The authors argue that to achieve the shared aim of shifting'from value to values' a move towards «moral capitalisms would be less constructive than embracing values-based leadership for sustainability. This paper draws on a review of the nature of development, leadership development practice, empirical work and the use of metaphor to illustrate how morality varies by personal value systems. The Objectivists' view of the development and character of a person stemming from an external source including the Ten Commandments is juxtaposed to the Integrationists' viewpoint of modern science adopted by this paper; that leadership development is best guided not by moral norms but values-based leadership where motivational sources of human behaviour influence the actions of individuals and groups. This paper explores three propositions: (i) Moral capitalism is over-simplistic when using ecological science to explore the relationship of leadership development to business, (ii) Moral development is less helpful than values-based leadership development, and (iii) Morality varies by leader's personal values. Building on previous work of motivational and values theorists with our own research and practice, we examine the moral dynamic of how definitions of morality and moral capitalism vary by leader's personal values. For researchers, a review and extension of values-based leadership is provided, relevantempiricaldata presented and areas for further research are indicated. For practioners, an assessment framework to track the invisible forces influencing perspective and behavior is given with questions of how to be authentic whilst pursuing a sustainable agenda amongst stakeholders with different values.
Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
2015. — Выпуск 3
Содержание:
Авторы утверждают, что для достижения общей цели перехода «от ценности к ценностям» движение в сторону «морального капитализма» менее конструктивно для обеспечения устойчивости, чем принятие лидерства, основанного на ценностях. Статья основана на анализе сущности развития, практики развития лидерства и эмпирической работы, на использовании метафор, которые показывают, как мораль зависит от личной системы ценностей. Обсуждается объективистский взгляд на развитие и характер личности, вытекающий из внешних источников, включая «Десять заповедей», и примыкающий к интеграционистским взглядам на современную науку; показано, что развитие лидерства ориентировано не на моральные нормы, а в основном на ценностно-ориентированное лидерство, в котором мотивационные ресурсы человеческого поведения влияют на действия индивидов и групп. Рассматриваются три теории: 1. Моральный капитализм слишком упрощает ситуацию, когда использует экологические аналогии для изучения отношений развития лидерства и бизнеса. 2. Нравственное развитие менее полезно, чем развитие ценностно-ориентированного лидерства. 3. Мораль зависит от личных ценностей лидера. На основе теоретических работ, посвященных анализу мотивации и ценностному подходу, а также нашего научно-практического опыта мы рассматриваем нравственную динамику определения морали и морального капитализма через изменение личной системы ценностей лидера. Рассматривается понятие ценностно-ориентированного лидерства, представлена соответствующая эмпирическая база и указываются пути дальнейшего исследования. Для практиков будут интересны система оценки «невидимых сил», влияющих на перспективы и поведение, а также то, как сохранить аутентичность и, одновременно, решать поставленные задачи, если имеешь дело с заинтересованными людьми, у которых разные ценности.
Ключевые слова
Автор констатирует низкое качество переводов текстов Ф. Ницше на русский язык. По его мнению, именно это приводит к непониманию смысла данных текстов, к тому, что Ницше зачастую объявляется философом-иррационалистом. Анализируются альтернативные стратегии перевода И.А. Эбаноидзе и К.А. Свасьяна. Автор убежден, что перевод философского текста должен представлять собой ювелирно точную стилизацию, понятную современному читателю. В лингвистическом отношении перевод должен быть красивым, а в психологическом - должен захватывать, оказывая мощное эмоциональное воздействие. В противном случае у читателя неизбежно возникнет отчуждение, дистанцирование и от текста, и от самого автора. Язык текуч, со временем значения слов меняются, а значит, каждая культурная эпоха должна иметь свои собственные переводы выдающихся произведений прошлого. И именно поэтому Ницше необходимо переводить заново.
Ключевые слова
В статье исследуется содержание различных картин мира, прежде всего научной картины мира, включающей в себя множество теоретических элементов, которые в совокупности описывают, объясняют и предсказывают развитие. Любая картина мира представляет собой репрезентант некоторого фрагмента совокупной природной и общественной реальности. Организованная соответствующим образом, картина мира в процессе духовной (теоретической) деятельности замещает тот или иной срез бытия и тем самым превращает его в предмет исследовательской мысли. Картина мира призвана идеальным образом заместить ту реальность, в которой приходится жить человеку. Подобное замещение позволяет субъекту производить с этой вторичной реальностью такие операции, которые невозможны с реальностью первичной или реальностью самой по себе. Любая картина мира (в том числе научная) обусловлена потребностями, интересами и идеалами человека в познании, оценке и ориентации субъекта. Через потребности, интересы и идеалы, предметный мир, очеловеченная природа проникает в духовный мир (мир рефлексий) и формирует его. Уточняются различия между наукой и научной картиной мира: собственно наука целостна и динамична, научная картина мира включает множество существенно различных элементов, она более устойчива и инерционна. Современная научная картина мира структурно несводима к естественно-научной и социально-гуманитарной. В нее непременно следует включить техническую картину мира. Наше общество все больше становится техногенным, что создает гносеологические и социально-аксиологические предпосылки для усиления в самых разных аспектах интенций технологического детерминизма.
Ключевые слова
Предлагается разработанный автором единый метод обоснования научных теорий, который позволяет исправить ошибки классического рационализма, приведя его в соответствие с феноменами реальной науки, но сохранив при этом особый эпистемологический статус последней. Показано, что хотя наука меняет свои понятия и выводы при переходе от одной фундаментальной теории к другой (Ньютон -Эйнштейн и т.п.), но метод обоснования при этом остается одним и тем же, а как старые, так и новые понятия привязываются к опыту по правилам единого метода обоснования. Уточняется суть и способ этой привязки. При этом старые понятия не обязательно формируются из новых через предельный переход по параметру. В общем случае и старые, и новые понятия являются качественно разными аппроксимациями одной и той же объективной сущности, к которой они сводятся в процессе смены старых теорий новыми. Привязка понятий к опыту по единому методу обоснования позволяет определить границы применимости теории заранее, до того как мы выйдем за их пределы в опыте или нашей деятельности. Установлено, что только аксиоматический метод развертки теории из исходных постулатов гарантирует истинность выводов теории в области ее применимости. Генетический метод этого не гарантирует и потому он пригоден только в фазе генезиса теории, но не ее обоснования. Опровергнуто принятое сегодня положение о невозможности аксиоматизации достаточно богатой научной теории.
Ключевые слова
В статье рассматриваются феномены виртуального субъекта и виртуальной интерсубъективности. Для анализа современного общества автор применяет категории, введенные в философию Э. Гуссерлем и его последователем А. Шюцем. Понятие интерсубъективности было использовано Э. Гуссерлем для объяснения возможности взаимодействия между отдельными индивидами - монадами. А. Шюц продолжил работу в этом направлении и адаптировал предложенную Э. Гуссерлем концепцию к анализу социальной реальности. Сегодня специфика социальных коммуникаций меняется. Поэтому категориальный аппарат феноменологии нуждается в корректировке. Один из трендов современности - виртуализация. Отличительной чертой виртуализации социального в информационную эпоху является значительная трансформация фундаментальных основ общественного бытия: например, в виртуальном мире получает развитие новый принцип сетевой организации, применимый и для социальных структур, существующих за пределами виртуальной реальности.
Ключевые слова
Рассматриваются вопросы феноменологии в аспекте, имеющем отношение к концепции глобальной экологической безопасности. Авторы поддерживают мнение М. Мамардашвили о том, что благодаря реализации программы К. Маркса и независимо от него собственно феноменологической программы Э. Гуссерля на протяжении XX в. происходит «смещение» философской проблематики к проблематике предметно-деятельных структур как живой, внементальной реальности души. По мнению авторов, проблематика гармоничного взаимодействия сознания и окружающего его мира вещей в аспекте современных феноменологических исследований до сих пор мало изучена. Однако такие исследования являются необходимой предпосылкой для развития экологического сознания, формирования личности нового типа, которая будет способна к эффективным решениям в интересах экологической безопасности цивилизации.
Ключевые слова
Статья посвящена рассмотрению экзистенциальной проблематики в работах Друскина. Наиболее важными и значимыми для Друскина являются экзистенциальные проблемы трактовки «Я», свободы, сущности и существования человека. Уделено внимание таким значимым терминам философии Друскина, как «одностороннее синтетическое тождество», «некоторое равновесие с небольшой погрешностью». Показана несамотождественность «Я» и личности в понимании Друскина.
Ключевые слова
Предметом исследования является психолого-педагогическое наследие Герберта Спенсера. Цель его - выявить, как влияло психолого-педагогического наследие Г. Спенсера на постановку проблем в отечественной психологии конца XIX - начала XX столетия. Методы исследования: историко-генетический (изучение идей прошлого неразрывно связано с учетом общей логики развития науки в определенный исторический период), сравнительно-исторический (анализ преемственности высказываемых идей). Статья может представлять интерес для исследователей истории зарубежной и отечественной педагогической психологии, а также для изучающих проблемы детской и возрастной психологии. Результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах по истории психологии, истории педагогической психологии, психологии личности, общей и детской психологии, возрастной психологии на факультетах психологии университетов, найдут применение в историко-психологических исследованиях, в создании учебных пособий по истории психологии.
Ключевые слова
Рассматривается история и технология создания методики изучения психологических факторов, способствующих и препятствующих обращению за профессиональной психологической помощью. Переведена методика «Inventory of Attitudes Toward Seeking Mental Health Services». Рассчитаны основные показатели надежности и валидности русскоязычной версии на выборочной совокупности (n = 153) респондентов в возрасте от 18 до 62 лет. Шкалы методики Безразличие к стигме и Склонность к поиску помощи показали хорошую внутреннюю согласованность как по критерию альфа, так и по результатам факторного анализа. Шкала Психологическая открытость показала приемлемую надежность, но в результате факторизации распалась на две латентных переменных, которые интерпретированы как «признание психологической нуждаемости» и «готовность обсуждать проблемы со специалистом». Представлены статистические нормы, рассчитанные на пилотажной выборке. Они сопоставлены с данными, рассчитанными на канадской выборке для стандартизации оригинальной методики. Обсуждаются перспективы улучшения психометрических свойств методики.
Ключевые слова
Система метакогнитивных умений - важный компонент индивидуальной рефлексивной компетентности, которая регулирует интеллектуальную активность субъекта в процессе решения сложных проблем. Цель исследования - разработать психодиагностическую методику, которая определяет уровень развития метакогнитивных умений субъекта. Предложена методика для диагностики таких рефлексивных умений: 1) формировать и анализировать модель проблемы; 2) контролировать собственное эмоциональное состояние; 3) адекватно оценивать свои интеллектуальные возможности и ограничения; 4) планировать процесс решения проблемы; 5) организовывать процесс решения проблемы, сознательно управлять его ходом; 6) формировать ориентиры в процессе поиска решения, соотносить с ними полученные результаты; 7) прогнозировать возможные ошибки и трудности. Использованные процедуры проверки показали достаточно высокую надежность-согласованность и надежность-устойчивость результатов. Проведена проверка критериальной валидности по внешним критериям: возраст, пол и показатель успеваемости обучения в вузе, получены значимые в группах различия по данным критериям. Так, установлено, что с возрастом повышается уровень развития метакогнитивных умений формировать и анализировать модель проблемы, контролировать собственное эмоциональное состояние, формировать ориентиры в процессе поиска решения для сравнения полученных результатов. Исследование позволило уточнить классификацию рефлексивных умений личности путем выделения трех уровней организации рефлексивной компетентности: когнитивного, метакогнитивного и личностного. Система метакогнитивных умений включает те из них, которые обеспечивают сознательный контроль над интеллектуальной активностью субъекта.
Ключевые слова
В статье обоснована актуальность исследования особенностей ценностно-смысловой сферы жителей Украины с разной интенсивностью переживания угрозы возникновения чрезвычайной ситуации. С помощью специально разработанного опросника определялась интенсивность переживания угрозы чрезвычайной ситуации у людей с разным опытом вовлеченности в нее. Наибольшая интенсивность переживания обнаружена у пострадавших в чрезвычайной ситуации, а также у тех, у кого пострадали родные и близкие, и тех, кто являлся очевидцем чрезвычайной ситуации. У лиц с высокой и низкой интенсивностью переживания угрозы возникновения чрезвычайной ситуации обнаружены достоверные различия в ценностях - средствах достижения целей, что обусловлено как личностными особенностями, так и наличием/отсутствием травматического опыта, жизненными ожиданиями, приоритетами, отношением к будущему, степенью уверенности в своих возможностях и способностях преодолевать трудности.
Ключевые слова
В статье рассматриваются результаты исследования, проведенного в 2013 г. кафедрой социологии молодежи и молодежной политики СПбГУ, которое посвящено политическому сознанию современных студентов, в том числе рассматривался религиозный аспект этой темы. Было опрошено 500 чел. студентов нескольких вузов Санкт-Петербурга. Полученные данные о степени религиозности молодежи подтверждаются результатами многочисленных исследований, осуществленных ранее. Так, число оценивших себя как «исполняющих все церковные обряды и правила» составило 2,3 %, «верующих в Бога, хотя и не придерживающихся обрядов и правил» - 54,4 %, «считающих, что существует сверхъестественное начало мира», - 24,6%, «атеистов» - 18,8 %. В целом можно говорить об аморфных и размытых религиозных представлениях вне зависимости от конфессии. Политическая активность современной студенческой молодежи пока весьма слабая - только 4,8 % респондентов ответили, что они «политически активны». При этом данные, характеризующие политическую активность группы глубоко верующих, показывают, что они менее политически активны, чем молодые люди в других группах: не принимают участия в политической деятельности 36,4 % респондентов из этой группы, среди атеистов таковых треть (33,3 %). Вопросы патриотизма также затрагивались в исследовании. Результаты позволяют говорить о влиянии степени религиозности на чувство патриотизма - более верующие более патриотичны. Таким образом, можно сделать вывод о недостаточной включенности молодежи в политическую сферу жизни общества вследствие слабо развитого политического сознания. Вместе с тем результаты исследования свидетельствуют о влиянии степени религиозности на политическое сознание, прежде всего, это относится к патриотизму.
Ключевые слова
На основе анализа статистических данных медицинской статистики рассматривается проблема нарушения соматического и психического здоровья подростков РФ. Оцениваются негативные последствия употребления подростками алкогольной продукции, связанные с нарушением деятельности жизненно важных органов и систем организма. Подчеркивается, что сопоставление результатов исследований и статистических данных по проблеме употребления алкоголя среди подростков затруднено из-за отсутствия единого понимания термина «злоупотребление алкоголем». Особое внимание уделяется изучению динамики показателя «употребление алкоголя» с вредными последствиями как маркера злоупотребления алкоголем подростками, который отражает истинное состояние заболеваемости и уровня злоупотребления алкоголем среди подростков. Отмечено, что, несмотря на снижение показателя заболеваемости подростков в связи с употреблением алкоголя с вредными последствиями в период с 2010 по 2012 г., данный показатель остается высоким и превышает аналогичный показатель за 2005 г. Злоупотребление алкоголем в заболеваемости лиц подросткового возраста определяется как значимый фактор.