Inspired by the spirit of the New Romantics of responsible leadership, this developmental paper argues that to achieve the shared aim of shifting'from value to values' a move towards «moral capitalism» would be less constructive than embracing values-based leadership for sustainability. This paper draws on a review of the nature of development, leadership development practice, empirical work and the use of metaphor to illustrate how morality varies by personal value systems. The Objectivists' view of the development and character of a person stemming from an external source including the Ten Commandments is juxtaposed to the Integrationists' viewpoint of modern science adopted by this paper;that leadership development is best guided not by moral norms but values-based leadership where motivational sources of human behaviour influence the actions of individuals and groups. This paper explores three propositions: (i) Moral capitalism is over-simplistic when using ecological science to explore the relationship of leadership development to business, (ii) Moral development is less helpful than values-based leadership development, and (iii) Morality varies by leader's personal values. Building on previous work of motivational and values theorists with our own research and practice, we examine the moral dynamic of how definitions of morality and moral capitalism vary by leader's personal values. For researchers, a review and extension of values-based leadership is provided, relevantempiricaldata presented and areas for further research are indicated. For practioners, an assessment framework to track the invisible forces influencing perspective and behavior is given with questions of how to be authentic whilst pursuing a sustainable agenda amongst stakeholders with different values.
Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
2015. — Выпуск 2
Содержание:
В статье утверждается, что для достижения общей цели перехода «от ценности к ценностям» движение в сторону «морального капитализма» менее конструктивно для обеспечения устойчивости, чем принятие лидерства, основанного на ценностях. Статья основана на анализе сущности развития, практики развития лидерства и эмпирической работы, на использовании метафор, которые показывают, как мораль зависит от личной системы ценностей. Обсуждается объективистский взгляд на развитие и характер личности, вытекающий из внешних источников, включая «Десять заповедей», и примыкающий к интеграционистским взглядам на современную науку: показано, что развитие лидерства в основном ориентировано не на моральные нормы, а на ценностно-ориентированное лидерство, в котором мотивационные ресурсы человеческого поведения влияют на действия индивидов и групп. Рассматриваются три теории: 1. Моральный капитализм слишком упрощает ситуацию, когда использует экологические аналогии для изучения отношений развития лидерства и бизнеса. 2. Развитие морали менее полезно, чем развитие ценностно-ориентированного лидерства. 3. Мораль зависит от личных ценностей лидера. На основе теоретических работ, посвященных анализу мотивации и ценностному подходу, нашего научно-практического опыта мы рассматриваем нравственную динамику определения морали и морального капитализма через изменение личной системы ценностей лидера. Рассматривается понятие ценностно-ориентированного лидерства, представлена соответствующая эмпирическая база и указываются пути дальнейшего исследования. Для практиков будут интересны система оценки «невидимых сил», влияющих на перспективы и поведение, а также то, как сохранить аутентичность и, одновременно, решать поставленные задачи, если имеешь дело с заинтересованными людьми, у которых разные ценности.
Ключевые слова
В статье рассматривается соотношение цивилизации и культуры, функции цивилизации. Актуальность темы обусловлена особенностями современного общественно-цивилизационного этапа развития, реконструкцией нравственных ценностей и мировоззренческих установок. Методологическое различение понятий «цивилизация» и «культура» может помочь в социокультурных исследованиях. Использованы исторический и сравнительный методы. Приводятся точки зрения известных философов, выделены пять основных различий между понятиями «цивилизация» и «культура». Культура и цивилизация не оппозиционны друг другу, но различны по своей сути. Культура представляет собой творение, она в основном индивидуальна; цивилизация представляет собой переход от творения (культуры) к приобретению и сохранению продуктов культурного творения для всех. Без культуры нет цивилизации. Определяются функции цивилизации: адаптивная, регулятивная, унифицирующая, репрессивная. Показано, что воздействие цивилизации на человека носит внешний характер, в цивилизации человек - объект, индивид, один из многих. В культуре же человек - и объект, формируемый под ее влиянием, и субъект, творящий благодаря внутреннему потенциалу и вопреки существующим цивилизационным нормативам. Именно столкновение внешнего воздействия на человека, выраженного в различных нормативах, и внутреннего потенциала способствуют его развитию. Цивилизация есть необходимое условие развития культуры и развития человека.
Ключевые слова
На протяжении всей истории философии для описания феномена сознания и процесса познания в целом мыслители обращались к метафорам. В статье дан краткий историко-философский очерк, позволяющий выявить определенные гносеологические основания применения метафор. Главный акцент сделан на категории «отражение», разрабатываемой в рамках диалектического материализма. В статье проведен подробный анализ метафоры «отражение», позволяющий сделать ряд выводов относительно роли процессов метафоризации в философском дискурсе. Выявлен ряд функций метафорических конструкций, среди которых номинативная, объяснительная и когнитивная. Последняя имеет для философии особое значение и требует дальнейшего исследования. На основе предложенного анализа можно говорить об особой роли метафоры при построении фундаментальных теоретических систем, где она выступает вербальным компонентом процесса познания. Подтверждается, что метафора является механизмом, позволяющим языку преодолеть его ограниченность на пути бесконечного познания мира.
Ключевые слова
Вопрос о влиянии Ж.-Ж. Руссо на современную либеральную политическую теорию, в частности на учение Дж. Ролза о справедливости, является предметом спора в исследовательской литературе. И хотя Ролз сам называет Руссо одним из своих предшественников, тем не менее влиятельный политический философ М. Нуссбаум считает, что Руссо нельзя отнести к той традиции политической философии, к которой принадлежат Локк, Кант и Ролз. С другой стороны, такими исследователями, как С. Фримен и Д. Виллиамс, позиция Нуссбаум опровергается и влияние Руссо на Ролза признается. Данная дискуссия представляет интерес, поскольку та или иная позиция в ней связана с определенным пониманием не только наследия Руссо, но и современных либеральных теорий справедливости. Так можем ли мы считать Руссо предшественником Ролза? В в статье дан историко-философский анализ представлений Руссо о справедливости. Руссо был одним из первых системных социальных критиков. Для него ценность имеет не всякое общество, а только то, в котором человек может быть свободным. Соответственно и общественный договор только тогда для него обладает ценностью, когда он удовлетворяет этому условию. Общественный договор должен обеспечить институциональный базис свободного и справедливого общества и поэтому к нему выдвигаются определенные требования, а именно: это должен быть договор, которым закрепляется равноправие граждан. И Руссо был первым, кто определил, что именно справедливость условий заключения первоначального соглашения позволяет сформировать и справедливые принципы социального сотрудничества. В этом, а также в своем учении о свободе индивида, нашедшем продолжение в кантовской теории автономии, и в учении об общей воле он, безусловно, закладывает предпосылки конструктивизма Ролза и потому по праву может считаться его предшественником. В то же время было бы ошибкой не замечать и то, что в работах Руссо содержатся также предпосылки теории национализма и коммунитаристкого подхода. Внимательное чтение Руссо не оставляет сомнений в том, что он предвосхитил многие идеи (например, относительно языка, роли воспитания), которые позже были высказаны Фихте в его знаменитых «Речах к немецкой нации». Именно Руссо демонстрирует связь политического сообщества и определенных принципов справедливости. В этом отношении он действительно выступает в качестве предшественника коммунитаристского подхода, в том его варианте, который представлен, к примеру, А. Макинтайром, как, впрочем, и в определенной мере рол-зовского понимания политического сообщества в его работах «Политический либерализм» и «Закон народов».
Ключевые слова
Феномен нигилизма последовательно отражается отечественной и западной культурой на протяжении двух столетий, что свидетельствует о динамизме и противоречивости исторических и культурных событий, подвижности границ мира, охваченного поиском выхода из кризисных состояний. Для человека западноевропейской культуры философский нигилизм реализует критическую функцию культуры, важным фактором историко-философского процесса выступает ситуация оборачивания веры в разум критическим отношением к его возможностям. Русский нигилизм отличает соединение критического отношения к наличному обществу и необходимости разработки и реализации программы радикальных реформ. Особый интерес и исследовательскую проблему статьи представляет решение задачи синхронизации, сближения и объединения русской и западной линии в осмыслении феномена нигилизма. В статье выявлены общие и особенные черты философского нигилизма в русле данных традиций. Русский нигилизм в отличие от западноевропейского не является выражением «усталости культуры», он представляет собой противоречивое выражение потребностей русской жизни, устремлен в будущее, обрисованное революционно настроенной мыслью. Разрушение старого в русском нигилизме непосредственно связано с поиском новой науки, нового искусства, нового человека, нового общества. Объединяющей силой в развитии двух традиций является понимание личности как ценности культуры и носителя культурных ценностей.
Ключевые слова
В статье констатируется противоречие между представлениями о перемещении физических объектов в пространстве в классической и квантовой механике. Предлагается теория, которая, разрешая известные апории Зенона, устраняет это противоречие. При этом основным допущением является атемпоральный характер элементарных перемещений квантовых микрообъектов (в т.ч. атомов) в непрерывном пространстве. В предшествующих публикациях мы предложили принцип атемпоральности динамики некоторых параметров квантового микрообъекта, в том числе координат, в пространстве. Действительно, соотношение неопределенности Гейзенберга показывает, что присутствие координат квантовой частицы несовместимо с наличием у нее скорости. Уравнение Шредингера описывает вероятностно именно то, что объективно и фактически имеет место в действительности. Допустима также интерпретация этого уравнения в пользу атемпоральности: даже в бесконечно малый промежуток времени существует конечная вероятность того, что частица присутствует в некотором объеме, а в следующий бесконечно малый промежуток времени существует вероятность того, что частица отсутствует в том же объеме. Показано, что из совокупности последовательных вневременных телепортаций атомов, составляющих макротело, складывается темпоральное его движение.
Ключевые слова
В рамках пятифакторной теории личности Р. Мак-Крея и П. Косты изучается вклад рефлексивных адаптаций характера во взаимосвязь черт личности и социометрического статуса студента. Проведено эмпирическое исследование на выборке в 300 человек - студентов в возрасте от 17 до 23 лет (240 женщин и 60 мужчин) с применением модификации опросника BigFiveInventory. Установлено, что экстраверсия оказывает эффект на социометрический статус только через установку на экстраверсию. Итоги структурного моделирования и анализа медиаций свидетельствуют, что установка на экстраверсию представляет собой более надежный предиктор высокого социометрического статуса, чем собственно экстраверсия. Влияние этого предиктора выходит за рамки как собственно черт личности, так и иных рефлексивных адаптаций характера (диспозициональной эффективности, отраженной черты и отраженной установки на черту). Наряду с положительной установкой на экстраверсию высокий статус также предсказывали положительная установка на нейротизм и отрицательная - на добросовестность. Ключевые слова. пятифакторная теория личности; рефлексивные адаптации характера; саморефлексия; социометрический статус; архитектура личности.
Ключевые слова
В статье систематизируются результаты отечественных исследований перфекционизма. Анализ публикаций российских авторов по проблеме перфекционизма приводит к выделению трех крупных групп исследований: систематизация зарубежных подходов и их критический анализ, адаптация зарубежных опросников для изучения перфекционизма и разработка собственных, изучение связи перфекционизма с другими психологическими феноменами и его влияния на жизнь человека. Результаты анализа показывают значительную динамику российского общества, влияющую на вектор исследований перфек-ционизма: с одной стороны, большая индивидуализация общества, значительная роль статуса и престижа для целеполагания личности, активно продвигаемые внешние стандарты благополучия, ориентация на достижения и успех в образовательной и профессиональной деятельности в глобальном масштабе; с другой стороны, амбивалентный характер перфекционизма, недостаточность проработки методологии его изучения. В статье обсуждается зависимость перфекционизма от культуры и необходимость его изучения в кросс-культурной перспективе, лакунарность кросс-культурного подхода к изучению перфекционизма в России. Результаты работы могут способствовать уточнению теоретического понятия перфекционизма, выработке соответствующих целям исследований многомерных методик анализа, постулированию выводов в кросс-культурных исследованиях, в частности, на российской выборке, а также выявлению факторов мотивации достижения в условиях глобального образования.
Ключевые слова
В статье анализируются истоки и современное содержание политики мультикультурализма, реализуемой в западноевропейских странах. Акцентируется внимание на смысловых различиях терминов «мультикультурализм» и «мультикультурность». Основываясь на предыдущих работах теоретиков в области мультикультурализма и национальной политики, а также на статистических данных, представленных в докладах международных конференций, авторы отмечают несостоятельность изучаемой политики. Вероятно, одними из главных причин малоуспешности внедрения идей мультикультурализма являются, во-первых, низкий уровень толерантности граждан европейских государств (как коренных, так и приезжих), во-вторых, культурные особенности стран третьего мира, которые и препятствуют быстрой интеграции мигрантов в европейское сообщество. В качестве примеров описаны наиболее показательные конфликты на этнокультурной почве, послужившие поводом для критики создаваемого мультиконструкта. Данная статья носит теоретический, а не прикладной, характер.
Ключевые слова
В статье представлен анализ повседневных родительских действий по защите детства, обозначенных как практики. Эффективность процесса защиты детства рассматривается как результат соотношения двух разнонаправленных процессов - институциализации и фамилизации детства. На локальном уровне данное противостояние выражается в борьбе за ресурсы и влияние на ребенка учреждений (образования, здравоохранения, правовой защиты и социальной поддержки) и семьи. Процесс автономи-зации детства в контексте его защиты представлен как выработка самосохранительных практик при поддержке семейных и институциональных ресурсов. Эмпирической основой исследования служат данные глубинных интервью с родителями (N = 24). Идеальным вариантом интеракций «семья - учреждения» обозначено социальное партнерство как сочетание активности родителей с поддержкой институциональных ресурсов. В основе другой линии интеракций («семья - ребенок») соотношение двух составляющих - родительской поддержки и самостоятельности ребенка. Стиль «адаптация» представлен как оптимальный вариант постепенного сужения сферы родительского вмешательства и контроля за счет обучения ребенка практикам безопасного поведения и самозащиты.
Ключевые слова
Средства массовой информации являются одним из главных механизмов влияния на массовое сознание. В то же время стереотипы выступают инструментами, с помощью которых СМИ манипулируют и управляют массовым сознанием. В статье рассматривается процесс формирования стереотипов в массовом сознании посредством СМИ. Стереотип по своей природе никогда не является нейтральным, он предполагает позитивную или негативную оценку. Стереотип нельзя отождествлять с понятием индивидуального жизненного опыта. Кроме того, интересен тот факт, что менее образованные городские жители чаще не являются «критически мыслящими», поэтому в большей степени подвержены манипуляциям в СМИ. Выделяют различные виды стереотипов. Политические стереотипы формируют отношение к странам или лидерам этих стран. Этнические стереотипы отражают эмоциональное и оценочное отношение к представителям этнических групп, а также распространяют и знание об этой группе. Гендерные стереотипы формируют представления о мужских и женских социальных ролях. Стереотипы динамичны и являются неотъемлемой частью массового сознания. В связи с тем что стереотип тесно связан как с жизнью всего общества, так и с отдельными группами людей, манипулировать массовым сознанием легче. Таким образом, СМИ представляют собой инструмент манипулирования и навязывания определенного отношения к различным событиям и социальным реалиям, и часто это навязанное отношение является трансляцией стереотипов.
Ключевые слова
Социоэкономический дискурс в XXI в. существенно трансформируется. Основным драйвером изменений в развитых странах являются глобальные экоэкономические, т.е. экологически, экономически, социально ответственные стратегии деятельности человек, которые основаны на современных концепциях интеллектуальной, инновационной экономики. Подобные реалии отражают глобальные тенденции развитых экономик, при этом национальные инновационные системы (НИС) различаются существенно. В России имеются предпосылки, в том числе декларации государства, для развития инноваций, однако комплексные теоретические исследования в данной сфере пока не предложены. Исследование актуальных особенностей дискурса инноваций в качестве объекта и характеристик социальной коммуникации, в первую очередь профессиональной коммуникации связей с общественностью, в качестве предмета актуально и представляет научную новизну. В статье дан анализ базовых характеристик дискурса инноваций в XXI в. Автор выявляет системно-функциональные изменения дискурса вследствие трансформации классических моделей инновационной экономики и производства. Новыми интегрирующими элементами современной неклассической модели становятся активная аудитория и профессиональные коммуниканты; интегрирующие функции обретает Интернет. Типологическая линейка профессиональной социальной коммуникации в дискурсе инноваций демонстрирует появление широкого спектра новых направлений, что подтверждает необходимость данного интегрирующего элемента в модели инноваций как обязательного. Представленные в статье положения позволяют формировать теоретические и практические концепции и стратегии в сфере инноваций, что особенно значимо для российской национальной инновационной системы, которая находится на стадии становления.
Ключевые слова
В современной рыночной экономике потребители играют чрезвычайно важную роль, поскольку осуществляемые ими расходы составляют свыше половины валового внутреннего продукта страны. Важным инструментом измерения настроений потребителей является Индекс потребительских настроений - уникальный макроэкономический индикатор, который рассчитывается на основе социологической информации (опросных данных). Цель настоящей статьи заключается в изучении особенностей потребительских настроений жителей Вологодской области в условиях кризисных процессов в экономике. Исследование основывается на данных мониторинга общественного мнения населения Вологодской области, который проводится ИСЭРТ РАН на территории региона с 1995 г. Результаты социологических опросов показали, что за последний год в условиях кризисных явлений в экономике отмечалось негативное изменение потребительских настроений жителей Вологодской области. Это затронуло все основные социально-демографические группы населения. Такие изменения отмечены и в динамике частных индексов, входящих в структуру ИПН и формирующих потребительское поведение населения. Динамика потребительских настроений обусловлена действием совокупности факторов: уменьшение доходов населения, сокращение покупательной способности, ухудшение инфляционных ожиданий. Изменение потребительских настроений в условиях кризисных процессов в экономик сказалось и на социальном самочувствии населения в целом, на оценке деятельности федеральных и региональных структур исполнительной власти. Исследования показали, что ИПН как комплексный индикатор социально-экономических перемен чутко зафиксировал экономическую ситуацию в регионе, отреагировал на её возможные изменения, что важно для прогнозирования дальнейшего развития.
Ключевые слова