В статье рассматриваются особенности культурного наследия Тульского региона, в центре которых – религиозно-философское краеведение, его смысловой стержень (религиозно-философский компонент культурного наследия) представлен как сакральный культурный архетип (бренд) оборонительной и религиозной целостности, обозначающий единство материальной, творческой и духовной силы народа. В статье раскрывается значение культурной памяти, деятельностного краеведения как факторов, влияющих на развитие культурного локуса, с одной стороны, с другой – определяющих воспитательный и образовательный векторы культурной динамики региона. Показана роль университета, гуманитарных исследований как системообразующего начала, определяющего культурное развитие региона.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого
2022. — Выпуск 1
Содержание:
Актуальная проблема, решаемая в статье, связана с трансформацией моральных оснований либерально-глобалистской стратегии образования в цивилизационную стратегию этики культуры, которая рассматривается как основная методология построения современного когнитивного социума России. Доказывается, что либеральные моральные основания образования содержат угрозу формирования репрессивных культурных практик, хаотизирующих не только систему образования, но и социальное пространство в целом. Предлагаются потенциальные аттракторы цивилизационной модели образования, способной к росту синергетических социокультурных эффектов, определяющих условия достижение согласования принципов индивидуального выбора, социальной этики и этики культуры.
Ключевые слова
Целью статьи является интерпретация философских оснований профессиональной этики архитектора в аспекте театральной архитектуры. Анализируется связь философии и архитектуры в целом, а также, в частности, философии и театральной архитектуры. Делается вывод, что театральная архитектура транслирует особые этико-философские смыслы, связанные с проблемами этики искусства и этики актера, и это не может не отразиться на содержании профессиональной этики архитектора, проектирующего театральные здания. Научная новизна статьи заключается в выявлении особенностей профессиональной этики архитектора в контексте театральной архитектуры, на основании анализа влияния философии на театральную архитектуру. В результате описывается содержание основных проблем профессиональной этики архитектора в контексте театральной архитектуры.
Ключевые слова
Цель: эксплицировать культуру одежды в китайской национальной традиции и обосновать актуальный подход к границам между архаизацией (консервацией) традиционных элементов национальной культуры одежды и недопустимостью чрезмерной модернизации индустрии костюма и моды в современном Китае. Процедура и методы исследования. Проведен анализ корпуса текстов и взглядов исследователей. В основание проблемного поля работы положена диалектическая методология, которая в сочетании с культурно-исторический методом, общефилософскими методами и принципами: феноменологический, герменевтический, метод интерпретации и др., позволяет осуществить целостную философско-культурологическую рефлексию границ китайской культуры одежды в ранних культурных практиках и на современном этапе индустрии моды. Результаты проведённого исследования: проведённый анализ позволил реализовать реконструкцию древней культуры одежды в китайской национальной традиции, что позволило проследить генезис и эволюцию материалов одежды в культурных практиках Древнего Китая, установить «генетическую» объективную взаимосвязь ранних форм, образцов, материалов одежды и современной костюмной культуры, ее символики и инновационного дизайна; обозначить и отрефлектировать проблемные зоны в сегодняшней индустрии моды КНР, выявляющиеся на общем фоне нарастающих межкультурных интеграционных процессов. Теоретическая/практическая значимость. Обобщён материал по исследуемой теме. Обоснованы собственные оригинальные идеи, касающиеся обоснования проблемы границ как возможного и допустимого в китайской культуре одежды, когда, с одной стороны, в рамках государственного курса КНР на мировое лидерство провозглашена «Стратегия культурной индустрии» с четкими ориентирами на утверждение доминанты собственно национального. А с другой стороны, в китайской индустрии одежды, брендовой моде под влиянием мировых тенденций приветствуется освоение западно-европейских стандартов и инновационных потоков в этой отрасли. Полученные результаты способствуют более адекватному пониманию особенностей современных процессов в китайской культуре одежды.
Ключевые слова
В статье рассматривается учение А. Ф. Лосева о соотношении категорий «эйдос» и «логос». Особое внимание в философских и богословских трудах философа было уделено проблемам диалектики. Отмечается, что, по мнению Лосева, без всестороннего анализа категорий «логос» и «эйдос» невозможно понять диалектический метод познания как таковой. В чисто категориальном отношении логос представляет собой конструирование мыслимых объектов из исходных элементов, которые не обладают конкретным содержанием, эйдос мыслится только лишь в качестве самодостаточного бытия вещи, основанного на самом себе и не нуждающемся во вне-лежащем бытии других объектов. Следовательно, эйдос тем самым строит некоторую границу, отделяющую его от логоса. По существу, данная граница является способом существования логоса. В целом, антиномия логоса и эйдоса у Лосева носит чисто гносеологический характер. Причем, противоречие между ними отражают не различные стороны познавательного процесса, а диалектику иерархии познания. Данное исследование подтверждает, что А. Ф. Лосев внес большой вклад в разработку и формирование общефилософских категорий в русской философии ХХ в.
Ключевые слова
В статье, основанной на современных исследованиях, рассматривается вопрос феномена смерти и цифровизации японской похоронной культуры. Прослеживается в историко-культурологическом и философском контексте ритуал прощания и захоронения усопшего от древнего периода кофун до современного исторического этапа. Технологии XXI века предлагают стартапы, позволяющие нам запланировать уход из жизни, чат-боты на основе данных умерших людей и цифровые кладбища. В результате на основании сделанных выводов и анализа исследуемого вопроса сделан вывод о том, что глобальная цифровизация затронула все сферы человеческой жизнедеятельности и существует вероятность, что так называемые традиционные кладбища уступят свое место цифровым вертикальным колумбариям.
Ключевые слова
Актуальность темы обусловлена тем, что с одной стороны, цифровая трансформация университета является необходимым условием для развития и устойчивости образовательной организации в динамично развивающихся условиях современного общества. С другой стороны, цифровизация процесса обучения и административной деятельности университета, основанная на алгоритмизации и автоматизации, лишает образование «человекомерности»; закрывает возможность культивирования норм и ценностей университетского этоса; преобразует «негласный кодекс», устанавливающий «стиль жизни» участников образовательного процесса; фундаментально изменяет цель и задачи университета и превращает его в субъект цифрового рынка. В статье на основе анализа основных аспектов цифровизации высшего образования выявлены трудности и этические риски цифровой трансформации классического университета; определены перспективы использования цифровых технологий в высшем образовании и становления «цифрового университета». Автор приходит к выводу о том, что, несмотря на происходящую трансформацию, для сохранения университетом своей ниши в системе образования будущего, необходимо, чтобы у преподавателя оставалась возможность реального общения со студентами, возможность передачи знания и контроля над его усвоением, а также культивирования норм и ценностей университетского этоса. Это видится возможным лишь при сохранении автономности преподавателя, творческом использовании цифровых технологий, модернизации методики преподавания и совместной работы субъектов образовательной деятельности университета.
Ключевые слова
В статье рассматриваются функциональные проявления персонажей-детей в русских волшебных сказках. Анализу подлежат сюжетные типы, располагающие парным гендерным типом детских персонажей. Привлекая конкретный текстологический материал и основываясь на концепции В. Я. Проппа (Пропп В. Я. Морфология сказки. «Academia». Л., 1928), автор интерпретирует характерные функции героев, обусловленные конкретным содержанием сюжетных типов и воздействием социовозрастной характеристики. Учитывается как композиционный, так и гендерный аспект функционирования персонажей в сказках. Актуален сравнительный анализ реализации рассматриваемой проблемы в сказках с экспозиционным мотивом взросления – богатырских, сюжетах о нарушении запрета, запродаже и бегстве от вредителя – с сюжетами, предполагающими функционирование детей на протяжении всего развития действия. Таким образом, в статье обобщены научно-текстологические сведения, подтверждающие разнообразие функциональных проявлений в русских волшебных сказках с персонажами-детьми.
Ключевые слова
Концептуализация настоящего материала строится на междисциплинарном опыте зарубежной и отечественной гуманитаристики в области изучения проблемы конвергенции культурной памяти с искусством. Предметом исследования являются сайт-специфичные коммеморативные практики на примере постмонументального искусства (паблик-арт). В рамках культурологического дискурса проводится анализ специфических свойств коммеморативного паблик-арта в контексте теорий «места памяти», коллективной памяти и метафоризации пространства. В работе выявлена проблема кризиса мемориальной практики и намечены возможные пути ее решения, которые представлены конкретными кейсами коммеморативных паблик-арт-проектов, что определяет актуальность исследовательской задачи. Содержание статьи базируется на теоретических материалах и практических навыках, полученных в рамках конференций и мероприятий в области исследуемого вопроса: «Поиск образа города. Гуманитарные науки в городском искусстве и дизайне среды 2021», «Паблик-арт: как искусство меняет место», 2021; форум «Крымская Урбанистическая Лаборатория 2020».
Ключевые слова
Понятие «образ» в культурологии является одним из основных, но в то же время достаточно сложным и абстрактным. Однако интерпретировать и дать определение данному концепту пытались не только культурологи. Проблемой «образа» интересовалась также гносеология, литература, философия и семиотика. Свое трактование понятия выдвигал Аристотель, В. Г. Белинский, М. М. Бахтин, М. Ю. Лотман и другие авторы. В различных работах «образ» сопоставляется или отождествляется с понятиями «символ», «икона», «изображение». Отдельное внимание уделяется образу художественному, глубоко раскрываемом в работах М. М. Бахтина. Зарубежная культурология рассматривает «образ», связанный с представлениями о чужой культуре, что дало основу новому направлению на стыке компаративистики и культурологии – имагологии. В статье автор исследует парадигму значений концепта «образ», выделяемых различными авторами.
Ключевые слова
С приходом революции 1917 года встал вопрос о поисках символов новой культуры. Символика из изображений на гербах становится отражением идеологии и маркером власти. Целью новой власти было не просто продвижение символики в массы, но и постепенное формирование нового восприятия итогов революции. По замыслу большевиков идея о новой реальности и массовая реализация программы революционной идеологии должна была олицетворять новый мир, символы и «нового человека», свободного от старых устоев и гнета самодержавия, человека, ставшего героем революции и борцом за свои права. А символами нового мира стали: отказ от христианских ценностей, нигилизм и атеизм. Постепенно эти символы стали активно использоваться в художественной культуре наравне с символами государственной власти и официальными изображениями на них. Однако, если официальными символами оставались: флаг, герб и гимн; официальными изображениями на знаках государственности: серп и молот, красная звезда, то в художественной культуре формируются следующие неофициальные символы новой власти: идея нового мира, атеизм, нигилизм, концепция свободного человека, фигура крестьянина и рабочего и т. д. Искусство стало восприниматься как идеологическая платформа: в архитектурных памятниках пропагандировался новый облик Москвы, отражалась идея представления власти о жизни после революции, и продвигался замысел воспитания будущего поколения, для которого революция представлялась как окно в новый мир, а жизнь после 1917 года - как жизнь свободная от «старых устоев», самодержавия и религиозной доктрины, где каждый строит свой мир и свою судьбу сам. Какой стала Москва после революции 1917 года?
Ключевые слова
В статье рассматриваются наиболее распространенные образы будущего, связанные с понятием «коммунизм», в последнее десятилетие СССР. Предлагается типология образов будущего с опорой на «онтологию "еще-не-бытия"» Э. Блоха. Через призму понятий, используемых Э. Блохом: «степени бытия», концепции «еще-не-ставшего», «субсистенции» (в трактовке С. Вершинина), «возможного» (с учетом трактовки М. Эпштейна) и утопии (с учетом трактовки Ф. Джеймисона) рассматриваются значимые пространства проектирования будущего, основные представления об общественном и культурном развитии в текстах 1980-х годов: показываются избранные яркие примеры образов будущего, связанные с политическим проектированием и опытами прогнозирования будущего в «программах партии» и официальной философии; «отказом» интеллигенции от утопии и литературным воображением будущего в среде авторов фантастической литературы.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу источников, необходимых для создания визуальных стихотворений. Визуальная поэзия представляет собой культурный текст и при этом рассматривается как интермедиальный феномен, соединяющий в себе не только вербальный и визуальный компоненты, но и иные медиа (пространственный, аудиальный). В статье рассматривается, как интермедиальность влияет на формирование визуальной поэзии, какие медиа лежат в основе создания визуальных произведений. В качестве примеров для пояснения разнообразных источников визуальной поэзии рассматриваются различные визуальные стихотворения (листовертни, стихограммы, блэкауты, видеомы, лингвогобелены и т.д.). На основании проведенного анализа предлагается типология источников визуальной поэзии. Использование разнообразных источников в визуальной поэзии позволяет расширить границы как для создания, так и для интерпретации культурных текстов.
Ключевые слова
Актуальность данной статьи состоит в изучении архетипических особенностей античных памятников, что позволяет понять символический смысл типажей, реализованных в современных мемориалах, воздвигнутых в честь защитников Родины. Целью работы является рассмотрение генезиса образа полисного патриота, отображённого в воинских памятниках. Для достижения поставленной цели в статье дано определение понятия «образ полисного патриота» как нравственного облика и комплекса представляющих его символов, воплощённых в воинском памятнике. Автор отмечает, что в процессе становления исследуемый феномен прошёл несколько этапов. На рубеже поздней архаики и классики появился скульптурный портрет полководца, практически лишённый индивидуальных особенностей (Мильтиад). В период классики личностные и профессиональные черты уже были выражены в статуях стратега (Фемистокл, Перикл) и царя-воителя (Леонид). Эпохи поздней классики и эллинизма стали временем появления образов, увековеченных в камне и бронзе: полководца-победителя (Хабрий), храброго воина (Грилл), военачальника-освободителя и тираноборца (Филопемен). В античности возник идеальный типаж патриота, нашедший наиболее полное отражение в памятниках государственного деятеля и стратега Солона. Отдельно следует отметить выразительные патриотические изваяния творческих личностей – драматурга Эсхила и поэтессы Телесиллы. Каждый из вышеприведенных выше типажей, запечатлённых в памятниках, в той или иной мере воплощал коммеморативные символы «Героическая жизнь» и «Герой». В статье приведены примеры того, что воинские памятники Нового и Новейшего времени генетически восходят к античным образцам. В итоге сделан обобщающий вывод: полученная галерея образов воинов-патриотов, проявленная в памятниках, легла в основу концепций современных европейских и российских воинских мемориалов.