Философская концепция информационного, или постиндустриального, общества рассматривается в статье как одна из наиболее перспективных моделей современного состояния цивилизации. И само информационное общество, и его теоретическое исследование находятся в стадии становления. Поэтому данное направление социальной философии часто даже не позиционируется авторами осознанно именно как исследование этой новейшей ступени общественного развития. Тем не менее, в российских философских журналах постепенно накапливается значительный контент наблюдений и выводов о природе информационного общества и о возможных научных подходах к его описанию. Предпринимаются попытки дать онтологическую характеристику виртуальной реальности как особого феномена информационного общества, раскрыть природу компьютерного труда и проследить его влияние на всю социальную систему. На старые традиции российской научной мысли опираются исследования усложнившегося в информационную эпоху взаимодействия материи и сознания - как на уровне индивидуального, так и на уровне общественного сознания. В результате постепенно формируются условия для создания целостной философской теории информационного (постиндустриального) общества, опирающейся на принципы материалистического понимания истории.
Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
2016. — Выпуск 4
Содержание:
В статье рассматривается вопрос об антропологической проблематике в философии К. Маркса как центральной теме всех его идейно-теоретических исканий. В ранний период творчества К. Маркс был серьезно увлечен антропологическими идеями своих предшественников И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха и других, но довольно скоро отказался от историко-философской рефлексии и приступил к разработке самостоятельного политического и социально-экономического проекта, в котором указанные антропологические идеи должны были быть реализованы на практике. Отсюда следовало и определение К. Марксом своей философии как «практического материализма». Именно поэтому основателю мирового коммунистического движения впервые в истории философской мысли удалось рассмотреть вопросы формирования и развития «целостного человека», его самореализации, проблемы взаимоотношений личности и коллектива, счастья, творчества и другие на богатом социальном материале. Однако масштабность задач, поставленных К. Марксом, не позволила ему создать законченную философскую систему. Результатом этой незавершенности стала утрата смысловых ключей к наследию «первого марксиста», которое было интепретировано его последователями как исключительно политический и социально-экономический проект. Это обстоятельство стало главной причиной попыток западных и отечественных исследователей выполнить реконструкцию антропологической концепции К. Маркса с подробным анализом ее идейных истоков, эволюции и исторической судьбы. Опыт подобной реконструкции предлагается и в настоящей статье.
Ключевые слова
В статье рассматривается проблема консолидации российского зарубежья в современных геополитических условиях. Основное внимание уделяется вопросу формирования национальной идеи как механизма обретения национальной идентичности и главного орудия в противостоянии внешнему давлению. Рассматривается роль пространства и границ, природных и геополитических факторов в становлении русской идентичности. В качестве ключевых рассматриваются образы реки и степи, при этом река воспринимается как амбивалентный символ. Вводится понятие реки-границы, реки-предела как бесконечного идеала, а также реки как консолидирующего начала. Особо отмечается необходимость консолидации россиян региона Центральной Азии. В качестве причины постепенного исчезновения национальной идентичности называется отсутствие у России сильной опоры в государствах, где наиболее активна антироссийская деятельность. Подчеркивается потребность в организованной и мощной русской диаспоре. Национальная идея рассматривается как единственное средство обеспечения духовной связи между государством и диаспорой, ее укрепления и единения вопреки государственным границам. Подчеркивается связь между сильной патриотичной диаспорой и формированием положительного образа России за рубежом. В статье проводятся аналогии между современной геополитической обстановкой и геополитикой прошлых лет и делается заключение, что мы живем в эпоху нарастающих вызовов и угроз национальной идентичности, воспрепятствовать чему должна государственная политика, основанная на национальной идее.
Ключевые слова
К изучению социальной мифологии применен системный подход. Социальная мифология рассматривается в качестве системы, состоящей из онтологической, гносеологической, аксиологической и праксиологической подсистем. Каждая подсистема включает в себя ряд ключевых компонентов. Для фиксации присутствия социальной мифологии в обществе и иллюстрации содержания компонентов системы социальной мифологии вводится термин «концептуальное понятие - аттрактор мифологического», представляющий собой феномен общественной жизни, содержащий мифологическое наполнение. С развитием общества происходят изменения во всех подсистемах социальной мифологии. Основные изменения следующие: представления о причинно-следственной связи и о соотношении части и целого смещаются на «архаический» уровень социальной мифологии, в то время как представления о пространстве и времени - на «конъюнктурный» уровень; наличие мифологического обнаруживается во многих современных нелинейных процессах; существует тенденция оценивания степени конструктивности или деструктивности последствий, результатов реализации социальной мифологии; социально-мифологические проявления можно увидеть через рассмотрение мифоритуальных практик, которые ранее основывались преимущественно на универсальных традициях, но в современном обществе они представляют собой конгломерат разнообразных элементов, содержащих как архаические, так и квазимифологические компоненты. Делается вывод о том, что социальная мифология является, прежде всего, развивающейся системой.
Ключевые слова
Впервые выдвинутая во второй половине XX в. идея кризиса либеральной демократии актуальна и сегодня. С нашей точки зрения, для рассмотрения данного явления необходимо использовать философскую методологию. Сущностный анализ кризиса либеральной демократии предполагает выявление его онтологических оснований. Подобным основанием может выступить политическое отчуждение с такими институтами, как политическая власть и государство. В статье рассмотрена одна из первых попыток осмысления явления политического отчуждения, предпринятая французским просветителем Ж.-Ж. Руссо, который приходит к выводу об обусловленности политической власти общей волей - волей народа, что может стать основой ее легитимности. Сегодня политическое отчуждение проявляется в предельном характере противоречия между всеобщим избирательным правом как способом реализации народом своей политической воли и существующими институтами, которые только формально способствуют его реализации. В связи с этим английский политолог К. Крауч вводит понятие постдемократии, означающее политический режим, к которому могут перейти государства с длительной историей существования либеральной демократии. Постдемократия подразумевает предельный отрыв подавляющего большинства граждан от политической элиты, которая сохраняет свое господство при помощи использования манипулятивных техник. В рамках настоящего исследования мы придерживаемся точки зрения, согласно которой нельзя говорить об исчерпанности самой идеи демократии, но необходимо новое представление о данном политическом режиме. Гуманизация общественной жизни, т.е. превращение человека в высшую ценность, должна стать основополагающим принципом демократического политического режима.
Ключевые слова
В статье представлен обзор проблемы обоснования в философии морали. Рассматривается субъективистский подход к ее решению. Раскрываются фундаментальные принципы этого подхода. Акцентируется важность вопроса обоснования при рассмотрении роли морали в социально-философском контексте. Рассматривается сильные стороны субъективистского подхода, дан анализ субъективистской методологии. Определены основные концептуальные понятия, используемые в современном дискурсе субъективистской этики. Рассматриваются как теоретическое значение этих понятий, так и практический смысл применительно к реалиям современного общества. На примерах иллюстрируется актуальная значимость вводимых терминов и определений. При сопоставлении различных стратегий рационального поведения определены критерии справедливой организации социального порядка. На основе понятий, используемых классическими авторами, выявляется связь с актуальными теоретическими подходами в области социальной этики и политической философии. Рассматриваются и проблемные моменты в субъективистском подходе: границы применимости этической парадигмы; риски при использовании субъективизма как единственного и безальтернативного инструмента этического обоснования. Отмечены возможные негативные последствия в случае злоупотребления методологией разумного эгоизма; опасность инструментализации морали и редукции этического дискурса к моральному конформизму.
Ключевые слова
Предмет исследования - осмысление причин и последствий когнитивного релятивизма в научном познании и философии науки. Проанализирована взаимосвязь категорий объективность, истина, научная рациональность и предложена праксеологическая модель их объединения. Обосновывается утверждение о том, что «социологический поворот» в осмыслении научной рациональности является одной из разновидностей релятивизма. Когда научная рациональность подменяется социологией познания, наука, лишившись опоры на истинное знание законов природы и общества, неизбежно скатывается в релятивизм. На основании проведенного анализа утверждается, что релятивизм в науке противоречит отстаиваемому нами пониманию ценностного отношения, поскольку лишает научную деятельность смысла достижения истины как цели познания. Объективность истины достигается в процессе познания, когда практика устраняет возможные иллюзии об истинном положении дел. Ценностное отношение, с нашей точки зрения, фундирует наряду с сущим, инвариантность «объективной» истины для разных ученых сообществ. Без опоры на знание общего для всех субъектов познания сущего, без точного установления фактов происходящих изменений сущего знание становится пустой фантазией. Альтернативой релятивизма и догматизма в понимании истины должна стать концепция, снимающая антагонизм этих точек зрения и делающая их моментами обобщенной праксеологической концепции.
Ключевые слова
В статье дан обзор основных направлений интерпретации времени в первой половине XX в. в истории русской философии. Отмечена взаимосвязь темпоральных концепций с современными им достижениями физики, биологии, психологи и других наук. Обозначены основные подходы к изучению времени, дано их краткое описание, отмечены основные работы философов. Представлены различные трактовки понятия «время», рассмотрен контекст использования этого термина в разных теориях времени данного периода. Рассмотрены научно-философское, религиозномистическое и культурологическое направления. Отражены ключевые положения теорий хронотопа А. А. Ухтомского и М. М. Бахтина, представлено время как «четвертая координата» (П.А. Флоренский), как «форма событий» (Н.О. Лосский), как «атрибут материи» (В.И. Ленин), рассмотрены темпоральная триада Н.А. Бердяева и «разумное время» В.Н. Муравьёва. Прослежена история понятия «хронотоп», описаны изменения его трактовки различными мыслителями и применение в произведениях литературы. Особое внимание в статье уделено пониманию времени в русском космизме рассматриваемого периода. Данное направление представлено работами В.Н. Муравьёва, последователя Н.Ф. Фёдорова, объединившего в своих трудах и естественнонаучный, и религиозномистический космизм.
Ключевые слова
Статья продолжает «пермские» традиции системного изучения индивидуальности человека и его активности. Методологической базой представленного исследования являются труды В. С. Мерлина, Л.Я. Дорфмана, А.А. Волочкова, прежде всего интегративная концепция целостной активности жизнедеятельности. Активность индивидуальности при этом рассматривается как системное динамическое образование, характеризующее меру субъектного взаимодействия индивидуальности с ее миром, интегративно представляющее синтез активности разных уровней интегральной индивидуальности. Эмпирическими основаниями организованного и представленного в статье исследования структуры активности индивидуальности являются работы А.А. Волочкова (2007, 2015), Е.Ю. Росляковой (2009), А.Ю. Попова (2010, 2015). В статье предлагается конфирматорная модель целостной активности индивидуальности. Такая модель впервые получена в эмпирическом исследовании взаимодействия различных видов активности на разных уровнях интегральной индивидуальности. Сам факт получения данной модели и ее характеристики поддерживают дедуктивную гипотезу о существовании «общей», единой активности индивидуальности, в которой на разных уровнях взаимодействуют ее многочисленные проявления. Установлено, что наибольший вклад в общую активность индивидуальности вносит активность вышележащих уровней интегральной индивидуальности (активность личности и субъекта). Вместе с тем достаточно значим в полученной конфирматорной модели активности индивидуальности вклад активности ее диспозиционных характеристик (активность темперамента). Область применения результатов: для специалистов высшего профессионального образования.
Ключевые слова
В статье освещаются особенности личностного профиля матери и взаимоотношения в диаде, где дети при рождении имеют малый вес и появились на свет раньше срока. Актуальность темы обусловлена острой демографической ситуацией, которая продолжает оставаться очень значимой для нашей страны. Рассматриваются факторы, осложняющие становление материнства при преждевременных родах, влияние длительной психотравмирующей ситуации на диаду. Представлены результаты психологического исследования характерных черт личности матерей, родивших маловесных детей, даны их личностные характеристики. Прокоментированы такие важные психологические характеристики, как эмоциональная устойчивость, тревожность, уравновешенность, дисциплинированность, общительность, уверенность, фрустрированность, восприятие действительности, настроение, мотивированность женщин. Раскрываются личностные характеристики матерей в послеродовом периоде и то, каким образом различия личностных особенностей матерей влияют на отношения в диаде и обуславливают их. А также дана характеристика «синдрома родительской растерянности» и предпринята попытка проанализировать процесс становления материнства при рождении маловесного ребенка, трудности налаживания контакта в диаде «мать - маловесный ребенок». В статье рассмотрены методы и формы психологической помощи матери для оптимизации отношений в диаде.
Ключевые слова
В статье рассматривается одно из важных направлений Пермского культурного проекта, а именно проект открытого образования. Изначально в философском дискурсе открытое образование понималось как образование, соответствующее принципам открытого общества. С появлением Интернета открытое образование стали связывать с принципом доступности информации и образовательных ресурсов. Но в ходе развития Пермского культурного проекта появился новый смысл открытого образования, когда вся городская среда, насыщенная событиями, новыми, альтернативными институциями и коммуникативными площадками, стала пониматься как ресурс открытого образования. Тогда же в ходе обсуждений родилось новое направление тьюторского сопровождения - тьюторство в сфере культуры. Последнее следует рассматривать как альтернативный вариант традиционных форм образовательной деятельности, более подходящий для социализации и профессиональной ориентации старшеклассника. Идея тьюторства ближе к концепции культурной демократии, так как тьютор знакомит не с высокими образцами культуры, а с ресурсами достижения целей, сформулированных самим учеником. Для тьюторского сопровождения нет «высоких» и «низких» жанров, но есть культурные ресурсы. Тьютор помогает учащемуся сделать собственный выбор между ними, найти подходящий ресурс для каждого конкретного человека. Кроме того, тьютор мотивирует ученика не на потребление культуры, а на активное участие в творческих практиках. Поэтому культура здесь понимается уже не как закрытый перечень сфер деятельности (искусство, наука, литература), но как широкое поле деятельности по выработке смыслов и личных моделей поведения. Таким образом, тьюторское понимание открытого образования предполагает расширение образовательного пространства до масштабов социального мира, превращение города в среду, способную образовывать и воспитывать.
Ключевые слова
Статья посвящена относительно новой категории в социологии - категории родительского труда. Данный вид труда рассматривается как деятельность по рождению, уходу, воспитанию, обучению и развитию детей, их социализации и дальнейшей профессионализации, направленная на формирование и развитие человеческого капитала и выполняемая родителями и другими субъектами труда. Предметом исследования являются ключевые параметры родительского труда, реализуемого на перинатальной стадии. Цель работы - выявить сходства и отличия государственных социальных политик ряда стран, направленных на стимулирование родительского труда на этой стадии. Проанализированы меры поддержки в Новой Зеландии, Хорватии, Швеции, Исландии и России. В результате проведенного исследования выявилена дифференциация стран по следующим параметрам стимулирования родительского труда на перинатальной стадии: субъект родительского труда, труд которого стимулируется; наличие / отсутствие мер стимулирования факта рождения ребенка; наличие / отсутствие мер стимулирования подготовки к реализации качественного труда на перинатальной стадии; наличие / отсутствие поддержки решения субъекта труда о совмещении родительского и профессионального труда; наличие в государственной политике мер, направленных на сохранение рабочего места в сфере профессионального труда на период реализации родительского труда. Выявлены преимущества и недостатки реализуемых в настоящее время мер поддержки родительского труда на перинатальной стадии. Результаты проведенного исследования углубляют понимание феномена родительского труда в социологии семьи, социологии труда, демографии. Они могут быть полезны специалистам сферы государственного и муниципального управления, занимающимся вопросами реализации семейной и демографической политики, развития человеческого капитала.
Ключевые слова
Целью работы является определение специфики этносоциальной сферы образовательного учреждения для определения ключевых направлений и мероприятий по построению гармоничных межэтнических отношений в среде старших школьников, формирования толерантных установок у подрастающего поколения. Выводы авторов сделаны на основе сопоставления результатов исследований в сфере межэтнических отношений, проведенных ими в 2011 г. в г. Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Алапаевске методом анкетного опроса представителей этнических общностей (708 опрошенных) и экспертного интервью (10 экспертов), в 2016 г. в образовательных учреждениях г. Екатеринбурга методом анкетного опроса с использованием выборочных шкал ценностного опросника Ш. Шварца (1248 учащихся 9-11 классов), а также посредством вторичного анализа данных исследований других авторов. Проведен анализ программ и планов мероприятий по формированию гармоничных межэтнических отношений на разных уровнях управления образовательным учреждением. С точки зрения этносоциальных отношений особого внимания заслуживают старшие школьники. В данной возрастной группе имеется повышенный потенциал конфликтности, в том числе в этносоциальной сфере. Вместе с тем среди подростков установки на толерантность выше, чем в целом в молодежной среде. Отношение подростков к мигрантам является более индифферентным, чем у взрослых. В полиэтнических (поликультурных) образовательных учреждениях уровень этнической толерантности, как и уровень конфликтности на этнической почве, выше. Снижению межэтнической напряженности и конфликтности в среде школьников способствуют целенаправленные меры образовательного учреждения по развитию этнокультурной компетенции среди обучающихся, а также психолого-педагогические условия, дополнительно формируемые в таких образовательных учреждениях. Выводы и рекомендации, сформулированные в данной работе, могут быть использованы для реализации национальной, этнокультурной политики как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне региона.
Ключевые слова
В статье рассматривается категория «социальное самоопределение». Предлагается концептуальная модель трехкомпонентной структуры и функций социального самоопределения. На основе выделенных аксиологических противоречий дается классификация стратегий социального самоопределения молодых людей. В контексте предложенной модели раскрываются внутренние и внешние противоречия между активностью молодежи и сложившимся социальным порядком. Модель аксиологических противоречий показательно апробирована на материалах Европейского социального исследования. На основе вторичного анализа данных описываются тенденции изменения системы ценностей молодых людей в Российской Федерации, в частности в Пермском крае, рассматриваемом в качестве динамично развивающегося региона страны. Показаны различия аксиологических моделей между поколениями молодежи и взрослых. Зафиксированы различия в соотношении «ценностей изменения» и «ценностей сохранения» молодежи Пермского края на фоне Российской Федерации в целом. В заключение анализируется взаимосвязь свободы самоопределения молодежи с уровнем общественного развития. Акцентируется внимание на угрозе роста конформизма в молодежной среде, что связано с ростом удовлетворенности состоянием российской экономики, руководством страны, работой демократии и жизнью в целом. Делается вывод об аксиологической статичности и росте закрытости российского общества.
Ключевые слова
Миссионерство является неотъемлемой частью любого религиозного культа, а возможность осуществления миссионерской деятельности является одной из основных ценностей религиозной организации. Подготовка к миссионерской деятельности и сама миссионерская деятельность - важный этап религиозной социализации или воцерковления. Христианские конфессии, деноминации или культы считают миссионерскую деятельность важной, а часто и приоритетной внутрикультовой ценностью. Деятельность миссионеров периодически начинает интересовать различные государственные структуры и органы, в результате чего появляются законопроекты, имеющие цель упорядочить, бюрократизировать миссионерскую деятельность различных конфессий, деноминаций и культов. В России регулирование происходит на уровне регионального законодательства и служит точкой преткновения между государственными органами власти на местах и религиозными организациями, считающими миссионерство важной ценностью их религиозной жизни. Проведенный анализ показывает, что попытки ограничивать ту или иную сферу деятельности определенных социальных групп продолжаются, но если эта ограничиваемая область деятельности носит ценностный характер для определенных социальных групп, то эффективность законодательства будет довольно низка.
Ключевые слова