В статье анализируется эссе И. А. Бунина «Ночь» (1925), экзистенциальные откровения которой, послужили основой для систематического философского очерка «Освобождение Толстого» (1937). Анализ проводится в пространственно-временном дискурсе природных истоков философского знания, позволяющих выявить зависимость философских мыслей от чередования дневных и ночных циклов. Контекстом анализа служат идеи и представления об «антиномии дня и ночи», «страсти к ночи», «ночном» человеке, «ночном» сознании, «ночных» чувствах (тоски, одиночества, ощущения смертности), встречающихся в трудах Э. Янга, Новалиса, Шеллинга, Ясперса и других поэтов, и мыслителей. В статье показано, что главным экзистенциальным символом ночи у Бунина стало предельное ощущение смертности и мысль о возможности преодолении смерти, «освобождения от смерти» через реализацию творческого призвания художника.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого
2020. — Выпуск 3
Содержание:
Статья посвящена исследованию становления традиции веротерпимости и формирования толерантных установок молодежи в контексте принятия «Акта Варшавской конфедерации» (1573). Рассматриваются исторические, политические и социальные обстоятельства событий эпохи Реформации в Речи Посполитой с позиций религиоведения. Показаны отношения «королевской веры» и «веры диссентариев», их взаимодистанцирование и достигнутые компромиссы. Современная социальная реальность в мире и Российской Федерации включает в себя диалог представителей различных конфессиональных традиций и академических институций.
Ключевые слова
Проблема пандемии для общества начинается с отрицания негативного прогноза, с именования нового заболевания привычным понятием influenza в начале XX века оказался трагическим для человечества: количество жертв «испанского гриппа» превосходило число погибших во Второй мировой войне. Сегодня стало очевидным, что пандемия может повториться ещё в более опасной форме. В связи с этим объем государственного внимания к уровню контроля над террористической угрозой и степень готовности борьбы с пандемией на сегодняшний день несопоставимы, несмотря на то что потенциальное количество жертв пандемии в тысячи раз превосходит возможных жертв терактов. В статье анализируется влияние пандемии Covid-19 на социальные практики, которые оказались перенесены в пространство транспарентного медиаландшафта. Особое внимание уделяется специфике трансформаций социального действия. Автор приводит экспозицию тех практик, которые свидетельствуют о возникновении подлинной коммуникации в медиаландшафте. Рассматривается специфика восприятия современного цифрового медиаландшафта.
Ключевые слова
Статья посвящена проблеме социального конструирования реальности. Основной вопрос связан с тем, как меняется представление о реальности (критерии реальности мира и себя самого) в процессе социализации. Показано, что восприятие реальности, характерное для взрослых членов общества (характеризуемое в философии как «наивный реализм») является социальным конструктом, сформированным в детском возрасте в ходе многочисленных актов коммуникаций и взаимодействий ребенка с окружающими. Изначальное восприятие реальности ребенком отличается от того представления о мире, которое является самоочевидным для взрослых. В процессе реализации практик заботы, взрослое представление о мире и человеке, объективируясь в соответствующих техниках тела (телесных практиках) прививается (навязывается и усваивается) ребенком, становясь его собственной позицией и вытесняя его первоначальное отношение к себе и миру. В ходе коммуникации с окружающими его людьми (не только речевой, но и тактильной) у ребенка вырабатывается практическое чувство реальности, настроенное на ориентацию в той парадигме действительности, представление о которой он приобрел в процессе научения. Социальные стандарты восприятия, воплощенные в перенятых у взрослых телесных и предметных практиках, формируют установки ребенка, позволяющие ему приобретать опыт реальности, согласовывающийся с опытом других людей, составляющих данную социальную общность, членом которой он становится, как только взрослое отношение к реальности становится его собственным.
Ключевые слова
В статье представлен опыт создания и реализации онлайн-курса «Философия». Основой онлайн-курса, построенного на идее философии как цельного знания, являются принципы системности и фундаментальности, предусматривающие поэтапное формирование философских знаний. Показана структура курса и его содержание. Раскрыты достоинства и недостатки онлайн-курса, выявленные в ходе реализации. Авторы делают вывод о том, что онлайн-курс является эффективной инновационной формой преподавания и изучения философии, способствующей формированию «индивидуального образовательного маршрута», основой которого является развитие у обучающихся способности к самоорганизации и самообразованию, что отвечает требованиям ФГОС ВО, концепции непрерывного образования и нового социального заказа, предъявляемого к качеству подготовки специалистов.
Ключевые слова
В статье рассматривается влияние цивилизационного характера роста технологий и цифровизации на особенности развития образования и формирования культурно-образовательной среды. Затронуты тенденции управления и направления научно-образовательной политики высшей школы, традиции просветительства, возможности синергетического подхода и зарождения транскультурного пространства. Осмысление проблемы парадигмальных изменений в становлении личности, трансформации понятий информации и знания в контексте остроты социокультурной динамики, сложностности культуры, а также анализ темпоральных аспектов образования и противоречий информатизации позволяет сделать вывод о том, что постановка новых образовательных задач и полноценное использование потенциала цифровых технологий становится возможным только в соответствии с параметрами культуры. Именно культуросообразность инноваций в образовательном пространстве создаст необходимые альтернативные возможности для развития информационной культуры личности, использования ресурса человеческого капитала и моделирования целостности общества и самого знания на основе общегуманистических ценностей.
Ключевые слова
В процессе философского обобщения процессов, идущих в вузах и приводящих к конфликтам, было установлено, что они имеют мировоззренческое, духовное, психологическое и социальное основания. Они возникли в то время, когда человек стал использовать знания для формулирования целей своего бытия, а также для создания средств и способов достижения поставленных целей. Конфликт в организации высшего образования страны предложено рассматривать как процесс состояние диалектического взаимоотношения-взаимовлияния участников и разновидность социального столкновения. Он реализуется во время учебно-воспитательного цикла с помощью различных форм насилия на уровне угроз и агрессии в рамках относительно ограниченных способов и средств их использования.
Ключевые слова
В статье рассматривается вопрос зарождения и формирования английской нации, а также современное состояние национального вопроса в Англии. Приводится анализ основных факторов, повлиявших на становление английской нации и национальной английской культуры. Приводится краткий обзор основных подходов и теорий национализма и рассматривается место Англии в этих теориях. Затрагивается проблема влияния миграции и глобализации на традиционную национальную культуру. Затрагивается вопрос национальной идентичности англичан на национальном, этническом и региональном уровнях. Рассматриваются основные направления исследований, изучающих проблемы национальной и культурной идентичности.
Ключевые слова
В статье рассматривается значение малого провинциального города Шуя в социокультурном пространстве российской культуры на протяжении всей его истории. В связи с этим показана роль Шуйского филиала Ивановского государственного университета как культурного центра социокультурного пространства г. Шуи в его исторической ретроспективе и современной перспективе. В статье выделены основные этапы развития университета и его влияния на социокультурное пространство малого города. Определены структура и структурные элементы социокультурного пространства малого (провинциального) г. Шуи, такие как научные, гуманитарные, знаково-символические, образующие исторический и современный потенциал социокультурного пространства города, определены межкоммуникативные связи, демонстрирующие расширение социокультурного пространства в масштабах города и страны.
Ключевые слова
В статье анализируются культурофилософские взгляды русского мыслителя К. Н. Леонтьева, работы которого связаны с актуальным дискурсом русской культурологической мысли в 70-ых годах 19 века. Он размышлял о том, по какой путь развития должна выбрать Россия: Западный или Восточный, роли государства в культурной жизни общества. Леонтьев выдвинул свою концепцию развития культуры, рассматривал византизм как особое явление в русской культуре, критиковал эгалитарно-либеральный процесс, начавшийся в Европе.
Ключевые слова
В статье показано, что учение Сократа стало одним из решающих источников, из которого проистекает вся последующая античная космополитическая идеология, в рамках которой было сформировано представление об идеальном городе – космополисе, населенном разумными существами. Для демонстрации данного тезиса автор сначала обозначил специфику «негативного» кинического и «позитивного» стоического космополитизмов, а затем привел аргументы в пользу того, что Сократ, несмотря на всю его преданность своему городу, может расцениваться как провозвестник космополитических идей. Одним из решающих доводов служит отказ Сократа принимать участие в традиционной политической системе и его стремление преподнести свои философские изыскания как единственно правильное занятие политикой. Киники и стоики, будучи последователями Сократа, развили его идеи до полноценного представления о космополисе. Однако космополитизм стоиков отличается большей проработанностью и более лояльным отношением к актуальным формам политического объединения, в то время как версия киников носит негативный характер, заключающийся в непримиримом отрицании полисной системы и отсутствии четкой позитивной программы. Автор высказывает гипотезу, согласно которой данное разночтение может быть объяснено спецификой рецепции сократической философии этими эллинистическими школами. В отличие от киников стоики в полной мере унаследовали образовательно-воспитательную интенцию философии Сократа: они прописали подробную схему морального развития индивида, включающую несколько уровней обязательств. Следование этой схеме подразумевает в качестве предварительного условия познание природы во всем многообразии ее смыслов (естественная, социальная, рациональная природа). Поэтому стоический мудрец одновременно может выполнять требования как города, в котором он родился и живет, так и мирового города, космополиса. Кинический космополитизм приобрел негативные черты в силу упрощенного взгляда на систему воспитания, которая заключалась в рекомендациях по тренировке добродетели посредством следования природе.
Ключевые слова
Пособие для первоначального обучения грамоте может быть рассмотрено как средство политической и социальной индоктринации ребенка. Но сложные и абстрактные идеи (например, национальной идентичности) презентируются в нем, как правило,в виде знакомых и понятных ребенку символов, в том числе визуальных. Один из способов решения этой задачи был использован в российскихазбуках и букварях начала XX века: национальная идея была представлена в них через образ столицы. Нами рассмотрены азбуки, буквари, книги для чтения, изданные в России с 1900 по 1925 г., в столичных и провинциальных городах, государственными и частными издательствами (более 140 наименований). Образы столицы (архитектура, рынки и магазины, городской транспорт, уличное освещение, жанровые сцены и т.д.) были обнаружены в 23 пособиях. В контенте учебников присутствуют тексты и изображения обеих русских столиц - Москвы и Санкт-Петербурга.Однако в большинстве случаев именно Москва представлена как символ национальной идентичности. Образ столицы в российских азбуках и букварях рассматриваемого периода репрезентирует следующие характеристики нации: обширная территория (Москва – сердце русской земли); централизованная государственная власть («царь и царица живут в столице»); поддерживаемая государством религия (московские православные храмы на иллюстрациях); экономическое развитие (столица – центр торговли, промышленности, транспортных коммуникаций); общность культуры и языка (архитектурные объекты, стихотворные тексты и т.д.). Данные характеристики свойственны азбукам и букварям, опубликованным в России как до, так и после революции 1917г.; они сохраняются в учебниках примерно до 1923-1925гг. Позднее им на смену приходит идея «единой социалистической нации», главными становятся не этнические и культурные, а экономические и социальные (классовые) признаки общности людей.