+
Экзистенциальная значимость человека в философии Льва Шестова
стр.5-13
Варава В. В., Челнокова Е. В.
В статье анализируются философские воззрения Льва Шестова, которые
представляют собой экзистенциальное направление русской философии. Показано, что экзистенциальная рефлексия Шестова не противоречит соборным интенциям русской философии, поскольку она приобретает у него ярко этическую окраску. Это соответствует нравственному характеру русской философии. В статье также показывается глубокая связь «философии подполья» Достоевского и экзистенциальной философии Льва Шестова.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Идея гуманизма в философии древнего Востока: конфуцианство, дзэн-буддизм
стр.14-19
Богомазова Н. Л., Валеева Г. В.
В статье исследуется вопрос взаимоотношения Востока и Запада в рамках
древневосточной философской мысли. Центральная категория – понятие гуманизма в философско-культурологических и религиозных учениях Востока: конфуцианство, дзэн-буддизм. Определяя гуманистический аспект восточных учений, ставится вопрос о том, является ли человек в них самостоятельной ценностью, сознательным субъектом своих действий, развивающимся на основе законов собственной картины
мира, или же он есть часть целого, подчиненная основным закономерностям.Определяется степень влияния этих учений на западную культуру в целом и на русскую в частности, на формирование гармоничной личности современной исторической реальности.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Новый образ историка философии: Мишель Фуко
стр.20-25
Настоящая статья рассматривает образ Мишеля Фуко как историка
философии эпохи постмодерна. Автор выделяет новый, радикальный подход философа, отказ от традиции и направленность на различные практики, дискурсы, техники. Так, меняя привычный вектор рассмотрения истории философии, появляются новые методы работы с ней и другие подходы. История философии перестает быть точной, научной, постоянной, становится трудно определимой. Несмотря на это, она функционирует, предлагая себя как оппозицию Новоевропейскому способу мышления и радикальный ответ метафизическим,
телеологическим системам. В рамках исследования «заботы о себе», Фуко выводит фигуру историка философии, вовлеченного в игру истины.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Феномен еды как культурный код
стр.26-31
Мелешко Е. Д., Набилкина Л. Н.
В статье представлен анализ феномена еды как культурного кода,
содержание которого раскрывается в контексте гастрономического события, смысл которого обозначен в профаном и сакральном значении, как антропологическая и культурологическая проблема, в ее онтологическом и культурно-коммуникативных срезах.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Цивилизационная стратегия образования
стр.32-41
В статье рассматриваются два вида антропологических подходов в
образовании. Доказывается, что современная западная стратегия образования тесно связана с идеологией трансгуманизма и противоречит базовым ценностям российской культуры. Обосновывается возможность альтернативной цивилизационной стратегии в отечественном образовании, которая должнаопираться на персоналистические положения русской философской традиции.
Цивилизационная стратегия в образовании рассматривается как основа
социализации и инкультурации молодежи в образовательном пространстве.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
"Мужской взгляд" и теория феминистского кино
стр.42-51
В статье речь идет о работах Лауры Малви, которая вошла в историю
феминистской критики как исследователь кино в аспекте психоанализа и
феминизма. Особое внимание уделяется ее эссе «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф», которое оказало значительное влияние на развитие кинотеории. Автор статьи анализирует концепцию Лауры Малви, делая ссылки на ее работы. Среди вопросов, поднятых Лаурой Малви, – способы первичной и вторичной
идентификации, механизмы формирования субъективности, явление вуайеризма, специфика «мужского взгляда», позиция женщины-зрителя, особенностипредставления женщины в кино.
По мнению И. Е. Герасименко, исходный тезис Л. Малви состоял в том, что
форма фильма обусловлена бессознательным патриархального общества.
Заимствуя «мужской взгляд», женщина-зритель усваивает навязываемое ей патриархальное мировоззрение. Указывается, что эссе «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф» имеет теоретическую ценность, поскольку в ней вводится в научный оборот понятие «мужской взгляд».
В статье отмечается, что Л. Малви подробно рассматривает фетишизм с
точки зрения кино. Приводится позиция исследовательницы и ее оппонентов. Анализируется связь фетишизма и любопытства в более поздних работах Л. Малви.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
История православной миссии и современность
стр.52-60
Игумен Серапион (А. Е. Митько), иеромонах Лев (С. С. Скляров)
В начале XXI века перед соборным сознанием Церкви стала задача
необходимости переосмысления исторического опыта православной миссии. Эта необходимость определяется миссионерскими императивами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и теми задачами, которые Его Святейшество ставит перед современными православными миссионерами. Целостное осмысление исторического опыта Русской Православной Церкви в сфере миссионерского служения является не только научной программой или данью памяти подвижникам прошлого, – без такого осмысления возникают трудности дальнейшего развития церковного строительства.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
"Народные рассказы" Л. Н. Толстого как антитеза массовой культуре
стр.61-69
Полнова К. К., Рождественская И. В.
В статье рассматривается цикл духовных рассказов русского писателя Л. Н.Толстого, созданных писателем в период с 1880 по 1890-е годы, получивших название «народных». Анализируются причины возникновения, характерные жанровые особенности, эстетические цели и задачи создания уникальных по своей структуре, языку и тематике рассказов. Показана эстетическая и нравственная позиция писателя в его работах «Что такое искусство?», «Так что же нам делать?».
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Постижение пассионарности к культуре протогорода через миф, ритуал, символ
стр.70-77
Сущность пассионарности в культуре протогорода раскрывается в основных способах постижения ее культурного смысла через миф, ритуал, символ, сакральное на примере культуры Аркаима. Пассионарность проявлена в разных предметных формах бытия: на онтологическом сущностном уровне универсалий, на гносеологическом уровне коммуникативной формы языка и мышления, на
праксеологическом уровне образно-символической деятельности и
материализована в археологических артефактах. Все эти символические программы мышления и деятельности пассионария направлены на становление его природно-культурного единства и универсальности в целостной картине мира.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Книга как культурный и экзистенциальный феномен
стр.78-88
В статье рассматриваются экзистенциальные функции книги в культуре.
Показано, что книга выполняет эти функции благодаря своему воздействию на экзистенцию человека как особое, ничем не заменимое средство смысложизненной рефлексии, выступая в качестве «органона» целостного осмысления бытия. Книга как уникальная целостность выступает в качестве модели значимых человеческих отношений. Чтение является мощным фактором развития личности не как только как
источник знаний, но, в первую очередь, как особый вид работы сознания. В процессе чтения сознание читателя попадает в особый многомерный мир, в котором нет ничего заранее определенного, и поэтому читатель трудится над выстраиванием как бы заново своего личностного восприятия и понимания мира. Благодаря этому, чтение является «универсальной тренировкой» сознания, расширением его
функциональных и содержательных возможностей.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Ценностные особенности культурной модернизации Китая
стр.89-94
В статье анализируются аксиологические доминанты культурной
модернизации Китая, в ходе которого выделены понятие, элементы и цели
культурной модернизации, показан культурный дуализм модернизации,
подчеркивается необходимость сохранения национальной культурной
идентичности. В статье обозначена нравственная составляющая
модернизационного процесса в контексте его демократического содержания, смысл которого в свободе выбора каждого гражданина участия в культурном преобразовании страны и его ответственности за этот выбор.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова