+
ПАМЯТНИКИ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В КУЛЬТУРЕ ПЕТЕРБУРГА
стр.5-30
Алексеев-Апраксин А. М., Богданова Р. Ю.
В архитектурном обличии города обычно существуют культурные ориентиры и ценностные доминанты проживавшего на этой территории народа, изучая историю создания которых, мы можем проследить культурные направления и периоды развития города. Петербург всегда славился своей поликонфессиональностью – же при строительстве города принимали участие люди разных национальностей и вероисповедания, в том числе мусульмане и буддисты, а со времен Петра Великого по восшествии на престол все российские императоры подтверждали их право на
«свободу отправления веры и богослужения». «В культурной жизни Санкт- Петербурга восточный вектор опирается на опыт многих народов и судьбы различных персон. Представленный в поликультурном многообразии, он дает повод говорить о различных сценариях его интеграции в живую среду городской культуры, о циклах, периодах развития, позволяет обнаруживать культурные универсалии» [1, с. 3]. На примере двух наиболее репрезентативных памятников – дацана Гунзэчойнэй и Соборной мечети, в статье проводится анализ исторического материала и сопоставление мотивов и путей проникновения и развития буддизма и мусульманства. Это позволяет увидеть определенную логику их существования в культурной жизни Санкт-Петербурга и дает возможность сопоставить ориентальные культурные феномены. Сегодня рецепция восточных культур в Санкт-Петербурге – это неоднородный культурный феномен с множеством противоречивых тенденций, который требует пристального внимания и детального изучения. На современном этапе важным становится развитие толерантности синтез западных и восточных подходов в решении глобальных задач по поиску благополучного развития города.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
НЕКОТОРЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ГЛАМУРИЗАЦИИ ЯЗЫКА
стр.31-38
Статья посвящена рассмотрению явления гламуризации, которое наблюдается как в социальной жизни, так и, по мнению автора, проявляет себя в языке. Приводится перечень тематических групп лексики, отражающих семантику гламуризации. Помимо лексических средств, автором определяются и иные явления, участвующие в гламуризации языка.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОБРАЗЫ ТУВИНСКИХ НАРОДНЫХ ИГР В СКУЛЬПТУРЕ МАЛЫХ ФОРМ
стр.39-49
В статье рассматриваются традиционные игры тувинского народа и их применение в творческих произведениях мастеров-камнерезов Тувы. Все виды тувинских народных игр отражены на агальматолитовых фигурках. Важное место в работе также занимает описание зрелищных видов спорта и народных игр тувинцев.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ФОРМИРОВАНИЕ ЦВЕТОВОЙ КУЛЬТУРЫ ХУДОЖНИКА-ДИЗАЙНЕРА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА
стр.50-57
Ершова Л. В., Маслов В. Г., Волкова Т. Н., Червова А. А.
В статье раскрываются понятия «цветовая культура общества» как компонент культуры, имеющий специфический оттенок в культуре конкретного народа, и «цветовая культура личности» художника-дизайнера как овладение комплексом «знаковых систем», и «культурных текстов», рассматривается роль цвета в современном мире, выявляется роль цветовой гармонии в формировании личности. Сформирован комплекс физических, эстетических, психологических свойств цвета, рассматриваются закономерности цветообразования, в том числе, заложенные в традиционном народном искусстве. Раскрыта роль художника- дизайнера в организации гармоничной и эстетически окрашенной среды как «второй природы», окружающей человека; выявляются тенденции обращения дизайнеров к народному искусству в проектировании окружающей среды. Народное декоративно- прикладное искусство является эталоном, следование которому способствует повышению уровня цветовой культуры художника-дизайнера.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ГЕНЕЗИС ЦЕННОСТНОЙ МОДЕЛИ ОТНОШЕНИЙ РУССКОГО ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА (КОНЕЦ XVIII – НАЧАЛО XX ВЕКА)
стр.58-69
В статье рассматривается генезис ценностной модели отношений русского офицерского корпуса. Представлена взаимосвязь социальных оснований и конкретных нравов, утвердившихся в офицерской среде. Выделены моральные качества представителей военного сословия, которые формировали профессиональную атмосферу коллективности и доверия. В исследовании делается акцент на преемственности моделей ценностной ориентации, обусловленных социальной структурой государства. Отмечены причины, повлиявшие на трансформацию отношений внутри военной корпорации во второй половине XIX века – начале XX века. Подчеркивается корпоративное регулирование нравственных представлений, исходя из целей профессиональной деятельности. Соотносятся примеры реальных нравов, описанные в художественной литературе и мемуарных источниках.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
стр.70-76
Назарова Ю. В., Каширин А. Ю.
В статье рассматриваются риски аксиологического характера в современном образовании, их причины и возможные последствия. Рассматривается опыт этического образования и нравственного воспитания; анализируется возможность влияния такого опыта на минимизацию аксиологических рисков в образовании. Рассматривается роль философских дисциплин в формировании нравственных ценностей в процессе обучения; проводится этико-философская реконструкция способов преодоления аксиологических рисков в современном образовании.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПРАВОСЛАВИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДЕЖИ: ОБРАЗЫ «СВОЕГО» И «ДРУГОГО»
стр.77-88
Аринин Е. И., Петросян Д. И.
В статье анализируются результаты социологического опроса студентов Владимирского государственного университета и Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Рассматриваются общее отношение студентов к церкви как к социальному институту, анализируется влияние конфессиональной идентичности на различные морально-нравственный аспекты молодой личности.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
стр.89-104
Шаин Е. Г., Шарановская Ю. В.
Статья основывается на материалах исследования, проведённого авторами в 2017-2019 гг. В ней анализируются основные подходы к определению содержания университетской этической подготовки будущих бакалавров социальной работы. Дана сравнительная характеристика отражения данного вопроса в нормативных правовых документах, научно-методических источниках. По мнению авторов, содержание рабочей программы дисциплины «Этика социальной работы» при соответствующем его построении может в значительной степени снять имеющиеся противоречия между требованиями профильных федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и профессионального стандарта.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ АНТРОПОЛОГИИ М. ГОРЬКОГО
стр.105-116
В статье богочеловеческие мотивы в художественной антропологии Горького утверждаются как основа его релятивистского понимания человека взамен обычного подчеркивания крайнего и внехристианского гуманизма Горького. Утверждается, что в основе горьковской антропологии лежит классическая триада Бог–мир–человек, но отношения составляющих этой триады становятся релятивно-подвижными: человек творит Бога по образу и подобию своему («Детство»). Определяются два архетипа горьковского мироотношения: Христос и Прометей. Анализируется горьковское обостренное чувство божественного достоинства (замысла) человека и отступление от него современного человека. Дается анализ образа народного праведника у Горького. Делается вывод о богочеловеческих истоках горьковского антропоцентризма.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
«ОБРАЗ» ИСЛАМА В РАБОТАХ РОССИЙСКИХ АВТОРОВ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ
стр.117-125
Маркова Н. М., Шавалиева М. Р.
Статья посвящена проблеме формирования образа ислама на рубеже XIX- XX веков среди ряда российских авторов. Изучение источников мусульманского вероучения российскими исследователями вело к формированию двух образов ислама: как одной из религий российских подданных и как ложного, враждебного православию учения. Признавая законодательно утвержденное главенство православия над всеми другими исповеданиями в Российской империи, государственная власть предоставляла целому ряду неправославных конфессий, в том числе исламу, право на свободное отправление своей веры и обрядов. В то же время предоставленная свобода не допускала возможности ведения миссионерской деятельности с населением со стороны неправославных конфессий. Обладая исключительным правом убеждения иноверцев, некоторые миссионеры могли описывать иные конфессии, включая ислам, в качестве ложных вероучений.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ОСНОВНЫХ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАДИГМАХ
стр.126-148
Человек представляет для себя самую большую загадку и, вместе с тем, самый важный вопрос. Наши осмысленные действия, принимаемые нами решения, наши представления о возможном и должном глубоко укоренены в том, как мы понимаем себя и свою природу – иначе говоря, в нашей антропологии.
Несмотря на отличия между антропологиями, предложенными разными культурами на протяжении всей истории человеческого самопознания, в качестве идеальных типов, к которым стремятся реальные воззрения на человека, мы можем выделить три основные антропологические парадигмы: мифо-метафизическую, природно-естественную и социоцентристскую. Различаются данные парадигмы, прежде всего, пониманием сверхиндивидуального предела, соотносясь с которым (посредством духа, тела или культурного смысла), человек определяет свое индивидуальное бытие.
Ключевыми диспозициями антропологической проблематизации выступают в первую очередь отношения «человек–природа», «человек–другие» (или: «человек– люди»), «человек–время» (или: «человек–история»), «человек–дух» («человек– идеальное», в ряде случаев: «человек–абсолют»), «человек–тело» и, наконец,
«человек–смерть». Однако каждая парадигма предполагает свое прочтение этих диспозиций.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА»
стр.149-156
Целью статьи является анализ основных потенциалов человека для определения сущности понятия творческий потенциал человека, для чего рассматриваются классические взгляды на диалектику потенциального и актуального, возможного и действительного. Методами исследования выступают системный и аксиологический подходы к анализу творческих процессов и их потенциалов человеческих ресурсов. Проведённый анализ дал возможность определить сущность понятия «потенциал» применительно к творческим процессам человека на основе рассмотрения диалектического единства возможности и действительности. В статье дан анализ основных потенциалов человека и особенность «творческого потенциала человека», а также определены основные его составляющие. Теоретическая и практическая значимость статьи заключается в авторской трактовке «творческого потенциала человека», определение его как многоуровневого процесса, выявлены структурные составляющие творческого потенциала человека и их особенности, а также рассмотрены особенности творческого потенциала человека в отличие от других человеческих потенциалов. Выводы авторского исследования можно использовать как основу для будущих теоретических исследований, социологических измерений и психологических наблюдениях.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПРОСТЫЕ ДОПИСЬМЕННЫЕ ОБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
стр.157-166
В статье анализируются социально-антропологические подходы к определению статуса простых дописьменных обществ по отношению к современности с ее структурной и познавательной сложностью. Автор статьи показывает, что категории «простого» и «сложного» в социальной антропологии претерпевают исторические изменения и определяются степенью понимания и признания другого образа жизни, отличного от образа жизни технологической цивилизации. Делается вывод о том, что антропологический дискурс о принципиально другом дает возможность пересматривать «свое» (привычные стандарты поведения и мышления), а также репрезентирует личностные компетенции субъекта современности (антрополога), который способен отвечать на познавательные и коммуникативные вызовы плюралистической реальности.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
УЧЕНИЕ Н. О. ЛОССКОГО О КРАСОТЕ КАК АБСОЛЮТНОЙ ЦЕННОСТИ
стр.167-173
Валеева Г. В., Слобожанин А. В.
В статье рассматривается учение Н. О. Лосского о красоте как абсолютной ценности, которое представлено как органическая система, в которой переплетены эстетика, этика, отология и гносеология, образующие основу метафизики. Авторы отмечают, что красота как абсолютная ценность – необходимый аспект в достижении Божественной полноты бытия, являющейся основой аксиологии мыслителя. Идеал красоты осуществляется в идеальном мире Царства Божиего. В реальном, психо-материальном мире существует «ущербительная» красота. Достичь совершенной красоты может личность, сполна реализовавшая свою индивидуальность через положительные стороны своей жизни. Красота как абсолютная ценность заключает в себе гармоничное сочетание всех абсолютных ценностей, принятие и осуществление которых, преображает личность духовно, способствует созидательному творчеству на пути к полноте бытии.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПОСТУПОК И СИМФОНИЯ
стр.174-181
Морально-философскую критику этики определяет проблема согласования общего и особенного. Предполагается, что этика стоит на стороне общего (общества), а не особенного (индивида). Цель данной статьи: а) прояснить истоки проблематизации этики (отношения индивида к общему) в мысли XIX–XX вв., б) установить пути согласования особенного и общего в новой социокультурной ситуации, в) рассмотреть сложности, с которыми сталкивается в решении этого вопроса философия поступка.
Мы полагаем, что эмпирическому пути достижения общности (предполагающему репрессивное «снятие» единичного) противостоит онтологический путь, заключающийся в усмотрении истины (идеала), посредством интеллектуального схватывания сущности предмета. Именно опосредование отношения «общее – особенное» истиной (идеалом) обеспечивает их согласование. Соответственно, истоком проблематизации общего в современной мысли предстает социокультурная ситуация, определенная разочарованием в идеалах и целеполаганиях Нового времени. Реконструируется переход от этической системы Канта, в рамках которой идеальная перспектива вводилась учением о постулатах практического разума, к краху идеальной перспективы в мысли Ницше и Достоевского.
Тем самым, показывается, что процесс обессмысливания непреодолим в границах мысли, определенной принципами объективности и автономии. Отсюда следует, что (а) опираясь на поступок морального субъекта, невозможно решить исходную задачу согласования (субъективная нацеленность морального субъекта, действующего в условиях абсурда, с необходимостью расходится с общественно значимым смыслом его поступка); (б) задача гармонизации отношения индивида к общему требует поиска новых оснований и нового исторического целеполагания.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ «ЛОКАЛЬНОГО» И «ГЛОБАЛЬНОГО» В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ СООБЩЕСТВА ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
стр.182-190
В статье осуществлено осмысление взаимоотношений «локального» и
«глобального» в социальном процессе становления сообщества единой судьбы человечества. В ходе анализа была установлена тесная взаимосвязь и взаимозависимость «глобального» и «локального». «Глобальное» не может существовать само по себе, оно приобретает свое значение в качестве
«глобального» только в рамках определенных локальных условий. В ходе исследования также показано, что локальное не является пассивным участником глобализационного процесса, оно способно демонстрировать широкой набор разнообразных реакций. Эти реакции приводят к трансформации самих феноменов
«локального» и «глобального», вызывая эффект глокализации. В ходе исследования также было установлено, что «глобализация» и «локализация» – это фундаментальные социальные процессы современного мира. Глобализация – это внутренне противоречивый процесс становления нового качества социального бытия на основе формирования сообщества единой судьбы человечества. На современном этапе мирового развития этот процесс осуществляется на основе глокализизации.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
НАКАЗАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ИНАКОМЫСЛИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ: ФИЛОСОФСКО- АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ
стр.191-200
Горяинова А. С., Борисовский А. В.
В статье рассматриваются схожие и отличительные черты в практике наказаний религиозного инакомыслия в пространстве западной (католической) и русской (православной) культуры. Авторы находят сходство в попытке упрятать ересь в тюремные стены и различие в том, что европейские практики наказаний могли быть более наглядными. Также исследуются примеры философских объяснений практик наказания, осуществляемых в случаях религиозного инакомыслия. Одной из аспектов осуществления практик наказания, в католической культуре, была попытка классифицировать наказуемых; в то время, как на Руси такие попытки не предпринимались, но были моменты заимствования практик наказания. Выявляется общая тенденция, состоящая в решении дилеммы между духовным и телесным в человеке в пользу телесного и зримого, но также поступка как неотъемлемого элемента, определяющего необходимость наказания.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПРОБЛЕМА СЕМЬИ В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ
стр.201-209
В статье анализируются проблемы семьи в повести Л. Н. Толстого
«Крейцерова соната». Показано, что величайшие философы, писатели, общественные деятели: Л. Н. Толстой, В. В. Розанов, К. П. Победоносцев в эмансипации видели угрозу семье, обществу, государству. Названы условия, способствующие сохранению современной российской семьи.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ДЕТСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
стр.210-216
Илиев Н. И., Барабанова М. Ю.
В данной статье рассмотрены проблемы психологического воздействия смерти на ребенка и отражение данного вопроса в произведениях русской классической литературы. Проанализированы произведения таких авторов, как И. С. Шмелев, Л. Н. Толстой, Л. И. Чарская, К. В. Лукашевич, В. Г. Короленко и выявлены основные характеристики эмоционального состояния ребенка, столкнувшегося со смертью, а также стилистические и языковые средства выражения этого состояния в тексте. В результате анализа автором доказывается, что смерть близкого человека для ребенка становится не просто стрессовой ситуацией, а границей, на которой заканчивается детство и начинается взрослая жизнь.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
УДИВЛЕНИЕ И УЖАС: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СТРУКТУРЕ ФИЛОСОФСКОГО ВОСПРИЯТИЯ МИРА
стр.217-228
В статье рассматривается вопрос об инвариантных свойствах философии, которые определяют ее сущность и являются актуальными для современности. В качестве таких начал выделяются удивление и ужас, которые, взаимопроникая друг в друга, образуют сущностную структуру любого истинно философского дискурса. Удивление как начало философии обладает силой ужасания, в которой раскрывается бытие. А ужас в философском плане есть не крайняя степень страха, а удивление перед миром как таковым, перед тем, что есть. И удивление, и ужас с разных сторон раскрывают бытие, которое является исконным предметом философии, начиная с античности. Отмечается также, что философская трактовка феноменов удивления и ужаса в корне отличается от психологической, где они представляют собой обыкновенные человеческие эмоции, связанные не с бытием, но с некими экстраординарными фактами, которые оказывают эмоциональное воздействие на психику и не затрагивают онтологических структур личности. Показана фундаментальная трансформация современной философии, в которой обнаруживается следующая тенденция: от философии ужаса к ужасу философии. Это принципиально новая ситуация, в которой происходит автономизация ужаса, а сам ужас становится самодовлеющей величиной.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ФЕНОМЕН СОВЕСТИ: НРАВСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
стр.229-241
В статье рассматриваются философские и теологические воззрения на совесть, в которых обнаруживается существенные различия. Несмотря на общее признание высшей значимости совести в структуре нравственного опыта человека, ее универсального характера, принципиально различной является трактовка вопроса об онтологическом статусе совести. Теологическая точка зрения детерминирует совесть религиозным опытом, конфессиональной этикой и педагогикой, в то время как философия стремится к раскрытие автономного характера совести. Показано, что в этом контексте особую значимость приобретает вопрос о взаимосвязи совести и веры, чье религиозно-философское единство в наиболее полном виде было раскрыто в русской философской культуре.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОБ ОЛЕГЕ ЯКОВЛЕВИЧЕ СТЕЧКИНЕ
стр.242-243
-
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Сведения об авторах
стр.244-247
-
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПРАВИЛА НАПРАВЛЕНИЯ, РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ И ОПУБЛИКОВАНИЯ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ В ЖУРНАЛЕ «ГУМАНИТАРНЫЕ ВЕДОМОСТИ ТГПУ ИМ. Л. Н. ТОЛСТОГО»
стр.248-253
Настоящие «Правила направления, рецензирования и опубликования научных статей в журнале
«Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (далее по тексту – Правила) определяют порядок и процедуру направления, рецензирования и опубликования научных статей в научном журнале «Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого». Ответственность за соблюдением настоящих Правил лежит на главном редакторе журнала. Текущий контроль за соблюдением требований, предусмотренными вышеуказанными документами, осуществляется ответственным редактором журнала.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова