В статье подвергнут анализу один из способов критики философского проекта обоснования морали – дилемма Причарда. Обоснование морали предполагает выявление таких всеобщих способностей и потребностей человека, которые позволяют доказать необходимость исполнения долга моральному скептику. Английский философ Гарольд Артур Причард попытался продемонстрировать, что ответ моральному скептику либо сводит моральную обязанность к склонности и тем самым аннигилирует ее, либо заставляет выводить обязанность из представлений о благе и тем самым искажает данности морального сознания. В современной этике дилемма Причарда получила упрощенное и проясненное выражение: обоснование морали либо предоставляет неприемлемые для морального сознания основания поступков, либо является круговым и тривиальным. И первое, и второе неприемлемо. Однако Томас Скэнлон предложил превратить дилемму Причарда из инструмента критики обоснования морали в инструмент его совершенствования, в критерий отбора релевантных посылок ответа на вопрос «Почему мне следует быть моральным?». Автор статьи видит в этом изменении теоретической перспективы большой потенциал для дальнейших исследований.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого
2020. — Выпуск 1
Содержание:
В статье рассматривается «живая жизнь» как феномен и понятие философии жизни. Анализ проводится на материале творчества и отчасти биографии Л. Н. Толстого. Исследование воспроизводит продуктивность применения к данному материалу принципа «энергии заблуждения» В. Б. Шкловского. Авторы приходят к выводу, что живая жизнь в толстовской версии предполагает слияние и размыкание двух жизненных потоков: жизни, в которой человек действует, как будто он бессмертен, и жизни, которая сама подхватывает и увлекает за собой такого отчаянно любящего ее человека. Мотив живой жизни как важнейшая компонента его мировоззрения позволяет Толстому-художнику говорить от имени всеобщего, создавать искусство, которое манит к продолжению жизни и в которое полагает себя истина бытия.
Ключевые слова
В статье я защищаю ненасильственную позицию и демонстрирую, что критика Л. Н. Толстым аргумента «невинная жертва» точна и актуальна. Статья включает описание появления аргумента «невинная жертва» в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина», критический анализ последующих модификаций этого аргумента Ф. М. Достоевским, В. С. Соловьевым, И. А. Ильиным и А. В. Луначарским, а также детальное изложение возражений Л. Н. Толстого, опровергающих этот аргумент. Помимо описания исторического контекста и развернувшейся дискуссии о непротивлении злу насилием в статье предпринимается критика структуры и содержания аргумента. Аргумент «невинная жертва» имеет целый ряд дефектов, которые касаются его смысла, внутренней структуры и практической направленности, вследствие чего он должен рассматриваться как имморальный. Структура аргумента «невинная жертва» не уникальна и встречалась в других этических обсуждениях, поднимавшихся как до, так и после жизни Л. Н. Толстого. Распространенность и неустанное возобновление попыток оправдать насилие делает задачу исследования истории, а главное критику аргумента «невинная жертва» насущной и важной.
Ключевые слова
Данная работа посвящена вопросу соотношения современной модели индивидуализированной морали и концепции переоценки ценностей и становления свободного индивида Ницше Ф. Парадигма формирования современной аксиологической системы, в том числе в аспекте нравственных ценностей, в своих формах проявления имеет радикальный, а иногда и кардинально противоположный морали характер. Можно наблюдать диапазон отношения к нравственности от нравственного эскапизма и нигилизма, базирующегося на тоталитарном индивидуализме, до деспотичного морализаторства, положения которого лишают человека того, что необходимо для реализации морали – свободы выборы и воли. Основная цель: выявить параллели между предполагаемой Ницше Ф. возможностью становления «новой» морали и моделью «новейшей» нравственной системы индивидуума в современном обществе. Методология: в данной работе использованы диалектический, сравнительный, этический методы анализа. Кроме того, применялись элементы религиоведческого и психологического подходов. Данный комплекс методов и подходов позволяет детально и последовательно изучить как концепцию «новой» морали Ницше Ф., так и «новейшую» мораль современного индивида, для того, чтобы в последующем произвести их сравнительный анализ, выявляя определённые параллели и расхождения в их положениях. В результате данной работы автор приходит к определённым выводам: 1. Несмотря на то, что по форме основных положений концепции «новой» и «новейшей» морали схожи, но по содержанию они диаметрально противоположны (первая предполагает формирование моральных форм, последняя – нет); 2. Обе эти формы создают векторный вакуум поведения индивида, при этом «новейшая» обладает особым радикальным, категорическим характером; 3. Ницше Ф. предполагал, что новые формы морали принесут индивиду свободу, «новейшая» система нравственности формирует безличностного индивида (без ответственности, а соответственно без свободы воли); 4. Ницше Ф. указывал на необходимость реставрации (обновления) нравственности, а «новейшая» мораль – это вообще отсутствие морали.
Ключевые слова
Статья посвящена осмыслению социальной репрезентативности идеи ненасилия в контексте ее классического концептуального оформления в учении Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием. Ключевой гипотезой авторов исследования является тезис о том, что пространство реализации идеи ненасилия не ограничивается сферой автономного нравственного сознания и индивидуально-ответственного поведения отдельного субъекта. Непротивленческая программа Толстого и его последователей (наиболее значительными в ряду которых были, несомненно, М. К. Ганди и М. Л. Кинг) не помещается в «прокрустово ложе» моральной утопии, вполне допуская формирование на ее основе успешной стратегии социального действия. Более того, абсолютный отказ от насилия в пользу универсального закона любви рассматривается Толстым в качестве исторически неизбежного результата не только духовно-нравственной, но и коренной социальной трансформации всех уровней и форм организации жизни человеческого сообщества. Об этом свидетельствует проведенное авторами текстологическое исследование программной статьи Толстого «Неизбежный переворот», новаторский характер которого обусловлен его мультидисциплинарной методологией, объединяющей элементы категориально-логического и лингвоконцептуального анализа.
Ключевые слова
В статье рассматриваются воззрения на проблему человека в произведениях выдающегося русского мыслителя Б. Н. Чичерина, 190 лет со дня рождения которого исполнилось в 2018 году. Реконструируются взгляды Чичерина на данную проблему, для чего исследуются относящиеся к ней составные части его философии, а именно объяснение происхождения человека, его сущности и месте в мироздании, онтологической структуры. Ради полнейшего уяснения философской антропологии мыслителя также затрагиваются его воззрения на нравственную природу человека и обсуждаемые им проблемы, относящиеся к этой сфере. Автор приходит к выводу о том, что учение Чичерина о человеке, отличаясь оригинальностью по сравнению с его непосредственными предшественниками, в то же время представляет собой традиционную христианскую антропологию, обоснованную посредством формальной логики и выраженную на языке философии 19 в.
Ключевые слова
В статье проанализирован этический смысл направлений реализации личности по Николаю Бердяеву.
Ключевые слова
В статье рассмотрены ментальные основания культурной специфики восточно-христианской цивилизации на основе культурно-исторического метода. Цель статьи состоит в уточнении исторической модели, которая сформировали ментальные отличия западноевропейской и русской культур. Показано, что корни цивилизационного раздела Европы на Западную и Восточную во многом определяются тем особом способе, которым «варварские» этносы приобщались к христианской и античной традициям. Рассмотрен комплекс неполноценности и презрения к родной культурной среде – то деструктивное явление, которое является широко распространенным в наше время, и является мощным тормозом собственного оригинального культурного развития. Однако принцип индивидуализма, в конечном счете, обернулся дегуманизацией всех сфер жизни. Без преодоления деструктивной культурной «самоколонизации» развитие восточно-христианской цивилизации невозможно.
Ключевые слова
Основные направления изучения компьютерных игр – нарратология и людология, известные под общим названием game studies, не дают ответа на вопрос «в чем скрывается «наслаждение» игрока?». Не оправдывают человека играющего перед обществом, оставляя пространство для имплицитно присутствующего негативного восприятия. Возникает ситуация недостаточной осмысленности проблемы компьютерных «развлечений» с точки зрения практического применения в области геймификации, есть лишь сплетение двух формалистких подходов, когда игра ставится на место лабораторной мыши, а не человек играющий. Компьютерная игра имеет в своей структуре четкую цифровую детерминированность, называемую программным кодом, таким образом, образует всегда «забюрократизированное» пространство, в котором игрок находит наслаждение через послушание, прячась от послушания реального в виде работы, учебы, государства. Данное изыскание имеет практическую направленность в таких областях человеческой деятельности как педагогика, корпоративное управление, общественно-политическое конструирование.
Ключевые слова
Поэзия Александра Миронова, обладающая высоким потенциалом критики культуры, объединила в себе две концепции культуры: восходящее к Мандельштаму представление о культуре как постоянном диалоге, сложном производстве новых содержаний при ответственном употреблении формы, и восходящее к Розанову осмысление культуры как индивидуального опыта, одновременно религиозного и терапевтического, в котором культурные формы оказываются моделями преодоления когнитивных и экзистенциальных противоречий. Тем самым, «западническая» и «славянофильская» культурология не просто оказываются объединены в едином эстетическом проекте, но квалифицированы как моменты этического отношения к искусству. Интерпретация ключевых стихотворений Александра Миронова, посвященных русской культуре, доказывает важность метафизической линии в русской поэзии как способной уточнить ключевые концепты для анализа мировой и национальной культуры, исключив односторонние их толкования.
Ключевые слова
В статье рассматриваются тенденции развития европейской культуры девятнадцатого века, как предопределяющие феномен серебряного века российской культуры. Показывается две тенденции отношения к науке и технике: символистская и футуристическая. Раскрыто отсутствие резкого противопоставления добра и красоты в русском символизме. Определяются специфические черты данных направлений в российской культуре.
Ключевые слова
В статье предлагается проследить процесс рецепции и созидания древнерусской духовной традиции с помощью обращения к переводной византийской и южнославянской литературе. Формирование духовной культуры Древней Руси раскрывается через обращение к понятию «Slavia Orthodoxa», как к категории, отражающей рождение славянского христианского мира, обусловленное единством духовной и книжной среды. Среди базовых особенностей богословско-философского влияния христианской книжности на формирование русской духовной культуры у истоков ее появления отмечено, во-первых, отсутствие дихотомии светской и религиозной интеллектуальности, присущей византийской учености; во-вторых, склонность к объединению разнородных византийских интеллектуальных традиций в единый фокус христианского предания; в-третьих, показан преимущественно компилятивный характер древнерусской книжной традиции, сокрытый в литературе, раскрывающей христианское вероучение, начиная с догматических и заканчивая культовыми аспектами. Отмеченные влияния византийской мысли имеют двухуровневое устройство механизма компиляций: общецерковная часть, включающая в себя богослужебную книжность, проповеди, гимнографию, богословие, и социально ориентированная часть, в составе которой, агиографическая, апологетическая и аскетические типы христианской литературы. Отчасти обособленно стоят редкие представители произведений светского содержания (исторические летописи и хронографы, романы и повести, трактаты по медицине и др.). В качестве дополнения к картине влияний на русскую духовную культуру сразу после принятия Православия нами сделан акцент на наличии интеллектуальных связей с латинской и иудаистской интеллектуальностью. В результате установлено, что Русь, сделав выбор при князе Владимире в пользу христианства в его византийском варианте, задала вектор последующего развития своей духовной культуры и учености. Отечественные книжники наравне с литературным багажом православного учения заимствовали и подходы к решению мировоззренческих, этических и эстетических проблем. Вместе с тем, установленные христианским учением рамки ортодоксии, несмотря на свою догматическую природу, помогли найти национальное прочтение Православия в России.
Ключевые слова
В статье анализируется смысловой контекст понятия «солидарность». Прослеживается эволюция понятия в социологической, социально-философской и этической мысли. Исследуются требования, предъявляемые университету обществом и государством. К таковым отнесены: овладение личностью стандартным для интеллектуально и нравственно развитого человека набором ценностей; интегрирование человека в традиционные для образования социальные отношения; наличие в университетской среде условий, способствующих формированию навыков социальной адаптации; направленное развитие инновационного мышления. Раскрывается влияние солидарности как осознанного выбора и череды нравственных поступков людей на удовлетворение перечисленных требований. Выявляются условия, порождающие солидарность внутри университетского сообщества и встраивающие ее в корпус важнейших для современной высшей школы моральных конструкций. С позиции сотрудников университета солидарность анализируется как инструмент активного взаимодействия личностей в сложившемся социокультурном пространстве. В заключении определяется, что за счет солидарности обеспечивается поддержание репутации учебного заведения.
Ключевые слова
В статье осуществлен анализ вызовов и угроз гуманитарной безопасности России в условиях развернувшейся цифровизации образования. Определены основные проблемы цифровизации образования, их влияние на состояние гуманитарной безопасности. Сделан вывод о том, что идеалы отечественного образования во многом не совпадают с приоритетами развернувшегося процесса цифровизации. Это влечет негативные последствия для сохранения и развития лучших духовных традиций российской культуры. Укрепление гуманитарной безопасности нашего общества возможно путем проведения систематических научных экспертиз нововведений в сфере образования, создание системы мониторинга проводимых реформ с позиций их соответствия национальным интересам России.
Ключевые слова
В истории популярной музыки часто возникали сюжеты, в которых группы и исполнители пытались осмыслить опыт послевоенного поколения, и представить через них неявное политическое или протестное высказывание. Музыкальный проект британской группы Pink Floyd под названием «The Final Cut», включавший в себя студийный альбом и короткометражный музыкальный фильм, вышедший в 1983 г., раскрывает голос не победившего, а разочарованного поколения. Цель создателей могла также состоять в том, чтобы разоблачить конструируемый национальный миф, скрывающий подлинную память о жертвах войн, и представить непривычный взгляд на историческое прошлое. В данной статье анализируется взаимосвязь между музыкой, словом и изображением, возникающая в фильме «The Final Cut» посредством символических точек синхронизации, которые в отличие от содержания текста, могут производить собственное высказывание или задавать сложный режим прочтения или прослушивания музыки. Для определения того, как музыка может иначе восприниматься в пространстве кино, используется понятие диегезиса. Предполагается, что музыка в данном фильме варьируется между не-диегетическим и метадиегетическим уровнями, переходы между которыми определяются онтологическим металепсисом. Таким образом, авторам фильма удаётся отразить коллективный опыт, узнаваемый для современного зрителя.
Ключевые слова
В статье показаны онтологические корни культуры, её символическая метафизика и макроцивилизационный кризис; затрагиваются вопросы футурологии и россиеведения. Материал отражает теоретические взгляды культурологической научной школы, сложившейся около четверти века назад в Шуйском государственном педагогическом университете.
Ключевые слова
Искусство рассматривается как территория, вбирающая гендерно-сенситивную проблематику. Образность произведений портретного жанра русской живописи рубежа XIX – ХХ веков анализируется в контексте гендерно окрашенных смысловых ассоциаций. Выявляется система стереотипов фемининности и маскулинности в пространстве русского портрета. Гендерно-сенситивный подход позиционируется как новое направление в изучении образности произведений русской живописи.
Ключевые слова
Образы пространства, выстраиваемые в школьных учебниках, служат моделями того мира, в который каждая историческая эпоха и дидактическая традиция предлагала приводить детей, обучающихся в школах. Изучение таких моделей показывает номенклатуру, иерархию, эволюцию лежавших в их основе педагогических идей. Анализ позволяет выяснить ожидания, нормативы, стереотипы педагогического сознания, присутствовавшие в дискурсе эпохи не в виде теоретических положений, но латентного содержания представлений об обучении и воспитании. Дидактические функции образа города в зависимости от его роли в демонстрируемом и предлагаемом социальном устройстве повседневной жизнисоздают мир воображаемых пространств, который становится «своим» для ученика, и на который он опирается в своей последующей биографии. В статье реконструированы образы городов в учебниках К. Д. Ушинского «Детский Мир» и Н. А. Корфа «Наш друг» в сравнении с немецко- и англоязычными пособиями того же времени. Сконструированный таким образом диалог представил понимание идеи урбанизма в России и Европе. Основными методами исследования явились структурный анализ учебников, текстуальный и визуальный анализ их содержания, анализ канона и последовательности выбранных текстов и их словаря (эпитетов, понятий, действий), дискурса, критериев выбора характеристик концепта «город».
Ключевые слова
-