В статье рассматриваются принципы этической логики жизни выдающегося философа современной России А. А. Зиновьева, обозначившие систему этических взглядов и логических правил автономии и суверенности личности. Эти принципы, имеющие неоспоримое право морального выбора, позволяют действовать согласно избранному кодексу жизни в условиях тоталитарной государственной власти. Этическая логика жизни имеет линии пересечения с этикой буддизма, христианства, этикой Сократа, этико-философскими взглядами Канта, Л. Н. Толстого, Шри Ауробиндо и др. Автор выявляет принцип соотношения логики и этики в учении А. А. Зиновьева, в связи с чем обосновывается взаимосвязь логики и этики: комплексная логика (множества) вещей как основа этики ограничения. В статье проводится мысль, что поиск нравственной истины является магистральным направлением русской философии, и представлен сравнительный этикофилософский анализ религиозно-нравственного учения Л. Н. Толстого и этической логики жизни А.А. Зиновьева. Проведенный анализ позволил выделить методологию и основные понятия философской системы мыслителя, показать ее идейную связь с русской философией
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого
2022. — Выпуск 4
Содержание:
Целью статьи является анализ аксиологических факторов краха СССР в концепции А. А. Зиновьева. Новизна статьи заключается в выделении ключевых ценностных факторов трансформаций массового сознания в СССР, которые имели разрушительные последствия. В результате на основе анализа текстов А. А. Зиновьева выделены следующие факторы: 1) подсознательная народная месть (ressentiment) советской власти за горе и лишения, которые она принесла; 2) воспитание антиценностей предательства и паразитизма как неизбежное следствие внутренних особенностей советского социального и экономического строя; 3) воспитание антиценностей потребительства и приспособленчества. Целью статьи является анализ аксиологических факторов краха СССР в концепции А. А. Зиновьева. Новизна статьи заключается в выделении ключевых ценностных факторов трансформаций массового сознания в СССР, которые имели разрушительные последствия. В результате на основе анализа текстов А. А. Зиновьева выделены следующие факторы: 1) подсознательная народная месть (ressentiment) советской власти за горе и лишения, которые она принесла; 2) воспитание антиценностей предательства и паразитизма как неизбежное следствие внутренних особенностей советского социального и экономического строя; 3) воспитание антиценностей потребительства и приспособленчества.
Ключевые слова
Целью статьи является философский анализ проекта логической социологии А. А. Зиновьева в культурном и аксиологическом контекстах формирования его идей, а также оценка возможностей его применения к исследованию аксиологических проблем современного общества. Новизна статьи заключается в интерпретации логической социологии как результата использования метода восхождения от абстрактного к конкретному в условиях торможения базовых социокультурных проектов модерна и формирования полисистемного общества. В результате были сформулированы основные выводы исследования, определены базовые параметры применения концептуальных средств логической социологии к современному обществу и намечены дальнейшие перспективы изучения данной проблемы.
Ключевые слова
Целью статьи является рассмотрение взглядов А. А. Зиновьева на риски формирования компьютерной зависимости в эпоху информационного общества. Новизна статьи заключается в анализе основных идей, изложенных автором, в сфере возникновения рисков формирования компьютерной зависимости человека и экстраполяции их на современные проблемы аддиктологии. В результате были сформулированы основные выводы исследования, показано влияние развития компьютерных технологий на формирование зависимости от компьютера, на снижение интеллектуальной функции человека, на деформацию системы ценностных ориентаций подрастающего поколения. Показано, что развитие компьютерных технологий без их тщательного философского, психологического и социально-педагогического осмысления приведет к снижению духовного потенциала личности подрастающего человека, к возникновению иных видов зависимого поведения. Определены направления и перспективы профилактики компьютерной зависимости и намечены дальнейшие перспективы изучения данной проблемы.
Ключевые слова
Целью статьи является рассмотрение социологической концепции западнизма и глобализации А.А. Зиновьева. Новизна статьи заключается в том, что на примере социальной динамики западной цивилизации выявлены уникальные прогностические возможности концепции А. А. Зиновьева. Глобализация в свете этого прогноза трансформируется в модель постнеклассического неоколониализма. В этой модели основным социальным актором стал американизм с его вестернизированной модификацией международных отношений. Выводы акцентируют методологическую значимость логической социологии А. А. Зиновьева в описании динамики глобализации.
Ключевые слова
Целью статьи является аксиологический анализ ценностных границ понятия справедливости в контексте этико-философского наследия А. А. Зиновьева. Научная новизна статьи заключается в осмыслении критериев справедливости применительно к творческим идеям указанного автора с учётом исторических и современных социокультурных тенденций. Ценностные коллизии технократического мира в эпоху глобализации отражают общие закономерности диалектического развития социальной системы, налагают отпечаток на представления о справедливости. В результате исследования были сформулированы основные выводы, раскрыто аксиологическое содержание категории справедливости в этике А. А. Зиновьева, намечены дальнейшие перспективы изучения теории справедливости с точки зрения глобальных проблем, с которыми сталкивается постсоветское общество, а также вся мировая цивилизация.
Ключевые слова
В статье рассматриваются особенности этических взглядов А. А. Зиновьева, основанных на моральных принципах и правилах выживания в обществе тоталитарного, закрытого типа. Подчеркивается, что этика Зиновьева строится на фундаменте абсолютной суверенности и автономии личности, символически выраженных в формуле: «я есть суверенное государство». Суть данного принципа, согласно Зиновьеву, заключается в возможности отстаивания личной свободы и независимости «в условиях господства общества и коллектива над индивидом». В статье проводится мысль, что принцип абсолютной моральной суверенности предполагает отказ от позитивных программ преобразования общества. В этой ситуации все усилия должны быть направлены на преобразование собственной жизни индивида. К этой цели ведут два пути: 1) приспособление к условиям общества, открывающее перед человеком возможности улучшения личных условий жизни (карьеры, успеха, благополучия и т.п.); и 2) создание своего «маленького автономного общества», соответствующего собственному идеалу. Сознательный выбор второго пути и определил для Зиновьева этическую программу и нравственную цель его жизни. Основным принципом этой программы стал императив самосовершенствования, который встречается в разных формулировках у многих русских мыслителей от Гоголя до Льва Толстого. Особенность выражения этого императива у Зиновьева состоит в том, что он «кодирует» его в виде системы правил поведения («правил жития»), метафорически названных «зиновьйогой». Это своего рода «экзистенциальный этикет» и «моральный кодекс» суверенной личности, включающий в себя: 1) общие принципы морали; 2) конкретные правила жизни; 3) казуистически-ситуативные нормы поведения. В заключении делается вывод, что нравственный эксперимент Зиновьева представляет собой своего рода образец этики «экзистенциального индивидуализма», более всего напоминающий тот ее вариант, который А. Камю запечатлел в «бунтующем человеке».
Ключевые слова
Статья посвящена анализу ряда особенностей религиозных (теологических) идей А. А. Зиновьева, рассматриваемых в терминах философского религиоведения. Выделяется теоретический («базовый») и эмпирический («исторический», «вернакулярный» и т.п.) уровни двух идеализированных типов религиозности, связанных с культурной памятью социума: «конфессионального» и «экзистентно-личностного». Выделяются «язык респондента» и «язык специалиста». Методологической основой интерпретации материалов стали подходы «коммуникативистской онтологии» Н. Лумана, социологии религии и перспективной концепции «вернакулярной религиозности», синтез которых позволяет рассматривать эмпирические факты через призму экспертной модели феномена религиозности в рамках «graundedtheory» («самообосновывающейся теории») как аутопойезиса дистанцирующихся описаний фактов и их осмысления в спектре оценок от ревностной «религиозности» до порой не менее ревностной «нерелигиозности» («атеистичности», «безбожности»).
Ключевые слова
Несмотря на то, что идеи А. Зиновьева приобретают всю большую актуальность, активно исследуются и обсуждаются, аксиологический и этический подходы к анализу его наследия остаются практически невостребованными. В статье доказывается, что этические элементы в философии мыслителя были представлены определенным набором добродетелей. Целью данной статьи является реконструкция этики добродетелей в творчестве А. Зиновьева. На основании авторитетных исследований по нравственной философии, в статье проводится анализ основных идей морали в работах мыслителя; определяется система моральных воззрений Зиновьева. Научная новизна статьи обусловлена структурированием и последующим этико-философским анализом добродетелей в творчестве А. Зиновьева. В результате доказывается: в философии Зиновьева существовала достаточно четкая структура добродетелей, что позволяет определить ее как «этику добродетелей», составлявшую моральный кодекс мыслителя, который лежал в основе его мировоззрения; показано, что этика добродетелей играла ведущую роль в создании модели социальной и политической философии А. Зиновьева.
Ключевые слова
Целью статьи является выявление предпосылок становления мировоззренческих и эстетических взглядов Ференца Листа. Научная новизна исследования заключается в том, что автор рассматривает эволюцию эстетики Ф. Листа как спиралевидную: идеи, воспринятые композитором в молодые годы, будучи подвергнутыми переосмыслению в процессе эволюции его мировоззрения и творчества, эксплицируются в зрелых музыкальных произведениях на новом уровне. Так, нами выявлена взаимосвязь между идейной составляющей двух явлений культуры: школы сен-симонизма с одной стороны и зрелым творчеством Ф. Листа с другой. Результаты исследования позволили сформулировать основные выводы, представляющие идейные основы сен-симонизма как один из аспектов генезиса эстетики зрелого творчества Ференца Листа.
Ключевые слова
Общий исследовательский вектор темы Человек, с указанием на неопределённость (принципиальную гетерогенность явления) единицы Человек, непосредственно заявил о себе в ХХ-начале ХХI веков, в эпоху глобального «очеловечивания» и «расчеловечивания» (овеществления в сфере цифрового, виртуального пространства). Целью данной работы является структурирование философской антропологии ХХ-ХХI веков в рамках историко-феноменологического поля «самопознающего Я». Теоретическая и практическая значимость такого подхода заключается в том, что данная структура может быть использована при анализе концепций современной философской антропологии и преподавании философских дисциплин. Научная новизна исследования заключается в аналитическом подходе к философскому исследованию человека как к процессу, ведущего к самоотрицанию (отрицанию субъектности, несамотождественности), исторически представленного в явных и неявных формах. В результате предложена концепция разделения изучения философской антропологии на четыре взаимосвязанных раздела: 1. Положительное рационалистическое самоопределение человека; 2. Положительное иррационалистическое определение; 3. Отрицательное рационалистическое определение; 4. Отрицательное иррационалистическое определение. Несмотря на это, подчеркивается открытость феномена Человек, предполагающая дальнейшую трансформацию философской антропологии, как области научных исследований.
Ключевые слова
Целью статьи является выявление целостной картины самобытности костюмного комплекса жителей уездного города Шуя Владимирской земли XVII века. Новизна статьи заключается в выявлении факторов территориального, социально-экономического развития Владимирской земли, повлиявших на становление костюмного комплекса зажиточных горожан Шуйского уезда. В результате были сформулированы основные выводы исследования, показано бытование костюмного комплекса зажиточных горожан Шуйского уезда. Проведен анализ русской традиционной народной одежды от древности на Руси до бытования на территории города Шуи XVII века. Выявлены причины складывания русского этноса Владимирского княжества в городе Шуя; определена преемственность русской одежды домонгольского периода и приобретения новых черт в костюме под влиянием татар и монголов; выявлены социальные различия русского костюмного комплекса и состав русского костюма XVII века горожан Шуйского уезда Владимирской земли.
Ключевые слова
Целью статьи является аксиологический анализ принципов художественно-творческого воплощения канона примирения, нашедшего отражение в произведениях отечественной литературы и искусства. Представлена типология вариантов примирения, обусловленных специфическими геополитическими, историческими обстоятельствами, ценностными основаниями культуры России. Традиционными вариантами примирения в отечественной литературе, искусстве, культуре являются приобретшие вневременное значение примирение героя с окружающими, современниками, основанное на прощении, принятии исповеди, покаяния; искреннее сострадание героя-воина (победителя) по отношению к врагу; примирение героя с самим собой (человека, открытого миру, наделённого свободой, способностью сопереживать, демонстрирующего готовность пожертвовать собой «за други своя», за своё Отечество); примирение с Богом (посредством предстояния, служения, покаяния). Важнейшими проводниками темы примирения как одной из ведущих в отечественном искусстве и культуре становятся образы женщин. Архетипы достижения мира в разных вариантах его бытования проиллюстрированы конкретными примерами-произведениями отечественной литературы и киноискусства.
Ключевые слова
Сегодня музей представляет собой демократизированное, инклюзивное и полиотраслевое пространство для критического анализа и обсуждения прошлого и будущего. Рассматривая актуальные конфликты и вызовы, музеи сохраняют эталонные артефакты и произведения искусства для общества, актуализируют и передают историческую память будущим поколениям, обеспечивают равноправие и доступность культурного наследия для всех. Однако превращение музея в новое пространство, нечто среднее между социальным и развлекательным центром, происходит уже не одно десятилетие. В этом контексте вопрос о кластерах как внутренней структуре культурных индустрий получает все большее внимание в музейной жизни, а тема кластерных музейных сред приобретает все большее значение в научных дискуссиях на стыке музеологии, теории и истории культуры и экономике. В целом, развитие кластерных подходов в музейной деятельности и культуре изначально было связано с трудностью определения статуса музея в постмодернистском обществе. В первую очередь кластерный подход привлекает возможностью вовлечения в музейную среду различных явлений и практик. В последнее десятилетие путь экономического и социокультурного развития России направлен на внедрение кластерной системы в данные отрасли, причиной чему является необходимость территориально-отраслевой реорганизации в системе экономического и культурного потенциала страны. Цель статьи заключается в выявлении спектра проблем, связанных как с поиском и развитием терминологического аппарата, так и с методикой выделения музейных кластеров в отдельную категорию с учётом специфики региона. Научная новизна и результаты исследования заключаются в анализе теоретических исследований по внедрению кластерных методик в культурную среду, определении проблем и перспектив данного направления исследований.