Статья посвящена исторической реконструкции системы философско-антропологических представлений, фундирующих логотерапию Виктора Франкла. В методологическом аспекте статья опирается на концептуальные средства платонизма и аристотелизма. В целях содержательной реконструкции системы философско-антропологических представлений В. Франкла рассматриваются представления о сущности, существовании, предназначении и насущных задачах человека. При описании философско-антропологических представлений В. Франкла на языке платонистской и аристоте-листской традиций понимания человека сущность и существование человека объединяются как онтологическая диада, а предназначение и насущные задачи человека - как аксиологическая диада. Результаты осмысления Франклом онтологической диады позволяют рассматривать его как «спасителя платонизма» в ситуации доминирования эмпиризма и сциентизма в философской антропологии (традиция Декарта - Канта - Гуссерля). При осмыслении аксиологической диады В. Франкл следует аксиологическому онтологизму М. Шелера и предвосхищает имманентно-событийное понимание смысла Ж. Делёза. В антропологии В. Франкла ортогонально-холистическое понимание сущности и существования человека выступает основой интенционально-духовного способа реализации насущных задач и предназначения человека. В результате преобладающие концепты аристотелизма в антропологии В. Франкла дополняются платонистским представлением о духовном измерении человека. Интегральным результатом франкловской антропологии выступает образ Homo noeticus как человека светской духовности. В целом В. Франкл осуществляет синтез естественно-научного и философского понимания человека, потенциально совместимый с религиозной антропологией. Франкловский синтез платонизма и аристотелизма соответствует «аристотелистскому повороту» неклассической философии и потенциально продуктивен для осмысления особенностей реализации человеческой экзистенции в мире конвергентных технологий.
Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
2018. — Выпуск 3
Содержание:
В статье раскрываются в сравнительной перспективе метод философствования Августина Аврелия и феноменологическая методология Эдмунда Гуссерля. Проанализирована литература, отражающая научный интерес к сравнительному анализу текстов Августина и Э. Гуссерля. Показано различие подходов к историко-философскому исследованию связи философии Августина и феноменологии Э. Гуссерля, обусловленное, с одной стороны, способом соотнесения философских концепций, с другой стороны - тем акцентом, который делается на спекулятивной позиции интерпретируемого автора. Интерпретация текста Августина с феноменологической позиции раскрывает проведенную средневековым философом дескрипцию имманентной сферы и позволяет уточнить феноменологическое описание времени Э. Гуссерля. Показано, что их способы описания реальности и процедуры работы с опытом имеют общие формы. В статье показано соответствие практики «исповеди», описанной Августином, опыту феноменологической дескрипции, проведенной в состоянии «эпохэ», поскольку процесс исповеди предполагает «собирание себя» внутри временного ряда. Это процесс идентичен по смыслу трансцендентально-феноменологической рефлексии, отличной от естественной рефлексии, раскалывающей субъекта на несколько ego-структур. Исходя из этой параллели можно говорить о содержательной близости понятий «внутреннего человека» и трансцендентального ego, а также «внешнего человека» и человека «естественной установки». Эти тезисы получены на основе анализа X и XI глав «Исповеди» Августина и текста «Картезианских размышлений» Э. Гуссерля. Кроме того, в статье задействованы идеи Ж. Деррида из книги «Голос и феномен», которые в значительной мере помогли прояснить конструкцию феноменологического ego и соотнести дескрипции Августина и Э. Гуссерля.
Ключевые слова
Статья задает новый ракурс осмысления проблем геноцида, предстающего не как этнический и политический, а как коммуникативный феномен. В этом смысле медиадискурс приобретает новое содержание и становится фактором формирования и конструирования этнической идентичности. Темы межэтнических отношений и внутриэтнической идентичности являются материалом эффективного манипулятивного воздействия в массмедиа. C помощью методов стереотипизации и пропагандистских приемов массмедиа порождают в сознании аудитории искаженные образы, мнения, установки по тем или иным вопросам и создают таким образом свою реальность. Значительное внимание также уделяется роли массмедиа в самовозобновлении и сохранении «коллективной памяти» этноса за счет процесса реконструкции исторических событий и обращения к образам-архетипам. Прошлое превращается в символические фигуры из воспоминаний, определяющие идентичность и самопонимание этноса. Массмедиа отбирают факты из героического, жертвенного прошлого в соответствии с духовными потребностями этноса в настоящем, способствуя тем самым его консолидации сквозь призму времени. В статье анализируются методы ведения информационной борьбы в вопросах геноцида армян. Обосновывается мысль о том, что применение этих методов в массмедиа создает коммуникативную реальность, вступающую в противоречие с исторической реальностью, национальной памятью. Автор прослеживает тенденцию использования вопросов национальной, этнической идентичности в конструировании коммуникативной реальности. Сделан вывод о деструктивной роли коммуникативного потенциала этногенеза, способного изнутри разрушить национальную общность, если он представляет собой инструмент власти и подавления. В этом отношении массмедиа порождают «коммуникативное одиночество» индивида, противопоставляя его этносу.
Ключевые слова
Актуальность данного исследования состоит в необходимости дать адекватную оценку теоретическим концепциям и манифестам трансгуманизма с позиции современной формы научной философии. Цель работы: определить сущность явления трансгуманизма, выявить основные объективные (социально-экономические) и теоретические предпосылки как трансгуманизма в целом, так и его отдельных направлений, показать связи трансгуманизма с другими направлениями философии, науки, общественно-политической мысли. В статье дается общая характеристика трансгуманизма, как направления мысли и общественного движения, при этом используются как самоопределения трансгуманистов, так и оценки их многочисленных критиков. Автором сделана попытка дать собственное комплексное определение трансгуманизма, с учетом изученного материала. Перечисляется круг основных проблем, лежащих в сфере интересов трансгуманистического движения, выявляются методологические связи трансгуманизма с другими направлениями философии и науки. Отмечены предпосылки появления трансгуманизма: как объективные (экономические), так и идеологические. Дается классификация направлений трансгуманизма по их политическим программам, кратко характеризуется каждое направление: либертарианский трансгуманизм (в т.ч. экстропианство), демократический трансгуманизм, технопрогрессивизм, левый трансгуманизм. При этом основной упор делается на самопрезентацию авторов, причисляющих себя к трансгуманистам, их отношение друг к другу и к критикам трансгуманистической мысли. По итогам исследования делается вывод, что трансгуманизм следует рассматривать, как одно из проявлений общественно-политической реакции на разработку новых технологий, способных радикально преобразить человеческую природу. При дальнейшем анализе конкретных, в том числе этических и социально-экономических идей трансгуманизма, необходимо учитывать его предпосылки и связь трансгуманизма с современными философскими и научными дискуссиями.
Ключевые слова
Задача формирования гражданского общества является актуальной на всем постсоветском пространстве. Как известно, ключевым субъектом гражданского общества является личность. Главным признаком гражданской личности является свобода во всех ее проявлениях. В статье рассматривается проблема свободы личности под углом зрения концепции «негативной» и «позитивной» свободы и утверждается, что подлинная гражданская свобода есть неразрывное единство как внешних ее детерминант, так и внутренних. Отмечается, что, с одной стороны, свобода личности в гражданском обществе необходимо предполагает ее относительную независимость от внешнего воздействия, а с другой стороны, невозможна без внутренней духовной готовности действовать сознательно и благоразумно, не ущемляя интересов и прав других людей, без понимания того, что каждый должен нести ответственность за свои действия. Особое внимание в статье обращается на проблемы духовной, прежде всего интеллектуальной, свободы и обосновывается положение о том, что проблема интеллектуальной свободы личности актуальна не только для стран догоняющей демократии, но и для развитых демократий Запада. Проблема состоит не только и не столько в том, как и откуда получить информацию, а в том, как полученная информация влияет на сознание и поведение личности, способствует ли она формированию ее гражданственности. Рассматривая проблему свободы в кыргызстанском обществе и отмечая, что кыргызы как самостоятельный этнос смогли сохраниться до сегодняшних дней именно благодаря своему неуклонному стремлению к свободе, автор приходит к заключению, что свобода для кочевников выступала в форме своеобразной дихотомии внешней и внутренней свободы и несвободы. В статье указывается на своеобразие толкования в современном кыргызстанском обществе феномена свободы, заключающееся в том, что она для многих кыргызстанцев ассоциируется с анархией, безначалием, вседозволенностью. Однако реальная свобода личности в гражданском обществе невозможна без понимания того, что «свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого», что не бывает свободы абсолютной, что она всегда относительна и тесно связана с ответственностью и сознательностью личности.
Ключевые слова
В статье рассматривается трансцендентальное единство апперцепции при психических заболеваниях: шизофрении, хроническом бредовом расстройстве и расстройствах аутистического спектра. При шизофрении, в состоянии онтологической неуверенности, происходит расщепление Я на истинное и ложное. Трансцендентальное единство апперцепции связывается с ложным Я, и больной переживает это как потерю своего истинного Я. Для больных с расщепленным Я характерен особый язык, который на первый взгляд непонятен для окружающих. После приступа представления больного о норме меняются, и ему кажется, что окружающие не понимают его. Необходимо создание условий защищенности для больного, при которых его истинное Я могло бы совместиться с его ложным Я, и единство апперцепции восстановилось бы в полном объеме. При хроническом бредовом расстройстве искажается глубинная интенциональность, что приводит к сдвигу ядра личности. Мысли оказываются разделены на два потока, из которых один связан со светлым участком сознания, второй - с искаженным личностным ядром. Единство апперцепции оказывается связанным с искаженным ядром, но само по себе не нарушается. В этом случае необходимо установление коммуникации с больным на его «смысловой территории», установление эмпатических отношений с ним, социализация больного. При расстройствах аутистического спектра трансцендентальное единство апперцепции практически пропадает совсем, поскольку не формируется внутренний план сознания. Задачей здесь является восстановление нормотипической структуры субъектности: создание внутреннего плана сознания, укрепление трансцендентального единства апперцепции. Рекомендуется общая техника такого укрепления.
Ключевые слова
В научной литературе уже накоплен большой массив знаний о роли и значении психологического здоровья человека в индивидуальной и общественной жизни. Вместе с этим еще нуждаются в уточнении содержание структурных компонентов понятия «психологическое здоровье человека» и критерии его оценки. Стремление восполнить обнаруженные пробелы в вопросах понимания специфики данного феномена определило цель исследования: уточнить содержание понятия «психологическое здоровье человека» и его структурных компонентов; раскрыть специфику сохранения психологического здоровья как результата взаимодействия внутренних и внешних факторов психосоциального развития. Методолого-теоретической основой для анализа генезиса, структуры, факторов сохранения психологического здоровья человека послужили идеи и принципы системно-деятельностного подхода, а также зарубежные и отечественные теории психологического здоровья, раскрывающие сущность, содержание и структуру данного понятия, функции и специфику развития данного состояния. В статье представлено авторское определение содержания понятия «психологическое здоровье человека» как динамической совокупности психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи, самоактуализацию. Уточнены структурные компоненты феномена психологического здоровья (аксиологический, инструментальный, потребностно-мотивационный) и диагностируемые признаки каждого из них (самоуважение, социальная толерантность, чувство личностной безопасности; стрессоустойчивость, социальная адаптированность, психологическая адаптивность; принятие ценностей самоактуализирующейся личности, потребность в самореализации, активные социальные контакты). Результаты исследования расширяют научные представления о показателях психологического здоровья человека, формируют теоретическую основу управления процессами его сохранения и укрепления.
Ключевые слова
Исследования психологии беременных являются актуальными в силу социально-экономических изменений и необходимости обоснования психологического сопровождения женщин в этот период. Беременность является кризисным периодом, который проявляется как на физиологическом, так и психологическом уровнях. Многочисленные исследования показали, что для благополучного протекания беременности и рождения ребенка важными являются: социальное окружение, наличие семейной поддержки, отношение женщины к своему состоянию. Среди личностных свойств особое значение для физиологического и психологического состояния женщины имеет тревожность. Одним из центральных понятий, характеризующих психологический облик беременных, является тип психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). В данном исследовании предпринята попытка изучить базовые свойства личности (пятифакторной модели) как предикторы ПКГД. Кроме того, исследуются различия в чертах личности в связи с доминирующим типом ПКГД. Выборку исследования составили женщины имеющие (233 чел.) и не имеющие (203 чел.) опыта материнства (беременные первым ребенком). В результате было установлено, что тип ПКГД связан прежде всего с нейротизмом, доброжелательностью и открытостью опыту. Обнаружено, что чем менее адаптивным является тип ПКГ Д, тем в большей степени проявляется эмоциональная нестабильность и негативное взаимодействие с другими людьми. В целом статус женщины (с опытом материнства или без) не оказывает значимого влияния на тип ПКГД. На основе результатов исследования возможно формирование программы психологической поддержки и сопровождения женщин с разным опытом материнства.
Ключевые слова
В статье рассматривается проблема нравственной активности личности как высшей формы социальной активности с позиций системно-субъектного подхода. В контексте данного подхода нравственная активность рассматривается как система, представленная в континууме субъект-личность. Выделены компоненты нравственной активности на уровне личности и на уровне субъекта. На уровне личности нравственная активность представлена ценностно-смысловой сферой, определяющей направление активности личности. Субъектная составляющая нравственной активности заключается в способности контролировать свое поведение. Для рассмотрения данной способности был рассмотрен конструкт «контроль поведения», содержащий в себе три уровня контроля: эмоциональный, волевой и когнитивный. Для обоснования данного подхода было проведено эмпирическое исследование, цель которого заключалась в нахождении наиболее существенных взаимосвязей между компонентами нравственной активности. Исследование проводилось среди студентов Челябинского государственного университета. Для анализа ценностно-смысловой сферы были использованы методики «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева и «Ценностный опросник» Ш. Шварца. Для изучения субъектного компонента нравственной активности использованы методики «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой (изучение когнитивного уровня контроля), «Контроль за действием» Ю. Куля (изучение волевого уровня контроля) и «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса (изучения эмоционального уровня контроля поведения). Полученные результаты позволяют говорить о существовании нравственной активности как системного образования, представленного как на уровне личности, так и на уровне субъекта. Кроме того, найденные взаимосвязи обосновывают теоретические положения, применяемые к понятию «нравственная активность».
Ключевые слова
Статья посвящена феномену одиночества на основании анализа отечественных и зарубежных исследований. Изучением проблемы одиночества как междисциплинарной занимаются социологи, философы, психологи. Однако в отечественной психологии, в сравнении с западными исследованиями, мало работ, посвященных данной проблеме. Проблема одиночества, широко обсуждаемая в философии, в научнопсихологическом плане представлена главным образом зарубежными теориями и концепциями. В статье проанализированы различные точки зрения относительно феномена одиночества, включая современные подходы и направления. Осмысление и объяснение феномена одиночества, начиная с античного периода и заканчивая нашими днями, реализовывалось по-разному: от осознания его необходимости до осмысления его как негативного явления; до сих пор нет единого понимания данного феномена. Обзор рассмотренных монографий и статей позволяет сделать вывод о том, что отечественная психология подходит к изучению состояния одиночества в основном со стороны его негативных переживаний; исключение составляют работы Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева, которые, как и большинство зарубежных исследователей, в частности представители экзистенциального подхода, полагают, что одиночество составляет неотъемлемую часть человеческой жизни. Е.Н. Осин и Д.А. Леонтьев подчеркивают, что в настоящее время для всестороннего исследования данного феномена необходима разработка шкал, которые бы позволили изучать не только негативное одиночество, но и позитивное уединение. Данные авторы являются первыми исследователями, разработавшими опросник, направленный на изучение позитивного одиночества.
Ключевые слова
Обсуждаются результаты изучения мотивации (внутренней/внешней, согласно теории R.M. Ryan, E.L. Deci) и удовлетворенности деятельностью у менеджеров (40 человек) в среде современной организации. Цель исследования: описать связи мотивации и удовлетворенности менеджеров деятельностью на протяжении их карьеры в компании; выявить условия, влияющие на мотивацию и удовлетворенность менеджеров. Предмет - динамика изменения взаимосвязей параметров мотивации, удовлетворенности, опосредствуемых социально-демографическими характеристиками субъектов в продолжение их работы в организации. Гипотезы: 1. Мотивация и удовлетворенность работой менеджеров изменяются на протяжении их карьеры. 2. На изменения мотивации и удовлетворенности работой менеджеров влияют факторы как внешней среды - среды организации, так и их внутренней среды. В статье показано, что карьерно успешные сотрудники компании более «толерантны» к сложившимся в подразделении средствам и формам мотивирования; разные виды мотивации у многих сотрудников слабо представлены. С возрастом, с продвижением по должностным позициям, с полнотой реализации в семейной сфере роль типовых сложившихся в компании средств и форм мотивирования сотрудников ослабевает. Мотивация, интерес к работе и удовлетворенность ею, отношениями в организации у сотрудников коммерческой организации выступают как сравнительно независимые переменные. Результаты работы важны для перспективных исследований производительности труда на промышленных предприятиях России.
Ключевые слова
Процесс формирования европейской идентичности в контексте интеграционных процессов в ЕС исследуется на протяжении примерно двадцати лет. В статье приводятся данные об актуальных направлениях европейских исследований в России: изучение особенностей формирования наднациональной идентичности в Европейском союзе (условия, факторы, структура, компоненты и этапы формирования европейской идентичности); изучение гражданского общества и социальной политики в ЕС как базовых институциональных форм реализации проекта европейской идентичности; анализ социокультурных аспектов европейской идентичности (языковая политика, образование, семиосфера европейской идентичности) и др. Актуальность подобных исследований обусловлена тем, что интеграционные процессы в ЕС являются нелинейными и разноскоростными. Динамика европейской интеграции свидетельствует о сложной взаимосвязи институциональных и культурных факторов данного процесса. Кроме того, европейская идентичность как политический проект Евросоюза в настоящее время подвергается серьезным испытаниям. Полагаем, что в этих условиях важен анализ содержания и направленности научного и медийного дискурсов. Причем наиболее актуальными, на наш взгляд, являются культурные аспекты данных дискурсов. Это предполагает оценку того, как происходит осмысление истории европейских государств, общеевропейских культурных ценностей, проблемы языкового многообразия в контексте конструирования европейской идентичности, как происходит налаживание межкультурного диалога, внедрение единой системы образования (в том числе через Болонский процесс). Данные вопросы активно обсуждаются в рамках научного дискурса. Несмотря на то что медийный дискурс редко прибегает к использованию концепта «европейская идентичность», содержание и направленность обсуждаемых вопросов в научном и медийном дискурсах в целом совпадают.
Ключевые слова
В статье предложена простая техника анализа интервью с целью подтверждения эмпирической состоятельности такого неоднозначного концепта, как «социальный капитал». Под эмпирической состоятельностью здесь понимается способность концепта обозначать реальный объект (феномен), «референт» этого концепта. Цель статьи - не обнаружение феномена «социальный капитал», а описание некоторых методологических условий такого обнаружения. Эта цель достигается путем объяснения ответов интервью, не соответствующих ожидаемым ответам, - ответам, на получение которых были ориентированы вопросы интервью. Такие ответы, отклоняющиеся от исследовательской, плановой вопрос-ответной модели, мы называем дезориентированными ответами. Работа с такими ответами в статье рассмотрена на примере относительно простого вопроса о возможном контексте социального капитала: «Как могут работники помочь в усовершенствовании организации производства?» Ответы в большинстве своем касались мотивации и барьеров участия работников, т.е. не соответствовали вопросу. Кроме того, они показали, что работники одного подразделения могут давать взаимоисключающие оценки практик участия. Противоречия в ответах отражают структуры релевантности и объяснения, разнящиеся в зависимости от вовлеченности респондента в инновации на производстве. Мы полагаем, что ответы ориентированы не столько на смысл вопроса, сколько проблем участия в инновациях, отраженных в опыте респондентов. Следовательно, дезориентированные ответы можно рассматривать в качестве подтверждения способности вопроса исследовать реально существующие отношения на производстве.
Ключевые слова
Инвалиды в российском обществе остаются одной из наиболее уязвимых категорий населения. Негативные стереотипы об инвалидах и несовершенство механизмов поддержки ведут к их социальной эксклюзии, проявляющейся в том числе в дискриминации на рынке труда. Отношение к инвалидам определяется социокультурными особенностями общества и зависит от того, какой образ группы сложился в восприятии окружающих. Цель данной работы - обосновать необходимость устранения дискриминации инвалидов на рынке труда для преодоления их социальной эксклюзии. Информационную базу исследования составили данные государственной службы статистики, исследования российских авторов, результаты социологического опроса населения Северо-Западного федерального округа, социологических опросов инвалидов, проживающих в Вологодской области, проведённых в период с 2013 по 2017 г. На данных социологических опросов населения регионов Северо-Западного федерального округа продемонстрировано, что в представлениях окружающих инвалиды остаются зависимой и пассивной социальной группой, требующей поддержки со стороны государства. Большинство опрошенных (51 %) считают инвалидность непреодолимым барьером при трудоустройстве, а 63 % отметили, что даже наличие образования и профессиональной квалификации не даёт инвалидам преимуществ на рынке труда. Показано, что инвалидах третьей группы, в основном, не нуждаются в создании специальных условий труда. Поэтому преодоление негативного отношения к ним со стороны работодателей и успешное трудоустройство может дать быстрый экономический эффект. В перспективе планируется более подробно проанализировать эффективность имеющихся механизмов преодоления барьеров трудоустройства инвалидов и предложить пути их совершенствования. Результаты исследования могут представлять интерес для работников сферы социального управления, а также для исследователей, занимающихся проблемами качества жизни и социального участия инвалидов.
Ключевые слова
Статья посвящена современному состоянию международной трудовой миграции в Пермском крае. Международная миграция хотя и не занимает лидирующие место в миграционных процессах в данном регионе, тем не менее ощутимо влияет на формирование рынка труда. В работе анализируются данные, связанные с миграционными потоками в Пермском крае, а также приводятся результаты фокус-групп, проведенных в Перми в рамках реализации проекта «Социальные риски международной молодежной миграции в современной России». Участниками фокус -групп были преимущественно молодые мигранты (в возрасте до 35лет) из стран СНГ: Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и Азербайджана. Они назвали главные проблемы, с которыми приходится сталкиваться трудовым мигрантам - иностранным гражданам. В первую очередь, были отмечены трудности самостоятельного получения трудового патента (сжатые сроки и высокая стоимость), сложности, связанные с получением регистрации, нежелание работодателей заключать официальный трудовой договор с мигрантами, ограниченный доступ к медицинским услугам, языковой барьер. Вместе с тем в Пермском крае развита организованная трудовая миграция, которая позволяет значительно упростить процесс оформления необходимых документов; в таких случаях работодателем выступает крупная компания, и все формальные вопросы решаются с участием посредников без особых сложностей. Результаты исследования также показали, что в Перми имеется достаточно успешный опыт социальной интеграции мигрантов, в частности, работает муниципальная программа «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия в Перми». Развитие международный трудовой миграции должно происходить не только с учетом экономических факторов, но и обязательно должно поддерживаться мерами по интеграции мигрантов, а это предполагает открытое и конструктивное взаимодействие органов самоуправления, НКО, в том числе национальных общественных организаций и государственных структур.