Автор данной статьи - сокурсник и коллега выдающегося отечественного философа Даниила Валентиновича Пивоварова. В содержании статьи синтезируются результаты историко-философского анализа творчества Д.В. Пивоварова и пятидесятилетний опыт взаимодействия автора с ним. Показаны особенности влияния философских идей Пивоварова и его личности на формирование духовного мира людей, окружавших его. Отмечается неотделимость философской биографии Пивоварова от многогранной деятельности М.Н. Руткевича, А.Ф. Еремеева и других представителей уральской философской школы. Становление философского факультета Уральского государственного университета (ныне УрФУ) непосредственно связано с работой Пивоварова как автора множества философских произведений, руководителя большой научной школы и создателя кафедры религиоведения [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Автор статьи утверждает, что своими интеллектуальными достижениями Пивоваров во многом обязан своей супруге Азе Михайловне, кандидату философских наук.
Интеллект. Инновации. Инвестиции
2016. — Выпуск 10
Содержание:
Статья посвящена раскрытию отношения автора к Даниилу Валентиновичу Пивоварову как к крупному философу, создавшему свою научную школу и воистину замечательному человеку, чьи таланты были удивительно глубоки и разнообразны. Автор, хорошо знавший его ещё со студенческих лет, свидетельствует о присущем ему глубоком уважении к людям, неутолимом стремлении способствовать их успехам. Свой богатый человеческий потенциал Д.В. Пивоваров проявлял в процессе повседневной жизни, в основном состоящей из научного творчества и преподавательских забот. Собственно профессиональное в его деятельности было неотделимо от общения с множеством причастных к философии людей, каждый из которых ощущал и со временем осознавал, что судьба свела его с человеком, одарённым удивительным талантом доброты.
Ключевые слова
В статье представлен образ выдающегося современного философа Даниила Валентиновича Пивоварова, сложившийсявсознанииавтора. Испытавнасебевлияниемыслей Пивовароваиегоотношения к окружающим, став свидетелем совершённых им поступков, автор отмечает его значительный вклад в установление несостоятельности сенсуалистских представлений о действительности; присущие ему нестандартность, эрудицию, обилие выдвигаемых идей, способность понять и верно оценить новое даже тогда, когда оно не соответствует его собственным взглядам. Он указывает на определённую преемственность между результатами философского поиска Пивоварова и содержанием тех исследований, которые проводятся им самим и его учениками, а также выражает уверенность в том, что влияние личности Даниила Валентиновича и написанных им текстов на творчество многих людей будет продолжаться ещё долгие годы.
Ключевые слова
Актуальность темы настоящего исследования детерминируется совокупностью двух обстоятельств: с одной стороны, в получивших широкую известность философских концепциях культура отображается фрагментарно и зачастую внутренне противоречиво, с другой стороны, существует более совершенная по сравнению с ними, но относительно малоизвестная концепция, разработанная нашим современником, выдающимся отечественным философом Даниилом Валентиновичем Пивоваровым (1943-2016), в которой представлен целостный, объёмный, содержательно богатый образ культуры. Цель исследования заключается в презентации концепции Пивоварова как неотъемлемой составляющей современной философии, теоретически корректно и эвристически ценно синтезирующей в своём содержании разнородную и разнообразную объективную информацию о сущности и существовании культуры. Методы исследования: аналитический, синтетический, герменевтический и диалектический; их комплексное применение на основе компаративистского подхода обеспечило целостное видение генезиса, современного состояния и перспектив развития данной концепции. Основные результаты исследования состоят в формировании целостного образа рассматривавшейся концепции, определении некоторых особенностей её эвристического потенциала и выявлении позитивного опыта его реализации при разработке различных философских проблем.
Ключевые слова
В статье рассматриваются принципы, положенные в основу светской версии гносеологии религии Д.В. Пивоварова. Целостность и концептуальность его позиции придает принцип синтетизма. Данный принцип является отличительной чертой научной школы данного мыслителя, получившей название«синтетическая парадигма в философии». В гносеологии религии автор выделяет два базовых способа познания - «осваивающее» и «отчуждающее», которые в данной концепции дополняют друг друга. Он различает внешнюю и внутреннюю истину, если первая ценностно-нейтральна и интерсубъективна, то внутренняя истина (истина/правда) носит личностный и ценностный характер. Соответственно, внешняя истина связана с отчуждающим познанием, тогда как внутренняя истина - с осваивающим познанием. Принципы гносеологии религии, разработанные Пивоваровым, могут быть продуктивными и для эпистемологии - теории научного знания.
Ключевые слова
В статье рассматривается общая проблема обновления метафизики в современной философии. В рамках этой проблемы задача статьи заключается в выявлении и описании условий возможности преодоления онто-теологического проекта метафизики. В решении этой задачи выделяются два вопроса, которые и предопределили структуру статьи.В первой части статьи дается историческое и структурное обоснование онтотеологической природы метафизики, которая раскрывается через полагание общего и высшего основания сущего. Во второй части деконструируется положение о достаточном основании. Выделяются две возможности трактовки основания. Согласно первой возможности, никакое основание не является последним. Вторая возможность постулирует случайное основание как последнее, абсолютизирует его. Дается обоснование третьей возможности: отсутствие основания как онтологическое условие достаточности онтического основания. В заключение указываются ориентиры обновления метафизики: постфундаментализм, антиэссенциализм и не-теоретический этос философии.
Ключевые слова
В статье рассматривается проблема понимания альтруизма с точки зрения естественных и гуманитарных наук. Автор предпринял попытку включить термины, характеризующие смысловое поле понятия «жертва» в контекст общефилософской терминологии. Проведено различие между терминами«альтруитивное» и «альтруистическое» поведение. Установлена невозможность понимания поведения человека без обращения к поведению живых существ. Жертвенность представлена как основание социальной жизни. В архитектоническом плане жертва характеризуется как начинание и импульс.
Ключевые слова
Актуальность настоящего исследования определяется тем, что граница как философская категория служит для фиксации представлений о взаимоотношениях человека с иными феноменами действительности. Граница при этом оказывается местом соприкосновения, единения ивзаимопроникновенияразличныхпроцессовиявлений,врамкахкоторогообнаруживаютсяхарактеристики всего сущего. Верное понимание смысла границы - ключ к выявлению меры целостности и свободы человека, степени его развитости и самодостаточности. Однако эффективному использованию категории границы порой препятствует недостаточная разработанность её содержательного наполнения. Цель исследования состоит в раскрытии особенностей человека в границах его целостности и свободы. Методы исследования: аналитический, синтетический, системный и диалектический; обращение к этим методам позволило уточнить и дополнить представления о границе целостности и свободы человека. Основные результаты исследования заключаются в понимании того, что устойчивость границ как меры целостности и свободы человека, с одной стороны, и их размытость, с другой стороны, в каждом конкретном случае обусловлены факторами как внешнего, так и внутреннего порядка.
Ключевые слова
В данной работе делается попытка определения понятия «религиозность». Автор учитывает наличие множества трактовок религии, однако ориентируется на ее понимание в православной традиции. Рассматривается процесс формирования религиозности, который опирается на три этапа духовного религиозного становления личности: духовное делание, духовный опыт и духовное думание. Раскрываются особенности этих этапов. Показывается специфика религиозного воспитания как процесса формирования православной религиозности. Особое внимание уделяется формированию религиозности в христианской семье. При этом во внимание принимаются не только естественные условия жизни ребенка, но и сверхъестественные. Анализируется роль православной религии в становлении современного человека. Философский поиск приводит автора к пониманию того, что постижение мира через духовный опыт личности не ограничивается религиозной стороной; в этом процессе имеются техническая, философская, художественная и другие стороны.
Ключевые слова
В статье предпринята попытка через сравнение основных положений религиозно-философских концепций Карла Ясперса (1883-1969) и Даниила Валентиновича Пивоварова (1943-2016) оценить вклад выдающегося ученого, основателя кафедры религиоведения УрФУ Д.В Пивоварова в отечественные науки о религии.Методологической основой подобного сравнения выступает, с одной стороны, то, что оба мыслителя понимают религию не теологически и не психологически - они являются сторонниками онтологического подхода к ней. Не связывая свое учение с какой-либо определенной конфессией, не идя по пути сравнений и обобщений, оба философа рассуждают в терминах и понятиях трансценденции и экзистенции, отстаивая идею о всеобщем универсальном характере принципа, лежащего в основе всех мировых религий. С другой стороны, соотнесенность экзистенции человека с трансценденцией рассматривается в учениях Ясперса и Пивоварова не как теоретическая, а как «практическая» проблема, решение которой осуществляется так или иначе каждым индивидом, что помогает или препятствует его мироориентации и деятельности в мире. Подобное сравнение облегчается, помимо прочего, тем, что оба мыслителя были, что называется, «практичными людьми». Они искали практичной веры и практичной философии. Наконец, оба рассматривали философское фундирование веры как способ объяснить представителям различных конфессий сходство их базовых мировоззренческих представлений - при всех различиях вероучений и культов. Отнюдь не навязывая единых «философских стандартов», они добивались возможности межконфессионального диалога - на базе университетской философии, обеспечивающей толерантность и взаимопонимание, но не тождество.Данный подход, через сравнение философско-религиозных позиций Ясперса и Пивоварова, позволил не только изложить в краткой форме основные положения Уральской школы, но и определить их место в спектре направлений, существующих в философии религии.
Ключевые слова
Статья выявляет методологические основания оппозиции и тождества субъекта и объекта познания вфилософии. Так, вметодологическомарсеналефилософскогопостмодернизмапризнаётсясуществующим лишь уровень субъективации, на котором и происходит отождествление субъекта и объекта познания. При постмодернистском секвестировании механизма познавательной деятельности исчезает возможность анализа процессуальности человеческого познания. Игнорируются уровни объективации и объектный. Одной из причин подобной элиминации стало отсутствие серьёзного анализа структуры процесса человеческого познания и недостаточная оценка исследований данной проблемы в эпистемологии, и, в частности, концепции третьего мира Карла Поппера. Это и порождает методологическую недостаточность. А именно методологической ошибкой, методологическим основанием, «смерти субъекта» в теории познания постмодернизма стало отождествление мира состояний сознания, ментальных состояний, то есть субъективного мира познающего и мира объективированного знания.Альтернативой постмодернистской методологии выступает субъект-объектная парадигма анализа человеческого познания, а использование принципа холизма в анализе познания даёт возможность преодоления методологической односторонности.
Ключевые слова
Целью статьи является освещение вклада Д.В. Пивоварова в разработку природы идеального. Этот вклад заключается в следующем: а) он критически оценил концепции идеального, представленные в работах Д.И. Дубровского, Э.В. Ильенкова, М.А. Лифшица; б) выяснил, что все указанные теории объединяет общая идея: идея отражения мира при помощи репрезентанта; в) обосновал, что в качестве репрезентанта могут выступать три феномена: субъективная реальность (Дубровский), схема (структура) практики (Ильенков), эталон, способный представлять определенный класс предметов (Лифшиц); г) аргументировал, что все они обладают одним свойством - являются переносчиками информации об объекте, но не содержат в себе вещества этого объекта. Исходя из этого, Д.В. Пивоваров создал свою - синтетическую - теорию идеального. Согласно его мнению, идеальное возникает при взаимодействии субъекта и объекта. При этом происходит перенос «чистой информации» от объекта к субъекту при помощи репрезентанта.
Ключевые слова
На основании анализа различных теоретических моделей выявляются онтологические основания одиночества. Опираясь на теорию рефлексии Г.В.Ф. Гегеля и рассмотрев механизм появления качества в результате диалектического взаимодействия внутренних и внешних противоположностей бытия, автор делает вывод о том, что одиночество представляет собой процесс соотношения потенций самобытия, которое стремится быть субъектом, и сил инобытия, противостоящих ему. Это процесс, при помощи которого нечто пытается сохранить свою неповторимость и индивидуальность, свою особенность. В зависимости от пропорций наличного дисбаланса со средой самобытие переживает либо состояние вынужденного, разрушительного, либо позитивного, принимаемого одиночества. Предельной объяснительной моделью одиночества служит идея процесса неравновесного взаимодействия качеств. Выявив онтологические основания одиночества, можно утверждать, что оно представляет собой необходимую и неотъемлемую компоненту духовного мира человека. Сама духовная жизнь человека выступает, во-первых, как взаимоотражение знания (мера сознательного); во-вторых, как установка (мера бессознательного) и, в-третьих, как оценочные состояния совести и веры. В этой связи одиночество, рассматриваемое в контексте духовности, включает в себя меру сознательного, то есть знания, проявляется как бессознательная установка и в качестве подсознательного характеризуется оценочными состояниями. Представляя собой важный элемент динамичной сущности внутреннего мира человека, одиночество выступает как внутренняя причина генезиса человеческого духа в его индивидуальной и общественной формах, детерминирует становление и развитие важных смысложизненных отношений, формирует отношения человека к внешнему миру, другим людям и самому себе, а главное несет ответственность за напряженность, а иногда и трагичность душевных состояний.
Ключевые слова
Цель статьи: показать особенности эволюции познавательного потенциала индивида сравнительно с познавательным потенциалом сообщества, в которое он включен. Построение образа объекта опосредовано совокупностью операций, производимых с этим объектом. Формирование предметного компонента знания зависит от многообразия и разносторонности операций, что ведет к установлению операционного инварианта. Процесс развития труда и познания определяет доминирование операционной составляющей в структуре познания индивидов. В ходе истории познавательный потенциал и размах практической деятельности человеческого сообщества увеличивается, но растет и рассогласование между возможностями совокупного и единичного субъектов познания. В процессе познавательной деградации индивидов имеются две узловые точки: 1) Становление индустриальной эпохи привело к технологическому отчуждению труда, при этом знание, необходимое для выполнения элементарных операций субъектом трудовой деятельности, не выходит за пределы этой узкой области, не обогащает его картины мира. 2) Становление постиндустриальной эпохи привело к распространению принципов организацииматериальногопроизводстваиндустриальноготипанадуховнуюдеятельностьиобразование.
Ключевые слова
В статье рассматриваются особенности этнических форм культуры, определяющие этнокультурную идентичность человека. Исследуется культура как социальный код, определяющий специфику и воспроизводство общественных структур и человека как «общественного животного». Рассмотрена диалогическая природа культурного кода. Показано, что основанием диалогичности культуры является апофатический горизонт совершенства смысла, предвосхищение которого определяет воспроизводство и развитие форм культуры. Этот подход основывается на концепции Д.В. Пивоварова, рассматривающего культуру как деятельность, связанную с производством идеалов. Проанализирована природа этнокультурного идеала. Установлено, что он являет собой представленное в культурных образцах символическое единство традиционных норм и ценностей. Этнокультурная идентичность личности определяется экзегезой этнических форм культуры, выявляющей в нормах и образцах апофатичность идеи, формирующей в себе представления о человечности человека.
Ключевые слова
В работе исследуется соответствие понятия личности его дохристианским и христианским истокам. Дается суммарное определение личности как понятия о самостоятельном суверенном и относительно независимом от внешнего воздействия способе выражения индивидуального человеческого «я».Устанавливается, что все современные понятия личности восходят к античным определениям: πολίτης - социумный индивид; πρόσωπον - лицо; ιδιώτης - индивид вне общества. С начала ХХ века органическойчастьюпрактическивсехантропологическихсистемсталоучениеоличности- персонология. Представлены два ее варианта - персонализм и имперсонализм. Исследуется процесс формирования понятия «личность» в христианстве. Показывается, что идея личности в полноте содержательных признаков утверждается после европейской Реформации и исторически созревает после И. Канта, обретая персоналистичность, становится основой персонализма. По отношению к персонализму встречно формируется противоположный тип неавтономного понимания человека - имперсонализма как учения о человеке, как существе сугубо социальном.На основе работ Д.В. Пивоварова выдвигается тезис: есть третий путь определения личности, совпадающий с христианской традицией - следование по пути соединения с Абсолютным Духом (не с обществом и не с самим собой). Личность - «в гармонии целостности», и она присуща каждому человеку
Ключевые слова
В статье развиваются идеи симфоники - методологии единения. Рассматриваются яркие примеры идейной борьбы во II-IV веках: непримиримые высказывания апологетов о Язычестве, а языческих философов - о Христианстве. Далее рассматривается одно из достижений русской культуры XX-XXI веков - синтетическая парадигма в философии, разработанная Д.В. Пивоваровым. Она выражает противоположную тенденцию - стремление объединить в единое целое различные идеи, подходы, концепции.Две тенденции в отношении к философским и религиозным учениям исследуются с точки зрения симфоники. Формулируется принцип, которому соответствует идейная борьба в период становления Христианства и в другие эпохи; его можно назвать принципом отвержения. Ему противопоставляется принцип расширения логического пространства, которому соответствует, в частности, синтетическая парадигма в философии. Высказывается надежда на то, что в будущем наступит эпоха Единения.
Ключевые слова
Автор статьи высказывает тезис об особом значении выразительности поэтического слова для исторического опыта поколения и страны в целом. Избирая смыслы, а затем выражая их, поэт берет на себя ответственность и, следовательно, смелость обратиться к истокам своей культуры. Судьбоносным становится избранное поэтическое слово, значение которого созвучно судьбе народа. Судьба Ф. Гельдерлина представляет интерес для современного исследователя не только в силу исторических причин (однокурсник Г.В.Ф. Гегеля), но и по характеру излагаемого религиозного опыта, описание и понимание которого для культурного контекста XXI века позволяет по-новому осмыслить духовные преобразования современности.Выявлено одно из базовых условий интерпретации поэтического текста, а именно особое интеллектуальное участие в понимании замыслов творений. Например, поэтические образы, осмысленные в контексте исторической судьбы народа, содержательно обуславливают реконструкцию опыта переживания поэтом его времени для иных поколений. На примере анализа творчества Гельдерлина обозначена роль философской герменевтики в понимании феномена религиозного опыта.