В статье рассматриваются основные принципы философии образования А. С. Хомякова. Показано, что А. С. Хомяков в контексте славянофильской идеологии развивает свою концепцию образования на основе критики формализма, понимаемого им как «подражание западным образцам», что ведет к «раздвоению жизненных и духовных начал». Философия образования Хомякова – это конкретная программа выхода образования из тупика формализма и раздвоенности «школы и жизни». Главная цель реформирования образования – развитие «синтеза науки и жизни», так как преодоление подражательности российской образованности есть, согласно Хомякову, стремление к «науке живой», к внутреннему освобождению ее от ложных систем и к соединению ее с жизнью. Возрождение национальных традиций образования, согласно Хомякову, предполагает ряд последовательных этапов. Первый этап – необходимость руководства образованием и воспитанием со стороны государства, прежде всего в плане обязанности утверждения «нравственного закона» в отличие от формального уважения к праву. Второй этап – развитие и укрепление принципов общего познания в отличие от узкоспециализированного научения. Наконец, третий и высший этап, ведущий к возрождению «органического русского образования» в России – это восстановление в общей культуре народа понятий «естественное и нравственное братство» и «внутренняя правда».
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого
2019. — Выпуск 1(29)
Содержание:
Статья посвящена исследованиям становления обозначений религиозных организаций в российских изданиях, разделяя языки «наблюдателей действительности» и «наблюдателей за наблюдателями действительности». Рассматриваются словоупотребления лексем «вероисповедание», «конфессия» и «деноминация» из базы данных «Национального корпуса русского языка», выявляются их денотаты и коннотации, дистанцирующиеся на позитивные, негативные и нейтральные. Показано взаимодистанцирование конфессиональных языков «наблюдателей действительности», философского, дипломатического и научного. Изменения конца ХХ века в современной Российской Федерации привели к возможности диалога акторов конфессиональных и религиоведческих дискурсов.
Ключевые слова
Развитие российского законодательства регулирующего паломническую деятельность актуализирует определенный круг проблем, решение которых предполагает миссиологический анализ базовой терминологии. Необходимость такого рода анализа обусловленна различной степенью определенности некоторых правовых понятий, связанных с религиозной деятельностью. В большинстве случаев законы дают точные дефиниции базовых терминов, однако, сами определения нередко включают в себя понятия, чье значение лишь подразумевается на уровне интуитивной понятности. В данной статье рассматриваются возможности различного понимания одних и тех же норм в процессе их правоприменения.
Ключевые слова
В статье обосновывается значение этических ценностей и принципов, зафиксированных в профессионально-этическом кодексе социальных работников, для организации и осуществления их практической деятельности и подчеркивается, что, выступая ориентирами профессиональной деятельности, эти ценности и принципы получают в ней свою реализацию. Автор обращает внимание на тот факт, что современный институт отечественной социальной работы представляет собой разветвленную сеть помощи социально-незащищенным слоям населения и гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Каждая из категорий клиентов социальной работы имеет свои психо-физиологические и социально-психологические особенности. В этой связи специалисты, работающие с определенной категорией клиентов, руководствуясь общими для всех социальных работников этическими ценностями и принципами, в повседневной практике, прежде всего, ориентируются на те, которые в наибольшей степени гуманизируют и оптимизируют их деятельность. Иллюстрируя свои выводы примерами из опыта работы социозащитных учреждений Смоленской области, автор показывает, что особо значимыми ориентирами для работы с пожилыми людьми являются профессионализм и социальная активность специалистов по социальной работе; уважение личности и достоинства человека; толерантность и признание его права на индивидуальность. Именно эти ценности и принципы позволяют по мере стабилизации ситуации в стране переходить от оказания помощи по удовлетворению витальных потребностей человека к удовлетворению потребностей более высокого уровня. А в дальнейшем в условиях гуманизации общественной жизни они будут ориентировать социальных работников на поиск форм и методов работы, позволяющих перейти к удовлетворению потребности человека в самореализации.
Ключевые слова
В статье продемонстрировано, каким образом стремление устранить из морального опыта феномен моральной удачи формирует в этике нормативные программы, близкие по своему содержанию к этике Л. Н.Толстого. Под моральной удачей понимается зависимость итоговой оценки (или самооценки) морального деятеля от случайных обстоятельств, не находящихся в сфере его предвидения и контроля. Одним из ярких проявлений моральной неудачливости является эффект грязных рук. Он возникает, когда случайные обстоятельства создают ситуацию, в которой присутствует конфликт между двумя чрезвычайно серьезными моральными обязанностями. Несмотря то, что эти обязанности ситуативно имеют разный вес, неисполнение одной из них влечет за собой «моральный осадок» – оправданное чувство вины. Деятель не может обеспечить собственную моральную чистоту, несмотря на готовность пойти ради этого на любые жертвы. Толстой полагал, что христианское жизнепонимание, совмещающее строжайшее соблюдение принципа непротивления с неучастием в деятельности государственных институтов, позволяет его обладателю ставить перед собой несомненные и достижимые цели, что исключает подобные провалы. Именно этим оно отличается от языческого, или общественного, жизнепонимания. Однако уверенность Толстого в том, что мораль обеспечивает индивидам иммунитет от моральной неудачи вызывает сомнения. В статье представлены аргументы в пользу невозможности создать внутренне согласованную и соответствующую основаниям морали нормативную программу, которая устраняла бы роль случайности из моральной жизни.
Ключевые слова
В статье рассматривается феномен «человека знания» как цели и производной гуманистической парадигмы, сформированной классикой Просвещения. Обозначается его роль, цивилизационное значение на протяжении «эпохи модерна» и современная культурно-антропологическая позиция. Названы его уникальные параметры как социокультурного феномена, формирующего и оформляющего гносеологический вектор и вертикаль мирового аксиологического опыта. Именно «человек знания», человек, постоянно познающий себя и объективный мир, предстаёт центральным символом всех антропологических характеристик цивилизации «эпохи модерна», её сакрально-культурной, в протагоровском значении, мерой, экзистенциально выводящей на константы метафизического бытия. Заявляется, что с момента появления глобального информационного общества и «массовой культуры», с нивелировкой «ценностной вертикали» гуманистической культуры, престаёт существовать «онтологический человек» как таковой: не просто как субъект общественных отношений, но как метафизический и гносеологический уникум. Напротив, «человек знания», человек гуманистического социокультурного ресурса, носитель самостоятельно выстроенного, целостного структурированного мировоззрения, остаётся сегодня, по существу, единственным символом, обуславливающим идею подлинности жизни, достигаемой через потенциалы подлинного просвещения. Определяется, что цивилизационной задачей является формирование нового субъекта культуры, человека-мыслителя, обладающего независимостью мировоззрения и этико-аналитического взгляда. Обосновается необходимость принципиально новой гуманистической гностики, возвышающей традиции культуры и мировоззренческие формы общественного сознания до целостности и единства метафизических и аксиологических измерений.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу содержания сочинения Стефана Яворского – «Камень веры», а так же рассмотрению истории его написания. Идеал общественной справедливости, как он понимался Стефаном, побуждал его к обличению, сопротивлению и борьбе со многими, далеко не всегда полезными и удачными, новшествами петровской эпохи. Борьба с пороками своего времени, нежелание идти на компромисс с совестью, готовность отстаивать свои воззрения и идеалы - определили положение Стефана в качестве противника закрепляющегося абсолютистского режима. Историческое значение литературного и духовного наследия митрополита Стефана заключается, в первую очередь, в том, что он заложил основы курса, которого придерживалась впоследствии большая часть оппозиционного духовенства, поэтому даже после смерти Стефана в 1722 г. борьба партий не утихла, а наоборот, временами разгоралась ещё сильнее. Митрополит создал преемственную традицию в российском духовенстве, представленную в первую очередь именем его главного сотрудника, выдающегося богослова и полемиста – Феофилакта Лопатинского.
Ключевые слова
В статье рассмотрены некоторые особенности проявления религиозного экстремизма в условиях глобального информационного общества. Отмечается бурное развитие информационных технологий, сопровождаемое ростом религиозного экстремизма и терроризма. Благодаря информационным технологиям религиозные конфликты, происходящие в любой точке нашей планеты, могут мгновенно стать достоянием мировой общественности.
Ключевые слова
В центре внимания статьи – тема российской ментальности. Но вопрос о ней поставлен, исходя из ситуации в образовании и вокруг образования. Развитие российского образования сегодня выглядит как череда реформ, каждая из которых сама по себе представляет вызов и более – стресс для деятелей образования, родителей учеников и общества в целом. Логика образовательных реформ, с их содержанием, целями и идеями, представляется труднопостижимой даже специалистам в области образования и требует прояснения. В частности, в ряду проблем модернизации, развития образования видятся следующие. В то время как преобразования всей российской действительности и особенно образования направлены на подстройку к современному глобализирующемуся миру, темы национальной идентичности, культурного и цивилизационного своеобразия все громче звучат в российском публичном пространстве. В важнейшие стратегические задачи российского образования вошли понятия «патриотизм», «национальные ценности», «национальное самосознание». В рамках системы образования и в пограничной с ней общественно-политической сфере начинает разворачиваться масштабная кампания национально-патриотического воспитания. В связи с этим имеет смысл задуматься над проблемой: как соотносятся основные тенденции и идеи развития российского образования с особенностями национальной ментальности?
Ключевые слова
В центре внимания исследования – конструирование образа религии средствами современного киноискусства. Актуальность исследования связана со спецификой феномена кино как искусства: такими особенностями как не критичность восприятия образов и затруднительность рефлексии. В качестве иллюстративных примеров выбран современный киноматериал: популярный сериал «Американские боги» и артхаусный отечественный фильм «Небесные жены луговых мари». Предпринята попытка применения методологии Никласа Лумана в исследовании и концептуальной дифференциации таких часто смешиваемых социальных феноменов как религия и искусство.
Ключевые слова
Дилемма «насилие – ненасилие» имела и имеет не только философско-мировоззренческое и моральное значение, но и сугубо практическое, так как существует в повседневных формах разрешения межличностных, нравственных, правовых и политических конфликтов, проявляется в парадоксах бытия каждого человека. В статье исследуется проблема насилия и ненасилия в культурной эволюции человечества и человека. Авторы предлагают собственную интерпретацию этого тематического поля.
Ключевые слова
В статье рассматривается становление и особенности проблем насилия и ненасилия в идеологии и культурных практиках религий древней и современной Индии. На основе анализа священных текстов брахманизма, джайнизма, индуизма, дано философско-антропологическое определение концептов насилия и ненасилия в идеологии и культурных практиках религий Индии. Проводится обзор концепций ненасилия в религиях древней и современной Индии. Автор приходит к выводу, что проблемы насилия и ненасилия в религиозных традициях основываются, прежде всего, на религиозно-мировоззренческих посылках, которые выводятся из представлений о первоначалах бытия. Поскольку индуизм является религией, возникшей из представлений о Вселенской жертве как первопричине бытия, поэтому насилия и ненасилия ставятся иначе, чем в монотеистических религиозных традициях.
Ключевые слова
В статье рассматриваются методы репрезентации и творческие стратегии таких видов художественной инсталляции как живая и роботизированная. Автор обращает внимание на перформативную природу живой инсталляции в связи с тем, что изначально она была выделена как вид делегированного перформанса теоретиком К. Бишоп, при это в статье также обращается внимание на внедрение аспектов «живого» в роботическую инсталляцию. В качестве примеров приведены работы, созданные художниками: Л. Лисицкого, О. Кройтор, С. Спириной, М. Каттелана С. Сьерры, М. Хотам, Л.-Ф. Демера, Д. Каварги. Исходя из этого делается вывод о том, что художественная инсталляция может синтезировать в себе не только неодушевлённые, но и одушевлённые объекты, а также взаимодействовать с чувственной природой зрителя или имитировать человеческую жизнедеятельность с помощью роботов.