+
Фундаментальные исследования нравственной философии и педагогической этики Л. Н. Толстого в системе образовательных практик Тульского региона
стр.6-15
Статья посвящена исследованиям нравственной философии Л. Н. Толстого и попыту их внедрения в образовательный процесс с начала 80-х годов XX века по настоящее время в Тульском регионе. Исследование фундаментальных философско-этических оснований творчества Толстого в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого сопровождалось научной работой автора с приложением полученных результатов к образовательным практикам через преподавательскую и
просветительскую деятельность, организацию конференций и круглых столов, защиту кандидатских и магистерских диссертаций и т.п. Проведенные исследования выделены в этапы 80-е гг. XX –по настоящее время.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Аргумент от различий в определениях зла в этике непротивления Л. Н. Толстого
стр.16-26
В статье проанализировано использование Толстым одного из аргументов в пользу безусловного характера запрета на применение силы – аргумента от различий в определениях зла. В свете этого аргумента недопустимость насилия становится очевидной, поскольку, не имея единого определения зла и стремясь отвечать друг другу злом на зло, люди неизбежно увеличивают количество зла в мире. В этом своем варианте (а такова первая артикуляция аргумента) рассуждение Толстого оказывается очень уязвимым для критики. Если одно и то же действие в разных системах ценностей может быть и не быть злом, то эффект итогового увеличения зла не является обязательным. Вторая артикуляция аргумента отталкивается от потенциала различий в определениях зла для порождения «столкновений» между людьми. Сами эти «столкновения», таким образом, являются для Толстого вполне определенным злом независимо от субъективных позиций в отношении добра и зла. В этом своем выражении аргумент не является однозначной опорой принципа ненасилия, поскольку насильственное действие в его перспективе может оказаться меньшим злом. В рамках третьей артикуляции уже само применение силы выступает в качестве несомненно недопустимого действия. Однако в этом случае обращение к расхождениям в определениях зла оказывается излишним. В ходе решения основной задачи статьи моральное учение Толстого соотнесено с идеей политического либерализма и современной нормативной этикой, опирающейся на принцип согласия.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Парадоксы Толстовской этики ненасилия
стр.27-31
В представленной статье рассматриваются проблемы этики ненасилия Л. Н.
Толстого, в частности, ее экзистенциальные истоки и противоречивость.
Анализируются внутренние парадоксы принципа «непротивления злу силой».
Обосновывается актуальность и непреходящая значимость толстовских идей в
современной теории и практики этики ненасилия.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Народное православие в религиозных исканиях Л. Н. Толстого
стр.32-40
Главная мысль данной статьи заключается в том, что одновременно с
философским обоснованием своей концепции веры, изложенной в трактате «В чем моя вера» (1882-1884), Л. Н. Толстой излагает свои религиозные взгляды также в жанре «народных рассказов» (1884-1886), пытаясь дополнить свою веру темами и образами народного православия и найти более адекватное выражение своих взглядов на христианство. Для доказательства этой гипотезы автор статьи обращается к сравнительному рассмотрению излюбленных сюжетов народного православия и толстовских народных рассказов, и приходит к выводу, что общими темами являются здесь темы «Мать-Земля» и «нравственный закон Любви».
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Л. Н. Толстой и старшие славянофилы о богословии митр. Макария (Булгакова)
стр.41-58
В статье рассматривается ход и логика анализа гр. Л. Н. Толстым
богословской системы митр. Макария (Булгакова), ставшего поворотным пунктом в
отношениях Толстого с церковным христианством и, преимущественно, его
изложения догмата о Церкви. В истории русской мысли за десятилетия до Толстого
этот же раздел привлек внимание И. В. Киреевского и А. С. Хомякова. Это позволяет
предпринять контрастное сопоставление оценок одного и того же богословского
сюжета, исходящих из разных религиозно-философских предпосылок.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Иоанн Шаховской и Толстой
стр.59-66
Работа «Толстой и Церковь» архимандрита Иоанна Сан-Францисского
представляет собой духовный поединок пастыря с графом, чьи выступления
становятся проповедью русской революции, которая, с точки зрения архимандрита,
имеет духовные корни (связанные с отрицанием Церкви, учения о воскресении
Христа, таинств, догматов, символа веры), осмыслению которых посвящен его труд,
освещающий атмосферу предреволюционной Россию в целом, характеризующуюся
термином «состояние прелести», то есть неумение отличить добро и зло.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
«Анархизм» Льва Толстого: факт или миф?
стр.67-73
Автор оспаривает распространённое восприятие социально-политического
учения Льва Толстого как («ненасильственный» или «христианский») анархизм и
показывает, что Толстой не добивался немедленной отмены государства и частной
собственности, а всего лишь призывал к переосмыслению взглядов человека на
общество и мир в духе христианской морали.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Аристократический анархизм Льва Толстого
стр.74-88
Статья посвящена аристократической природе толстовских идей, а также
сущности его аристократизма как утверждения тождества себя и мира. Хотя Толстой
часто обращается к этому понятию, он не столько исследует его, что чуждо самому
аристократизму, сколько являет его самим собой, в отличие от Н. Бердяева,
познающего аристократизм извне и стремящегося очистить его от гордости и
презрения, превратив в духовный и умственный аристократизм. Как мыслитель,
Толстой описывает аристократизм и указывает на себя как аристократа, но его
собственный аристократизм есть не результат его размышлений, действий, чувств,
но их основание. Именно аристократизм как способ субъектного бытия человека в
его центральности и единственности лежит в основе тех высказываний Толстого о
государстве, религии, образовании, университетах, культуре, семье, которые столь
неприемлемы для мещанина. Как аристократ, Толстой не принадлежит ни
государству, ни национальности, ни культуре, ни религии: его анархизм
аристократичен, потому что основан не на стремлении к свободе внутри
социальности, а на принятии абсолютности себя как начала и тождественности себя
миру как своему, что выражено в формуле «Все, что есть, все это – я же», то есть он
является, в сущности, этическим.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Толстовское движение и Орден российских тамплиеров: этика неприятия власти
стр.89-94
В статье рассматривается отечественный опыт этического обоснования
неприятия власти – интерпретируется этика неприятия власти Л. Н. Толстого, нашедшая свое реальное выражение в движении толстовцев, а также этика неприятия власти в концепции Ордена российских тамплиеров. Описывается историческая связь между толстовцами и представителями Ордена; проводится сравнительный анализ понимания власти у Толстого и тамплиеров; выделяются этические категории, лежащие в основании этики неприятия власти; определяется этический смысл альтернативы власти у Л. Н. Толстого и в концепции Ордена. В статье рассматривается соотношение мистических, религиозных и этических идей в философских концепциях Л. Н. Толстого и Ордена тамплиеров; определяются общие характерные черты этики неприятия власти. В заключении статьи анализируется роль отечественного опыта этики неприятия власти в современном социокультурном пространстве, оцениваются перспективы исследования этого опыта.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Полемика вокруг учения Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием в первое десятилетие после 1917 года
стр.95-114
В статье представлен критический обзор оценок некоторых советских
авторов и российских эмигрантов, данных ими учению о непротивлении злу насилием. Предлагаемая статья включает также описание нескольких эпизодов из истории судьбы философско-религиозного творческого наследия Л. Н. Толстого и толстовского движения в России в первые годы после захвата власти большевиками. Цензура, направленная на философские произведения Толстого при новой власти, а также репрессии сторонников его учения стали проявлением имморализма, заключающегося в идеологии большевизма, в которой важное место отводилось насилию. При различии политических и ценностных позиций идеологов большевиков и представителей белой эмиграции их формальная критика учения о непротивлении злу насилием в ряде моментов совпадала. Учение Толстого обоими сторонами обычно рассматривалось как маловразумительное, наивное, трусливое, эгоистичное и вредное. Толстой объявлялся гениальным художником, но слабым мыслителем. Его этические идеи расценивались как провокационные и опасные для политических устремлений обоих противоборствующих лагерей, будь это Советская Россия большевиков, либо Новая Россия белой эмиграции. Имея возможность оглянуться на трагическую историю России XX века, можно с уверенностью сказать, что утопистами, еще и пошедшими на компромисс с массовым насилием, были большевики и белогвардейцы, тогда как единственную, а главное моральную альтернативу, позволявшую прекратить конфликт, несло в себе учение о непротивлении злу насилием Толстого, не утратившее свое значение и в XXI веке.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
«Разумное cознание» и «сознание жизни» в антропологии Л. Н. Толстого
стр.115-122
Философско-религиозная антропология Л. Н. Толстого составляет стержень его общетеоретических воззрений, направленных, главным образом, к человеку, и посвященных выяснению отношений человека к миру, сущности человеческой природы, материальной и духовной жизни, цели и смысла человеческого
существования. И приходит мыслитель к этому построению через синтез разума и веры в попытке ответить на смысложизненные вопросы и ослабить страх неотвратимости собственной смерти. Подробный анализ произведений Л. Н. Толстого в основном постпереломного периода творчества позволяет автору статьи представить конструкт трехуровневой иерархии его философско-антропологического учения. Главенствующее место в понимании писателем соотнесения человека с миром и Богом занимают такие концепты, как «разумное сознание» и «сознание жизни».
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Гуманист ли Л. Н. Толстой?
стр.123-134
Статья посвящена осмыслению типологического статуса идейного наследия
Толстого в контексте эволюции европейского гуманизма от Ренессанса до
экзистенциализма, от доктрины «достоинства человека» до концептуализации
человека как «проекта самого себя». При этом автор не ставит перед собой задачи
осуществить очередную ревизию нравственно-религиозного учения Толстого или
создать прецедент негативной переоценки его значимости и оригинальности. Целью
настоящей статьи является всесторонний анализ антропологических воззрений
Толстого, выявление их идейных истоков, аргументационной специфики и характера
влияния на формирование ключевых теоретических установок и нормативных
принципов этико-философской доктрины мыслителя. Последняя квалифицируется
автором статьи как имперсоналистическая концепция перфекционистского
преображения человеческой личности посредством расширения ее границ до
бесконечности универсума в целом. Однако категорическое неприятие Толстым
самодостаточной значимости и самостоятельной ценности личности и ее блага
может рассматриваться лишь как сугубо формальное основание для исключения
писателя из рядов мыслителей-гуманистов. Напротив, в статье делается вывод о
том, что своей стратегией преодоления личности Толстой отнюдь не отрицает и не
дискредитирует гуманизм, а намечает новый путь его дальнейшего развития. Тем
самым толстовская мысль не только предвосхищает появление «нового»
(экзистенциалистского) гуманизма, но и демонстрирует очевидные преимущества перед ним по масштабности и последовательности выдвигаемых теоретических положений и нормативных выводов.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Интерпретация толстовской философии в дневниках словацкого толстовца Альберта Шкарвана
стр.135-150
Цель настоящей статьи – лучше представить российской общественности
Альберта Шкарвана как приверженца толстовской философии, его роль в словацком национально-освободительном движении и его интерпретацию толстовской философии. Многие новые сведения о лицах и событиях конца XIX – начала ХХ вв. мы получаем из дневников А. Шкарвана, написанных на протяжении 1896-1926 гг. Будучи высокообразованным гражданином Австро-Венгрии, Шкарван вел дневники на пяти языках: словацком, немецком, венгерском, русском и фрагментарно латинском. В своих дневниках он полемизирует с Л. Н. Толстым и его последователями, критически отзывается о деятельности Д. Маковицкого и других словацких национальных деятелей и излагает свою духовно-нравственную концепцию, основанную на идеях Толстого. Дневники А. Шкарвана хранятся в Литературном архиве Словацкой национальной библиотеки в г. Мартин.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Народная лексика как контекст духовной культуры в цикле «народных рассказов Л. Н. Толстого»
стр.151-160
В статье рассматриваются вопросы использования народной лексики в
одном из рассказов Л. Н. Толстого, написанном в 80-е годы XIX века. В условное
понятие народной лексики включается лексика диалектная и просторечно-
разговорная. Народная лексика используется автором для репрезентации культурно
значимых смыслов. В ходе исследования было установлено, что чаще всего
народная лексика употребляется в контекстах, отражающих мир духовной культуры,
реже – в контекстах, описывающих материальную культуру. В рассмотренном
произведении конкретное выражение явлений духовной культуры с помощью
языковых средств довольно разнообразно: используется лексика с семантикой действия, состояния, отношения, с семантикой признака и предметности. Было также отмечено, что для репрезентации явлений, относящихся к духовной культуре, часто используются и устойчивые выражения.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
От линейных моделей коммуникаций к сетевым – эволюция и синтез
стр.161-172
Автор анализирует отдельные значимые линейные модели коммуникаций, их
развитие, а также разбирает особенности сетевых моделей и демонстрирует
взаимосвязь классических линейных коммуникативных моделей с сетевыми.
Рассматриваются такие модели как классическая коммуникативная модель
Лассуэла, шумовая модель Шеннона-Уивера, циркулярная модель Осгуда –
Шрамма, модель фильтруемой коммуникации Вестли-Маклина, конвергентная
модель Кинсаида, а также такие теории сетевых моделей как теория графов, теория
потока сети и анализа связей внутри сети. Автор выделяет ключевые особенности и теоретическую ценность каждой из моделей, подчеркивая взаимодополняемость сетевого анализа связей и теории потоков в сети с линейными моделями.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Информационные сообщения
стр.173-178
Загружаем данные из библиотечной системы...