Статья посвящена одному из актуальных социально-философских вопросов самоорганизации социальных систем в условиях развития информационного общества, встающему при разграничении «своих» и «чужих», при анализе вопросов о степени «чуждости» или же близости к «своим», о возможности и формах пограничного существования между различными социальными системами и т.п. Основная проблема исследования: возможно ли в общем виде охарактеризовать вопрос о границах самоорганизующихся социальных систем в информационном обществе? Цель исследования - анализ социально-философских аспектов проблемы поиска и определения границ самоорганизующихся социальных систем в информационном обществе. Для достижения этой цели решаются следующие основные задачи: категориальный анализ самоорганизации социальных систем и формирования информационного общества; рассмотрение вопроса об основных этапах развития самоорганизующихся социальных систем; выявление особенностей изменения границ самоорганизующихся социальных систем в информационном обществе.
Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика
2016. — Выпуск 1
Содержание:
В статье представлен анализ политики действия, заданной в философских концепциях постполитики, архиполитики, ультраполитики, параполитики, метаполитики, трансполитики, биополитики. В социально-философском дискурсе различные интерпретации возникают в результате префиксации как языкового способа концептуализации бытия политики, что позволяет применять герменевтический способ толкования смыслов вновь образованных концептов. Исследуется логический предел представления политического действия (actus), которое предъявляется в практике экспертных решений, войне (выполняющей функцию превентивного действия), в администрировании, регулируемом неписанными нормами. Политика действия представляется как практика, лишенная общего начала (arche), что превращает ее в бессмысленные, бесцельные и бесполезные акты, совершаемые анонимной инстанцией. В состоянии предела смысловые различия между «policy», выполняющей позитивные задачи, и «polizei», обеспечивающей задачи отрицательные, постепенно стираются. Полиция приобретает позитивный смысл управленческой практики, а политика - сугубо негативный. Полицейский становится общим именем для всех, кто включен в практику нормального жизнеобеспечения общества: государственный аппарат (правительство), эксперт, юрист, врач, учитель и др. Происходит полная нигилизация политики, которая задается на «нулевом» уровне существования. Достижение предела свидетельствует о том, что политику невозможно сводить исключительно к сфере практического действия. Позитивность установления точки предела позволяет его рассматривать как точку «поворота», где состояние «пост-» политики приобретает смысл «meta-», открывающий метафизический уровень фундаментальной онтологии. Метаполитический выход за пределы префиксального способа интерпретации существительного «политика» обращает к реальности политического как сфере «праксиса». Политическое действие возвращает собственное первоначальное значение «πραξις».
Ключевые слова
В статье рассматривается существование права на жизнь в современном биополитическом обществе. Биовласть самоконституируется посредством разделения права и жизни. «Зазор» между правом и жизнью становится местоположением биополитики как правового регулирования голой жизни. Социальное бытие определивается в точках символического бытия права, лишенного жизни, и голой жизни, лишенной права. Предельная конфигурация биополитической формы социального существования предъявляется в состоянии чрезвычайного положения, которое маркирует «конец социального» и «конец права». Перманентное чрезвычайное положение приобретает нормативный характер управленческой парадигмы, продуцирующей бесправное существование homo sacer. Социальное бытие реорганизуется по законам существования лагерной жизни. Сохранение права на жизнь видится в перспективе выхода за пределы теории и практики биополитики. Адекватным концептуально-методологическим способом решения данной проблемы является герменевтическая онтология целостности бытия, языка и мышления (М. Хайдеггер) и метод субъект-объектного тождества (Ф. Шеллинг), с позиций которых жизнь и право образуют единство в пространстве символического бытия. Право на жизнь становится правом на осмысленное существование как правом на свободное самоопределение смысла человеческой субъективности в структурах языка и мышления.
Ключевые слова
Изложены результаты теоретико-методологического анализа сущности социально-психологической зрелости личности с точки зрения процессов социализации/индивидуализации и межличностного взаимодействия. Показано, что зрелая личность - с одной стороны, социально адаптированная, усвоившая нормы социальных систем разных уровней; с другой, - индивидуализированная, ориентированная на реализацию своих целей. Движущей силой развития социально-психологической зрелости личности является ее стремление к принятию социумом на этапе ориентации и к внутренней согласованности на критическом этапе. Результаты, полученные по шкале с поляризацией индивидуально-ориентированных и социально-ориентированных показателей социально-психологической зрелости школьников, позволили рассмотреть процесс ее развития целостно, а также обеспечили возможность применения методов нелинейной динамики. Теоретическая модель обоснована и апробирована эмпирическими исследованиями. Показаны новизна и перспективы применения полученной модели.
Ключевые слова
Две культуры, два разных континента, два разных мировозрения, но есть то общее, интеркультурное, что заставляет остановиться и задуматься о наличии в простом акте совпадения какого-то общего начала. Солярный, лунный знак, оберег-талисман, Кизили, Счастливая звезда, Толэзе, Утренняя звезда, Гунельве, Чакана. Что общего между этими понятиями и как они отражают локальную и обще-интеркультурную действительность? Есть ли связь между символической коммуникацией анцестральных культур Эквадора и Удмуртии? Статья закладывает начала обоснования задач будущего совместного исследования.
Ключевые слова
Высокая потребность исследований временной компетентности личности в разных отраслях научных знаний обусловлена множеством ее функций, выполняемых в жизни социума, так и в обыденной жизнедеятельности человека. В статье характеризуются социальные механизмы развития временной компетентности личности. К ним относятся подражание, идентификация, интериоризация, позволяющие овладеть временной культурой сообщества, сформировать формы поведения и развить временное самосознание. Представлен перечень модулей, который может быть включен в тренинг, направленный на развитие компетентности во времени. Представлены результаты экспериментального исследования, посвященного апробации программы тренинга. Предложенный тренинг позволяет развивать осознанное отношение ко времени, а также потребность упорядочивать свою деятельность и желание быть организованным.
Ключевые слова
В последнее время возрастает интерес к проблеме доверия в организации. Междисциплинарный характер исследований этой проблемы приводит к тому, что понимание этого феномена и подходы к его анализу не всегда сопоставимы. Важно изучение взаимосвязи доверия в организации с феноменами, связанными с личностными особенностями работающих в ней людей. В статье приводятся результаты эмпирического исследования, выявляющего представления сотрудников об организации в зависимости от уровня их организационного доверия и влияния этого уровня на стратегии поведения сотрудников в конфликтной ситуации. Установлено, что фактор принадлежности к определенной группе по уровню доверия в организации влияет на представления сотрудников об этой организации. Выявлено, что, чем выше профессиональный статус сотрудника, тем выше у него уровень доверия в организации, а также чем выше у сотрудников уровень доверия в организации, тем, в свою очередь, большую активность они будут проявлять при разрешении конфликтных ситуаций.
Ключевые слова
В статье анализируются особенности трактовки феномена науки в философии науки. Констатируется, что философия науки в качестве идеала принимает естественную науку. В результате при анализе науки психологии , которая рассматривается как социогуманитарная дисциплина, важные ее особенности остаются вне поля внимания исследователей, так что в психологии данные анализа, предпринятого философией науки, оказываются невостребованными. Сегодня мы являемся свидетелями того, что косвенно философия науки негативно влияет на ситуацию с психологической наукой. Некоторые положения философии науки, будучи распространены на науку «вообще», становятся мифами, препятствующими реализации позитивных тенденций. Вред от мифов, основанных на вольно интерпретированных выводах из философии науки, заключается в следующем: представляется, что взаимопонимание между различными подходами и школами в принципе невозможно, а это препятствует реализации интеграционных процессов в психологической науке. Психология должна осознать себя наукой фундаментальной, консолидировать силы и отстаивать свою роль в решении общественных проблем.
Ключевые слова
В статье представлены результаты исследования представлений о духовной личности у представителей удмуртского, татарского и русского этносов. Доказывается гипотеза о том, что восприятие представителями разных этнических групп самих себя и представителей своих этнических групп соответствует их представлениям о духовной личности. Установлено, что образ духовной личности ассоциируется у представителей трех этнических групп с разными характеристиками. Представители удмуртского этноса воспринимают самих себя и представителей своего этноса максимально приближенными к духовному человеку по характеристике бескорыстности. Представители татарского этноса воспринимают самих себя, удмуртов, а также представителей своего этноса максимально приближенно к духовному человеку по характеристике сдержанности. Представители русского этноса воспринимают удмуртов и самих себя максимально приближенно к духовному человеку по характеристике великодушия.
Ключевые слова
Эмоциональное развитие наделено совокупностью взаимосвязанных, взаимодействующих, взаимообусловленных содержательных характеристик. В статье представлены динамичные и содержательные характеристики эмоционального развития. Динамичность эмоциональных явлений проявляется в процессуальности, усложнении, совершенствовании эмоциональных форм. В процессе отражается также содержание эмоций: при переходе от одной стадии эмоционального явления к другой меняются содержательные характеристики. Идея развития от простого к сложному отражает усложнение, совершенствование эмоциональных структур и характеризует процессуальный аспект, а взаимодействие эмоций с сознанием - содержательный аспект эмоционального развития личности. К содержательным характеристикам эмоционального развития относятся: системность эмоционального развития, типы аффектов, комбинации эмоций, функции эмоций, индивидуальная система эмоциональных значений.
Ключевые слова
В статье представлен опыт реализации проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей “Образование и педагогика” по направлению подготовки “Педагогической образование” (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования». В соответствии с Договором ФГБОУ ВПО «ГГПИ имени В.Г. Короленко» стал пилотной площадкой для апробации нового модуля основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (Учитель основного общего образования) (организация и обучение студентов в течение одного семестра) «Теоретические и экспериментальные основы педагогической деятельности». В процессе реализации проекта были выявлены условияи принципы эффективности его внедрения в образовательный процесс. Разработаны содержание, методики реализации модуля, а также способы оценивания результатов его освоения.
Ключевые слова
В статье рассматриваются вопросы межкультурного взаимодействия, определены культуроведческие компоненты обогащения коммуникативной практики и факторы культурно-специфического и индивидуально-выраженного жизненного опыта, обусловлены идеи межкультурного обучения, рассмотрены проблемы взаимоотношений родной и изучаемой культуры, а также подготовка учителей и условия соответствующих учреждений. Приоритетом современного языкового образования, гарантирующим его высокое качество, является овладение компетенциями в сфере этно-социокультуры, а также овладение творческим и критическим анализом взаимодействия в поликультурном мире. В статье представлены выявленные педагогические условия формирования социокультурной компетенции студентов и рассматриваются компоненты механизма коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов. Другая культура должна изучаться в сравнении с родной: контакт культур представлен авторами как соизучение и сравнение общественных, культурных и языковых перспектив родной и изучаемой культуры. Ознакомление студентов с историческим фоном другой страны для лучшей ориентации в собственном и чужом обществе не может ограничиваться лишь знакомством с действительными условиями другой страны, а должно привести к восприятию и рефлексии собственных ценностей и общественных взаимосвязей.
Ключевые слова
Статья посвящена доктору исторических наук, профессору В.Е.Майеру, заведующему кафедрой всеобщей истории (в 1970-1980 гг.), проректору по научной работе УдГУ в 1972-1976 гг. Особое внимание он уделял качеству подготовки студентов через приобщение их, начиная с первого курса, к научным исследованиям как обязательному для всех обучающихся элементу учебной деятельности. Разработанное им в 1975 году соответствующее «Положение» представляло собой логичную и стройную схему привлечения студентов к научной работе, чтобы обеспечить подготовку педагогических кадров для высшей школы.