, дополненная герменевтическим методом. Автором рассматривается этимология обсуждаемых понятий, предпринимается попытка уточнить их дефиниции. Для проведения отчётливой демаркации между ними пристальное внимание уделяется проработке историко-философского материала. Субстанция - по традиции Аристотеля, Р. Декарта, Б. Спинозы, идеалистической и материалистической философии XIX-XX веков - трактуется как реальность, для существования которой нет необходимости в существовании чего бы то ни было ещё, как самопричинное сущее. Понятие «субъект» толкуется с опорой на определения Г. В. Ф. Гегеля и М. Хайдеггера, которые, в свою очередь, наследуют средневековой интеллектуальной линии: субъект первичен, объект производен от него. Конструктивно-критически осмысливается тезис Александра Кожева о роли негации в характеристике субъекта и его отличии от субстанции. Автором статьи делается вывод о том, что в сравнении с субстанцией субъект более активен, и эта активность, возможно, проявляется прежде всего в противоречивом возвращении субъекта к самому себе.
Ключевые слова
«Снятие» является одним из основных понятий и в диалектике Гегеля, и во всей марксистской философии. Используя это диалектическое понятие, удаётся в рамках принятого трафарета мысли объяснить качественное изменение системы с одновременным сохранением прежнего её состава и/или формы. Благодаря «снятию» во вновь образованной системе удаётся не только сохранить всё лучшее из «старого», но и обеспечить прогресс. Для построения такой эффективной методологии Гегель использует омонимы, которые «делают» понятия противоречивыми. И уже далее о любом изменении можно сказать, что оно произошло путём снятия. Используя диалектику в качестве методологии, Гегель создаёт учение, которое не может быть опровергнуто. Это учение способно всё объяснить и всё предсказать. В этой связи и закон отрицания отрицания является «беспроигрышным». Ведь дух в своём движении не может выйти за пределы себя, т. к. он един и тотален, а потому он может в движении лишь менять имеющиеся в наличии свои же формы и своё содержание, которые в духе тождественны друг другу, как едины и тождественны в «снятии» сохранение и отмена. Так, путём снятия, и происходит отрицание отрицания.
Ключевые слова
В статье анализируются точки пересечения гуманистических тенденций в воззрениях Э. Фромма и идей православного христианства. В своих работах при упоминании религиозного подхода психоаналитик чаще всего ссылается на протестантизм (как воплощение учений М. Лютера и Ж. Кальвина), реже - на католицизм. Однако они отличаются от традиционного для России православного христианства, в исходных идеях которого мы можем найти гораздо больше общих с гуманистическим психоанализом моментов. Во-первых, очевидно различие индивидуалистического, свойственного западной протестантской менталь-ности, и коллективистского, характерного для Востока и для России в частности, восприятия мира. Как раз о преодолении негативных моментов первого через второе писал Фромм. Во-вторых, мы отмечаем общие гуманистические тенденции, в основе которых лежит восприятие человека как отдельной целостной личности, ценностями для которой должны стать саморазвитие, любовь, творческая самореализация, свобода и ответственность. Кроме того, это ориентация на подлинное бытие, а не на обладание, в том числе и в вопросах веры, которая воспринимается не как карта с готовыми ответами и решениями, а как путь человека к самому себе и истинному нравственному идеалу.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу роли провокации в философском дискурсе. Автор выделяет два типа философствования: теоретический (основанный на созерцании и рациональном мышлении) и практический (утверждающий преимущество действия и образа жизни над рассуждениями). В рациональной философии ценность провокации, ослабляющей контроль разума над чувствами, отрицается. Практическая линия философии, напротив, трактует провокацию как искусство воздействия на человека и инструмент социального обновления. В статье рассмотрены провокативные элементы практической линии философствования на примере иронии Сократа, апелляции киников к природе и представителей новоевропейской философии иррационализма - к жизни. Автор демонстрирует, что при всей привлекательности практической линии философствования и резонансности её акций, она всегда находилась и продолжает находиться на маргиналиях философского процесса. Тем не менее, без неё магистральная теория рискует остановиться в развитии, превратившись в набор банальностей. В статье делается вывод о том, что необходимость в провокации возникает там, где мораль, религия, искусство, философия окостеневают и вырождаются в мёртвые догмы. Философская провокация, сдвигая баланс между теорией и жизнью в сторону жизни, позволяет стронуть общество с места, дать ему импульс к саморазвитию и возрождению.
Ключевые слова
Уточняется содержание реализма как доминантной черты русской философии. В соотнесении с её стратегической линией, в версии экзистенциального реализма, по преимуществу реконструируются и осмысливаются философские взгляды М. А. Лифшица. Реалистическая установка отечественной интеллектуальной традиции и «обыкновенного марксизма» конкретизируется прежде всего в проекции онтогносео-логии. В этой связи обсуждаются: вопрос о соотношении субъекта и объекта, проблема идеального, статус и содержание истины, нюансы диалектической методологии и парадигмы возвращения. Рассматриваются причины и особенности эстетизации и поэтизации философии. В целом комплиментарно оценивая реалистическую стратегию отечественной философской мысли, автор указывает на присущее ей противоречие. А именно: русская онтология - это онтология субъекта, живого природно-культурного организма; русская же гносеология полна объективистскими соблазнами. Получается: ценность субъекта бытия у нас теоретически несоразмерно выше ценности субъекта познания. Практика же заставляет усомниться в приподнятом онтологическом статусе субъекта русской жизни, что ещё сильнее бьёт по престижу отечественного реалистического дискурса. Отмеченное противоречие обнаруживается и у М. А. Лифшица, который, осознавая его, мастерски стремится к его разрешению - настолько, насколько позволяет потенциал «обыкновенного марксизма».
Ключевые слова
В статье рассматриваются философские взгляды С. Кьеркегора в их связи с современной посткультурной реальностью. Методологической базой исследования явились герменевтический метод, методы сравнительного анализа и обобщения. Автор отмечает особенности рецепции работ С. Кьеркегора русскими мыслителями-экзистенциалистами Серебряного века Л. Шестовым и Н. А. Бердяевым. Цель работы - показать, что реализуемый датским философом и теологом экзистенциальный поиск не есть демоническое противостояние культуре, но представляет собой стремление выброшенной из «уютного» культурного контекста индивидуальности выстроить ответственные отношения с Богом и миром. Выявлено, что истолкование С. Кьеркегором веры как парадокса задаёт особую парадигму религиозного выбора, пути веры. В статье рассмотрены концепты «единичности», «легкомысленной поспешности» как смыслообразующие для понимания датским философом кризиса культуры. Автор показывает, что посткультурная реальность провоцирует выбор «эстетического» жизненного сценария. Современный человек при любых попытках «личностного строительства» оказывается «один на один» с миром и Богом, не имея изначального опыта глубокой включённости в какую бы то ни было общность. И поэтому С. Кьекегор, с его темами «отчаяния», «индивидуального выбора», «единичности», «личностной ответственности» удивительно современен. Труды С. Кьеркегора - напоминание о возвращении к серьёзному экзистенциальному философствованию, к действенным попыткам преодоления легкомысленной поспешности как нравственной задаче.
Ключевые слова
География - это традиционная наука, она же ещё - древнейшая область знаний, разнообразие текстов постмодерна, специфичное средство познания образов и конструкций. Позитивность классической науки «вскрыла» коренные различия между натурфилософией и физикой, что отвернуло географию от пристрастия к умозрительным рассуждениям. Деятельностная установка в текущий период развития общества потребления с высоким уровнем информационного познания коренным образом изменила прежний предмет научного познания путём объединения человечества и стремлением достижения устойчивого развития, где технократический идеал науки стягивает всё многообразие мира к необходимости исполнения конкретного и прагматичного общественного заказа. Современное общество знаний обусловливает новый фокус, запрос к многократно рассматриваемой теме соотношения знания и незнания, а сама логика научного исследования зачастую приводит к необходимости изучения круга проблем, которые выходят за рамки одной науки. Утверждается, что среди исключительного многообразия современных наук лишь география способна обеспечивать успешно пространственную наглядность, как и ситуационно-временное понимание упорядоченного бытия человека. Текстовая приставка «гео-» маркирует и адекватно проявляет особость образно-объектного понимания пространственных локусов предметов, взаимосвязей и взаимодействий в ориентировании прошлой и современной жизнедеятельности человека. В содержании предложенного сообщения рассмотрим подробнее эволюционный процесс развития географического знания, включённого в контекст взаимодействия человека и природы и отражённо-сконструированным в одном из наиболее известных терминов географии - ландшафте.
Ключевые слова
В статье рассматривается феномен трансграничности как междисциплинарная проблема. Подчёркивается роль географии в её изучении. Теоретико-методологический и методический инструментарий этой научной дисциплины позволяет обобщить разные подходы и подойти к решению проблемы всесторонне и комплексно. Показана трансформация функций и роли границ, а также их условность в современном глобализирующемся мире. Приводится авторское определение трансграничности и трансграничных регионов (ТГР), в том числе этнокультурных (ЭКТГР), с точки зрения системного подхода. Под ТГР следует понимать разные по размеру части географической оболочки, которые обладают свойствами системности (такими, как внутреннее единство, взаимодействие, преобладание центростремительных тенденций). ЭКТГР могут быть поликультурными и монокультурными. Выявлены закономерности развития этнической трансграничности и формирования этнокультурных трансграничных регионов, а также специфика их развития на постсоветском пространстве. Показана двоякая роль этнокультурной трансграничности как связующего звена между культурами («окон» в «иные» миры) и в то же время как источников проблем и сецессионистских тенденций. Высказывается точка зрения о невозможности делимитации ЭКТГР Доказана теоретико-методологическая и практическая необходимость их изучения.
Ключевые слова
Статья посвящена народной географической терминологии и топонимии русских говоров. Объект исследования - Аргунское поречье (долина реки Аргунь с прилегающими территориями). Методологической основой исследования являются комплексный подход к изучению территории и информации, методы географии и лингвогеоиконики, близкой по методологии к этнофизиографии. Систематизация языкового материала осуществляется на основе комплексного анализа физико-географических, этнокультурных и социально-экономических особенностей исследуемой территории. Географической основой для построения системы народной терминологии служат геоморфологический каркас территории и широтная зональность ландшафтов. Терминология включает в себя названия форм рельефа Речной долины, деформаций русла реки, растительности и отдельных видов растений, названия мест, пригодных и непригодных для размещения населённых пунктов, пашен, сенокосов, пастбищ. Географический анализ народной терминологии позволил создать схему информационной дифференциации региона. На основании языковых данных выделены три сегмента. Сегменты степи (Аргунский урман) и тайги (Аргунская закамна) слабо освоены. Сегмент лесостепи (Аргунский алтан) выступает в качестве центра развития территории и ядра концентрации информации. Практическая ценность исследования связана с перспективами развития образовательного экологического и этнического туризма. Народные географические термины и топонимы являются важной составляющей туристской информации.
Ключевые слова
Монография является основой нового направления в географической науке - информационно-сетевой географии, возникновение которой продиктовано проявлением феномена информационного общества. В монографии изложены результаты первого географического исследования развёртывания региональных информационно-коммуникационных сетей. Автор провёл тщательный историко-географический анализ. Собрал и переработал огромный массив данных, выделив пять поколений (слоёв) развёртывания информационно-коммуникационной сети: почтовую, телеграфную, телефонную, радиоволновую и компьютерную. Выявленная историко-структурная корреляция позволила в качестве нового географического знания представить сетевые эффекты, как географические детерминированные структурные элементы. На примере становления почтовой сети Сибири в монографии сформулировано представление о фронтирности сети, позволяющее определять модели проникновения сети на новые территории, разработан алгоритм оценки сетевого положения поселений, выявлена сетевая модель пространственной диффузии инноваций, идентифицированы эффекты расширения сети (краевое искривление, неравномерность течения времени, образование ловушек развития, барьеров и фильтров) и предложен новый подход к выявлению районов. Автор монографии не только решает конкретные научные проблемы, он предлагает перспективные темы по исследованию информационно-коммуникационных сетей для других исследователей. Монография может представлять интерес для географов, историков и философов.
Ключевые слова
В условиях быстрого развития информационных технологий, под непрерывным давлением всё ускоряющегося технического прогресса, боясь оказаться несостоятельным в какой-либо области своей деятельности, человечество не замечает движения в бездну. Именно размышлению над данной проблемой посвящена монография В. А. Кутырева. В книге высказываются оригинальные, нередко парадоксальные взгляды на жизнь в нашем веке. Диапазон от бытия до быта, меткие наблюдения фактов и эсхатологические представления о конечных перспективах человечества отличают развёрнутую в ней «философию везде». Перерождение духа в информационно-технический интеллект, манипуляции человеческим телом и мозгом, подмена объективной реальности экспансией виртуализма - вот главные опасности нерегулируемого технического прогресса. В рецензии проанализирована так называемая философия сопротивления, основателем которой является автор монографии. Научный интерес данного философского направления простирается на все сферы жизнедеятельности человека. Противостоя распространению идей трангуманизма, В. А. Ку-тырёв раскрывает перед читателем целую сеть Hi-tech ловушек, в которую человек, где-то бессознательно, а где-то и абсолютно осознанно погружается, становясь частицей технобытия. Монография заставляет задуматься, возможно, перечитать, выделить карандашом понравившиеся или спорные абзацы, но ведь в этом и заключается функция пока ещё «традиционной» книги.