В статье исследуются вопросы функционирования мультикультурализма, понимаемого в широком смысле. Объект исследования - существование и взаимодействие мультикультурных связей и отношений, мультикультурных практик, что разнообразно воплощается в различных видах и формах проявления феномена. Цель данной статьи - анализ вопросов классификации мультикультурализма в зависимости от его территориально-исторических факторов, этнокультурных особенностей и форм в виде практического воплощения мультикультурности в исторически изменяющемся и современном социокультурном пространстве. Исходя из представленных материалов осмысления мультикультурализма как социально-философского феномена и общекультурной реальности, с применением герменевтико-сопоставительной и историко-аналитической методологии есть возможность определить его виды и формы. Статья проясняет сущность феноменов интеркультурализма и транснационализма как новейших форм функционирования мультикультурализма, понимаемого в широком смысле. Указывается, что в современной практике мультикультурализм воплощается в виде феноменов интеркультурализма и транснационализма, имеющих в основе глобальное мультикультурное взаимодействие, основанное на межкультурных отношениях и связях. Эти новейшие социокультурные феномены представляются формами функционирования мультикультурализма, механизмом же их функционирования представляется мультикультурная толерантность. Идея мультикультурализма и становление глобального гражданского общества видятся самыми вероятными способами преодоления противоречия между универсальностью мирового развития, что выражается концепцией либерализма, и особенностями, присущими развитию отдельных культур и цивилизаций.
Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика
2016. — Выпуск 4
Содержание:
Хотя духовная жизнь современного российского общества характеризуется усилением церковного влияния, многие наши сограждане сохраняют, по крайней мере, нейтралитет по отношению к религиозному мировоззрению. Резонно предположить, что при таких условиях дефицит общенациональной идеологии ведет к архаизации воззрений нерелигиозной части населения. Однако проверка этой гипотезы упирается в неясность границы между религиозным и мифологическим взглядом на мир. Статья на основе понимания мировоззрения как схемы принятия решений предлагает опыт структурного анализа мифологического мировоззрения. В первой части выделяются основные компоненты ситуации принятия решения и показывается их соответствие трем блокам в структуре мировоззрения: картине мира, ценностям и программам поведения. Вторая часть посвящена анализу структурных особенностей мифологической картины мира и, в частности, проблеме соотношения между объяснением, аналогией и антропоморфизмом. В третьей части дается эскиз авторского понимания природы ценностей, а также особенностей их обоснования в рамках архаического мировосприятия.
Ключевые слова
В условиях технизации всего пространства знания, когда философия и гуманитарные дисциплины вымещены на периферию, необходимо возвращать интерес к живому процессу философствования. Это подразумевает чтение, интерпретацию, погружение в классические и современные философские концепции, манифестирующие авторские смысловые конструкты бытия, мира, человека, общества и др. Но, одновременно, это деконструкция, современный пересмотр подачи философского материала, который на первых порах знакомит, вызывает живой интерес и вовлекает мышление молодого поколения в современный анализ всего, что существовало, существует и будет существовать, - в вечный и бесконечный поток бытия. Кафедрой философии и гуманитарных дисциплин, кафедрой истории, теории и социологии коммуникации Удмуртского государственного университета совместно с Удмуртским филиалом Института Философии и права УрО РАН сформирован интересный опыт передачи студентам философского знания. Начинаем серию круглых столов под общим названием «Философия: герменевтика концептов», посвященных рассмотрению вопросов преподавания дисциплины «Философия».
Ключевые слова
Рассматривается жанр «Введения в философию» как вступление на путь философствования с позиции философско-герменевтической традиции М. Хайдеггера, которая в дальнейшем раскрывается в трудах Г.-Г. Гадамера и Х. Арендт. Показано, что путь философствования начинается с фундаментального вопроса: «Что такое философия?», - обращающего к греческому истоку философии как пути философствования, позволяющему вступать философу не только в диалог с самим собой, но и с философской традицией. В диалоге с философской традицией удивление, сомнение и потрясение понимаются как начала философствования, свойственные древнегреческой (пафос удивления Платона и Аристотеля), новоевропейской (декартовское сомнение) и современной (экзистенциальное потрясение) философии. Демонстрируется на примере платоновского «Символа пещеры» процесс становления философа, для которого удивление, сомнение, потрясение становятся состояниями перехода от существования в мире привычных/обыденных мнений к размышлению о вечных вопросах. Такой переход в философии М. Хайдеггера аналогичен переходу из онтического на онтологический уровень существования, обращающий человека к сущности своего существования, которое заключается в мышлении.
Ключевые слова
В статье рассматривается самоопределение философии, которое, по мнению Мартина Хайдеггера, оказывается единственным способам и возможностью понимания её сущности. Обращение к «иным» смыслам, пространствам знания не позволяет ухватить философию как самоосновное знание. На примере науки демонстрируется не-сравнимость философии. Автором выделяются варианты определивания философии: парадоксальный и тавтологический, и/или апофатический и катафатический. Анализ «естества» как диалогическое обращение философии к самой себе через вопрос: «Философия есть?» - позволяет обнаружить постоянно возобновляющееся философское знание. Философия как философствование разворачивается через конституирование самодостаточного бытия философии во времени.
Ключевые слова
В тексте выступления затрагиваются вопросы, имеющие непосредственное отношение к специфике философского знания, его востребованности и актуальности; проводится мысль о том, что философские концепты вписаны в пространство человеческого существования и предъявляют само человеческое начало в его живом осуществлении.
Ключевые слова
В современном прагматичном мире философия утрачивает свою «актуальность». Наличия «здравого смысла», господствующего в повседневности, вполне хватает современному массовому индивиду для удовлетворения своих потребностей. Философское знание становится «неудобоваримым» и абсолютно бесполезным в эпоху функционирования антропологических машин. Мышление оказывается избыточным по отношению к действительности, а человеческое существование лишается смысла. Но возможен ли человек, полностью утративший способность мыслить? Залогом собственно человеческого существования, конечно же, является язык. Однако языка недостаточно для того, чтобы сохранить мышление. Мышление должно открыться человеку, как и человек должен быть в состоянии открытости мышлению. Существует единственный способ «вхождения» в пространство мышления - диалог. Диалог как диалог с Другим в качестве Иного, Другого, Чужого. Другой является способом конституирования мира за границами собственного существования. За пределами существования может находиться только Ничто. Это и есть прыжок в мышление, в пространство бесконечной абсолютной субъективности, требующей смысла. Именно здесь и разворачивается мышление как создание концептов.
Ключевые слова
В статье описываются подходы, которые необходимо учитывать при конструировании оптимального, в соответствии с возрастом, образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста. Описанные подходы могут быть положены в основу отбора и конструирования педагогических технологий, которые могут быть направлены на решение задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дана характеристика психолого-педагогической модели, цель которой - формирование навыков социально-безопасного поведения у старших дошкольников, то есть оказание помощи семье и педагогу, осуществляющему проведение различных видов деятельности. Рассматриваются некоторые вопросы освоения детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; формирования у них основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. Публикуются результаты опытно-экспериментальной работы по апробации модели.
Ключевые слова
В работе рассматривается возможность детализации волевых качеств, связанной с количеством препятствующего деятельности фактора, преодоленного благодаря волевому усилию. Полученные в результате детализации элементы названы волевыми свойствами. Такие свойства определяют силу проявления волевого качества и составляют своеобразные семейства. Показано, что каждое волевое качество может быть выражено пятью волевыми свойствами, достаточными для метризации пространства волеизъявлений. Построены семейства волевых свойств для семи независимых волевых качеств: выдержки, инициативности, настойчивости, организованности, решительности, самостоятельности, смелости. Приводится матричная форма системы психологических свойств. Полученная конструкция семейств таких свойств независимых волевых качеств может быть использована при создании измерительных инструментов в области психологии воли.
Ключевые слова
В данной статье рассматривается понятие построения личностно-ориентированной модели когнитивного диссонанса в адаптации военнослужащих к условиям гражданской жизни. Говорится о проблемах их адаптации, в частности - о важности создания возможностей для реализации их личностного потенциала в условиях, связанных со сменой профессиональной деятельности, рассогласования имеющихся навыков поведения и вновь приобретаемых. Отмечается актуальность темы исследования в современном обществе, когда становятся актуальными вопросы целостности процесса развития личности, ее самореализации в различных сферах жизнедеятельности, о поиске путей раскрытия ее индивидуальности. В изучении проблемы преодоления когнитивного диссонанса в адаптации военнослужащих в гражданской среде возникает проблема построения личностно-ориентированных моделей поведения для бывших военнослужащих в процессе их адаптирования к иным условиям жизни. Статья отражает главные аспекты построения таких личностных моделей, раскрывая основные механизмы взаимосвязей субъективных и объективных условий адаптации, непосредственно влияющие на процесс возникновения и преодоления когнитивного диссонанса военнослужащими в их адаптации к гражданской жизни. Новизна статьи состоит в раскрытии психологических условий и факторов моделирования взаимоотношений адаптируемых личностей (военнослужащих, уволенных с военной службы) в новом для них положении в обществе - к условиям гражданской жизни.
Ключевые слова
В статье обсуждаются контексты проявления деструктивного поведения. Отмечается, что разрушительные формы социального поведения людей не всегда сопровождаются применением насилия и не являются смежными с агрессией. Обращение к явлениям деструктивности позволяет очертить формы поведения, не сводимые к агрессии или насилию, но приводящие к разрушению. Для представления разнокачественных форм деструктивного поведения условно выделяются интраперсональный, интерперсональный и метаперсональный контексты проявления. В интраперсональном аспекте рассматриваются разрушительные формы отношения человека к собственному телу под углом самоповреждения и самоизменения. В интраперсональном аспекте описываются речевые деструктивные воздействия человека на окружающих. Отмечается, что разрушительное речевое воздействие нацелено на снижение самооценки и самоуважения собеседника в сочетании с повышением их уровня у говорящего. В метаперсональном ключе деструктивное поведение определяется в тенденциях отказа от выполнения социальной роли и слияния с нею. Показаны разрушительные следствия каждого из явлений. Представленное обобщение практик деструктивного поведения говорит о необходимости дальнейших исследований в этой области.
Ключевые слова
Анализ международных исследований в области «интеркультуры» лежит в основе теоретико-эмпирической модели Интеркультурного Мира, цель которого - создание пространств позитивного взаимодействия культур. В статье становление концепции Интеркультурного Мира связывается с предложением теоретической типологизации Мира (работа испанских исследователей в области Иренологии, членов Института мира и конфликтов Университета Гранады), а также с практикой интеркультурного взаимодействия культурного разнообразия Латинской Америки (на примере Эквадора). Для будущей проекции намечается разработка единых теоретико-методологических конструкций предупреждения и урегулирования интеркультурных конфликтов, а так же теоретическо-методологической структурно-функциональной междисциплинарной модели позитивной трансформации культурного насилия, нарастающего в условиях глобализации.
Ключевые слова
В статье поднимается вопрос о некоторых актуальных проблемах современной психологии. В конце 40-х гг. ХХ столетия Л.Витгенштейн писал о концептуальной путанице в психологии и о соблазнительности экспериментов. В статье предлагается интерпретация этого тезиса. Утверждается, что метод эксперимента не самоценен, его «плодотворность» зависит от того, с какими понятиями (в качестве предмета исследования и предмета психологии) он ассоциирован. В статье отстаивается трактовка предмета как внутреннего мира человека, прослеживаются преимущества такой трактовки.
Ключевые слова
Проблема психологической безопасности приобретает особую значимость в трудных жизненных и экстремальных ситуациях, к числу которых относятся условия боевой обстановки, когда возникает прямая угроза гибели или нарушения физической целостности индивида. Наиболее значимые факторы, обеспечивающие психологическую безопасность, - это умение управлять своим поведением и контролировать его; устойчивость личности к неблагоприятным стрессорам окружающей действительности; наличие смысложизненных ориентаций и жизненных целей, то есть способность к регуляции отношений со средой и к саморегуляции при неблагоприятных психических состояниях. Изучение этих факторов у сотрудников полиции позволило заключить, что те из них, кто не принимал участия в боевых действиях, достаточно гибко реагируют на изменившиеся условия, нацелены на активные действия и способны достичь намеченные цели; они общительны, открыты новому опыту; показатели их личностного адаптационного потенциала находятся в пределах нормы. Сотрудники полиции, принимавшие участие в боевых действиях, не могут в полной мере управлять своим психологическим, физиологическим состоянием, а также поступками. Для них характерны повышенная тревожность, депрессивность, фобии, соматические нарушения, чрезмерная агрессия. Им трудно составить четкий жизненный план и придерживаться его; они не способны критически оценивать свои действия. Показатели личностного адаптационного потенциала находятся у них ниже установленной нормы. Уровень саморегуляции у сотрудников полиции, участвовавших в боевых действиях, значительно ниже, чем у тех, кто участия в таковых не принимал.
Ключевые слова
В статье анализируются представления о благополучии и счастье представителей разных цивилизаций с точки зрения отражения этого феномена в связи с культурными особенностями и образом жизни; подчеркивается невозможность сведения содержания этих феноменов к измерению формального «благополучия» экономическим показателям развития общества; отмечается, что системы ценностей, определяющие поведение человека, во многом совпадают у жителей античной и индустриальной цивилизаций. Цель статьи - продемонстрировать, что представления о благополучии и счастье как высшем выражении степени переживаемого благополучия в субъективной оценке личности, - это базовая черта мировоззрения человека, включенная в смысложизненную систему ценностей как современного человека, так и человека, жившего несколько тысячелетий назад.
Ключевые слова
Проблема институциональной детерминации субъективного благополучия личности становится весьма актуальной с усилением значения приверженности к этнической группе, религиозности, гражданской идентичности (и соответственно, культурам) в современной России. Цель настоящего исследования - анализ соотношения степени эмоциональной приверженности к этнической группе, религиозности и гражданской идентичности и субъективного благополучия личности и выявлении степени его детерминации. Использованы стандартизированные методики и разработаны шкалы для оценки актуальных отношений личности к себе и миру, проявлений субъектности, ассоциированных с удовлетворенностью различными сторонами бытия. Общее число участников исследования - 240 человек (42 % мужчин). Показано, что гражданская идентичность сочетается с признаками счастья и удовлетворенности жизнью; сила этнических чувств связана с положительным аффектом и счастьем; взаимосвязей силы религиозности и характеристик субъективного благополучия не обнаружено. Гражданская идентичность - более значимый предиктор характеристик субъективного благополучия, чем приверженность к этнической группе и сила религиозных чувств.
Ключевые слова
Цель исследования - изучение возрастной специфики стилевых особенностей осознанной саморегуляции суворовцев, а также связи регуляторных особенностей с их академической успешностью. Исследование проведено на выборке учащихся Московского Суворовского военного училища ( N =413) в возрасте от 11 до 18 лет. Для исследования возрастных особенностей саморегуляции использовалась опросная методика В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции учебной деятельности - ССУД-М ЭКСПРЕСС». Также были собраны сведения об академической успеваемости (годовые оценки по русскому языку). Результаты показали, что самый высокий уровень показателей саморегуляции наблюдается в группе 11-12 лет, самый низкий - в группе 12-13 лет и средний - в группе 16-18 лет. При этом наиболее тесная связь саморегуляции с успешностью обучения прослеживается в возрастной группе учащихся 12-13 лет. Проведенное исследование позволило выявить особенности в возрастной специфике развития как общего уровня осознанной саморегуляции учебной деятельности учащихся, так и отдельных ее показателей. Связь саморегуляции с успешностью обучения имеет свою специфику в отношении различных возрастных групп.
Ключевые слова
В статье рассмотрен опыт организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений г. Томска и Томской области с Томским государственным университетом (НИ ТГУ). Представлены результаты исследования того, как изменялись содержание, цели и задачи вступления общеобразовательных учреждений в сетевое взаимодействие с вузом за последние 16 лет. Основываясь на проведенных исследованиях, автор статьи доказывает гипотезу об изменении задач сетевого взаимодействия ввиду необходимости преодолеть разного рода дефициты системы общего образования для развития нового уровня компетенций у школьников в старших классах. Цель статьи - провести анализ различных практик сетевого взаимодействия общего образования и высшего, а также проследить изменение содержания и задач взаимодействия образовательных учреждений в разные периоды времени: 2000 - 2008 гг. Период становления сетевых форм взаимодействия в контексте начавшейся программы модернизации российского образования. 2012 - 2016 гг. Период перехода к новым федеральным государственным образовательным стандартам, определившим новые задачи и результаты образования. В статье отражены результаты сравнительного анализа сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений Томской области, операторами которого выступали: Научный образовательный центр «Институт инноваций в образовании» НИ ТГУ (НОЦ) и Региональный центр развития образования Томской области (РЦРО). Материал для анализа был взят из программ мониторинга сетевого взаимодействия [14], материалов конкурса инновационных проектов, а также интервью с учителями и директорами образовательных учреждений.
Ключевые слова
Изложены результаты теоретико-методологического анализа сущности и содержания непрерывного правового образования в нашей стране. Показано, что правовое воспитание, с одной стороны, и правовое образование, с другой, позволят изменить отношение молодежи к праву как к неотъемлемой части общественного развития. Движущая сила развития правосознания и правовой культуры личности - в стремлении к принятию и одобрению социумом ее поведения. Результаты, полученные в результате теоретического исследования, а также практического анализа показателей противоправного поведения школьников, позволили рассмотреть содержание правового воспитания и образования целостно, что дало возможность определить направления в развитии системы непрерывного правового образования. Теоретический анализ обоснован и апробирован эмпирическими исследованиями. Показаны актуальность и перспективы применения методов правового воспитания и правового образования.
Ключевые слова
В статье представлено диагностическое исследование уровня сформированности профессионально важных качеств будущих юристов. При этом понятие «профессионально важные качества» рассматривается как индивидуально-психологические особенности личности студента, влияющие на успешность освоения и эффективность выполнения им в будущем выбранной профессиональной деятельности. Опираясь на результаты проведённой диагностики, автор выделяет три уровня: низкий, средний и высокий, которые включают признаки подготовленности к будущей профессиональной деятельности. Отмечается, что переключение с одного уровня на другой количественно и качественно меняет параметры, характеризующие степень выраженности факторов, влияющих на процесс формирования профессионально важных качеств будущих юристов.
Ключевые слова
В последнее время физическое воспитание школьников сталкивается с крайне тревожными тенденциями. Как отмечают специалисты, физическая подготовленность российской молодежи, в том числе и юношей допризывного возраста, значительно ниже, чем было несколько десятилетий тому назад. Поэтому необходимо пересмотреть подходы к физическому воспитанию юношей допризывного возраста - согласно предъявляемых требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; наметить конкретные пути совершенствования уроков физической культуры и внеклассной работы с учащимися общеобразовательных школ. В статье представлена педагогическая модель физического воспитания школьников, которые относятся к допризывной молодежи 16-17 лет. В предложенной структурно-содержательной модели представлена цель - повысить физическую подготовленность и уровень знаний допризывной молодежи в области физической культуры и спорта соответственно требованиям Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса. Основные задачи: развитие основных физических качеств, прикладных двигательных умений и навыков, способствующих выполнению государственных требований 5-й ступени комплекса (ГТО); повышение уровня знаний по предмету физическая культура, основываясь на принципах - индивидуализации, саморазвития, самопознания и успешности.
Ключевые слова
Работа психолога в сфере правоохранительной деятельности имеет свои особенности: специфическую нормативную регламентацию и наличие субординации при взаимодействии с руководством и объектами профессионального внимания. Автор статьи доказывает необходимость учета этих особенностей в процессе формирования личностно-профессиональных качеств у будущих специалистов-психологов в период получения ими высшего образования. Собственное мнение о степени значимости тех или иных личностных качеств, необходимых будущему психологу для успешной профессиональной реализации при работе в сфере правоохранительной деятельности, нуждается в корректировке. Необходима экспертная оценка значимости личностно-профессиональных качеств всеми основными участниками психолого-педагогического процесса, в котором участвует психолог органа внутренних дел (практические психологи, сотрудники и руководители органов внутренних дел). Особенности служебной деятельности в правоохранительной сфере создают дополнительные сложности в процессе адаптации психологам, не имеющим опыта обучения в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Ключевые слова