В связи с подготовкой и проведением торжественных мероприятий, посвященных 70-летию победы в Великой Отечественной войне, заметно активизировалась деятельность псевдонаучных организаций, обществ и групп, которые в своем подавляющем большинстве преследуют одну цель - переписать историю, закамуфлировать (обелить) преступную деятельность средствами, выходящими за рамки (пределы) общечеловеческих, национальных, моральных, религиозно-конфессиональных и культурно-бытовых факторов и ценностей. В этой сложной и противоречивой мазаике объективных условий функционирования и развития социальных систем в их субъектно-личностном выражении, особую актуальность и значимость приобретает проблема научного и непредвзятого анализа, истоков, подлинных причин и предпосылок развязывания Второй Мировой войны, подписания различных Договоров и Пактов, создания блоков и коалиций. Авторы статьи задаются вопросом: «А была ли альтернатива у СССР и Германии (Сталина и Гитлера) подписанию Московского договора 1939 года (пакта Риббентропа-Молотова) и отвечают на него - да, была». Однако на пути реализации данной возможности возникло много препятствий и трудностей, среди которых особое место занимает позиция польского руководства, раскрывающая сущность политики балансирования между интересами СССР, Великобритании, Франции и, особенно, Третьим Рейхом, а также патологическая (панская) неприязнь всего советского (православно-русского), стремление любыми средствами распространить свое влияние на Восток и выход к украинскому чернозему и черноморским берегам. Наряду с анализом позиции Польши, как союзника Германии по отношению к Чехословакии, авторы раскрывают неблаговидную роль Англии и Франции в расчленении и захвате немцами Чехословакии. На начало Второй Мировой войны чехословацкая армия была одной из самых сильных не только в Центральной и Восточной Европе, но и во всей Европе в целом. Более того, она располагала развитой аэродромной системой, мощной инфраструктурой, используя которую, авиация СССР смогла бы практически уничтожить всю оборонную промышленность Германии и, тем самым, изменить сроки нападения Германии на СССР или предотвратить Вторую Мировую войну в целом. Но ситуация сложилась по-другому сценарию, а история, как известно, не имеет сослагательного наклонения. Советское правительство вынуждено было заключить Пакт с Германией и, тем самым, отодвинуть границы с Третьим Рейхом на 250-300 км и изменить военные планы Японии на Востоке.
Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук
2015. — Выпуск 2
Содержание:
В представленной статье проводится анализ одного из исторических текстов, описывающих войну, которую князь Витовт вел против князя Скиргайло в 1390 - 1392 годах за власть в Великом княжестве Литовском. Данный конфликт до настоящего времени не получил исчерпывающего освещения в отечественной исторической литературе. Во многом это связано с отсутствием переводов на русский, либо белорусский языки прусских источников, прежде всего, хроник Тевтонского ордена. Одной из таких хроник, в которой гражданская война в Великом Княжестве Литовском описана достаточно подробно, является «Новая хроника Пруссии» Виганда фон Марбурга. Несмотря на то, что Виганд фон Марбург не являлся членом Тевтонского ордена, он исполнял обязанности герольда у великого магистра Ордена Конрада фон Валленрода и являлся непосредственным свидетелем прусских событий 1390 - 1392 годов. Особую значимость указанному источнику придает то обстоятельство, что хроника не являлась официальной летописью Ордена, в связи с чем ее автор широко использовал устную традицию, рыцарские предания и легенды. Кроме того, хроника Виганда фон Марбурга носит ярко выраженный светский характер. Его повествование содержит ряд подробностей, которые отсутствуют в других нарративных источниках. Так, автор рифмованной хроники называет имена сановников Ордена, которым было поручено строительство замков Нойгартен и Метенборг, называет участников литовско-орденских посольств, перечисляет наиболее знатных пилигримов, прибывших в то время в Пруссию сражаться с язычниками. Виганд фон Марбург сообщает нам о возникших в среде пилигримов разногласиях по поводу того, кому нести Хоругвь Святого Георгия, описывает порядок вступления отрядов на территорию противника и т.д. Автор представленной статьи приходит к выводу, что данный источник является одним из наиболее ценных в исследовании упомянутых событий. В приложении приводятся авторский перевод фрагмента хроники, в котором описываются события гражданской войны 1390 - 1392 годов в Великом Княжестве Литовском. Поскольку оригинальные рифмованные строки хроники, посвященные данным событиям, не сохранились, за основу перевода взят прозаический пересказ ее текста, выполненный в XV веке Конрадом Гесселеном.
Ключевые слова
Важной составляющей понимания любого исторического события является полная и достоверная информации о нем. Основным источником получения таковой информации следует считать архивный документ, хранящийся в фондах архива. Доступ к архивному документу обычно представлен традиционным каналом передачи информации - статьи, монографии исследователей, чья работа связанна с изучением определенной исторической темы. Это канал качественен, так как посредниками в нем являются профессиональные сотрудники архива, а также историк. В основной части работы приведен пример нового канала доступа к архивному документу - виртуальная экспозиция. Оцифровка архивных документов является наиболее перспективным направлением работы архива, так она обеспечивает возможность широкой доступности Национального архивного фонда, а так же создания резервного корпуса копий архивных документов. Завершая статью, автор дает рекомендации архивным учреждениям по совершенствованию процесса создания виртуальных экспозиций архивных документов.
Ключевые слова
В последние годы в ряде стран пересматриваются итоги Второй мировой войны и возрождается идеология нацизма. В этих условиях особую злободневность приобретает исследование становления и развития немецкого воинственного менталитета и его высшего проявления - германского боевого духа. Статья посвящена комплексному исследованию факторов, повлиявших на развитие германского боевого духа. Автор показывает, что генезис и становление германского боевого духа были связаны с таким историческим явлением, как немецкое рыцарство, ставшим для других европейских рыцарских организаций примером для подражания. В культуре германцев того периода сформировался концепт «война». Его основу составили такие черты национального характера, как жестокость, кровожадность и агрессивность. Германский боевой дух отразил не только ряд высоких морально-боевых качеств воинов, но также их манеру поведения и даже внешний вид. Воинственное пруссачество стало наиболее точным выражением германского боевого духа, на развитие которого повлияли многие исторические обстоятельства. Геополитический фактор германского боевого духа выразился в доктрине Священной Римской империи «Натиск на Восток». Ее идеи развили Ф. Ратцель и К. Хаусхофер. В статье обстоятельно показано, что немецкая культура оказала огромное влияние на укрепление германского боевого духа. Большую роль в этом деле сыграли германский эпос, песни миннезингеров и ландскнехтов, изобразительное искусство, архитектура, геральдика и музыка, особенно творчество Р. Вагнера и военные марши нацистов. Философское обоснование воинственности немецкого менталитета дали И. Кант и Г. Гегель. На воинственный немецкий менталитет оказали влияние также работы Ф. Ницше, М. Хайдеггера, К. Шмитта, О. Шпанна. Таким образом, германский боевой дух, рожденный в средневековом немецком рыцарстве, прошел многовековой путь развития под воздействием четырех основных факторов: истории, геополитики, культуры и философии.
Ключевые слова
Исторические процессы, происходящие в системе высшего образования в Российской Федерации, связаны, прежде всего, с преобразованием системы подготовки высококвалифицированных кадров. Рассматривая систему образования в историческом контексте, необходимо отметить, что в России после развала Советского Союза был взят курс на регионализацию, т.е. создание региональных университетов, которые должны были свое развитие увязывать с особенностями региональных рынков труда. В свою очередь, другой чертой развития системы высшего образования Российской Федерации в постсоветский период стала университезация, которая обусловлена сжатием рынков труда и образовательных услуг, уменьшением спроса на выпускников отраслевых вузов со стороны других стран. Значительное увеличение числа высших учебных заведений в условиях обеднения населения способствовало решению проблемы территориальной доступности высшего образования, но одновременно сопровождалось снижением его качества. Параллельно с открытием новых вузов заметно активизировался процесс филиализации. Многочисленные филиалы вузов, открытые практически в каждом среднем городе, еще в большей степени усугубляли проблему качества образования. Представленные в статье факты свидетельствуют о том, что произошедшие с 1991 по 2015 гг. глубокие институциональные изменения, наряду с государственными, привели к тому, что существенно увеличилось количество муниципальных и негосударственных учебных заведений. Представленные изменения в отраслевой структуре хозяйства способствовали трансформации отраслевой структуры образования. На смену отраслевой организации высшей школы, при которой ведущую роль играли специализированные вузы, пришла «региональная», при которой главную роль стали играть региональные и столичные университеты. Отдельные вузы, сохранив отраслевую принадлежность и «отраслевое» название, превратились в универсальные многопрофильные учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров для различных сфер человеческой деятельности.
Ключевые слова
С обретением национального суверенитета перед белорусским обществом и государством встала задача обоснования высших смыслов коллективного бытия и придания им общепонятных идеологических форм. Потребовался ответ на вопрос о способах институциональной реализации базовых потребностей и перспектив политического развития белорусского народа. Таким ответом стало формирование в обществе спектра идеологических процессов, в содержании которых нашли отражение основные аспекты реализации идеи белорусской государственности в постсоветский период. Одной из важнейших целевых аудиторий нового идеологического дискурса стало молодое поколение белорусов, в первую очередь - студенческая молодежь. Актуальность внедрения в молодежное общественное сознание ценностей и поведенческих установок, связанных с национально-государственным строительством, предопределяется необходимостью подготовки национально мыслящей политической элиты и созданию предпосылок для включения в ближайшем будущем современной молодежи в процессы разрешения важнейших социальных задач Одним из основных направлений идеологической работы с молодым поколением страны стало введение в перечень дисциплин, преподаваемых в университетах, учебного курса «Основы идеологии белорусского государства». Были определены цели и задачи данной дисциплины, ее структура и содержание, а также перечень знаний, умений и навыков, формируемых у студентов в процессе преподавания. Отличительной особенностью учебно-методической составляющей идеологического курса как формы воздействия на общественное сознание студенческой молодежи выступает явный и открытый характер публичной презентации его основных теоретических положений, исключающий приемы и технологии скрытого и опосредованного влияния на обучаемых. Вместе с тем, более чем десятилетняя практика преподавания учебной дисциплины «Основы идеологии белорусского государства» выявила ряд проблемных аспектов в учебном процессе, сдерживающих возможности повышения ее результативности. К числу таких проблем необходимо отнести в целом невысокий общий уровень гуманитарной подготовки студентов первого курса, нарушение логики очередности преподавания дисциплин социогуманитарной направленности в рамках учебных планов специальностей, низкую степень презентации идеологической проблематики, ориентированной на молодежную аудиторию в национальном медиа-пространстве.
Ключевые слова
В статье исследуются взгляды известного русского философа начала 20-го века Ф.А.Степуна относительно оснований русской культуры. С 1922 года он жил в эмиграции, и долгие годы содержание его работ как идеологически чуждое оставалось невостребованным на родине. В известной степени статья исправляет этот пробел. Рассуждения Ф.А.Степуна об основаниях русской культуры обусловлены особенностями его методологии. Во-первых, это методология синтеза светских, преимущественно, немецких (неокантианство, феноменология) идей и духовно-нравственных исканий русской религиозной философии. Синтез светских и религиозных ценностей в культурном творчестве приближает к ценностям подлинным. Во-вторых, его методология есть философия непрекращающегося диалога (гносеологического, морального, эстетического, религиозного, социального). Ф.А. Степун выступал против утвердившегося в его время противопоставления культуры и православия, их несовместимости, заявлял о необходимости диалога («встречи») этих важных социальных феноменов. В-третьих, особенность методологии Ф.А.Степуна состояла в гуманистической направленности его рассуждений, критике утверждающихся в массовом сознании стереотипов технократического мышления, упрощенных представлений о роли и месте человека в культуре, мире. Ф.А.Степун создает модель культуры, основываясь на категориях «переживание», «жизнь», «творчество», взаимодействие которых и позволяет понять содержание этого феномена. Анализируя основания русской культуры, Ф.А.Степун выделяет три специфических образа, условно называемых «лицом» (метафизика пространства, пространство, ландшафт страны), «стилем» (феноменология народа, формируемая историей русского народа), «духом» (религия и православные настроения, присущие народу). Ф.А. Степун создал оригинальную, целостную модель трактовки русской культуры. Методологические основания этой модели остаются актуальными в наше время и могут быть использованы для изучения разных национальных культур.
Ключевые слова
Этические проблемы современного мира, восходящего к глобальному обществу по «ступеням» рыночной экономики, сложны и многогранны. Это особенно ярко проявляется на рубеже тысячелетий, поскольку усложняется социально-экономическое, научно-технологическое развитие планетарной цивилизации, влекущее за собой трансформации в природно-биологической среде. Все эти сложные переплетения в совокупности формируют социально-техногенное развитие мира, на «острие» времени которого звучат вопросы о возможности гармоничного коэволюционного социоприродного развития и выработке гуманной глобальной этики. Статья посвящена социально-философскому обоснованию необходимости формирования мировой этики ответственности. В рамках узкого, социологического подхода социальная реальность и связанная с ней этика рассматриваются в контексте усложнения социальных отношений. Социально-философский подход исследует социальную эволюцию широко, во взаимосвязи с природно-биологическими и техногенными изменениями в биосфере и человеке. В действительности, становление создаваемой социумом техносферной реальности, наполненной мириадами искусственных веществ и объектов, трансформирующим образом отражается на жизнедеятельности самого общества и биосферной природы, приводит к распространению технологически измененных живых организмов и нарастанию экологического кризиса. Поэтому при формировании глобальной этики гуманного социоприродного развития необходимо учитывать интегративные взаимосвязи между социосферой, техносферой и биосферой. В статье обстоятельно показано, что логика функционирования техносферы, развиваемой в интересах рынка, направлена на подавление процессов естественной эволюции и еще большую технизацию и химизацию жизненных процессов. Анализ восприятия обществом планетарных негативных техногенных трансформаций существенно запаздывает по сравнению с темпами их изобретения. Такое «запаздывание» формирует определенные преграды для всесторонней, объективной разработки глобальной этики ответственности человечества перед природой. К этому следует добавить, что неопределенность норм под эгидой мировых либеральных ценностей, якобы доказавших свою всеобщую человечность и позитивность, на самом деле делает человека и природу уязвимыми и удобными для манипуляции со стороны транснационального бизнеса. Все это свидетельствует о том, что программу глобального коэволюционного социоприродного развития необходимо разрабатывать на этических принципах создания и поддержания благоприятных условий для саморазвития природы и безопасного формирования мировой техносферы. В совокупности принципы и мероприятия, представленные в статье, составляют основу формирования глобальной этики гармоничного развития.
Ключевые слова
Зарождение и становление русского символизма - одного из самых ярких литературно-художественных течений и явлений религиозно-философского движения XIX - начала XX века в России связано с творческой и общественной деятельностью Д.С. Мережковского. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился выработать новое универсальное мировоззрение. Отечественные символисты поставили вопрос об общественной роли художника, персоналистичности творчества и искусства в целом. Статья посвящена осмыслению философского содержания символизма: Д.С. Мережковский предложил символ в качестве основного способа постижения и организации культуры и жизни, интерпретировал творчество как цель жизни, как способ бытия личности в культуре. Д.С. Мережковский жил предчувствием символического грядущего и новой религиозности. Сопоставительный анализ идей русского религиозного философа Д.С. Мережковского и швейцарского психоаналитика К.Г. Юнга дает основание говорить о том, что «общим местом» для мыслителей стало стремление не только выразить собственные идеи посредством знака, но и философски осмыслить «символ», придать символу социальный смысл, использовать его для характеристики современной реальности и прогнозирования развития общественных процессов. В статье обстоятельно показано, что творчество Д.С. Мережковского и К.Г. Юнга пронизано символической проблематикой, а совпадения во взглядах мыслителей свидетельствуют об общности идей и продуктивности творческих поисков. Таким образом, мыслители продемонстрировали все разнообразие человеческой символики как выражения бессознательного. Более того, они наделили знак особым глубинным смыслом, сделали символ предельно широким понятием человеческого мира и творчества, придали символу онтологический статус.
Ключевые слова
Статья посвящена изучению идей синергизма в русской культуре и религиозной философии. Синергизм в переводе с греческого языка означает сотрудничество, согласованное действие. Его религиозно-философским обоснованием является представление о различении сущности и энергий (действий) Бога. Это учение было теоретически обосновано крупнейшим представителем исихазма 14 века Григорием Паламой. Синергия рассматривается как совместность действий Бога и человека в преображении мира. Анализ работ русских философов конца 19 - первой половины 20 веков - В.С. Соловьева, С.Н.Булгакова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, А.Ф.Лосева позволил определить основные направления в развитии идей синергизма в русской культуре и философии. В трудах этих мыслителей синергизм получил свое дальнейшее развитие. Выделены ключевые положения синергизма, во многом определившие характер философских исканий в России этого периода. Влияние синергизма в философской мысли прослеживается в наиболее значительных онтологических, гносеологических, антропологических, методологических идеях, в философии имени. Через синергийное осмысление онтологии, свободы и творчества, богопознания как основы самопознания личности, понимания любви как высшего проявления синергии русская философия осуществляла свою самоидентификацию. В русской философии синергия как соединение волевых действий рассматривается не только применительно к человеку, но к миру в целом. В этом аспекте синергия проявляется в разных конкретно-социальных сферах - истории, культуре, хозяйствовании, в творческой деятельности. Культура и история выступают участниками синергического процесса, и это налагает особую ответственность за их развитие на человека. В синергическом процессе культура и история обретают свой подлинный сотериологический смысл. Русский символизм во многом воспринял идеи синергизма, определяя символ как сращение энергий в творческом процессе. Русская иконопись как «умозрение в красках» (Е.Н.Трубецкой), осмысленная в начале 20 века через призму синергизма, обрела всемирное культурное значение.
Ключевые слова
Исследуя современные тенденции развития экологической безопасности общества, а именно, акцентируя особое внимание на аксиологическом аспекте, необходимо пояснить взаимосвязь и взаимозависимость регулирования, или воздействия власти на безопасное существование человека и демократическое движение социума. В этом случае приоритетным развитием эффективной экологической безопасности, а также успешного политического лидерства в современном обществе является сосредоточение усилий на инициировании институтов регулирования и актуализировании сферы безопасности. Регулирование экологической безопасности должно быть направлено не только на предотвращение возникающих угроз, опасностей, но и на осуществление плановых, комплексных мер по развитию правового поля, обязанностей и свобод, воспитания экологического сознания граждан. Акцентуация на создании интегрированной в общественное сознание долгосрочной перспективной программы экологической безопасности предполагает разработку и внедрение концептуальных основ для реализации комплексной экологической безопасности современного общества. Следовательно, перспективное развитие социума может и должно происходить при активном использовании методов регулирования экологической безопасности, что необходимо осуществлять по следующим направлениям: развитие человека должно рассматриваться в триединстве развития природы, личности и общества; повышение качества и продолжительности жизни человека; обязательное внимание со стороны властей к потребностям, интересам гражданина; более активное развитие образования, науки, так как новые направления исследований, разработок, нацеленных на креативную деятельность необходимы для позитивного воздействия на природные процессы, эффективное регулирование общественных отношений с целью пропаганды ценностей и реализации на практике аксиологического аспекта экологической безопасности.
Ключевые слова
В современном обществе проблема воздействия власти на общественные отношения, особенно в сфере безопасности, остается почти неисследованной, хотя в последнее время возрос интерес к изучению теории и практики государственного регулирования. Процессы глобализации и когнитивный характер многомерных существующих тенденций, свидетельствуют об акцентуации на философском анализе вопросов, связанных с основополагающими принципами и подходами регулирования безопасности современного общества. Структурные элементы социума, которые постоянно трансформируются и детерминируют общественные отношения как по форме, так и по содержанию, свидетельствуют о том, что сфера безопасности - это особая сфера общественной жизни, пронизывающая экономическую, политическую, социальную и духовную область жизнедеятельности человека. Эффективность государственного воздействия на сферу безопасности современного общества предполагает обязательное использование основных принципов регулирования: демократизма, справедливости, обязательность правовых норм, саморегуляции, вероятности. Руководствуясь предложенными автором статьи принципами, государственное регулирование сферы безопасности должно стать более эффективным, что, в свою очередь, произойдет только в том случае, когда власть, граждане и общество в целом осознают необходимость саморегуляции, начнут демонстрировать ответственное отношение к демократии и свободе. Артикулируя проблемы, касающиеся сферы безопасности, важно обозначить основные принципы регулирования безопасной экзистенции человека, государства и общества: демократизма, справедливости, обязательность правовых норм, саморегуляции и вероятности.