Кризис современного глобального капитализма вновь обостряет интерес к учению Карла Маркса, но в новой ситуации все прежние его версии демонстрируют свою ограниченность и неэффективность. Актуализируется запрос на реконструкцию марксистского учения с опорой как на весь комплекс достижений научного познания за прошедшие полтора века, так и на обновленное прочтение классических текстов. Углубленный анализ главных работ Маркса раннего и позднего периодов творчества позволяет утверждать, что его подход к решению основной задачи марксизма - выработке принципов функционирования нового, приходящего на смену капитализму общества, был более содержательным, нежели представлялось до сих пор. Для Маркса главным был вопрос о жизни, о сущности живого. В «Экономически-философских рукописях 1844 года» культура концептуализирована Марксом в образе живой целостности, включающей в себя и живой организм конкретного человеческого индивида, и всю совокупность артефактов, творимых им из вещества природы. «Капитал» как основная научнотеоретическая работа Маркса в значительной мере посвящен рассмотрению антропологически деструктивных эффектов промышленного производства в рыночных условиях. Живое в системе патологически функционирующего живого - такова базисная методологическая установка Маркса. Но недостаточное развитие наук о жизни в его время не позволили довести эту идею до полной ясности. В немалой степени именно по этой причине марксизм в последующем подвергся искажениям и не смог полностью реализовать свой гуманистический потенциал. Однако в наши дни новейшие достижения в науках о жизни создают предпосылки для обновления учения Маркса согласно исходному замыслу - в форме биомарксизма. В этом отношении наибольшей эвристической значимостью обладает «Теоретическая биология» Эрвина Бауэра и открытые им на уровне живого организма основополагающие общебиологические принципы. Экстраполяция этих принципов на уровень биосферы создает возможность раскрыть специфику жизненного процесса в естественной природе, а затем отмоделировать его в масштабах культуры применительно к человеку, тем самым осуществив адекватную современным условиям реконструкцию учения Маркса.
Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
2018. — Выпуск 2
Содержание:
Интеграция высшего образования со сферой услуг особенно больно ударила по философии. Косвенным свидетельством этого тренда явился в последние годы в России и за рубежом заметный рост публикаций о смысле и роли философии в культуре. Другое основание интереса к теме скрыто в проти-воречиях глобализации, которые обусловлены различиями в традициях и мировоззрении людей. В частности, неэффективность ряда проектов ООН, по мнению автора, в существенной мере является следствием различий мировоззрения тех, кто разрабатывает и пытается реализовать эти проекты и тех, кому эти программы адресованы. Нынешние попытки анализа этих различий опираются на узкие - двухмерные - модели предмета. Нет четкой границы между информацией как частью мировоззрения и иным знанием. Автор предлагает модель, которая объединяет интерес к природе философии с анализом структуры мировоззрения. В статье обсуждаются следующие основные тезисы: структура мировоззрения репрезентирует ситуацию принятия решения; ситуация принятия решения включает в себя, во-первых, возможности определенных жизненных траекторий, во-вторых, условия, при которых каждая такая альтернатива может быть реализована, в-третьих, критерии выбора возможностей. Исторические типы мировоззрения различаются моделью объяснения, принятой в картине мира, способом обоснования ценностей и степенью свободы, допускаемой программами поведения. По-видимому, философия развивалась, в частности, сообразно запросам на рационализацию той или иной части мировоззрения.
Ключевые слова
Феноменологический подход в настоящее время занимает значимое место среди прочих методов текстологического анализа, в частности, поддерживает традиционные методы герменевтики, структурального и лингвистического анализа текстов. Для теоретической феноменологии проблематика традиционного текста, в том числе вопросы анализа «естественной установки» сознания являются весьма актуальными. В обрядовых и магических текстах нередко ярко представлены аспекты телесности и желания - и именно традиционные русские заговоры социальной направленности XVII-XIX вв. являются объектом исследования. Тема желания в соответствии с феноменологическим подходом рассматривается как субститут темы интенциональности. В работе используется комбинация методов, в системе которых феноменологический подход трактуется в качестве органической составляющей любой текстологии. Этот подход позволяет по-новому взглянуть на памятники письменности традиционного общества. Синтез методов разных дисциплин вокруг феноменологической проблематики желания позволяет трактовать заговорный текст в качестве своего рода «машины желания». Как известно, понятия «телесность», «желание», «жизненный мир» включаются в дискурсы практически всех гуманитарных и социальных дисциплин, в существенной мере определяя облик исследований в области изучения «культуры повседневности». Методы интенционального и эйдетического анализа вместе с традиционными методами герменевтики позволяют исследовать до сих пор слабо изученные аспекты живого опыта действующего и волящего субъекта. В исследовании властный дискурс представлен на фоне архетипических сценариев в связи с репрезентациями представлений о мире: тело-мир и мир-тело. Констатируется универсальный характер семантики и прагматики традиционного текста и раскрывается их содержание.
Ключевые слова
Статья посвящена процессу преодоления ситуаций непонимания, связанных с противоречиями между русской языковой картиной мира и мировоззрением изучающих русский язык иностранных (в данном случае - китайских) студентов. В статье представлено несколько классических концепций ментальности - «общезначимое и автоматизированное в индивидуальном поведении» - демонстрирующих «внеличностное содержание мышления» любого индвидуума (по Жаку Ле Гоффу). С применением семиотического и сравнительного методов в статье рассматриваются факторы, определяющие взаимную связь национального менталитета и «родственной» ему системы естественного языка. Оценивается диалогический (ведущий к пониманию ментальных различий) потенциал актуализации элементов наивной картины мира при сопоставлении базовых концептов русской и китайской культуры. Автор полагает, что такие понятия, как «душа», «сердце», «сыновство», могут рассматриваться не только в их привычном значении (непосредственной отсылке), но в большей степени через неуловимую для говорящего на иностранном языке семантическую ауру, создаваемую коннотативными факторами, как будто они неявно определяют - через язык и менталитет - относительно неизменные углы (преднамеренные ориентиры) отношения сознания к миру. Оказалось, что актуализация «ауры» на занятиях по русскому языку может быть реализована путем погружения студентов - носителей разных языков в разговор о сходствах и различиях основных понятий, существующих в каждом языке и лежащих в основе любой модели лингвистической реальности.
Ключевые слова
В статье рассматривается феномен взрослости в терминах философского и психологического дискурсов через идею сопряженности взрослости и образования. Показано, что содержание и формы последнего определяются культурными доминантами, подверженными историческим изменениям. Определены ключевые вызовы современности в контексте культурных и образовательных практик - необходимость непрерывного образования в течение жизни, обретение посредством образования новых идентичностей. В контексте обсуждения феномена взрослости представлен психологический ракурс видения практики применения методов обучения по модели свободных искусств и наук во взрослой (не студенческой) аудитории. Показано, что реализуемая здесь практика, сопоставимая с динамическим подходом в обучении (по К. Фопелю), поддерживает развитие ключевых для идентичности взрослого человека характеристик, таких как способность к децентрации собственной позиции, переживание укорененности в культуре, ответственная автономия, в отличие от традиционного (институционального) подхода в обучении. Обозначены методические ресурсы поддержки актуальных для периода взрослости потребностей и задач развития. Рассмотрены психологические трудности, сопровождающие реализацию модели свободных искусств и наук во взрослой аудитории, и способы их преодоления.
Ключевые слова
Ряд резонансных судебных заседаний о защите чувств верующих и «чувства исторической справедливости» со стороны атеистов (дело Р. Соколовского, иск Н. Рябчевского к настоятелю храма Е. Попиченко в Екатеринбурге) заставляют вернуться к вопросу о том, почему так трудно быть толерантным в делах религии, а также к ревизии принципов, на которых должна базироваться дискуссия в публичной сфере модерных обществ. Автор пытается найти логически возможные основания для межрелигиозной толерантности и толерантности между представителями религиозных общин и атеистами. В первой части статьи специфицируется механизм толерантного отношения (П. Николсон, Д. Хейд); во второй части сравниваются аргументы о возможности / невозможности внутренней религиозной толерантности (А. Маргалит, К. Нидерман, М. Хомяков). Рассматриваются столкновения по вопросам религии в публичной сфере современных обществ как столкновение двух типов идентичности: «нагруженной» - примордиальной и «ослабленной» - конструктивистской. Сделан вывод, что перед современной социальной политикой в Российской Федерации стоит выбор: держать ли курс на политику ослабления всяческой групповой идентичности и последовательную приватизацию различий (Б. Бэрри), либо, основываясь на коммунитаристском проекте общества (Ч. Тейлор, М. Сандел), разрабатывать более сложную по сравнению с «перекрывающимся консенсусом» Д. Ролза формулу сосуществования «нагруженных» идентичностей. Для взвешенного решения предлагается сравнить системы религиозного образования в России и европейских странах
Ключевые слова
Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского В статье осуществляется герменевтика соотношения мысли о Вечном возвращении того же самого с античностью. Проблема этого соотношения не может быть прояснена до тех пор, пока сохраняется уверенность в правомерном понимании того, что такое Вечное возвращение и что такое античность. В наследии Ницше Вечное возвращение имеет два облика - облик мысли об образе жизни и облик космогонического учения. Первостепенным значением обладает первый, так как учение является лишь формой донесения мысли. Предыдущие исследования соотносили эту мысль с античной философской доксографией, результатом чего становились ошибочные выводы, так как заведомо был избран ложный путь (поскольку, согласно Ницше, философия является исключением из античности, а не ее средоточи-ем). Настоящее исследование стремится обнаружить связь этических следствий из мысли о Вечном возвращении с античной культурой в целом и античным пониманием времени в частности. Особое внимание уделяется разграничению того, подлежат ли вечному возвращению мистериальные явления античности или «аполлоническая» жизнь полиса, «Олимп иллюзии». В результате внимательного рассмотрения нельзя не прийти к выводу о том, что вечное возвращение в античности Ницше усматривал в повторении типических явлений (агональность, полис, война). В отношении времени мысль Ницше утверждает не возвращение, а сосредоточение сил на настоящем мгновении. На примере эллинского понимания времени (мифическое возвеличенное прошлое, настоящий момент, будущая слава) прослеживается, что «прошлое» и «будущее» имели в античности решающее значение для настоящего.
Ключевые слова
Концепция психологического состояния общества сегодня становится популярной в российской психологии в связи с распространением макропсихологического подхода. В этом случае не только отдельная личность, но и общество в целом, может рассматриваться как субъект деятельности, самоорганизующаяся система. Целью исследования является разработка простой модели показателей, описывающих психологическое состояние российского общества. Эти показатели должны дать возможность прогнозировать его психологическое состояние в будущем. Основная гипотеза исследования состоит в том, что одним из системообразующих факторов, определяющих психологическое состояние общества и его динамику, являются различные типы поляризации общества. В исследовании проводится различие между объективной поляризацией (экономической, политической, социальной и др.) и субъективной (психологической). Предполагается, что чем сильнее психологическая поляризация, тем выше вероятность ухудшения психологического состояния общества. При этом объективная поляризация становится фактором общественной нестабильности, когда она осознается и рассматривается основной массой населения как показатель неблагополучия. В ином случае различные формы неравенства обычно не вызывают значительных проблем. Представлены предварительные результаты эмпирического исследования в соответствии с разработанной теоретической моделью. Проанализированы ответы респондентов на вопросы нескольких анкет. Респондентам предлагалось оценить политическую, экономическую и социальную ситуацию в России сейчас и в будущем. Также было предложено оценить психологическую поляризацию общества. Исследование показало, что оценка субъективных характеристик психологического состояния общества с учетом особенностей его психологической поляризации перспективна для развития системы показателей. Говорится о необходимости уточнить определение понятия психологического состояния общества. В частности, необходимо различать представления людей о психологическом состоянии общества и его объективные характеристики.
Ключевые слова
В статье рассматриваются основные системные идеи, представленные в теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина: иерархичность, каузальная и телеологическая детерминация, однозначные и полиморфные связи, системообразующий фактор и индивидуальный стиль деятельности; развитие этих идей в работах учеников и последователей В.С. Мерлина. Обсуждаются перспективы развития теории интегральной индивидуальности: 1) методологические, изложенные теоретиками Пермской психологической школы, и 2) методические. В методологической части раскрытваются идеи последнего времени: многокачественности и полисистемного подхода, общности и интеграции, полиморфизма и изомерии. Методический аспект проиллюстрирован рядом современных математико-статистических методов, которые расширяют возможности изучения интегральной индивидуальности: моделирование структурными уравнениями, канонический корреляционный анализ, многомерное шкалирование, анализ сетей (графов), деревья решений и нейронные сети. Для демонстрации указанных методов использовались данные, полученные на выборке, состоящей из 287 студентов, по двум методи-кам, отражающим два уровня интегральной индивидуальности - психодинамический и личностный: FCB-TI (формальные характеристики поведения) Я. Стреляу и «Большая пятерка» в адаптации А.Б. Хромова. Особое внимание уделено «метааналитическому подходу», требующему от ученых максимально полного приведения результатов исследования.
Ключевые слова
Статья посвящена коммуникативным концептам экзистенциально-феноменологической традиции. Прослеживаются особенности их трансформации от философии к психиатрии, психотерапии и психологии. Анализируются философская теория коммуникации и коммуникативная методология эк-зистенциальной психотерапии и психологии. Автор исходит из положения о том, что теория коммуникация консультативной психологии и психоте-рапии приходит из философии и включает методологическую опору, онтологический и гносеологиче-ский пласты, теорию человека. Движущие принципы - принципы феноменологии, которые перено-сятся в практическую область общения и становятся принципами не исследования, а коммуникации: ориентация на человека и его непосредственный опыт; обращение к конкретности существования; уход от стереотипов и теорий, редукция до переживания; внимание к отношениям человека с другими людьми (бытие-с) и его проживанию в-мире; акцентирование темпоральности как в терапевтической ситуации, так и в жизни в целом. Коммуникативная теория экзистенциально-феноменологической психиатрии опирается на коммуникативную методологию, а коммуникативная практика дополняет теорию. В экзистенциально-феноменологической практике помочь человеку выздороветь - значит помочь ему наладить общение с миром предметов и другими людьми. Используемые в теории и практике коммуникативные концепты обозначают не характеристики взаимодействия, а составляющие метода. Они более эклектичны по сравнению с онтологическими или антропологическими и в большей мере отсылают нас к методологии и антропологии. При этом недиррективность традиции способствует а-концептуальности: сам больной, его ситуация и его проблема становятся направляющими в терапевтическом пути.
Ключевые слова
Идея дифференциации особенностей креативности в связи типом профессионализации исследуется применительно к проявлениям вербальной и невербальной креативности. В исследовании приняли участие 66 студенток, отличающихся по направлению обучения (художественному или социальному). Невербальная креативность измерялась с помощью фигурной батареи теста креативности Е.П. Торренса «Закончи рисунок», вербальная креативность - вербальным тестом творческого мыш-ления «Необычное использование» Дж. Гилфорда. По результатам применения U-критерия Манна Уитни обнаружено, что студентки социального и художественного направлений обучения отличались друг от друга по всем параметрам вербальной креативности (беглости, гибкости, оригинальности) и по двум параметрам невербальной креативности (оригинальности и разработанности). Наши данные под-держивают идею Е.А. Климова о том, что тип профессионализации может быть связан с особенностями проявлений креативности. Результаты можно трактовать как свидетельство того, что художественный и социальный тип профессионализации связаны с разными проявлениями вербальной креативности, а также невербальными параметрами креативности (оригинальность и разработанность). Параметры невербальной креативности беглость и гибкость, возможно, являются «общими условиями» для художественного и социального типа направления обучения.
Ключевые слова
В светском государстве потребности духовного развития членов мусульманской уммы могут реализовываться путем совместного проведения органами власти и духовными управлениями мусульман соответствующего региона различных научно-теологических и духовно-культурных мероприятий. В ряде субъектов Российской Федерации существуют отработанные социальные практики сохранения духовного наследия мусульманских народов. В Пермском крае к таким социальным практикам можно отнести ком-плекс мероприятий, проходящих под общим названием «межрегиональный форум мусульманской куль-туры “Мусульманский мир”». Данный форум проводится с 2009 г., он стал традиционным мероприятием для мусульманской сообщества Пермского края. Современные практики сохранения духовного наследия мусульманских народов включают в себя большой спектр различных мероприятий - от научно-теологических до культурно-массовых с фольклорным компонентом. Это дает возможность включить в практическое действие по сохранению и распространению духовного наследия мусульманских народов максимально широкий круг заинтересованных лиц и социальных групп как в исламе, так и за его преде-лами. Исследование дает возможность предложить рекомендации для организаторов последующих фо-румов мусульманской культуры: поводить больше разных мероприятий в сфере исламской науки и ис-ламского образования, активно привлекая знаменитых ученых-исламоведов России и зарубежья; расши-рять представленность духовных управлений мусульман и национальных диаспор из других регионов России; увеличить количество участников торговой выставки-ярмарки за счет приглашения производите-лей и поставщиков продукции «халяль» из стран ближнего и дальнего зарубежья; проводить больше ме-роприятий с активным участием исламской молодежи.
Ключевые слова
На основании материалов Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE) дается характеристика поведения, связанного со здоровьем, экономически ак-тивного населения России. Показано, что россияне слабо вовлечены в активные действия по сбереже-нию собственного здоровья - согласно опросу 2016 г. большинство респондентов не занимаются фи-зической культурой, половине опрошенных не удается изо дня в день соблюдать рациональный режим питания, треть выборочной совокупности являются курящими. Значительную распространенность име-ет самолечение - среди испытывавших в течение последнего месяца проблемы со здоровьем боль-шинство к врачу не обращались, «лечились самостоятельно». Анализ динамики поведенческих практик, связанных со здоровьем, за период с 2006 по 2016 г. показал сокращение доли курящих (в отличие от интенсивности курения) среди экономически активного населения и рост числа хотя бы иногда занимающихся физической культурой. Фактически не изменились доли приверженных самолечению и пренебрегающих профилактическими осмотрами. С помощью кластерного анализа выделены группы, значимо отличающиеся друг от друга по реализуемым моделям поведения, связанного со здоровьем: «высоко заинтересованные», «умеренно заинтересованные», «непоследовательные», «пассивные», «деструктивные». Установлено, что среди подавляющего боль-шинства экономически активных россиян здоровьесохранные практики реализуются слабо, только пя-тая часть являются «высоко» или «умеренно заинтересованными» в сохранении своего здоровья. Пред-ставлены социально-демографические портреты выделенных социальных групп. Показано, что риско-ванное (непоследовательное, деструктивное) поведение в сфере здоровья свойственно, прежде всего, мужчинам, пассивное - женщинам; кроме этого, подобные модели более характерны для людей, за-нимающих невысокое социальное положение в структуре российского общества.
Ключевые слова
Исследование посвящено актуальной проблеме социального взаимодействия индивидов в процессе обустройства современного социально-территориального пространства жилищного комплекса с помощью метода визуальной социологии. Описаны преимущества данного направления, причины интереса к визуальности. Методами исследования были выбраны фотографический метод и блиц-опрос жителей дома, которые позволили взаимно дополнить визуальную и вербальную информацию. С помощью фотографий охарактеризован объект исследования, по данным блиц-опроса выявлены основные группы участников интеракции. Автопарковка отличается невысоким качеством среды: нечеткие границы парковочных мест, некачественный грунт, заполнение проездов, проходов, чужих мест и др. Проведен сравнительный анализ предполагаемой и сформированной моделей взаимодействия жителей, выявлены их преимущества и недостатки, дан прогноз дальнейшему развитию ситуации. Реализованная модель социальной коммуникации отличается отказом жильцов от принципа софинансирования, разграничиванием социальных групп, реализацией патерналистских взглядов, нерациональной секьюритизацией. Выявлены особенности социального взаимодействия жи-телей многоквартирного дома в отношении принятия решений по организации парковки в г. Перми. Определены конфликтогенные узлы сложившейся модели организации пространства, к которым можно отнести несанкционированные действия жильцов дома, патерналистскую модель выстраивания отно-шений, конфликты между социальными группами и с управляющей компанией, некачественный кон-троль и распределение финансов, отсутствие долгосрочной перспективы. Продемонстрированы особенности использования визуального подхода для изучения автомобильной парковки г. Перми. Были сделаны выводы о потенциале визуальной социологии и необходимости дальнейшего ее использования. Рекомендовано усложнение используемой фотодокументации, проведение сравнитель-ного анализа автопарковки с придомовым садом, детской площадкой в предстоящих исследованиях.
Ключевые слова
По мере сокращения численности населения России и его старении все большую актуальность приобре-тает вопрос о государственной поддержке пожилых. В мире используются различные подходы, которые объединяет стремление полагаться на частные сбережения, накопленные пожилыми людьми самостоя-тельно в течение трудовой жизни, и на помощь со стороны детей. В традиционных обществах внутрисемейные трансферты играют большую роль в благосостоянии пожилого населения, однако сегодня их значение снижается из-за действия ряда демографических и социальных факторов. В данном контексте встает вопрос, действительно ли дети поддерживают своих родителей? Особенную остроту он приобретает при рассмотрении взаимоотношений детей и родителей после развода, когда первые стоят перед выбором, кому им оказывать помощь - биологическим или социальным родителям? Исследовательские вопросы, поставленные в данной работе: Помогают ли дети своим пожилым роди-телям в случае, если те разведены? Существует ли гендерная специфика? Какие факторы влияют на получение восходящих трансфертов пожилыми разведенными? В исследовании использованы данные репрезентативного «Комплексного обследования условий жиз-ни» (КОУЖ), проведенного Федеральной службой государственной статистики в 2014 г. В обследова-нии приняло участие более 113 тысяч человек, из которых более 42,5 тысяч пенсионного возраста. В работе использованы методы - дескриптивные статистики и корреляционные таблицы. Согласно результатам исследования разведенные пожилые получают поддержку в значительно меньшей степени по сравнению в лицами, состоящими в браке, и тем более с вдовыми. При этом существует значительный гендерный разрыв в получении поддержки разведенными лицами из-за того, что мужчины чаще теряют контакты со своими детьми. В особенности это касается нематериальной помощи, лишенными которой оказываются лица с наименьшим уровнем дохода и плохим состоянием здоровья, т.е. наиболее уязвимые группы граждан.