Духовная традиция Японии под влиянием философии буддизма, добившейся понимания мимолетности всех вещей и ориентированной на принятие жизни во всех ее формах, создала важные эстетические концеп-ты, которые определяются характером объекта (соответствующей группой образов, метафор и стилей), а в соответствии с субъективными критериями выражают появление отдельных ощущений, связанные с настро-ением, состоянием сознания или атмосферой восприятия. Понятия японской эстетики отражают вневремен-ное и постоянно изменяющееся мироощущение, которое основано на понимании всех вещей в их сущности. Форма искусства и эстетическая восприимчивость указывают на важную сотериологическую тенденцию буддистской философии - на целостное видение, которое не оставляет зазора между человеком и действи-тельностью и выступает как основание для высшего состояния бытия, нирваны, являющегося источником особой красоты и приводящего к освобождению от мирских напастей
Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
2016. — Выпуск 2
Содержание:
В статье рассматривается концепт отчуждения в творчестве Гегеля. Данная парадигма фундирует собой его учение. В каком-то смысле можно сказать, что все учение Гегеля - это одна большая теория отчужде-ния, где отчуждение - неотъемлемый предикат значительного числа составных элементов его концепции. Поэтому мы эксплицируем ее из единого содержания гегелевской теории с целью восстановления того пути, по которому пошел Гегель в процессе оформления этого концепта. Проводится связь между развитием геге-левских идей и той социально-экономической средой, в которой происходило формирование темы обсужде-ния. В дополнение рассматривается генетика проблемы отчуждения у ближайших предшественников немец-кого мыслителя. Исследуется движение категории «отчуждение», ее отдельные этапы, специфические и все-общие черты, проводится исторический и сравнительный анализ (в немецком идеализме) понятия. Вскрыва-ется роль данного понятия в самой системе Гегеля, его смысловая связь с группой других родственных поня-тий. В результате чего мы получаем историко-философское исследование становления категории «отчужде-ние» в философии Гегеля. Именно Гегель сделал данное понятие универсальным. Он синтезировал две досе-ле необъединимые сферы его применения, соединив их в одно целое и дав первую всеобщую схематику от-чуждения. Его открытия закрепили эти результаты в философии и сделали их неотъемлемой частью ее са-мой, подготовив дальнейшую революцию в прогрессе данной проблемы, осуществленную основоположни-ками марксизма.
Ключевые слова
О рефлексии довольно много говорят и пишут философы, психологи и педагоги. Но всё это в основном происходит на платформе идеализма, т.к. до сих пор проблема материалистической онтологии рефлексии даже не поднималась. И это при том, что в отечественной философии и психологии довольно глубоко разра-ботано материалистическое понимание мышления. Взяв за основу материалистическую трактовку психики и мышления, опираясь на данные нейрофизиологии, автор предлагает современную материалистическую он-тологию рефлексии. Источником рефлексии выступает рефлексивная потребность, которая субъективно ощущается как желание осознать собственную мыслительную деятельность. Эта потребность выражена нарушением динамического равновесия организма и возникновением повышенного возбуждения в нейрон-ных системах головного мозга. Устранение возникшего возбуждения достигается посредством мгновенной кросс-корреляции, в результате которой формируется новая устойчивая функциональная связь, которая про-ходит своего рода проверку посредством двухтаблового «механизма» мышления: через первое и второе таб-ло мышление «очищается» от субъективизма и психологизма эмпирико-сенсуалистического познания и от возможных антиномий рационалистической гносеологии. В результате новая устойчивая функциональная связь воспринимается субъектом как осознание собственного мыслительного процесса, т.е. рефлексия.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу картезианской парадигмы субъекта и ее критическому переосмыслению в об- ществе постмодерна. Методологически исследование представляет собой интеграцию двух направлений - классической философии рационализма и структурализма, причем рассмотрены не только фундаментальные труды представителей этих направлений, но и работы их методологических последователей. Научное иссле-дование человеческой природы и идентичности, субъекта и субъективности начинается в рамках классиче-ской философии рационализма. Со структурализма начинается исследование механизмов функционирование субъекта и социального, которое логически продолжается в постструктурализме. Кроме того, в основе пост-структурализма содержится методологическая дифференциация премодерна, модерна и постмодерна, кото-рая очень важна для исследования. В работе обозначены основные положения картезианской субъективно-сти, ставшие основанием для последующей критики в философии XX в. Сделан вывод о том, что гносеоло-гическая трансформация субъекта в постструктуралистской методологии приводит к «эпистемному сдвигу» и выделению трех форм субъекта: ренессансной эпистемы, классической и современной, представляющих премодерн, модерн и постмодерн. Постепенная девальвация субъекта, которую можно проследить в эписте-мах, приводит к кризису идентичности, отчуждению человека от собственного «Я» и тому, что может быть названо смертью субъекта.
Ключевые слова
В статье раскрываются основные особенности концепции нематериального труда в философии постопе- раизма. Авторы рассматривают историю течения, выделяя такой её ключевой момент, как связь теоретиков постопераизма с новыми левыми, и показывают, что в их философских работах большое внимание уделяется изменениям социальной структуры общества. Становление т.н. информационного общества существенным образом повлияло на проблематику постопераизма: его представителям принадлежит основная заслуга во введении в научный оборот и дальнейшей разработке понятия нематериального труда, ставшего сегодня об-щим местом для описания современного общества. Основными категориями, описывающими новое обще-ство, являются нематериальный труд, творческий труд, символический труд, аффективный труд, экономика знаний. Речь идёт о возрастании роли компетенции, коммуникации, аффективной составляющей нового типа труда и особенностях эксплуатации этой составляющей в условиях капитализма. Авторы показывают, что в современном обществе размывается грань между свободным и рабочим временем, что ведёт, с одной сторо-ны, к постоянному развитию индивидуальности работника, с другой стороны, к принципиальной возможно-сти эксплуатировать всё время его жизни. Анализируются представления М. Лаззарато и П. Вирно о немате-риальном труде, а также критика этих представлений Ш. Сэйерсом и В.В. Орловым, делается вывод о том, что хотя современный труд авторы называют «нематериальным», все же они не делают резкого противопо-ставления материального и нематериального труда. Между тем абстракция нематериального труда помогает увидеть определённую специфику современного типа труда, отличить его от предшествующих типов труда в условиях капитализма. Этот концепт может работать только при грамотном понимании сущности труда и человека, и поэтому его не следует трактовать в буквальном смысле.
Ключевые слова
В статье рассматриваются и сопоставляются концепции явления толерантности зарубежных и россий- ских исследователей. Делается акцент на философском, социально-политическом и лингвокультурологиче-ском аспектах толерантности. Исследование феномена толерантности в настоящее время приобретает акту-альность в контексте процесса глобализации и явления мультикультурализма. Однако ракурсы его рассмот-рения российскими и зарубежными исследователями различны, что обусловлено культурной, социальной, экономической и политической спецификой. Представляется, что исследование данного явления будет про-должаться, причём акцент будет делаться не только на его социально-политическую сторону, но и на экзи-стенциальную, культурологическую, лингвистическую и ценностную. Толерантность как лингвокультурный концепт до сих пор отсутствует в русской концептуальной сфере либо выражен неявно. Представляется, од-нако, что в скором времени он оформится и займет одно из существенных мест в русской национальной концептосфере. Одной из причин данного явления выступает постепенное сглаживание различий между рус-ской и европейской системами ценностей. Русская культура в принципе готова принять ценностный концепт толерантности, но потребуется время, чтобы он стал одной из ключевых ценностей.
Ключевые слова
В современных исследованиях вопросу о философской структуре болезни уделяется недостаточно вни- мания. Существует несколько концепций относительно поисков философской сущности данного феноме-на - объективная, субъективная, гибридная, альтернативная и социальная. Однако ни одна из них не пред-ставляет комплексного философского анализа морфологии болезни. В статье представлены результаты философского исследования структуры феномена болезни. Структура болезни изображается в виде « матрицы» системы двоичной кодировки, где первый код « бытие-в-себе» соот-носится с количественно-качественным нейтральным значением « 0». Это означает, что болезненное состоя-ние заложено в живой материи априорно пространством жизненного мира, Хотя данный код и допускает влияние из вне, он существует как данность по необходимости. Второй код «бытие-для-нас» содержит в себе все известные критерии человеческого бытия - биологические, социальные, историко-культурные, духов-ные, ментальные и др. и обладает собственными количественно-качественными характеристиками. Он со-держит количественно-качественный синтез различных измерений человеческого бытия и соотносится с по-ложительным значением « 1». Имплицитный код болезни трансформируется в эксплицитные « символы болезни» путём декодирования, осуществление которого проходит в три этапа. Декодирования « матрицы болезни человека» сопровождается деривационным процессом. В результате та или иная вариабельность « изображения болезни» проецируется во внешний мир.
Ключевые слова
В статье анализируется история разработки проблемы целостного человека в российской психологии в период 1960-2010 гг. Актуальность работы обусловлена существующим в психологии постоянный интере-сом к проблеме человека и методологии комплексных исследований. В 1960-х гг. Б.Г. Ананьев обратился к антропологическому принципу и обосновал возможность синтетического человекознания. Проблема челове-ка в психологии описана понятиями «целостный человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивиду-альность», «структура личности». В изучаемый период были проведены три крупных цикла комплексных исследований человека - в школах Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, Б.М. Теплова. В постсоветский период в психологии произошел «антропологический поворот». В российской психологии антропологизм связывается с субъектным подходом С.Л. Рубинштейна. В 1991 г. создан Институт человека РАН. На разработку пробле-мы человека в 1990-х гг. повлияли труды дореволюционных философов-идеалистов и отчасти религия. В со-временной психологии сложились разные подходы к проблеме целостного человека, антропо-психологических концепций внедряются в практическую деятельность психологов и педагогов. Была воз-рождена педагогическая антропология (В.И. Слободчиков). В настоящее время синтетическое познание че-ловека является первостепенной задачей психологии и других наук.
Ключевые слова
В статье рассматривается представленность психологических проблем в работах Н. Пезешкиана. Метод исследования - теоретический анализ. Несмотря на то что термин «психологическая проблема» в исследо-ваниях Н. Пезешкиана не используется, тем не менее он указывает на переживания конфликта или пробле-мы, его (ее) осознание и поведение в конфликте, подкрепляемое эмоциями, т.е. речь идет о психологической проблеме. Н. Пезешкиан рассматривает проявления и последствия конфликта (проблемы) и работает с про-блемами «повседневной жизни». Он выделял сферы проблем и конфликтов: личностная сфера, сфера взаи-модействия, сфера реализации целей жизни. Рассматриваются в первую очередь проблемы в социальных от-ношениях, обусловленные несоответствием системе ценностей, принятых в данное время в данном обще-стве. Проблемы социальных отношений превращаются в психологическую проблему для каждой из сторон взаимодействия. Кроме этого, личностные проблемы и проблемы в сфере реализации целей жизни увязыва-ются с фактором времени. Н. Пезешкиан выделяет внешние и внутренние причины проблем и конфликтов. К внутренним он относит своеобразие актуальных способностей, а также их несоответствие идеальному образу и идеальной модели поведения. Н. Пезешкиан указывает на две формы мышления при конфликтах и про-блемах: словесно-логическое и образное. Проблемы во взаимодействии оказывают влияние на каждого из партнеров. В некоторых случаях проблемой может стать собственное поведение, не соответствующее обще-принятым нормам. Для каждого кризиса проблемы будут разными. Полученные результаты расширяют по-нимание психологической проблемы как научной категории и могут быть использованы практическими пси-хологами при работе с клиентами.
Ключевые слова
В статье анализируются подходы к определению психологической зрелости и благополучия личности с целью их более четкого разграничения. Актуальность проблемы обусловлена растущим интересом к пози-тивной стороне функционирования человека и широким распространением терминов, раскрывающих психо-логические аспекты здоровья, благополучия и зрелости человека, тогда как их соотношение еще недостаточ-но изучено. С опорой на эмпирические исследования рассмотрены понятия субъективного и психологиче-ского благополучия. Представлены интегративные модели благополучия, которые акцентируются на выде-лении личностных предикторов счастья. Проанализировано понятие психологической зрелости личности, представлены критерии, отражающие ее содержательный состав. Выделены области сходства и различия об-суждаемых понятий. Содержательное сходство понятий обеспечивается рядом общих критериев и связью с концепциями позитивного функционирования личности. Различия обусловлены спецификой областей при-менения понятий: психологическая зрелость в отличие от благополучия характеризует личность с точки зре-ния ее структуры (цельность, гармоничность), уровня морально-нравственного развития и может рассматри-ваться как критерий развития взрослой личности, тогда как благополучие более субъективно.
Ключевые слова
В статье представлены результаты сравнения эффектов групповых программ формирования здорового пищевого поведения, построенных на двух моделях - транстеоретической модели Дж. Прохазки и К. Ди Клементи и модели интернализации здорового поведения А. Беллга. В исследовании приняли участие 2 группы женщин (по 10 в каждой группе) с избыточной массой тела, мотивированные к снижению веса, в возрасте от 27 до 67 лет. До и после прохождения программ сделаны замеры веса, особенностей пищевого поведения, а также показатели самоэффективности в ситуациях, связанных с питанием. Обнаружены общие для программ эффекты - увеличение самоэффективности в выборе между низкока- лорийной и высококалорийной пищей в разных ситуациях, рост интероцептивной компетентности на фоне снижения веса (в интервале 2 месяцев). Эффектом модели интернализации здорового поведения стало также снижение показателя «неэффективность» - неспособности контролировать собственную жизнь. Установлено, что программа психологических интервенций, основанная на модели интернализации здо- рового поведения, более успешна в развитии самоэффективности в ситуациях, когда социальные и внутрен-ние факторы провоцируют переедание, а также в развитии интероцептивной компетентности
Ключевые слова
В статье рассматривается взаимосвязь между психическим состоянием курильщиков марихуаны в период ремиссии и их цветовыми предпочтениями. Представлены результаты исследования цветовых предпочтений в связи с основными компонентами структуры психического состояния, а также его модальности. Тестиру-ются гипотезы о влиянии психического состояния курильщиков в период ремиссии на предпочте-ние/отвержение определенных цветов. Анализируются различия во взаимосвязях психического состояния и цветовых предпочтений курящих по сравнению с не курящими марихуану. Представлена таблица цветовых предпочтений курильщиков марихуаны во взаимосвязях с соответствующими компонентами и модально-стью психического состояния. В результате исследования на поведенческом и импрессивном уровнях пси-хического состояния установлена тенденция к отвержению черного цвета курящими марихуану. В целом от-вержение теплых цветов характерно исключительно для курящих. Достаточно ярко продемонстрировано различие цветовых предпочтений на уровне физиологических реакций психического состояния. Для не ку-рящих свойственно отвержение черного цвета, для курящих - предпочтение зеленого цвета. Выявлено, что курение марихуаны влияет на цветовые предпочтения. У курящих ярче, чем у не курящих, выражены такие психические состояния, как одиночество, свобода выбора, расхождение между реальным и идеальным «Я», свобода воли, безнадежность, чувство неприкаянности. Негативное воздействие употребления наркотиче-ских веществ на психику человека нуждается в дополнительном исследовании.
Ключевые слова
В статье рассматривается проблема изучения феномена одиночества. Трудности определения и интер- претации сущности одиночества объясняются ограниченностью в теоретическом осознании одиночества как психического феномена. Термин «одиночество» в данном контексте рассматривается как категория пережи-вания. В статье представлена авторская модель переживания одиночества, разработанная на основе принци-пов системного подхода. Согласно этой модели переживание одиночества как целостное образование реали-зуется на основе когнитивного (выполняет подготовительную функцию, которая обеспечивает формирова-ние представления о переживании одиночества, восприятие себя как субъекта и формирование доминирую-щей формы отождествления себя с другими), эмоционального (выполняет оценочную функцию, которая обеспечивает формирование эмоциональной оценки и принятие или непринятие собственных переживаний), поведенческого (выполняет регулятивную функцию, которая обеспечивает меру активности личности в пе-реживании одиночества) и мотивационно-волевого (выполняет стимулирующую функцию, которая состоит из комплекса мотивов и волевых действий личности, которые возникают на определенные формы проявле-ния переживания одиночества) компонентов переживания одиночества. Основываясь на рассмотрении оди-ночества как системного переживания, предложено собственное понимание переживания одиночества.
Ключевые слова
В статье раскрывается логическая уязвимость распространенных в отечественной литературе определе- ний социологического наблюдения, под которые фактически подпадают наблюдения в физике, астрономии, биологии, и акцентируется внимание на характеристиках, свойственных наблюдению как способу познания именно в социологии. Различается социологическое наблюдение в широком смысле, в виде фиксации поло-жения дел в обществе посредством анкетирования, интервью, контент-анализом или каким-либо другим спо-собом, и собственно социологическое наблюдение, когда воспринимается поведение людей в физическом пространстве и времени для определения их взаимоотношений в социальном пространстве. Отмечается ве-роятностный характер такого способа познания. Анализируются конкретные ситуации социологического наблюдения, показывается, что наблюдение способно с той или иной степенью точности заменить опросные методы, в частности такие, как социометри-ческий опрос или анкетирование. Указывается, что проблема влияния акта наблюдения на наблюдаемую ситуацию на самом деле снимает- ся превращением данного акта в привычную и рутинную процедуру для наблюдаемых. Гораздо более зна-чимой является проблема неизбежной избирательности наблюдения, которая диктуется тем, что теория, ко-торой руководствуется исследователь, определяет то, что он наблюдает как реальность. Показывается, что решение этой проблемы видится на пути синтеза картин реальности, определяемых разными теоретическими установками, вплоть до взаимоисключающих, и опоре на здравый смысл.
Ключевые слова
В статье представлен анализ категории социальной солидарности в работах классиков социологии. Именно в них были заложены основы понимания и измерения солидарности, описаны ее базовые характери-стики, представлены причины возникновения, формы проявления и типологии. Определена специфика зару-бежных и отечественных авторов в трактовке социальной солидарности. Для первых характерно выведение социальной солидарности на основе норм, правил или договора. Вторые, в основном, говорят о существова-нии солидарности в самом человеке и обращаются к ее анализу через мораль и соборность. Классики социо-логии задали вектор дальнейшего рассмотрения идеи солидарности как социального явления, перевели ее из плоскости умозрительных конструктов в плоскость реальных фактов, эмпирически фиксируемых практик. Обозначили основные проблемы, возникающие при изучении социальной солидарности. Дали описание двойственному характеру данного явления.
Ключевые слова
В статье рассматриваются особенности трансформации социальной защиты населения в европейских странах и в России. Анализируется специфика оказания социальной помощи на различных исторических этапах, приводится периодизация развития системы социальной защиты населения, описываются модели со-циальной защиты населения. Первый этап (доиндустриальный) - конец XIX в. - 20-е гг. ХХ в. В это период закладываются базовые основы охраны труда и формирования системы обязательного социального страхования. Второй этап - 20-60-е гг. XIX в., индустриальный. Эволюция системы социальной защиты в разных странах имеет разные темпы, чем и обусловлены различные подходы к развитию национальных систем социальной защиты. Тре-тий этап становления системы социальной защиты населения в Европе длится с 60-х гг. ХХ в. Наиболее эф-фективные модели системы социальной защиты складываются в этот период в странах Европейского союза. Сравнительный анализ позволил сделать вывод о переходе от моделей, центрированных на государ- ственном секторе, к модели, при которой основные функции по обеспечению социальной защищённости населения берут на себя общественные структуры. Общественные институты начинают полагаться на фи-нансовую поддержку со стороны коммерческого сектора, а государство при этом выступает в качестве га-ранта подобного рода взаимодействия на основе социального партнерства.
Ключевые слова
В новых условиях трансформационных изменений возрастает потребность в исследованиях сущностных социальных характеристик интеллектуального потенциала личности как важного компонента интеллектуаль-ного капитала. Интеллектуальный потенциал личности представляет собой совокупность её познавательных возможностей, обеспеченных взаимодействием сущностных творческих характеристик и накопленных в про-цессе жизнедеятельности знаний, навыков, умений и компетенций. Жизненный цикл формирования и развития индивидуального интеллектуального потенциала включает пять основных этапов. Он осуществляется в струк-туре общественных отношений и неразрывно связан с процессом социализации личности, в котором главную роль играют обучение и воспитание.
Ключевые слова
В статье исследуются потенциал и роль социальной диагностики как функции социального управления, выражаемого в приоритете социального планирования и проектирования с целью формирования социально-продуктивной среды и согласования интересов различных социальных субъектов, среди которых наиболь-шим потенциалом обладает креативный класс. Для традиционного социального управления характерны ста-билизирующая и регулятивная функции. Социальная диагностика слабо представлена по причине конъюнк-турности управленческих решений и преобладания «антикризисного» профессионализма. Для совершен-ствоваия социальной диагностики как условия перехода к креативному управлению в систему управленче-ских воздействий следует включить широкую социальную экспертизу и, главное, актуализировать и пред-ставлять управление в состоянии выбора между различными альтернативами общественного развития, что возможно при создании в российском обществе соответствующих институциональных площадок, занимаю-щих медиаторное положение между системой управления и креативными общественными слоями. Исследование позволило сделать ряд выводов. Во-первых, в креативном управлении объективно возрас- тает роль социального диагноза как наиболее достоверного способа поиска оптимальных вариантов обще-ственного развития. Во-вторых, социальная диагностика представляет собой инструмент воздействия на со-циальные процессы и способ изменения самой системы управления. В-третьих, общество, нуждаясь в кон-струировании своей картины будущего, должно опираться на реальные тренды развития. В-четвертых, креа-тивное управление может помогать в формировании диагноза исходя из изменений социальных настроений, из совокупности источников и трендов реального социального развития.
Ключевые слова
В статье рассматривается модернизационный потенциал ценностей людей среднего возраста. Показана важность анализа субъективных показателей модернизации, выражающихся в ценностных ориентациях, что позволяет охарактеризовать степень готовности людей к участию в модернизационных процессах. Объектом исследования выбрана группа людей среднего возраста. На основе данных формализованного опроса, прове- денного в Пермском крае (N = 1000, 2014), представлен анализ структуры ценностей людей среднего возрас-та. Определены роль и место в ценностной структуре исследуемой социально-демографической группы та-ких значимых с позиций модернизации ценностей, как инициативность, предприимчивость, самостоятель-ность, творчество, поиск нового. Проведен сравнительный анализ ценностей людей среднего и старшего возраста. Выявлены внутригрупповые ценностные различия среди людей среднего возраста. Установлено, что с возрастом увеличивается значимость таких ценностей, как конформность, традиция, благожелатель-ность, универсализм, и несколько снижается значимость ценностей риска, новизны, гедонизма, достижения, власти и богатства. Показано, что модернизационный потенциал ценностей людей среднего возраста выше, чем у более старшей возрастной группы. Сделаны выводы о том, что ценностная структура людей среднего возраста является важным мотивационным фактором для участия в модернизационных процессах, особенно-сти ценностей следует учитывать при реализации модернизации.
Ключевые слова
В статье дан анализ общности горожан как субъекта формирования имиджа города. Рассмотрен вопрос социологической концептуализации понятия «имидж города», под которым понимается вид социальной практики, представляющей систему социальных действий и взаимодействий индивидов и групп, имеющей как направленный контролируемый, так и стихийный неконтролируемый характер, определяющий образ го-рода и мнение о нем как совокупности различного рода его характеристик: визуальных, социолингвистиче-ских, оценочных. Рассматриваются два основных пути формирования имиджа: «сверху» и «снизу». В первом случае субъект формирования - административные органы управления, а во втором - горожане. Горожане как социальная общность одновременно выступают и как потребители, и как производители имиджа города. В статье приводятся данные социологического опроса жителей Екатеринбурга: выборка - 385 горожан, вид отбора - квотный. Результаты опроса показывают, что горожане в большей степени видят городские власти в качестве субъекта имиджформирующей деятельности. Имидж города как системное интегративное образо-вание стихийно формируется в процессе социальных действий и взаимодействий горожан: более половины опрошенных указывают на тот факт, что и сами жители оказывают влияние на имидж Екатеринбурга. Уча-стие жителей города как социальной общности в формировании имиджа может иметь целенаправленный ха-рактер, которое выходит за пределы повседневных взаимодействий. В таком случае жители города должны представлять собой сплоченное городское сообщество. В Екатеринбурге в настоящий момент можно гово-рить лишь о формировании такового. Так, почти половина опрошенных отмечают, что в городе есть активи-сты, но к их числу себя относит лишь каждый пятый. Анализ сообществ в социальных сетях показал поло-жительную динамику: организуется все больше групп в помощь городу, решению его проблем.
Ключевые слова
Основное внимание в статье уделено трансформации теоретико-методологических оснований при изуче- нии профессионального самоопределения в рамках социологии. Рассматривается трансформация исследова-тельских подходов к профессиональному выбору в контексте конкуренции и смены основных социологиче-ских парадигм. На основе анализа иностранной и отечественной (советской и постсоветской) литературы, делается предположение о наличии трех основных этапов в определении сущности и задач формирования профессиональной структуры общества. Особенностью первого этапа, базирующегося на идеях классической социологии и теории черт М. Вебера, является доминирование идей профессионального отбора при формировании социально-профессиональной структуры. Второй этап (вторая половина XX в.) включает социологические исследова-ния, связанные с адаптацией молодежи к существующим социальным структурам. Основываясь на идеях структурного функционализма, исследователи и практики делают основной упор на необходимость грамот-ного распределения молодых людей по социально значимым позициям социального пространства (как соци-ального и профессионального, так и территориального). В связи с изменениями в методологических основаниях наук об обществе, связанных с идеями «практи- ческого поворота» и обращением к категориям культуры, автор выделяет третий этап в изучении и сопро-вождении профессионального самоопределения молодежи, возможным теоретическим основанием которого оказывается теория практик.
Ключевые слова
В статье дан обзор основных научных направлений кафедры психологии развития ПГНИУ и эмпириче- ских исследований, проводимых кафедрой за последние пять лет. Основными направлениями являются: 1) психология познания индивидуальности человека и 2) имплицитные и эксплицитные социальные уста-новки и черты личности. Специфика первого направления заключается в том, что индивидуальность челове-ка исследуется с позиции субъекта, ее познающего. Исследуются вопросы: как осуществляется познание ин-дивидуальности другим субъектом? какие характеристики индивидуальности в процессе познания другого человека являются для него значимыми и определяющими? Второе направление акцентирует внимание на исследовании рефлексивных адаптаций как свойства личности, которая обеспечивает индивидуальное при-способление к окружающим условиям и динамику личностных изменений. Исследования направлены также на установление роли генотипа и среды в формировании индивидуальных различий в чертах личности, роли внтурисемейных факторов как средовых влияний. В ряде работ рассматривается роль биохимических факто-ров в индивидуальности человека, в частности, взаимосвязь кортизола как маркера стрессовых реакций и особенностей темперамента. Отдельным направлением является исследование негативных черт личности - Темной триады во взаимосвязи с другими характеристиками, например, с хронотипом, как предпочтением в проявлении активности в разное время суток, и академической мотивацией