В статье предлагается новый подход к анализу сущностных сил человека, который опирается на конкретно-всеобщую теорию развития и концепцию конкретно-всеобщего. Данный подход позволяет выявить конкретные структуры объективно-всеобщего в человеке и раскрыть механизмы их функционирования, выяснить их роль в формировании сущностных сил человека и представлений о них (смысловой реальности индивида). Показано, что каждую сущностную силу человека можно представить как специфичное переплетение взаимосвязей между конкретными ключевыми фрагментами социальной действительности. В каждой жизненной ситуации человек вступает в определенное отношение с действительностью, в котором реализуются те или иные взаимосвязи, возможность которых заложена в человеческой природе изначально (что позволяет их прогнозировать и моделировать). Проводится анализ конкретно-всеобщего в самом механизме труда. Выявлено, что оно тесно переплетено с конкретно-всеобщим содержанием мышления, цели, плана, общения, потребности, способности, родового и индивидуального. При определении конкретной формы взаимосвязи всеобщих моментов в структуре составных частей труда обнаружено, что они тесно взаимосвязаны с конкретно-всеобщим содержанием в сущностных силах более сложной организации: свободе, ответственности, смысле жизни, счастье, любви, добре и зле и т. д. Показано, что конкретно-всеобщее, лежащее в основе фундаментальных уровней сущностных сил человека, по мере развития развертывается относительно своих оснований и, обогащаясь и усложняясь, становится тем механизмом, что конструирует более сложноорганизованные нравственные, художественные, духовные сущностные силы в целом. Данное исследование позволяет построить целостную развернутую систему сущностных сил человека во всех их взаимосвязях и пересечениях; раскрыть механизм формирования и развития сущностных сил и соответствующих понятий о них; способствует созданию метода, который позволял бы моделировать уникальные жизненные ситуации индивида.
Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
2016. — Выпуск 3
Содержание:
Пункт 2 статьи 13 Конституции РФ гласит: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Данная формулировка отражает позицию многих современных мыслителей, заключающуюся в том, что XXI век - это эпоха плюрализма, который признает идеологическое многообразие. Однако так ли это на самом деле? Современное общественное сознание находится в состоянии кризиса, напрямую связанного с кризисом в общественной жизни. Это выражается в крайней противоречивости современного общественного сознания, для которого становятся характерны сильнейшая радикализация и эклектика. После распада СССР образовался идеологический вакуум, который начал стремительно заполняться причудливыми учениями, которые не могли появиться в старых условиях. Многими из них была провозглашена эпоха деидео-логизации, однако справедливо будет утверждать, что начало XXI в. - эпоха предельной идеологизации, обусловленной вышеописанной ситуацией. Появление множества новых идеологий не привело к плюрализму, и сейчас сложилась ситуация, когда голос сторонников одних течений куда более слышим, чем голос приверженцев других. Как видно из вышесказанного, проблема кризиса общественного сознания крайне сложна и для ее осмысления нужна особая методология. Ни в коей мере не претендуя на окончательное решение поставленных в статье вопросов, автор представляет лишь предварительную рамочную концепцию дальнейшего исследования, пытается дать ответ на вопрос, может ли философия в принципе быть методологией осмысления кризиса общественного сознания.
Ключевые слова
Предметом исследования является современный социально-биологический кризис. Рассматривается его сущность и механизмы, связанные с обострением диалектического противоречия между социальным и «включенным» биологическим в сущности человека. Оно возникает ввиду рассогласования их фундаментальных способов существования (производственного и приспособительного соответственно), когда параметры общественного и технологического прогресса оказываются такими, что человек со своей биологической стороны начинает терять способность адекватно к ним адаптироваться. Эта десинхронизация создает опасность утраты человеческой сущностью своей целостности. Специфика современного кризиса заключается в том, что главной мишенью нагрузок оказываются психика и нервная система, что, ввиду их интегрального характера, далее может порождать каскад сбоев в других системах организма. Данный кризис, вызванный рядом дисбалансов и амбивалентностью современного прогресса в целом, во многом указывает на исчерпанность самого способа развития цивилизации. Так как главной причиной этого является стихийный и антагонистический характер последнего, своеобразный общий «дефицит разумности», магистралью преодоления кризиса должно стать широкое внедрение систем прогнозирования и планирования процесса дальнейшего развития человека, определение оптимальных нагрузок на его психику и биологию.
Ключевые слова
Статья посвящена влиянию биологической теории эволюции на современную эпистемологию и обратному процессу - влиянию естествознания, в частности биологических явлений, на когнитивные процессы, что открывает реальные возможности для объяснения многих познавательных явлений. По мнению автора, эволюционная эпистемология, опираясь на новые результаты теории эволюции, открывает новые перспективы исследования когнитивного аппарата человека. В современных условиях познавательные способности человека следует рассматривать не только как однозначный, линейный процесс развития рациональных и культурных способностей человека, но и как результат продолжающейся природной и биологической эволюции индивида, что позволяет сделать новые познавательные и теоретические выводы и вывести отдельные следствия. Основываясь на достижениях естествознания, эволюционная эпистемология использует идеи и механизмы биологической эволюции для раскрытия и рациональных, и актуальных на сегодня иррациональных способностей человека. Не секрет, что эволюционная теория познания, наряду со своими дескриптивными и объяснительными элементами, содержит определенные экспликативные и нормативные элементы, которые выделяют ее как некую метанаучную дисциплину. В результате эволюционная эпистемология становится и «биологией познания», и «биологией когнитивных процессов». Несмотря на наличие многообразных факторов эволюции, влияющих на развитие познавательного процесса, в том числе и разных его видов, автор предостерегает от преувеличения роли и места биологической теории эволюции на когнитивные способности человека.
Ключевые слова
Цель данной статьи - раскрытие содержания понятия «социальный образ» в контексте последних исследований социально-конструктивистских и феноменологических направлений. Автор оценивает характер влияния социальных образов на общество. Исследования «расстраивания интенций» социального образа показывают, что феномен «мифа» является частным случаем искажения социального образа. Выявляется радикальное отличие мифогенеза и смыслогенеза социального образа, в основании которого находится уровень «чистого сознания» Э. Гуссерля. С помощью оценки уровня очевидности становится возможным развенчания мифа, несмотря на общую онтологическую структуру дискурса социального образа и восстановление глубинного интенционального уровня образа («чистое сознание»). На основе этого дается авторское определение социального образа как образа, передаваемого в интерсубъективном взаимодействии разного уровня сознания и имеющего императивный и мотивирующий характер за счет онтологической структуры и способности передавать ощущение очевидности. В соответствии с уровнями восприятия и феноменологической редукции выделяется структура социального образа и оценивается характер влияния на общество каждого из них. Результаты данного исследования применимы в области социального конструирования, в частности, в оценке социальных проблем и образовательных систем. Автор приходит к необходимости реализации концепции «жизненного мира» Э. Гуссерля как общества, в интерсубъективных структурах которого находится уровень «одинокой душевной жизни». Эта необходимость обосновывается негативными последствиями мифологизации общества и неизбежными социальными проблемами как следствия понижения уровня интерсубъективных структур. Возможность реализации «жизненного мира» автор видит в преобразовании образовательной системы.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу применения понятий теории действия Х. Арендт в герменевтической феноменологии П. Рикёра. В работе рассматривается влияние, оказанное на рикёровскую концепцию «человека могущего», таких категорий философии Арендт, как «плюральность» и «совместное бытие друг-с-другом». Раскрывается преемственность идей политической философии Арендт в этике П. Рикёра. Предлагается историко-философская реконструкция значений одностороннего диалога Рикёра с теорией действия Арендт. Статья состоит из трех смысловых частей. Она начинается с характеристики основных аспектов концепции «человека могущего» как одной из основных теорий герменевтической феноменологии Рикёра. Затем дается анализ ключевых понятий, с помощью которых Арендт описывает сущностные характеристики действия; предлагается нарративный подход к ее теории. В третьей части статьи раскрывается значение категорий политической философии Арендт в рикёровской концепции этико-морального субъекта, реализующего образ «человека могущего». В работе показано, что Рикёр применяет арендтовские термины плюральности и совместности для описания этики общественных отношений. Задавая вопрос о «субъекте вменения», французский философ спрашивает не только об этико-моральной жизни индивида, но и ставит проблему определения человека как политического существа. На каком основании Рикёр превращает феномен института в предмет этики и какова роль понятий теории действия Арендт в этом превращении, каким образом Рикёр осуществляет переход от этики к политике и какова функция политической философии Арендт в этом переходе - вот одни из основных вопросов, ответы на которые раскрыты в данной статье.
Ключевые слова
Долгое время лингвофилософские концепции эпохи Ренессанса было принято относить к донаучному знанию, однако сейчас наблюдается тенденция к пересмотру их положения. Сегодня можно предположить, что лингвофилософия Возрождения - это фундамент ряда современных концепций. На фоне развития новых форм философии, в рамках которых язык рассматривается как инструмент передачи социальной информации, приобретают особенную актуальность исследования языка и мышления. Цель статьи - классифицировать направления лингвистической философии Возрождения и выявить их специфические особенности. Объектами исследования стали воззрения Лоренцо Валлы, Коллюччо Салютати, Пьетро Бембо и Баль-дассаре Кастильоне. В качестве базы для исследования автор использовал как оригинальные источники, так и данные современных отечественных и зарубежных исследований. В статье использованы методы диалектического и сравнительного анализа. По итогам исследования в лингвофилософии Возрождения были выявлены два направления. Автор назвал их политическим и культурологическим. Представителями первого являются Коллюччо Салютати и Лоренцо Валла, сторонниками второго выступают Пьетро Бембо и Бальдассаре Кастильоне. Целью деятельности политического направления было раскрытие истины, которую скрывало от народных масс духовенство. Его последователи использовали для этого метод текстологической критики. Культурологическое направление выявляло связи между эволюционными процессами в языке и развитием цивилизаций. Его сторонники постулировали корреляцию между этапами становления языка и историческими периодами. Идеи данного направления активно разрабатываются и по сей день. Главным различием между политическим и культурологическим направлениями автор называет активную и пассивную роли языка по отношению к мышлению. В первом случае язык выступает инструментом влияния, во втором - непосредственно влияет на человеческое мышление. Научная новизна исследования состоит в представлении автором не использовавшейся ранее классификации лингвофилософских идей итальянского Возрождения. Она задает векторы для более глубокого исследования каждого направления.
Ключевые слова
В статье представлен обзор основных исследований, проводимых в русле подхода к изучению индивидуальности человека с точки зрения субъекта ее познающего. Представлены результаты исследования особенностей познания индивидуальности у лиц студенческого возраста. Показано, что познание индивидуальности зависит от времени знакомства. Познание индивидуальности малознакомого человека отличается от познания индивидуальности хорошо знакомого человека и познания собственной индивидуальности. Данные различия проявляются в том, что в процессе познания индивидуальности малознакомого человека респонденты в большей мере уделяют внимание особенностям внешности, свойствам личности, значимым для общения. В ходе познания себя и индивидуальности близких людей респонденты в большей мере уделяют внимание свойствам вышележащих уровней индивидуальности, интеллектуальным особенностям. Показано, что выявленные закономерности познания индивидуальности, полученные на выборке лиц студенческого возраста, подтверждаются данными, полученными на выборке лиц социономических и несоциономических профессий. Также в статье раскрывается специфика познания индивидуальности значимым другим на примере исследования познания матерью индивидуальности детей. Анализируются результаты исследования познания индивидуальности человека в условиях виртуальной реальности. Представлены данные, касающиеся изучения образа политиков в связи с полом. Рассматриваются результаты изучения взаимосвязи вербальных и невербальных характеристик индивидуальности на примере изучения устного нарратива о счастье у представителей различных культур.
Ключевые слова
В статье анализируются проявления кризиса 3 лет в связи с факторами возраста, пола, структуры семьи и социализации ребенка. В исследовании приняли участие 117 матерей детей (65 мальчиков и 52 девочек) в возрасте от 2 лет 1 мес. до 3 лет 11 мес. из Всеволожского района Ленинградской области. Средний возраст детей - 3 года. Применялись психодиагностические методы. Выявлено, что кризис 3 лет более выражен после 2 лет 10 мес., период от 2 лет 1 мес. до 2 лет 9 мес. характеризуется признаками предкритической фазы. Большинство половых различий обнаружено при вхождении в критическую фазу. Механизм кризиса - появление в речи слов «Я», «Я сам/сама», «хочу/не хочу», «буду/не буду». Более быстрый темп развития речи у девочек приводит к более раннему формированию у них конструктивной составляющей кризиса. Что касается факторов структуры семьи, то конструктивная составляющая кризиса лучше сформирована у единственных детей и в семьях, где матери активно включены в процесс воспитания. На негативистские проявления влияют факторы полноты семьи и количества детей в семье - в полных семьях, а также в семьях с тремя детьми (по сравнению с двумя) родителям легче справляться с протестным поведением. У детей, имеющих сиблингов, чаще проявляются ревность и соматические реакции на кризис. Посещение дошкольных образовательных учреждений после периода адаптации способствует формированию конструктивной составляющей кризиса.
Ключевые слова
В статье отражены результаты исследования, направленного на выявление представлений студентов об общих условиях безопасности, необходимых для жизни людей в современном мире, об индивидуально значимых условиях безопасности и их обеспеченности в настоящее время. Для достижения поставленных целей использовался авторский опросник представлений о безопасности. По результатам исследования было показано, что в представлениях студентов безопасность абстрактного человека определяется в первую очередь сохранностью жизни и физического здоровья, а своя безопасность связана еще и с защищенностью внутреннего мира, образованностью, наличием смысла жизни. Обнаружено противоречие между представлениями, которые отвечают целям глобального выживания человечества, и своей личной безопасности. Наиболее обеспеченными в настоящее время студенты считают условия, связанные с наличием близких отношений, свободы, возможностями самореализации, осмысленностью своей жизни. Условия социальной и природной среды, связанные с сохранностью жизни и здоровья, хотя и высоко значимы, но недостаточно обеспечены.
Ключевые слова
В статье представлены результаты пилотного исследования связей поиска ощущений как черты личности, количества потребления СМИ с отношением к информации сексуального характера в СМИ без учета и с учетом фактора пола зрителей. Отношение к информации сексуального характера изучалось на примере ме-диаклипа, доступного в Интернете. Отношение зрителей измерялось при помощи шкал семантического дифференциала и шкалы оценки сексуальности. Было обнаружено, что безотносительно к полу поиск ощущений связан с положительным отношением к медиаклипу, а количество потребления СМИ не связано с отношением к медиаклипу. Различия по полу были обнаружены как на уровне сравнения подгрупп при помощи T-критерия Стьюдента, так и на уровне сравнения связей поиска ощущений, количества потребления СМИ с отношением к медиаклипу. Было обнаружено, что юноши по сравнению с девушками более терпимы к скуке, а медиаклип воспринимают менее сильным, влиятельным, активным и возбуждающим. Кроме того, было обнаружено, что связи между количеством потребления СМИ и отношением к медиаклипу выявлены у юношей, но отсутствуют у девушек.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу феномена суеверия. Описаны основные подходы изучения суеверий и различные взгляды в психологических концепциях на его природу. Сделана попытка сопоставления суеверия как психологического феномена и суеверности как психологического свойства. Актуальность темы обусловлена возросшей экономической и социальной нестабильностью, в связи с чем у людей появляется все чаще склонность к суеверно-ритуальной деятельности, что характерно для суеверности, которую можно определить как свойство личности, определяющее веру в сверхъестественное и необъяснимое. Это характерно в том числе и для молодежи. Проведено исследование, в котором участвовали 100 студентов разных специальностей, от 18 до 22 лет, которые на основе специально разработанной анкеты были разделены на три группы - с высоким, средним и низким уровнем суеверности. Представлены результаты исследования: сопоставлены психологические особенности личности и их связи с уровнем суеверности. Даются предположения о факторах и механизмах, которые могут влиять на уровень суеверности в данной возрастной группе.
Ключевые слова
В статье дан теоретический анализ проблемы совладания со стрессом людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с ограничением возможностей по здоровью. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей совладающего поведения у людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом типа отношения к болезни. Выявлены отличия в совладающем поведении лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, с адаптивным и дезадаптивным типами отношения к болезни: лица с ОВЗ с адаптивным типом отношения к болезни более склонны к конструктивной копинг-стратегии «положительная переоценка трудностей», в то время как лица с ОВЗ с дезадаптивным типом отношения к болезни чаще используют неконструктивные формы реагирования на стресс - предпочитают избегать решения проблем, проявляют настойчивость и агрессивность в преодолении трудностей и чаще обращаются за помощью к социальному окружению. Полученные в ходе исследования данные могут использоваться психологами реабилитационных учреждений при составлении программы психокоррекционных мероприятий с целью оказания адресной психологической помощи личности, оказавшейся в ситуации ограничения возможностей здоровья.
Ключевые слова
В условиях современной социально-экономической ситуации способность специалиста любого профиля эффективно презентовать себя, свои личностные качества и профессиональные достижения во многом обеспечивает его конкурентоспособность. Эффективное самопрезентационное поведение способствует социальной и профессиональной успешности, положительно влияет на деловую репутацию и статус в профессиональной среде. Трудности и проблемы, возникающие у человека в процессе деловой самопрезентации, отрицательно сказываются на его адаптации, карьерном росте и профессиональном развитии, результативности делового взаимодействия. Современные авторы часто обращаются к проблеме гендерных стереотипов в сфере самовыражения, предъявления себя в обществе, в том числе в деловом мире. В течение долгого времени исследователи выявляли существенные различия между полами в указанной сфере. Однако в современном социуме изменились подходы к интерпретации деловой психологии, делового стиля поведения мужчин и женщин. Это актуализирует необходимость новых исследований в данной области. В связи с этим в представленном исследовании акцент сделан на выявлении особенностей самопрезентационного поведения мужчин и женщин, чья деятельность осуществляется в сфере деловых отношений. Исследование проводилось в 2015 г. в городах Верхнекамья. Выборку составили 160 мужчин и женщин - руководители среднего и высшего звена управления. В результате исследования выявлены и описаны гендерные особенности в тактиках самопрезентации, самомониторинге. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для решения задач по совершенствованию навыков самопрезентации, корректировки самопрезентационного поведения в соответствии с требованиями делового общения, формирования самопрезента-ционнной компетентности.
Ключевые слова
Наблюдение в качественном исследовании определяется как понимание социальной жизни разнообразных сообществ на основе поведения людей в физическом пространстве и времени. Оно предполагает, с одной стороны, восприятие того, что происходит непосредственно (речь, жесты, телодвижения), с другой - понимание (истолкование) смысла, незримо присутствующего в определенной социальной ситуации. Согласно идеям А. Щюца, включенное и невключенное наблюдение соотносятся с двумя параллельными способами человеческого бытия: уникальные личности с сообщающимися, хотя и никогда не прозрачными до конца внутренними мирами; люди как социальные типы, чье поведение можно рассматривать в рамках типичных же социальных ситуаций. В первом случае наблюдатель и наблюдаемые им персонажи живут в общем пространстве и общем внутреннем времени (Анри Бергсон), наблюдатель участвует в жизненном процессе сообщества, он улавливает мысли других, разделяет общие надежды, тревоги и планы на будущее. Его биография и жизненный опыт становятся частью биографии и жизненного опыта других. Во втором случае происходит унификация внутренних миров людей и их поведения, и тогда для понимания поведения другого человека достаточно определить, как он должен вести себя в качестве типа.
Ключевые слова
Рассматривается история научного изучения социальной установки в социальной психологии и социологии. На основании анализа работ У. Томаса, Ф. Знанецкого, Г. Олпорта раскрывается сущность социальной установки. Выявлена двойственная природа социальной установки, которая обуславливает необходимость рассмотрения внешнего по отношению к индивиду социального объекта и индивидуальной реакции индивида на тот или иной объект. Подчеркивается, что понимание социальной установки как состояния сознания и нервной системы, которое оказывает направляющее влияние на его поведение на основе сформированного предшествующего опыта, носит ограниченный характер в силу излишней индивидуализации установок. Проводится содержательный анализ теорий двухкомпонентной (Л. Терстоун, И. Сарнофф Д. Кац) и трех-компонентной (М. Смит, К. Ховланд) структуры социальной установки, определяется противоречивая по направленности и содержанию структура установки. Раскрываются возможности экологического подхода (А. А. Девяткин) к определению структуры установки, включающей уровни экологического, аттитюдного и поведенческого компонентов. На основе определения сущности и структуры социальной установки обосновывается специфика социологического подхода к ее изучению. Подчеркивается важность осмысления социальной установки на уровне социальной общности, понимания фиксированного характера установки и социального свойства ее объекта. Предлагается авторское определение сущности социальной установки как готовности субъекта совершать конкретные действия в определенных ситуациях, способствующих удовлетворению актуализированных потребностей, формируемой на основании эмоционально окрашенного оценочного отношения к социальному объекту.
Ключевые слова
В статье на основе материалов общероссийского исследования общественного мнения о деятельности органов внутренних дел (полиции) в 85 субъектах Российской Федерации, проведенного Российским государственным социальным университетом в 2014-2015 гг., анализируется оценка населением террористической угрозы в регионах Российской Федерации. Исследуется степень обеспокоенности россиян угрозой террористических актов на федеральном и региональном уровнях. Особое внимание уделено изучению мнения граждан об эффективности деятельности под-разделениий по противодействию экстремизму/терроризму и оценки россиянами их деятельности по обеспечению личной и имущественной безопасности. Показано, что угрозой террористических актов обеспокоены почти две трети россиян. Анализ уровня доверия граждан подразделениям по противодействию экстремизму/терроризму показал, что немногим более половины россиян доверяют им в обеспечении своей личной и имущественной безопасности. Авторы приходят к выводу о том, что в целом по Российской Федерации уровень доверия к таким подразделениям в 2015 г. по сравнению с 2014 г. стал выше.
Ключевые слова
Проблема профессионального выгорания работников социальной сферы все активнее входит в предметное поле отечественной социологии и управления. Целью настоящей работы является анализ состояния, организационных факторов, типичных особенностей профессионального выгорания социальных работников. Теоретический обзор особенностей выгорания в социальной работе осуществлен с учетом последних достижений зарубежных и отечественных исследований. Эмпирической базой работы послужило социологическое исследование проблемы выгорания в муниципальных учреждениях социального обслуживания Ростовской области. К особенностям профессионального выгорания социальных работников следует отнести повышенный уровень редукции личных достижений и эмоционального истощения и низкий уровень деперсонализации; отмечается повышенный риск выгорания среди работников из сельской местности. Анализ деятельности муниципальных центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов показывает, что кадровая работа остается на периферии внимания управленцев. При изучении аспектов управления персоналом в учреждениях социального обслуживания выявлен ряд факторов, усугубляющих профессиональное выгорание в социальной работе на организационном уровне. К ним следует отнести недостаточное внимание к морально-психологическому климату и социальному самочувствию персонала, жесткость и ограниченность профессиональных коммуникаций, отсутствие мер профилактики и преодоления профессионального выгорания, отсутствие содержательных критериев оценки компетенций сотрудников и качества выполнения ими конкретных функций и технологических звеньев; нет критериев и процедур поиска, отбора, оценки персонала. Доминирующие формальные механизмы управления персоналом, гиперопека и повышенные нагрузки создают дополнительные риски психоэмоциональной напряженности и профессионального выгорания. Совершенствование системы управления персоналом в социальной работе, в том числе развитие адекватных технологий отбора и оценки, развития и аттестации, мотивации и стимулирования труда, внедрение корпоративной культуры, механизмов профилактики и психогигиены позволит существенно снизить риски профессионального выгорания в социальной работе.
Ключевые слова
В статье описаны результаты проведенного нами в Пермском крае эмпирического исследования в форме анкетирования, цель которого - выявление отношения пожилых людей к новым информационным технологиям на примере сети Интернет и мобильной телефонной связи. Были опрошены 268 человек. На основе использования авторского инструментария получены данные о доле пользователей мобильной телефонной связи и сети Интернет среди пожилых людей в Пермском крае, о способах и продолжительности использования мобильного телефона и сети Интернет пожилыми людьми, мотивации представителей старшего поколения к овладению умением пользоваться указанными технологиями. Кроме того, выявлена оценка самими гражданами пожилого возраста изменения качества жизни с началом пользования мобильной телефонной связью и сетью Интернет, их умения в пользовании рассматриваемыми технологиями и их специфические потребности в обучении. Довольно любопытные результаты получены по мировоззренческой позиции старшего поколения в отношении этических аспектов влияния феноменов мобильной телефонной связи и сети Интернет на современное общество, а также по субъективной оценке ощущения счастья в жизни пожилыми людьми в целом и пользователями мобильной телефонной связи и сети Интернет в частности. Полученные данные позволили в определенной степени анализировать процесс адаптации представителей старшего поколения в условиях информатизации и предложить пути преодоления информационной депривации этой социальной группы. В разделе статьи, посвященном постановке проблемы исследования, предложены авторские определения понятий «информационно-технологическая компетентность пожилого человека», «информационная депривация пожилого человека» и «информационная адаптивность пожилого человека».
Ключевые слова
Статья посвящена формам презентации Русской православной церкви в Интернете. В качестве объекта исследования выступают сетевые православные СМИ российской периферии. В нашем случае рассматриваются медиа Пермского края как одного из типичных российских регионов. Суть исследовательской задачи заключается в выявлении функций интернет-ресурсов церкви и специфических характеристик сетевого дискурса, формируемого русским православием на региональном уровне. В основе инструментария исследования сочетание структурно-функционального и дискурс-анализа. Методологическую базу составили тексты ведущих современных исследователей цифровых массмедиа: Х. Кэмпбелл, П. Чеонг, Ч. Хелланда, Н. Бойца, С. Раджаго-полана, М. Горхэма. В ходе исследования выяснилось, что сетевые ресурсы РПЦ обладают определенной дис-функциональностью, ориентированы на вопроизведение заданного ритуала, существуют в отрыве от своей потенциальной аудитории. Через интернет-СМИ церковь демонстрирует отказ от трансляции в социум собственно религиозного содержания: на сайтах, в группах в социальных сетях нет религиозного нарратива, элементов проповеди. Данные коммуникативные единицы уступают место социально-политическому дискурсу, в который помещает себя русская церковь. Помимо этого важной чертой православных интернет-медиа является отсутствие обратной связи с пользователями. В сети нет дискуссий, обмен информацией и мнениями предельно фраг-ментаризирован. В качестве причин сложившейся ситуации отмечается неготовность местного религиозного сообщества к принятию новых форм взаимодействия, обоюдная консервативность духовенства и прихожан.
Ключевые слова
В статье рассмотрены социальные установки молодежи, способные оказать влияние на практики наркотизма. Проанализирована динамика наркопотребления в России, зафиксированы факторы наркотизации в молодежной среде. Материалы, обсуждаемые в данной работе, основаны на данных социологических количественных исследований, которые дополняют друг друга. Объем выборки в 2010 г. составил 927 человек, в 2011 г. - 1025, в 2013 г. - 759 (первое исследование). Дополнительное авторское исследование, проведенное в 2015 г., включало опрос 350 жителей города Тюмени в возрасте старше 18 лет (второе исследование). Показано, что использование наркотиков в молодежной среде в ряде случаев трансформируется из любопытства, желания включиться в определенную среду в самодовлеющую ценность, легитимацию наркопотребления, что само по себе представляет серьезную социальную проблему. Выделены «наркотизированная» (имеющая опыт употребления наркотиков) и «денаркотизированная» (не имеющая опыт употребления наркотиков) группы молодежи. Показаны особенности социальных установок данных молодежных групп. Выявлено, что к основным факторам риска роста наркопотребления следует отнести социальные риски молодежи, ее социальное окружение, избирательное отношение к видам наркотических веществ, легитимация наркопотребления в своей среде. Показано, что в настоящее время в России нет четкого антинаркотического барьера, выстроенного обществом на пути противодействия наркотизму в молодежной среде.