Традиция русской благотворительности, восходящая к глубокой древности, заслуживает изучения, поскольку несет в себе потенциал развития общества на духовно-нравственных ценностных основаниях, присущих российской цивилизации: милосердии, взаимопомощи, соборности. Вместе с тем, изучению паттернов и важных этапов развития благотворительности в России, в чем можно найти истоки современного волонтерского движения, в отечественной историографии не уделялось должного внимания. Данная статья посвящена анализу морально-ценностных установок и специфики идейно-духовной атмосферы, поведенческих стратегий благотворителей в отечественной истории. Актуальность исследуемой проблематики состоит в анализе индивидуальной личностной составляющей и тех институциональных возможностей, которые дают социальные институты, в едином процессе социального взаимодействия личности, общества и власти. Сделан вывод о том, что в наши дни «благое деяние в пользу общества» превратилось из обычной нормы морали конкретного человека или отдельных социальных групп в сегмент государственной политики регулирования общественных взаимоотношений за счет активного развития волонтерства.
Локус: люди, общество, культуры, смыслы
2022. — Выпуск 2
Содержание:
Статья посвящена сравнительному анализу создания, функционирования и итогов деятельности Избранной Рады и Негласного Комитета. Сравнение проводится по следующим параметрам: причины создания, хронологические рамки, состав, взаимоотношения с главой государства, место и роль в структуре государственной власти, основные мероприятия, итоги и последствия их деятельности. Подобного исследования в российской и зарубежной историографии еще не проводилось. Авторы приходят к выводу, что создание и деятельность Избранной Рады и Негласного Комитета можно считать закономерностью в историческом развитии России, когда на определенном этапе ее истории возникла потребность в учреждениях, которые могли бы разрабатывать и проводить серьезные реформы, не будучи связаны с прежней правящей элитой, но и не полностью порывая с ней.
Ключевые слова
В статье анализируются проблемы жилищного строительства СССР в послевоенный период, когда экономичность хрущевского рационализма сменила эстетику сталинского классицизма. Послевоенное увлечение украшательством стало противоречить нарастающей потребности развития массового жилищного строительства. Новые тенденции в архитектуре все серьезнее влияли на официальную архитектурную политику. В статье рассматривается период 1950-х гг., когда типизация проектов, индустриализация домостроения, экономичность и стандартизация жилищного строительства заменили эстетичность классического архитектурного стиля. В статье показано, что изменение творческих установок было связано не только с воздействием на архитектурную практику советских властей, указаний и инструкций Правительства СССР. В 1950-е гг. и в архитектуре стали меняться вкусы и стереотипы. В статье анализируется борьба с «излишествами» в архитектурной сфере, когда происходила эволюция архитектурных представлений, появились новые выразители художественного эталона времени. Проектные инновации в первую очередь были вызваны необходимостью форсированного экономичного строительства жилья советским гражданам. Типовое жилищное строительство при индустриальных методах смогло разрешить жилищный кризис в СССР, что стало реальным достижением советских властей.
Ключевые слова
На протяжении своей истории человечество постоянно сталкивается с различными эпидемиями, которые активно влияют на общественные процессы. К их числу относится знаменитая чума. Группа генетиков под руководством М. Ахтмана выявила самый первый очаг возбудителя данной инфекции в восточной части Африканского нагорья. Оттуда биовар «антик» распространился в северном направлении, включая территорию долины Нила и исторического Египта. Однако сроки этого процесса были крайне неопределенны, от 20 000 до 1500 лет назад. В этой связи возникает вопрос, существует ли маркер, на основании которого можно судить о появлении данного заболевания в Древнем Египте, и можно ли составить хотя бы приблизительно этапы распространения столь опасного заболевания? Анализируя доступные источники, автор статьи приходит к следующим выводам. Если правомерно говорить о распространении чумы в Древнем Египте, то совершенно очевидно, что ее вспышки изначально могли носить исключительно сезонный и локальный характер. Связано это было с тем, что в момент сильных разливов переносчик чумных блох дикая крыса Arvicanthis niloticus покидала привычные места обитания и временно селилась вблизи человеческих жилищ, где заражала людей и домашних животных. Благодаря естественной водной преграде и равномерному распределению поселений друг от друга, сохранялась безопасная дистанция, не позволяющая отдельным вспышкам перерасти в эпидемию. Как только происходил спад воды, крысы откочевывали в свои места обитания и инфекция естественным образом прекращалась. Ситуация начинает радикально меняться тогда, когда из-за разрастания торговых и посреднических операций в Поздний период истории Египта (664-332 гг. до н.э.) и Птолемеевское время (305-30 гг. до н.э.) в долину проникает черная крыса Rattus rattus. В отличие от Arvicanthis niloticus черная крыса не откочевывает в дикую среду, а постоянно живет рядом с человеком. Своеобразным маркером чумного заболевания в это время становится почитание богини Бастет в образе домашней кошки. Кошка выступает не просто как естественный борец с крысами, но и сама является фактором распространения данного заболевания. Наконец, решающую роль в распространение чумы привносит африканская блоха-эндемик Xenopsylla cheopis. Благодаря тому, что это насекомое может длительное время обходиться без пищи, способно жить в зерне и тканях, а также тому, что оно паразитирует на крысах рода Rattus, которые обитают в том числе в портовых сооружениях и трюмах кораблей, возникает риск передачи заболевания на значительные расстояния. Последний фактор мог привести к вспышкам чумы в античном Средиземноморье.
Ключевые слова
Впервые в отечественной литературе проводится анализ военной организации государственного образования Уасулу (Васулу) во главе с альмами Самори Туре. Статья раскрывает особенности военной организации на примере противостояния Самори и французских войск. История колониальных войн Франции традиционно освещалась и освещается отечественными и зарубежными учеными в русле исследований современных государств Африки и Азии, бывших колоний Парижа. Однако отечественные ученые изучали французские (и др. аналогичные) войны без рассмотрения многих вопросов в военной плоскости. Отечественные исследователи не посвящали военной организации противоборствовавшей стороны, т.е. колонизируемых государств, никакого внимания. Данный недостаток частично связан с отсутствием доступа к исследовательской литературе на иностранных языках. В центре внимания находятся вопросы, связанные со структурой войск, их комплектования, питания, численности, тактики, уровень развития военного профессионализма. Отдельное место занимает вопрос о вооружении «армии» и предпринятой Самори политики ее перевооружении. В работе делается вывод о незаурядных организаторских и полководческих способностях Самори, о создании гомогенной военной организации, возможно, не имевшей аналога у других государственных образований, как минимум, Западной Африки.
Ключевые слова
Статья посвящена одному из аспектов истории малоизученной религиозной группы мариавитов, возникшей в Польше на рубеже XIX-XX вв. и отлученной от католической церкви в 1906 г. папой Пием Х. Вводная часть статьи содержит краткую информацию о возникновении мариавитского движения, возглавляемого тайной монахиней Марией Козловской. Далее исследуется мариавитская оценка роли официальной католической церкви в прошлом Польши, представленная на страницах «Мариавитских ведомостей» (Wiadomosci, Wiadomosci Maryawickie), выходивших на раннем этапе движения (1907-1914 гг.). Изучение упомянутого источника показывает, что мариавиты сурово критиковали официальную церковь, рассматривая ее влияние на протяжении истории страны. Проблемы Польши во многом связывались с влиянием католической церкви, пренебрегавшей национальными интересами и преследовавшей иноверцев. Особенно негативной была оценка деятельности иезуитского ордена. Критика могла опираться как на осмысление реальных исторических событий, так и на мистификацию. В то же время при анализе публикаций о польской истории обнаруживается, что мариавитские авторы отмечали и благотворное влияние на польское общество некоторых обладателей духовного сана, выступавших за развитие образования и улучшение жизни крестьян. Наиболее высокую оценку получил один из лидеров польского Просвещения - Гуго Коллонтай.
Ключевые слова
Целью данной статьи является анализ кризисных явлений и процессов, возникших в экономике и социально-политической жизни аравийских монархий в 1980-е гг. Общемировое падение цен на нефть в начале 1980 г. весьма благополучными в предшествующий период аравийскими обществами было воспринято как «кризис», «обвал», «крах» и т.п., хотя правительство и официальная пресса явно избегали подобной терминологии. Положение значительно ухудшалось из-за финансовой катастрофы межрегионального рынка ценных бумаг Сук-эль-Манах в Кувейте. Это стало причиной многочисленных банкротств крупных банков и акционерных обществ, связанных с Сук-эль-Манах. Внутренние трудности и неблагоприятные международные обстоятельства (в частности, ирано-иракская война) вызвали острые социальные последствия. Правительства, где ведущие посты занимали члены монархических кланов, обвинили в неспособности справиться с кризисом, желании переложить трудности на своих подданных, а также разжечь этническую и конфессиональную рознь. Обострилась борьба за политические права, введение парламентских систем и т.п. Под сомнение был поставлен вопрос о самой легитимности монархических режимов. Однако в 1990 г. внутренний социально-экономический кризис внезапно сменился международным военно-политическим из-за оккупации Кувейта иракскими войсками. Все последующие годы монархи и их правительства были вынуждены справляться с новым комплексом проблем, где последствия кризиса 1980-х гг. оставались уже компонентом новой послевоенной ситуации.
Ключевые слова
В статье на основе неопубликованных архивных документов и источников личного происхождения представлены инструменты усиления и поддержания внешнеполитического влияния Советского государства в арабских странах Ближнего Востока. Немаловажное место в этом процессе отводилось институту Русской православной церкви и ее представительству в Антиохийской патриархии. В 1958-1960 гг. советское правительство продолжило выстраивать новый внешнеполитический курс по отношению к ближневосточным государствам. Кроме традиционных денежных вливаний, стратегическую важность и эффективность мер в сфере усиления лояльности и развития всестороннего сотрудничества СССР с ближневосточными странами оно видело не столько в применении силовых методов, как это практиковали США и европейские страны путем открытой интервенции и вмешательства во внутренние дела, сколько в тонкой идеологической пропаганде через образование и просвещение арабского населения. Особую роль в процессе политического и духовного сближения СССР и стран Ближнего Востока сыграл представитель РПЦ при Антиохийском патриархе епископ Подольский Иоанн (Вендланд).
Ключевые слова
В статье отмечается, что усиление сложности и интенсивности развития всех сфер жизнедеятельности социальной системы привело к проявлению новых временны х свойств, что актуализировало значимость научного инструментария динамических характеристик. Автором рассматриваются различные временны е характеристики, в том числе и темпоральность, что дает возможность понять, как восприятие, интерпретация и аксиологическая оценка социально-политических процессов и изменений обусловливает не только темпоритм и временной код социальной системы, но и определяет особенности менталитета. Понятие «темпоральность» как динамическая характеристика социальных систем отражает не только субъективное восприятие временности, относительно которой происходит ее интерпретация, но и интенциональность субъективного в реальность, саморефлексию по поводу становящейся реальности. В этой связи в статье рассматривается значение интерпретации и оценки будущего и прошлого для формирования жизненных стратегий настоящего. Отмечается необходимость дальнейшей разработки методологии темпорального анализа, в основе которого лежит междисциплинарность, рассматриваются эпистемологические ограничения и намечаются возможные направления развития данного методологического подхода.
Ключевые слова
Проблема смены руководителей и лидеров в ключевых экономических и политических институтах, получение определенных социальных позиций возрастным эшелоном, не имеющим советского опыта социализации, -одна из самых обсуждаемых в современном публицистическом и научном дискурсе тем. Материал содержит обзор наиболее влиятельных теоретических подходов к изучению поколений, выделен гипотетический комплекс факторов, обуславливающих формирование специфических поведенческих характеристик различных возрастных когорт, и намечены перспективы дальнейших эмпирических исследований. Выделены и рассмотрены относительно самостоятельные (с собственной методологией и методами, но пересекающиеся по некоторым позициям), научные подходы: культурно эволюционная теория (Р. Инглхард, К. Вельцель); теория поколенческих архетипов (У. Штраус и Н. Хоу и др.); теории, делающие акцент на процессах социализации и воспитания (М. Мид, Дж. Твенге и др.); теории влияния развития цифровых технологий и сетевых форм коммуникации (Дж. Твенге, Д. Тапскотт и др.). Приведены некоторые выводы американских исследователей экономики, показывающих влияние поколенческих характеристик на корпоративные стандарты и рынок потребления. Российский корпус исследований представлен обзором работ начала 2000-х гг., где в центре внимания было воспроизводство архетипических черт «советского человека» в новых условиях (Ю. Левада), смена ценностных ориентаций молодежи (М. Горшков, Ф. Шереги, М. Яницкий и др.), ситуация межпоколенного разлома как следствие социального сдвига «нулевых» (В. Радаев). На основе анализа авторы делают вывод о наиболее вероятных изменениях в характеристиках молодых поколений в сфере эмоциональных проявлений, рациональных установок, группового поведения и предлагают схему дальнейших эмпирических исследований.
Ключевые слова