Исследуется смысловая связь между антропным принципом и антиномиями в области познания и этики. Классический антропный принцип (АП) призван ограничить многообразие гипотез в космологии. Для этого в статье дан анализ дискуссии между видными физиками-космологами. Раскрывается значение АП - не только в космологии, но и в других отраслях человеческого знания. Значение АП проявляется не столько в качестве исходной посылки для получения дедуктивным путем каких-то следствий, сколько в качестве селектора для отбора моделей познания и поведения. Он выступает своего рода «поводырем», который нащупывает границы в той или иной предметной области и предостерегает исследователя от умножения сущностей и построения заведомо недоказуемых гипотез. Являясь в этом смысле развитием принципа «бритвы Оккама», АП призван рационально снимать парадоксальность (антиномичность) картины мира, разных ее аспектов. Известно, что антиномии являлись важным элементом метода познания. Показано, что антиномии возникают там и тогда в познавательном процессе, где и когда воля человека ограничена, недостаточно развит момент творческого преобразования мира, создающий условия существования человека. Этот момент акцентирован в АП содержательно, а не только формально.
Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
2017. — Выпуск 3
Содержание:
Статья посвящена сопоставлению онтологических и эпистемологических принципов концепции глобальных катастрофических рисков и концепции единого закономерного мирового процесса. Показано, что концепция глобальных катастрофических рисков является важной современной трансдисциплинарной концепцией, имеющей существенное влияние как в экспертном сообществе, так и в массовом сознании. Реконструированы три онтологических и три гносеологических принципа данной концепции. Онтологические принципы сфокусированы на идее случайного и непредсказуемого характера любых процессов в мире, в том числе процессов, приводящих к глобальным катастрофам, в силу равновероятности этих процессов и «равноправия» всех возможностей. Эпистемологические принципы сфокусированы на идее автономности субъективной стороны познания и его ограниченности вследствие конечности сферы человеческого опыта, проистекающей из когнитивных искажений и эффектов наблюдательной селекции. Однако с учетом содержания системы фактов современных частных наук, а также с позиций концепции единого закономерного мирового процесса философские (в первую очередь онтологические) принципы концепции глобальных катастрофических рисков выглядят недостаточно обоснованными. Показано, что идея иерархии возможностей и феномен «квантовой запутанности» в свете концепции единого закономерного мирового процесса позволяет совместить представления о закономерном в целом характере развития (интегральном прогрессе) с представлениями о случайных процессах (включая случайности глобальных катастроф). Кроме того, идея связи бесконечного и конечного в человеческом опыте на фоне онтологии «связанного», а не хаотичного мира позволяет говорить о репрезентативном характере нашего опыта в отношении мира в целом.
Ключевые слова
Предложена система научно-философских положений, в которой исходным принципом является конкретизированный принцип различения: всякий материальный объект тождественен самому себе в пространстве и идентичен во времени. Показано, что из предложенного принципа следует интерпретация неравенств Гейзенберга в пользу элементарного (далее неделимого) атемпорального перемещения квантового микрообъекта. Скрытый индетерминистический смысл неравенств Гейзенберга заключается, по нашему мнению, в отсутствии непосредственной связи между динамикой координат и импульсом частицы. Элементарное изменение импульса квантовой частицы «запаздывает» за элементарным изменением ее координат. Констатируется, что тождественность микрочастицы самой себе возможна только в случае бесконечно малого промежутка времени посещения ею вероятной точки ее обнаружения в пространстве. При этом волновая функция частицы трактуется как относительная частота посещения микрообъектом присущих ему координат в реальном плоском пространстве. Обосновано также положение, что волновые функции отдельных частиц могут быть тождественными, а сами частицы - неразличимыми. В концептуальном контексте произведен самый общий философский анализ физического релятивизма, его соотнесенности с предлагаемым подходом и сделан вывод о несостоятельности утверждений о фундаментальном характере теории относительности.
Ключевые слова
Рассматривается временная сущность машины, которая заключена в принципе ее работы и реализована в ее конструкции. Время машины оказывается количественным повторением рабочих движений и в этом смысле - наличным временем. В противоположность этому действительный временной синтез строится не только как счетное время, но и как качественное различение модусов времени. В статье рассмотрен временной синтез в соответствии с кантовским учением о трансцендентальном схематизме воображения. Временной синтез моментов времени («прошлое», «настоящее», «будущее») осуществляется как линейный синтез операций воображения (антиципации, аппрегензии, рекогниции). Однако поскольку в основе схематизма воображения лежит трансцендентальный счет (Anzahl), постольку кантовский рассудок может быть понят как своеобразная машина времени. Такое представление не учитывает качественного различия моментов времени, которое находится в основе механизма памяти (что предполагается диаграммой времени Гуссерля). Качественное время является не репродуктивным, а продуктивным синтезом; оно предполагает не линейную последовательность однородных моментов времени, а единство различных временных модусов. В статье показано, что поскольку кантовский временной синтез представляет единство продукции и репродукции, то на деле качественное и количественное время представляют собой стороны такого онтологического единства. Машинное представление рассудка является только одной из версий временного синтеза. Но именно такое представление в современную эпоху становится господствующим: скорость машины репрезентирует именно количественное время как простую счетную смену моментов. Рассмотрена трансформация темпоральной шкалы человеческого бытия под влиянием ускоряющихся процессов. Сделан вывод о том, что в эпоху машин время превращается не в переживаемое событие, а в простую репродукцию смены событий.
Ключевые слова
Предмет исследования - знаковое выражение сущего в сознании в форме сущности, а также процесс становления понятия. Осознание сущности вещей проходит в три этапа: на первом сущность существует как физическое нечто, на втором - как неосознанная (но уже бытийствующая) сущесть, на третьем - как осознанная сущность-понятие. Проанализирована взаимосвязь понятий «сущность», «знак», «сущее», «значимость» и предложена праксиологическая модель их объединения. Обосновывается утверждение, что сущесть (то т( frv sivai) есть непосредственное и изначально бессознательное мышление сущей-самой-по-себе вещи, ее непосредственное бытие до всякого осознания, служащее основанием такого осознания. Кроме того, мы различаем сущесть и суть бытия вещи следующим образом: суть бытия - это определение сущести: определение неосознанного бытия сущей вещи через род и видовое отличие. На основании проведенного анализа утверждается, что бессознательные бытийные потребности прорываются в наличное бытие, творя символический ценностный образ сущего, ценностно относясь к сущему как к средству реализации потребности. Интерпретация знаков образует текстуру познания, т.е. устоявшиеся способы связи и использования сущностей.
Ключевые слова
Среди ученых сегодня растет интерес к исследованию антропологических и социально-философских проблем государственного развития. Отечественные и зарубежные ученые все чаще обращаются к понятию социального государства, его проблемам и перспективам существования. Есть основания полагать, что в решении вопросов, связанных с будущим социального государства и проблемами его развития, свой вклад должны внести и философы. Проблема участия государства в развитии социальной сферы общества и вопросы реализации государством своей социальной функции разрабатываются социальной философией, теорией государства и права, историей, социологией. Перед учеными стоит задача описать и объяснить существенные изменения роли современного государства в управлении общественными делами (особенно в социальной сфере). Эта задача решается исследователями с разных, порой противоположных, теоретико-методологических позиций. Статья содержит социально-философское обоснование социальной функции государства исходя из теории исторического процесса, в основе которой лежит диалектика родовой и индивидуальной сущности человека. Предпринимается попытка выявить антропологические основания государства и его социальные функции, опираясь на философскую концепцию человеческой сущности. Дается определение социальной функции государства. Раскрывается понимание социальной функции государства в широком и узком значениях. В широком смысле доказывается, что социальная функция государства дополняет, корректирует аналогичную функцию общественного производства, тем самым сглаживая, смягчая отчуждение родовой сущности человека. В узком смысле предлагается рассматривать социальную функцию как активность государства в областях образования, здравоохранения и социального обеспечения.
Ключевые слова
Исследуются особенности развития культуры на глобализационно-интеграционном этапе развития общества в контексте коммуникативного взаимообмена. Средства массовой информации выступают ведущим фактором формирования нового миропорядка. Каждая культура уникальна, что необходимо учитывать при построении единого информационного пространства. Современная культура в своем глобальном варианте - это по преимуществу система американских ценностей, американские образ жизни и мысли. Но для каждой культуры важны менталитет народа, ценности, традиции, обычаи в противоположность «глобальной» культуре, которая преследует главную цель - быть доступной массовой аудитории. Коммуникация - составная часть глобализации. Коммуникация в социуме невозможна, если не изучены ее компоненты и механизмы. В качестве одного из важнейших факторов следует выделить культурный. Подход к новым культурным реалиям должен определяться согласно новым категориям, культура каждого этноса должна занять свое место в конгломерате культур. Автор статьи приходит к выводу, что если мы создаем общее информационное пространство, то не должны нарушать культурного многообразия мира. И средства массовой информации должны быть источником пропаганды ценностей толерантности и взаимного уважения.
Ключевые слова
Цель настоящего исследования заключалась в изучении того, каким образом метафора, используемая будущими учителями физической культуры, формирует понимание процесса обучения. В работе было поставлено два исследовательских вопроса: (1) Какими видят себя в будущем учителя физической культуры? (2) Какие метафоры они используют для описания себя как учителя? Фундаментальная работа Дж. Лакоффа и М. Джонсона по метафорическому анализу, конструктивистские теории и практический опыт педагогов являлись основой теоретического обоснования того, какие роли будущие учителя отводят преподаванию и обучению. В исследовании приняли участие 100 будущих учителей (81 мужчина, 19 женщин), обучающихся на программах бакалавриата по подготовке учителей физической культуры в среднем по количеству обучающихся университете США, набранных с курсов по методике преподавания. Полученные данные были проанализированы с помощью метода постоянных сравнений. Результаты исследования показали, что наиболее часто у респондентов встречалась тема, в которой процесс обучения описывался в категориях эмоциональной практики, где учитель предоставляет ученикам поддержку, сострадание и помощь. Тем не менее, 30 % участников исследования описывают обучение как передачу знаний, как четкий, определенный процесс. Результаты данного исследования имеют важное теоретическое и практическое значение в подготовке будущих учителей. Полученные результаты носят двойственный характер. Во-первых, эта информация представляется важной для преподавателей, исследователей и учителей для понимания того, какие теории обучения и формы знаний являются перспективными для педагогов. Во-вторых, теории преподавания и обучения должны применяться с целью повышения качества знаний, а также подготовки новых педагогов. В целом, участники настоящего исследования разделяли гуманистический подход к обучению, описывали учителя как заботливого и отзывчивого.
Ключевые слова
В статье анализируются вопросы самоопределения личности на разных стадиях профессионального становления, описываются различные подходы к пониманию «кризиса второкурсника», который рассматривается как один из этапов нормативного возрастного кризиса идентичности, возникающего в особых условиях адаптации субъекта к обучению в высшем образовательном учреждении. Представлены данные эмпирического исследования, направленного на изучение статусов профессиональной идентичности абитуриентов и переживания ими кризиса идентичности на втором году обучения. Статусы профессиональной идентичности на момент поступления в университет определялись с помощью процедур контент-анализа сочинений, в которых респонденты в форме ретроспективного самоотчета описывали процесс выбора будущей профессии и направления обучения, а также собственные переживания по этому поводу. Выявлено, что на момент принятия решения о поступлении в высшее учебное заведение половина респондентов не обладала сформированной профессиональной идентичностью, находясь в ситуации моратория, проявлявшегося в двух формах: отсутствии четко определенных профессиональных планов и вынужденном изменении профессиональных планов в силу обстоятельств. Вторая половина участников исследования характеризовалась сформированностью устойчивых интересов, намерений и целей, определяющей готовность сделать самостоятельный и осознанный профессиональный выбор при поступлении в высшее учебное заведение. Специфика кризисных переживаний второкурсников изучалась с помощью надежных и валидных психодиагностических методик. В результате математико-статистической обработки эмпирических данных установлено, что несформированная профессиональная идентичность на момент поступления в университет является предиктором более интенсивного протекания «кризиса второкурсника». Выявленные тенденции обнаруживаются и при анализе текстов сочинения, отражающего представления студентов второго года обучения о переживаемом ими кризисе.
Ключевые слова
В условиях обострения ситуации с детскими и подростковыми суицидами российским педагогам-психологам остро недостает современных инструментов диагностики суицидального риска. Например, таких, как хорошо известный за рубежом опросник А. Османа и М. Линихэн «Причины для жизни» для подростков (The Reasons for Living Inventory for Adolescents (RFL-A). В статье представлены различные версии опросника «Причины для жизни», рассмотрены его особенности, результаты адаптации в России, а также проведен сравнительный анализ полученных на основе опросника данных психометрических исследований подросткового варианта в России и США. Предлагается текст русскоязычного варианта опросника и примеры психометрических характеристик, полученных на выборке 143 подростков Пермского края. Предварительный этап русскоязычной адаптации подросткового опросника А. Османа, М. Линихэн «Причины для жизни» показал высокую устойчивость его факторно-аналитической структуры к национальным особенностям отношения к суициду, особенностям социально-экономического развития, по отношению к фактору времени (1998 и 2017 гг.), а также по отношению к фактору процедуры обследования (карандаш-бумага и онлайн-тестирование). При этом уже на предварительном этапе выяснено, что российская адаптация по структуре полностью соответствует американскому оригиналу. Наибольшей согласованностью и значением в факторной структуре опросника отличается шкала «Семейный союз». В России этот фактор по значимости, в отличие от американской выборки, абсолютно лидирует. В русскоязычной выборке наиболее достоверной и соответствующей американским результатам оказалась процедура онлайн-тестирования респондентов, проведенного в социальных сетях. Надежность по внутренней согласованности шкал российской адаптации подросткового опросника «Причины для жизни» значительно превышает пороговые значения и в основном также соответствует американским психометрическим исследованиям. В целом уже на предварительном этапе русскоязычной адаптации опросника получены психометрические характеристики, достаточные для его использования не только в научных исследованиях, но и в скрининговых обследованиях суицидального риска.
Ключевые слова
В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования речемыслительной деятельности младших школьников-билингвов (освоение двух языков с раннего детства естественным путем в результате языкового общения в двуязычной среде: удмуртско-русской (30 чел.), татарско-русской (20 чел.)) и монолингвов, владеющих родным русским языком (всего 25 чел.). Предполагалось, что ре-чемыслительная деятельность детей с естественным билингвизмом при их переходе из детских дошкольных учреждений в общеобразовательную школу развивается путем интенсивного формирования понятийного речевого мышления в сравнении с детьми-монолингвами, у которых этот процесс характеризуется экстенсивным развитием через интеграцию различных видов мышления. С помощью методического инструментария измерялись показатели речевого развития, понятийного интуитивного мышления, понятийного логического мышления, понятийного речевого мышления, понятийного образного мышления, абстрактного мышления. Данные обрабатывались посредством процедур математической статистики: описательной статистики, одномерного и многомерного однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA). В результате исследования установлено, что речемыслительная деятельность в младшем школьном возрасте детей-билингвов с родным нерусским языком развивается путем интенсивного формирования понятийно-речевого мышления, когда спонтанные и житейские понятия родного и русского языков в процессе обучения переходят в разряд научных, а значит, осознаются ребенком, изменяются в структуре, т. е. происходит обобщение более высокого функционального уровня. У младших школьников-монолингвов, социолизирующихся в своей лингвистической среде, этот процесс характеризуется экстенсивным развитием через интеграцию различных видов мышления и/или переходом от понятийно-образного к понятийно-логическому мышлению в связи с освоением ведущей учебно-познавательной деятельности.
Ключевые слова
Объект исследования - моральное самосознание личности, предмет - те психологические трансформации, которые производит в моральном самосознании зрителя типовой голливудский боевик. В статье обобщенно рассматриваются особенности построения типового голливудского фильма-боевика, его моральная основа, особенности типовых персонажей. Анализируется использование голливудскими фильмами в качестве типовой коллизии сюжет о том, как «маленький человек» побеждает врага (как правило, «плохую систему») и добивается успеха. Рассматривается специфика критериев добра и зла, характерных для голливудских боевиков, которая может обуславливать морально деформирующее воздействие на зрителя. Обсуждаются связь этих критериев со стандартизацией, характерной для рыночных отношений в обществе, и их опора на такие эмоциональные реакции персонажей, как жалость и страх: переживание зрителем жалости - признак «хорошего» персонажа, переживание страха - признак «злого» персонажа. Высказывается предположение, что упрощенное деление персонажей в фильме на «хороших» и «плохих», в соединении с противопоставлением «маленький человек» - «Система», может приводить к инверсии морального самосознания зрителя. Приводятся результаты эмпирического исследования воздействия на зрителя просмотра фильма-боевика с однозначным делением героев на отрицательных и положительных. Фильм-боевик оказывает влияние на структурные характеристики Я-концепции зрителя, в частности, обусловливает появление корреляции Я-реального, Я-идеального и Я-антиидеала. Обсуждается возможность интерпретировать это как формирование «комплекса Сверхчеловека». Анализируется связь между «комплексом Сверхчеловека» и образом «маленького человека». Результаты исследования помогают более адекватно воспринимать влияние определенных жанров кино на моральное самосознание зрителя.
Ключевые слова
В статье рассматривается проблема экспериментального исследования динамики эмоций. Представлены ее краткая история и методологические трудности разработки. Отмечается снижение интереса к исследованию эмоций в последние десятилетия XX в. Показаны ограничения традиционного взгляда на изучение динамики эмоций, требующего применения универсального для всех участников исследования стимульного материала и последующего обсуждения различий в его отображении и отношении к нему. Обсуждается вопрос о применении единообразного по форме, но индивидуально-своеобразного по содержанию для всех испытуемых стимульного материала, который оказался бы способным обеспечить универсальный характер динамики эмоций. Разработана экспериментальная процедура «запуска» эмоции в ситуации исследования. Описано создание таких условий для возникновения у субъекта динамики эмоций, чтобы можно было с уверенностью утверждать, что она имела место. Описаны результаты применения нового экспериментального приема, позволяющего менять интенсивность эмоций радости и печали, продемонстрирована его эффективность в обеспечении динамики эмоций. Изложены перспективы дальнейшего изучения «запуска» эмоций радости и печали посредством применения в эксперименте техник, способных обеспечить динамику этих эмоций без предъявления какого-либо внешнего (физического) стимула.
Ключевые слова
В статье рассматривается понятие эмоционального выгорания, анализируются причины и симптомы эмоционального выгорания, такие как депрессия, эмоциональный дефицит и неудовлетворенность собой. Особое внимание уделяется проблеме эмоционального выгорания у педагогов. Цель статьи - обосновать актуальность современных диагностических и психокоррекционных методов, которые могут быть использованы в работе с эмоциональным выгоранием педагогов. Рассматриваются современные психологические методы диагностики эмоционального выгорания. Особый акцент делается на использовании компьютерной программы «Voice Self-analysis» как наиболее быстром и эффективном инструменте анализа синдрома эмоционального выгорания. Программа позволяет оценить уровень эмоционального выгорания испытуемого по его речи во время чтения текста. В статье представлены эффективные методы психокоррекции эмоционального выгорания: «Ключ» Х. Алиева, метод wing-wave, метод десенсибилизации. Приведены результаты исследования уровня эмоционального выгорания у педагогов до и после психокоррекционной работы, показана эффективность методов профилактики, диагностики и психокоррекции эмоционального выгорания у педагогов. Авторы приходят к выводу, что психологическая коррекция и снижение эмоционального выгорания могут быть быстро реализованы при использовании современных диагностических и психокоррекцион-ных методов и технологий.
Ключевые слова
Обсуждаются проблемы и социальные последствия приватизации государственной собственности в России. Раскрывается социальное содержание отношений собственности, их связь с юридическими и экономическими отношениями и их влияние на радикальные социальные изменения в жизни России. Де-социализация собственности считалась ключевой стратегией экономической реформы, но ее осуществление не привело к росту эффективности экономики и не породило собственника, действующего в условиях рыночной конкуренции. Показано, что снизился технический потенциал гражданских отраслей, сократилась численность занятых в индустриальном секторе, развитие высокотехнологичных и информационных услуг отстает от потребностей инновационной экономики. Причины заключаются в недостаточной подготовленности правовых и институциональных основ трансформации отношений собственности, прежде всего по отношению к крупным государственным предприятиям. Сложившаяся смешанная экономика развивается в рамках системы «власть - собственность», что существенно снижает самостоятельность предпринимателей, ограничивает их инвестиционную активность, стимулирует «бегство» капиталов за рубеж и паразитарное потребление. Структура экономики - отраслевая и по формам собственности, как можно судить по достигнутым за два с половиной десятилетия результатам, не отличается эффективностью. В современных условиях для экономического подъема и развития нет стимулов, направляющих созидательную энергию наиболее активных субъектов развития - предпринимателей и представителей среднего класса. Можно предположить, что на новом этапе экономического развития будет возрастать роль государства и государственных предприятий, но одновременно необходимо улучшать институциональные условия предпринимательской деятельности.
Ключевые слова
В научных дискуссиях по проблеме исследования социального капитала значительное внимание уделяется поиску единого определения концепта «социальный капитал», а также критике и апологии его использования. В статье утверждается, что основным препятствием при исследовании социального капитала является не отсутствие общепринятого его определения, а отсутствие четко определенного феномена исследования. Представлен обзор развития концепции социального капитала с целью определить альтернативные направления развития и обстоятельства, обусловившие выбор концепции Патнэма. Последняя является основной для развития современных концепций в различных авторских версиях. Версия, популяризированная Патнэмом, восходит к концепции Коулмена, где социальный капитал - абстрактный конструкт. Теоретически и методологически более обоснованной представляется менее известная концепция Бурдье. Бурдье заимствует базовый концепт капитала у Маркса, где капитал - социальное отношение. Отсюда различия между концепциями Бурдье и Коулмена-Патнэма по поводу доступности феномена - объекта, выступающего носителем социального капитала. Объект теорий Маркса и Бурдье реален: капитал-отношение воплощен в вещественных формах. У Коулмена, напротив, капитал-вещь воплощен в отношениях. В результате концепт социального капитала, будучи производным от концепта «капитал», у Патнэма и в последующей традиции вынужденно определяется через другие социальные отношения. Чаще всего они выражены концептами «доверие» и «нормы». Эти концепты в литературе имеют тавтологические определения. Третья составляющая определений - «социальные сети» - эмпирически состоятельна, но включение ее в определения социального капитала не представляется обоснованным. Дана краткая характеристика последствий для исследования социального капитала, связанных с традицией, восходящей к версии Патнэма: отсутствие надежных индикаторов, тривиальность наблюдений и предположений. Описаны первоначальные выводы по собственному эмпирическому исследованию социального капитала в сфере производства.
Ключевые слова
Исследуются ориентации на стабильность в отношении места проживания либо миграцию жителей большого города. Мобильность может задаваться «сверху», из центра, а может развиваться «снизу», из регионов. Скорость этого взаимодействия обеспечивает потенциал и «маркирует» меру развитости субъектности сообществ. Вскрывается основное противоречие между крупным городом, как ценностью в глазах жителей, и отсутствием социального запроса на высококвалифицированный труд, его низкой оплатой, нехваткой специалистов для обеспечения потребностей горожан. В данном исследовании дифференцированная триадичная оценка городских условий проведена с позиций социально-профессиональной занятости групп; оценки личностью основных элементов материальной инфраструктуры города; удовлетворенностью личности жизнью в городе. В рамках исследования опрашивались студенты ВУЗов, преподаватели, библиотечные работники, работники строительной организации. Выделены следующие три группы горожан: стабильные, латентно-мобильные и прогрессивно-мобильные. Ориентация на стабильность указывает на относительное морально-психологическое спокойствие города. Латентная мобильность маркирует «проседание» социальной обстановки. Прогрессивно-мобильные индивиды - цвет городского сообщества; нередко это энергичные предприниматели и деятели наук, ориентированные на миграцию. Жизненный тонус города определяется соотношением ориентаций горожан либо на стабильность, либо на выезд из города. Очевидно, что будущее города во многом определяется настроениями молодых людей. В исследовании показано, что студенческая молодежь дает реальные и идеальные характеристики: символов (мифов) районов, материально-архитектурной среды и инфраструктуры, а также культуры города, как социализирующей среды. Студенты рассматривают внутреннюю мобильность, как важное условие необходимой циркуляции сил общества, но критически оценивают нерегулируемую миграцию извне. В символических формах молодежь Перми выражает желание мигрировать туда, где есть развитие, где труд энергичных и образованных оценивается выше, чем в своем городе. Практическое значение исследования заключается в том, что городская общность приобретает знание о себе, как современном субъекте социального действия, в частности, о качестве социальной мобильности; удовлетворенности занятостью; социализирующих условиях жизни горожан.
Ключевые слова
Статья посвящена проблемам формирования исторической памяти и территориальной (локальной) идентичности у старшеклассников. В социальных науках историческая память как представление о прошлом является условием формирования идентичности, в первую очередь - территориальной (включая идентичность гражданскую, региональную и локальную). Школа как социальный институт является сегодня основным каналом трансляции государственной политики памяти. Здесь школа выступает рука об руку с другими источниками формирования исторической памяти, такими как средства массовой информации, кинематограф, телевидение, коммемора-тивные практики и т. д., однако именно школьная история является каркасом формирования общегражданской идентичности. По данным массовых опросов жителей Пермского края (2012-2016 гг.), реализуемая сегодня политика памяти приводит к постепенному возрастанию значимости общегражданской идентичности на фоне других форм территориальной идентичности. С другой стороны, представление об истории страны, получаемое старшеклассниками в школе, накладывается на семейную историческую память, иногда непротиворечиво согласуясь с ней, а иногда - конфликтуя. Исследования, проведенные автором среди пермских школьников (серия фокус-интервью), показывают, что каркасом локальной и региональной идентичности выступает как раз семейная история, которая неминуемо оказывается более сложной и персонализированной. Следовательно, несовпадение, а иногда и прямые противоречия между государственной политикой памяти и исторической памятью семьи чреваты возникновением противоречий между чувством принадлежности нации и территориальной самоидентификацией, что уже является важной социальной и управленческой проблемой.