В методологию исторического исследования включен, ставший сейчас традиционным или специально-историческим, метод ретроспекции. Особенностью применения данного метода в изучении прошлого историком является то, что историческое время в нем рассматривается не по законам принципа историзма (от начала события / явления к его концу), а по правилам историографической ретроспекции. В данной статье автор дает попытку объяснить значимость довоенных материалов центральных органов статистики БССР как исторического источника. Отметим, что осенью 2019 г. в Республике Беларусь будет проведена третья по счету перепись населения, которая позволит руководству и гражданам страны получить важные сведения о темпах развития молодого по историческим меркам государства. В связи с этим у многих граждан нашей страны возникнет интерес о репрезентативности полученных сведений переписи, в том числе о возможности их сравнения с результатами прошлых переписей. Перепись как форма обследования населения известна нашему населению более ста лет. Так, с 1897 г. на территории Беларуси проводилось несколько переписей, результаты которых рассмотрены в десятках научных работ. Что же касается преемственности, то современные белорусские переписи (1999 г., 2009 г.) являются продолжением советских переписей, которые проводились на территории всего Советского союза (1926 г., 1937 г., 1939 г., 1959 г., 1970 г., 1979 г., 1989 г.). Начало недоверия к результатам переписи было положено в истории Беларуси в период проведения Всесоюзной переписи 1937 г., когда из политических предрассудков результаты переписи были скрыты от населения, а ее организаторы были репрессированы как враги народа. Интерес к этому факту продолжает существовать до сих пор в научных кругах. Последние работы российского историка И. А. Тропова [1] и французских историков А. Блюма и М. Меспуле [2] демонстрируют нам огромный пласт работы по восстановлению научной ценности или репрезентативности материалов центральных органов статистики БССР (СССР) как исторического источника.
Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук
2017. — Выпуск 2
Содержание:
Статья посвящена рассмотрению этапов становления и развития инноваций, идей их формирования и концепций. К сожалению, стоит отметить, что до сегодняшнего дня отсутствует единое понимание инноваций, нет четкой концепции их развития и нельзя с достоверностью утверждать, что намеченные государственные меры (инструменты) реализации инновационной политики подойдут абсолютно для всех стран мирового сообщества. Перечисленные проблемы требуют корректировки мер в исследовании и реализации инноваций, смещение акцентов на увеличение поддержки по всем составляющим национальной инновационной системы, усиление мер, направленных на радикальное повышение эффективности в сфере инноватики, на концентрацию усилий государства по решению критических для инновационного развития проблем.
Ключевые слова
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящий момент в мире происходит активная популяризация и распространение идеологии «исламского государства» его последователями. В этой связи возникает необходимость выработки подходов к противодействию данной идеологии, ставшей глобальным вызовом современному обществу. Как известно, «исламское государство» активно пропагандирует модель, так называемого, «исламистского социализма», в основе которой находится эгалитаристская идея о создании общества с равными политическими, экономическими и правовыми возможностями. В этом и заключается привлекательность данной идеологии для ее сторонников, стремящихся к социальной справедливости, верховенству закона и равенству. «Исламское государство» декларирует отказ от современной цивилизации, которое олицетворяет собой современное неолиберальное общество с приматами индивидуальных ценностей, многообразия и толерантности. Эта идеология выступает еще и как угроза сформировавшемуся после распада Советского Союза «новому мировому порядку», подразумевающему мировое лидерство США. Считаем, что в целом противостоять идеологии исламского государства можно только путем изменения традиционной неолиберальной парадигмы мышления. После Британского референдума по «брекситу», нарастания антилиберальных протестных настроений и подъем популярности крайне правых сил в ведущих странах Западной Европы, президентских выборов в США исследователи уже ведут речь о феномене новой консервативной революции XXI века. Другим подходом к решению данной проблемы является усиление влияния христианского религиозного фактора в общественной жизни. Начать необходимо с формирования у молодежи правильной системы моральных и нравственных ценностей, основанной на традиционных христианских ориентирах.
Ключевые слова
В статье представлен авторский взгляд на аксиологический смысл безопасной экзистенции человека и сигму безопасности. Изменения социального пространства и перспективы развития современной цивилизации связаны с аксиологическим смыслом безопасной экзистенции человека. В глобализирующемся мире и в условиях обострения военных конфликтов, сетецентрических военных действий, кибератак, международного терроризма и нестабильной эклектики общественных отношений изменяется алгоритм жизнедеятельности и аксиологичность восприятия реальности и мышления современного человека. В современном обществе доминирует рационально-прагматичное отношение человека к существующей реальности, что постепенно приводит к ценностной эклектике. Именно поэтому сегодня особое значение приобретает сигма безопасности, которая представляет собой человека как ценность, как современную личность, уважающую государственные символы и законы, отличающуюся гуманизмом, высоким уровнем интеллекта, толерантностью, патриотизмом, профессионализмом, ориентированную в своей деятельности на основополагающие нравственные императивы. Аксиологический смысл безопасной экзистенции человека, в итоге, позволяет актуализировать элементы морального языка, гуманистического мировоззрения личности, что связано непосредственно со свободой выбора. Свобода выбора и безопасность человека представляет собой регулятивное понятие, созвучное нравственному ориентиру, приближающее общество к созидающей рефлексии, гуманизму и творчеству. Но, как это ни парадоксально, в современном социуме происходит изменение фундаментальных ценностей вследствие финансово-экономических кризисов, социальных потрясений, кибератак, сетецентрических военных действий и террористических актов.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу политической культуры как основного компонента гражданского общества. В отечественной и зарубежной литературе существуют различные подходы к определению политической культуры, но основателем концепции политической культуры по праву считается Г. Алмонд. Теория политической культуры была создана на базе многовековой традиции исследования политико-культурных аспектов политической жизни общества. Автор счел необходимым отметить базовые моменты, описывающие сущность политической культуры. Автор выделяет параметры, по которым можно анализировать динамику формирования гражданской культуры и отмечает, что политическая культура - это динамическая система, которая претерпевает со временем определенные изменения. Показана связь демократической политической культуры с гражданским обществом. Отмечено, что политическую культуру целесообразно анализировать по роли и месту политической культуры в обществе в связи с характером власти, властных отношений и политической системы. Особенно актуальным является выделение особенностей гражданской культуры России. В современной России в процессе становления гражданского общества идет напряженный поиск путей и способов ее выхода на устойчивую траекторию общественного развития. Проведенный анализ позволяет утверждать, что сегодня гражданская культура России менее внутренне структурирована и обладает достаточно ограниченным числом внешних проявлений, что накладывает свой отпечаток и на ограниченность механизма ее существования. Подводя итог анализу теоретических подходов к политической культуре, автор выделяет, что теоретические исследования политической культуры начались не так давно (в 50-е гг. XX века) и в течение десятилетий имеют дискуссионный характер. В настоящее время идет процесс всестороннего изучения политической культуры в мире в целом и политической культуры России в частности.
Ключевые слова
Современная интеграция, информатизация и борьба различных государств за перераспределение мировых ресурсов актуализирует гибридные риски и диктует необходимость выработки методов системного противодействия угрозам гибридных войн. Информационная экспансия и современная коммуникация, интенсивное развитие информационно-сетевых технологий привели сегодня к масштабным изменениям в приемах ведения современной войны. Глобальные процессы, происходящие в обществе, активная борьба за ресурсы между современными государствами доказывают, что структурные диспропорции во всех сферах жизнедеятельности социума порождают гибридные риски и войны, что детерминирует общественные отношения, а также сферу безопасности общества. Гибридные войны представляют собой специфическую информационно-коммуникативную эклектику, позволяющую деструктивно воздействовать на социальное пространство, изменяя информационные ресурсы с целью переформатирования общественных отношений и перераспределения ресурсов. Именно в такой неоднозначной ситуации сфера безопасности общества приобретает особый статус, а защита национальных интересов выходит за рамки одного государства, так как становится глобальной проблемой, требующей конструктивного диалога, обязательного выполнения подписанных коллективных договоренностей глав различных государств и консолидации усилий по борьбе с международным терроризмом. В итоге, сегодня угрозы гибридных войн являются глобальной проблемой цивилизации. Комплексная безопасность может и должна быть приоритетным направлением развития государств, особенно в ситуации, когда стремление к информационному доминированию, особенно в вопросах национальной безопасности, носит гибридный характер, объективно требуя внедрения методов системного противодействия гибридным рискам и угрозам гибридных войн. Гибридная война, как синтезирующая дефиниция, включает в себя самый широкий спектр политико-экономических, военно-стратегических, социально-правовых, культурно-исторических составляющих, а также информационную, сетецентрическую, кибервойну, сочетающую методы ведения традиционной войны с применением химического, биологического, ядерного оружия, что, в результате, может уничтожить современную цивилизацию.
Ключевые слова
В статье представлен авторский взгляд на культуру безопасной жизнедеятельности. Исследуя тенденции формирования культуры безопасной жизнедеятельности, а именно акцентируя внимание на аксиологическом аспекте, необходимо пояснить взаимосвязь и взаимозависимость регулирования процесса формирования культуры безопасной жизнедеятельности и безопасного существования личности. В современном мире в условиях активного развития техники, обострения разнообразных угроз, в том числе в повседневной жизнедеятельности, весьма актуальным становится вопрос формирования потребности личности в осуществлении безопасной жизнедеятельности. В данном случае одним из приоритетных направлений обеспечения безопасности, а также регулирующей роли государства является сосредоточение усилий на формировании культуры безопасной жизнедеятельности. Акцентуация внимания на формировании культуры безопасной жизнедеятельности предполагает разработку и внедрение системного подхода для реализации концептуальных основ формирования культуры безопасной жизнедеятельности в современном обществе. Следовательно, развитие данного направления может и должно происходить при разработке и внедрении единой концепции формирования культуры безопасной жизнедеятельности, формирования у человека потребности в безопасной экзистенции, более активного развития образования и науки, так как новые разработки необходимы для позитивного воздействия на процесс формирования культуры безопасной жизнедеятельности.