Цель статьи-этико-философский анализ ценностных основ жизни в философии русского космизма. Новизна исследования определяется тем, что в «теоретической» части нравственная система Н. Ф. Федорова, содержащая критическую рефлексию недолжного состояния мира, безупречна с этической точки зрения, выявляются противоречия между возвышением жизни и ее отрицанием, между абсолютизацией жизни и ее нигилизацией, что определяется как моральная дилемма, приводящая к антропологическому тупику (постчеловеческие проекты, «совершенного» (бессмертного, здорового и вечно молодого, полностью утратившего черты, которые делали его человеком в известной нам истории). Показано, что ценность и апофеоз космической жизни в учении Н. Федорова, подменяет нравственную субъектность человека: утрачивается его моральная и антропологическая качественность. В этом контексте предлагается разделять философию «общего дела» на теоретическую, в центре которой классический нравственный императив, и практическую, в который этот императив, претворяясь в действительность, приводит к исчезновению человека в его традиционной этикоантропологической и метафизической сущности.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого
2023. — Выпуск 3
Содержание:
В исследовании анализируется эволюция семантики философских понятий «свободомыслие» и «вольнодумство» в российском контексте на материале Национального корпуса русского языка, научных и поисковых справочных ресурсов. Философия как исторически сложившийся в античности культурный феномен рациональной рефлексии видится наиболее широким фокусом наблюдения социальных феноменов, в том числе связанных с религией. На примере прецедента суда над Апулеем (середина 50-х гг. II в.) демонстрируется возможность отнесения философии к форме коммуникативного «наблюдения второго порядка» (термин Н. Лумана), критической рефлексии, которое со стороны т. н. толпы, («невежественного большинства»), а иногда и властей, может восприниматься как религиозное преступление. Приводятся фрагменты защитительной речи, в которой Апулей последовательно обосновывает вывод, что образ жизни философов, их способ наблюдения и описания реальности часто может восприниматься обывателями как выходящий за границы привычной нормы, непонятный и подозрительный, отождествляясь с т. н. магией. Античный писатель предлагает аналитический подход к уточнению значения слова «маг» и, апеллируя к идеям Платона, рассматривает использование этого слова в ряде исторических и поэтических контекстов. В качестве итога исследования предлагается тезис, что философствование может быть описано, как имманентное каждому свободомыслие, рассматриваясь в некоторых субкультурах как форма религиозной аномалии, социальной аномии (незаконности, непорядка, «безнормности»), оцениваясь с нефилософской точки зрения как угроза социальной стабильности.
Ключевые слова
Статья посвящена философско-культурологической проблеме формирования в экранной культуре антропологического типа «человек экранный». Целью проведенного исследования является анализ основных его черт и форм существования как особого типа личности. Выявляется эволюция особенностей ее формирования под воздействием сначала экрана кинотеатра, затем телевизора и компьютера, и, наконец, портативного экрана, «вживляемого» в бытие современной личности. Основой научной новизны исследования, лежащего в основе статьи, является определение содержания вариаций антропологического типа Homo screen: «homo imaginarius», «homo illusory», «homo de ordine». Автор приходит к выводу, что под воздействием различных форм экрана (полиэкранной культуры) задаются качественно новые характеристики личности «человека экранного», которые совмещают в себе черты кинозрителя, телезрителя, пользователя, геймера, блогера.
Ключевые слова
Проблемы профессиональной этики в высшем образовании связаны как с этическими вызовами, возникающими в контексте цифровизации, так и с преподаванием этики. В статье показано, что существует необходимость создания целостной системы профессиональной этики в высших учебных заведениях; описывается типичное содержание систем профессиональной этики; определяется возможная структура профессиональной этики вуза. Доказывается, что центральную роль в такой структуре играют нравственные ценности. Целью статьи является обоснование проекта выявления нравственных ценностей в сфере высшего образования. Научная новизна исследования обусловлена разработкой алгоритма аксиологического мониторинга для создания этического кодекса университета. В результате выявляются перспективы формирования и развития системы профессиональной этики в высшей школе.
Ключевые слова
Цель исследования – выделить особенности военного кино в жанровой системе современного кинематографа. Новизна работы заключается в том, что военное кино в статье рассмотрено как жанр, выделенный среди прочих по содержанию, а не по форме: его сюжет обязательно содержит отсылку к реальным историческим событиям конкретного вооруженного конфликта. Рамка жанра представляет собой месседж, определяющий взаимосвязи в системе автор(ы) – кинотекст – интерпретатор (зритель). В результате на основе анализа работ теоретиков культуры, киноведов, философов определено, что хотя «целевое послание» фильма о войне задано определенным набором типовых сюжетных ходов и персонажей, но интеллектуально, эмоционально, драматически оно может занимать положение между разными ценностными «полюсами»: насилие, геройство, патриотизм, победа; слабость, жертвенность, пацифизм, поражение.
Ключевые слова
Современный предпринимательский «университет совершенства» (Б. Ридингс) является коммерческой фирмой, производящей продукты для продажи на рынке. Целью статьи является рассмотрение стратегий конструирования «защищенного пространства» для знания, специфика которого обусловливает невозможность окончательного разрешения знания в товар. Местом знания и воспитания к знанию полагается университет, который вследствие этого должен сохранить независимость по отношению к универсальной и тотализирующей монокаузальной логике капитала (термин У. Бека) и устойчивость к требованиям публичного дискурса университета в рыночных демократиях (С. Коллини). В статье анализируется концепт «педагогической сцены», прагматика которой открывает возможность «сохранить» знание и обеспечить способ его передачи помимо механизмов современного университета как фабрики по производству «технического знания» и человеческого капитала. В статье делается вывод о принципиальной ограниченности такой возможности; любые политизации «ценностей университета и образования», нацеленные на их сохранение вопреки рыночной логике «производства товара на продажу», представляют собой паллиатив, не способный изменить суть современного предпринимательского «университета совершенства», встроенного в действительность, представленную в либеральной экономической парадигме, но, в качестве критики, способствующий достижению компромисса по организационным вопросам между сторонниками быстрого и радикального реформирования «остатков старого университета» и его немногими оставшимися «защитниками».
Ключевые слова
Проблема познания и понимания правовой культуры в современной социально-гуманитарной науке является стимулирующей в поиске и определении адекватных формул и новых горизонтов исследования современной социокультурной динамики. Российская цивилизация формировалась под влиянием многих факторов, и в этом контексте нельзя надеяться на редукцию объяснительных смыслов в рамках «классических» теоретических парадигм. Объяснению и пониманию подлежит в том числе и классический тезис о ведущей роли в культурно-цивилизационном развитии и общественном сознании России государства, которое по исторической и ментальной традиции в российской истории является базисным ядром кодовой матрицы общественной жизни. В статье рассматривается трансформация правосознания и правовой культуры современной России от формального либерального права к его наполненности дискурсом традиционного права.
Ключевые слова
В статье представлена социокультурная динамика развития малого города Шуя Ивановской области, обозначены ее культурные и образовательные центры, демонстрирующие особенности социокультурного провинциального пространства (локуса), в отличие от столичных и промышленных городов. Показано, что образовательные центры определяют творческую и духовную направленность развития малого города, влияя на состояние социокультурной среды, отражая параметры динамики социокультурного развития. В связи с этим в статье обозначен культурный и образовательный потенциал Шуйского университета и его роль в создании и развитии социокультурного пространства города Шуя. Раскрыто, что социокультурная динамика связана с влиянием образовательного центра, обеспечивающего посредством межкоммуникативных связей расширение социокультурного пространства, выход за пределы замкнутости провинциального локуса, демонстрирующий не только социокультурную и нравственную идентификацию самосознания, но и воздействие культуры провинциального локуса Шуи на другие культурные центры России и зарубежья. Целью исследования является анализ культурно-образовательного и духовного потенциала города Шуя, выделение социокультурной динамики его культурного пространства, в центре которого – образовательные и культурные институции как организующие центры образовательного социокультурного пространства города Шуя. Научная новизна исследования заключается в раскрытии значения социокультурной динамики провинциальных городов различных регионов (Арзамас, Шуя), выделяя, в частности, особенности динамики развития г. Шуя, в центре которого – образовательные тренды Шуйского университета. Результаты исследования: определены особенности социокультурной динамики культурного пространства небольшого города Шуя.
Ключевые слова
Цель статьи – рассмотрение этикетной коммуникации и определение значения цифрового этикета в виртуальном образовательном пространстве университета. Новизна исследования заключается в том, что на основании выявленных характерных особенностей этикетной коммуникации и рисков «коммуникационных провалов» в дистанционном образовании как одной из составляющих виртуального образовательного пространства, определено, что правила цифрового этикета являются отражением и продолжением нравственных отношений в реальности. Показано, что интерактивные формы дистанционного образования (синхронное и асинхронное ДО), образующие пространство Phygital, формируют цифровую культуру и правила цифрового этикета, которые способствуют эффективному взаимодействию преподавателей и студентов, что отражается на успешном освоении учебной программы в формате online. Автор делает вывод о том, что цифровой этикет как эквивалент традиционных нравственных норм в виртуальном образовательном пространстве университета, является неотъемлемым компонентом цифровой трансформации высшего образования и требует своего оформления в виде кодификации норм и правил поведения в цифровой реальности. .
Ключевые слова
В статье, посвященной философско-культурологическому анализу романа-антиутопии Е. Замятина «Мы», проводится аналогия между современным обществом XXI века и обществом будущего XXVI века. Отмечается информатизация и цифровизация современного мира. Обсуждаются проблемы антигуманизма, технократии, господства искусственного интеллекта, тотального контроля, внутреннего рабства, манкуртизма, унификации традиционных общечеловеческих ценностей: дружбы, любови, верности, института семьи, гражданских прав и свобод личности. В заключении делается вывод о то, что мир вступил в эпоху глобальных политических, социальных и культурных перемен в связи с увеличением роли науки и техники в жизни человека, что повлечет за собой «новый цивилизационный уклад».
Ключевые слова
Данный проект, представленный в жанре журнальной статьи, ставит задачу исследования теоретических и прикладных возможностей идеи цифровой этики как новой области прикладного этического знания. Идея цифровой этики претендует сегодня на глобальный экзистенциальный проект. Однако теоретические модели, также, как и институциональные и научно-образовательные центры цифровой этики, практически еще не созданы ни в России, ни за рубежом. Предлагаемый проект, базируясь на философско-этическом потенциале знания, направлен, прежде всего, на решение практических задач, связанных с интеграционными процессами взаимодействия науки, образования и производства в цифровом пространстве. Проект обусловлен потребностью внедрения гуманитарной ценностной (рамочной) парадигмы, содержащей нормативную этическую регуляцию, в условиях бесконтактного общения как способа разрешения рисков: дилемм и ситуационных конфликтов в практике научно-образовательного и промышленного производства. Исследование предполагает создание модели цифровой этики в интеграционной деятельности научно-образовательных и производственных коллективов.
Ключевые слова
Опираясь на онтологический подход Мартина Хайдеггера, автор представляет взгляд на текущее состояние забвения бытия – ничто. Данная философская оптика рассматривает человека, существующего в новой цифровой реальности – реальности постчеловеческого перехода, в котором человек теряет своё онтологическое измерение и становится одним из многих онтических конструктов. При исследовании представленного вопроса использовалась модель описания бытия Хайдеггера – «четверица» (нем. das Geviert). Актуальность темы связана с экзистенциальными переживаниями людей, помнящих о возможности трансцендентного опыта, осознанием ими всей глубины потери связей с бытием – ничто.
Ключевые слова
В широком понимании настоящая статья посвящена вопросам взаимодействия художественной и религиозной культуры на примере творчества Ч. Т. Айтматова и философии Н. А. Бердяева. Цель статьи – провести сопоставительный анализ концепций «исторического синхронизма» и «экзистенциального персонализма» как схожих религиозно-философских доктрин. Новизна исследования заключается в том, что в отечественной гуманитарной науке такой анализ до настоящего времени не проводился. Компаративный метод позволил выделить ряд общих черт в мировоззрении двух авторов, а именно: тему активной творческой деятельности, идею «объективации», эсхатологизм мышления, принципы «нахождения» Бога. Ключевой результат исследования видится в следующем: богоискательство как форма критического сознания нашло любопытное преломление в произведениях советской литературы. В качестве примера для доказательства выступает роман Ч. Т. Айтматова «Плаха» (1986). Изображение религиозных образов и смыслов в произведении не является каноническим, в чем выражается богоискательский взгляд писателя на религию, исторические процессы и мироустройство в целом.
Ключевые слова
В представленной работе анализируется сам феномен мягкой силы. Автор продолжает своё исследование, посвященное сути, эффективности, возможностям и ограничениям мягкой силы. Цель данной работы – провести культурологический анализ феномена "мягкая сила". Актуальность работы заключается в том, что взаимное влияние одной страны на другую посредством культуры становится не менее важным и результативным, чем иные способы. Новизна работы заключается в том, что ранее мягкая сила анализировалась как феномен, принадлежащий к политической науке, автор же предлагает использовать и методы культурологического анализа, так как феномен мягкой силы лежит на стыке политологии и культурологии. Для определения культурологического базиса понятия автор рассмотрит мягкую силу через антиномии культуры и политики, семантический квадрат А. Греймаса. В конце работы автор приходит к выводу, что сущность феномена мягкой силы заключается в использовании культуры как средства для достижения политических целей.