В статье исследуются религиозные практики женщин в мусульманских общинах Северного Кавказа, отношение к ним духовенства и общества. Актуальность темы обусловлена появлением нового вектора женской активности - религиозной сферой. В последние десятилетия эта тема становится все более дискуссионной. В условиях усиления позиций ислама в обществе существенную роль играют неформальные общины - братства суфиев, новые сообщества салафиев, которые по-разному относятся к участию женщин в религиозной жизни. Мусульманские правовые школы имеют свою систему взглядов на формы участия женщин в сфере религии. Несмотря на отсутствие гендерных различий в исполнении обязанностей ритуального характера, в мусульманских общинах для женщин сохраняются определенные ограничения в религиозной сфере. Рассмотрены общественные взгляды исламских феминисток западных и мусульманских стран на исследуемую проблему. Показано, что современный феминизм не ограничивает свою деятельность борьбой за экономические и политические права женщин. Сторонники исламского феминизма, бросая вызов консерваторам, на практике пытаются доказать равноправие женщин в этом вопросе. Трансформации подвергаются традиционные гендерные границы, которые на протяжении веков определяли пространство женской активности. На основе сравнительно-исторического метода рассматриваются формы религиозных практик женщин мусульманских общин Северного Кавказа. Использование компаративного анализа позволяет провести аналогию с общинами Среднего Поволжья и странами Запада.
Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки
2022. — Выпуск 3
Содержание:
В первой трети XVIII в. в истории народов Дагестана начался новый этап, связанный с петровской Россией. Прикаспийская часть Дагестана, как и все юго-западное побережье Каспийского моря, была присоединена к Российской империи в результате предпринятого Петром Великим Персидского похода 1722-1723 гг. Появился прикаспийский «остров» империи, обозначенный в архивных документах как «новозавоеванные» или «заморские» территории. В статье анализируется установление в Дагестане имперских порядков, формирование системы управления и выстраивание отношений с местными правящими элитами. Показано, что основным орудием обеспечения имперской власти в регионе являлась армия, отдельные ее воинские регулярные и иррегулярные (казаки, калмыки, армяне, грузины) формирования, объединенные в Низовой корпус Русской императорской армии. Непосредственно на территории Дагестана присутствие российской имперской власти обеспечивали гарнизоны крепости Святого Креста, Дербента, Терского и Аграханского ретраншементов. Проведенное исследование показало, что вся полнота власти в гарнизонах находилась в руках комендантов, являвшихся представителями российской власти. Петровский этап в истории Дагестана, как и всего Западного Прикаспия, длился недолго - тринадцать лет. В дальнейшем геополитические изменения в регионе привели к уходу России из прикаспийских областей. Послепетровская Россия оказалась не способной управлять значительно отдаленными от ее основной территории прикаспийскими землями, к которым относился и Дагестан. Одной из причин ухода Российской империи с побережья Каспия и уступки данной территории Персии была попытка превратить последнюю из противника в союзника.
Ключевые слова
В статье рассматриваются экономические аспекты взаимоотношений дагестанских владетелей с российскими военными властями в начале XVIII века на основе документов и таможенных книг Дербентской таможни. Привлечены архивные документы, которые раньше не были опубликованы. Актуальность темы обусловлена тем, что таможенные службы сегодня - это важная и необходимая составляющая системы государства. На таможенную службу в современный период возложены задачи реализации целого комплекса функций по контролю за внешнеэкономической жизнью государства. Рассмотрена политика российских военных властей по освоению провинций Прикаспия, изучены обстоятельства присоединения провинций в результате дипломатических и военных усилий. На основе принципа системности было исследовано, как функционально взаимосвязаны изменения в экономике региона с итогами крупных военных и политических акций, такими как Персидский поход Петра I. Но главный акцент сделан на экономику и экономическое освоение региона. Проанализированы ситуации, связанные с мерами по укреплению экономики в регионе, при реализации которых особое внимание уделялось внешней и внутренней торговле, поэтому важную роль играли таможенные службы. В Дербенте эти функции сотрудников таможен выполняли военные из пехотных полков Низового корпуса Российской армии. Опираясь на подходы микроистории, которые позволяют изучить социальные практики прошлого через поступки, жизнь, мировоззрение отдельных конкретных людей, через стратегию развития небольших социумов, можно переосмыслить историю региона. Особенности взаимоотношений дагестанских владетелей с российскими военными властями в первой трети XVIII века, которые можно проследить по ряду донесений, распоряжений, указов, позволяют рассмотреть не только роль таможни в Дербенте в процессе увеличения поступлений финансов в казну Российского государства, но и элемент повседневной жизни насления. Дана характеристика деятельности комендантов Дербента, которые курировали, кроме возложенных на них военных и политических функций вопросы по организации и упорядочиванию поступлений в имперскую казну. Они следили за сбором пошлин и налогов, составляли отчеты в центр, решали многие спорные вопросы. Цель статьи - осветить одну из сторон в истории экономической политики России на Северо-Восточном Кавказе, рассмотрев характер, суть и механизм процессов, которые складывались между участниками торгово-экономических отношений в данном регионе в первой трети XVIII века.
Ключевые слова
В статье рассмотрены отдельные вопросы, связанные с действиями, которые российская военная администрация предпринимала, чтобы прочно обустроиться на территории новых провинций. Данные мероприятия были необходимы для того, чтобы закрепить позиции России на всей территории Прикаспия. Проанализированы мероприятия российских властей, от имени которых коменданты вели переписку с дагестанскими владетелями, проводили процедуру выкупа христианских пленников, осуществляли военную помощь и строительство крепостей, то есть способствовали продвижению и закреплению России на территории Кавказа. Рассмотрена деятельность комендантов Дербента, которые занимались предписанными им функциями, связанными с военными, политическими, организационными и финансовыми вопросами. Они курировали сбор налогов, вели переписку с центром, отправляли отчеты, рассматривали споры. Дана характеристика военных и политических отношений дагестанских владетелей с российскими военными властями в контексте реализации кавказской политики Петра. Исследован вопрос влияния российских войск в Дагестане на феодальных владетелей, а также отношения отдельных владетелей к политике российских военных властей на территории Кавказа. Актуальность темы обусловлена тем, что политические отношения, связи и сегодня - это важная и необходимая составляющая системы государства. С помощью принципа системности исследована взаимосвязь взаимоотношений российской администрации и владетелей с Каспийским походом Петра I. По ряду архивных документов, в которые входят указы, донесения, распоряжения первой трети XVIII века, прослежены взаимоотношения российских властей с дагестанскими владетелями. Цель статьи - осветить одну из сторон в политической истории России на Северо-Восточном Кавказе, рассмотрев характер, суть и механизм процессов, которые складывались между участниками политических взаимоотношений в данном регионе в первой трети XVIII века.
Ключевые слова
В статье исследуется динамика социального положения мусульманского духовенства Дагестана на протяжении второй половины XIX - первой четверти ХХ в. - от политики приручения духовной элиты Дагестана, ограничения ее деятельности после реформы сельского управления и социально-политические последствия этого процесса, кроме того, отмечается трудности при введении системы светского образования в крае, выявлены новые общественно-политические условия и активная политическая деятельность духовенства после революции 1917 г. и перспективы взаимоотношений советского правительства и мусульманского духовенства Дагестана. Цель исследования - выявить степень влияния духовенства на население Дагестана и направление политики царских властей по отношению к данной социальной группе после Кавказской войны. После завоевания края царская администрация вынуждена была учитывать интересы данной социальной группы, имеющей большое влияние в обществе. Но по мере утверждения имперских законов в крае официальная власть старалась ограничить деятельность духовенства. Отмечается политическая гибкость царских властей по отношению к духовенству после присоединения Дагестана, показаны изменения в социальных функциях в связи с реформой сельского управления, а также определены точки соприкосновения и конфронтации официальной власти и духовенства на протяжении второй половины XIX - первой четверти ХХ в. Проанализированы социально-политические факторы сосуществования царской власти и влиятельного духовенства. В статье отмечается трансформация социального статуса мусульманского духовенства после революции 1917 г., определяется степень распространения их полномочий и адаптации в условиях приоритетности действия правового поля России.
Ключевые слова
В статье рассматриваются идейно-художественные особенности женских образов в повестях Валентина Распутина; раскрыты их главные черты посредством проведения анализа процесса становления и развития системы образов женщин в повестях В.Г. Распутина. Характерные изменения наблюдаются в женских образах: героини становятся более сильными и выносливыми, их отличают сила духа, милосердие, совестливость и стойкость. Исследуя эти образы, мы выделили в творчестве Валентина Распутина два типа женщин. Это прежде всего образы праведниц - Марии из повести «Деньги для Марии, Анны из повести «Последний срок» и Дарьи Пинигиной из повести «Прощание с Матерой». Жизненным принципом для этих героинь является следование нравственности, добру, вековым устоям предков, деятельности во имя ближнего или общего блага, умению любить и сострадать. Следующий тип «женщины на распутье» включает в себя образы героинь повестей «Дочь Ивана, мать Ивана» (Тамара Ивановна) и «Пожар» (Алена). Здесь уже совсем другие, более современные образы сложных, противоречивых женщин, которые находятся на перепутье, в поисках себя, на пути из Тьмы к Свету. Героини Распутина олицетворяют доброту и милосердие, совестливость и преданность родной земле, родному очагу, воплощая авторские представления о русском народном характере в современности.
Ключевые слова
В статье рассматривается уровень употребления степеней сравнения прилагательных. Подчеркивается, что в современном таджикском литературном языке категория степеней сравнения прилагательных выражается суффиксами -тар (сравнительная степень) и -тарин (превосходная степень). Следует отметить, что превосходная степень прилагательного с суффиксом -тарин в языке исследуемого периода встречается редко. В результате изучения научно-исторических произведений различных периодов стало ясно, что употребление суффикса -тарин исторически более ограничено, чем суффикса -тар. Делается вывод о том, что как сравнительная, так и превосходная степени прилагательных в таджикском литературном языке XVII-XVIII вв. образовались с помощью суффиксов -тар и -тарин и соответствующих им языковых элементов, считающихся более непродуктивными с точки зрения их использования, чем в современном таджикском литературном языке.
Ключевые слова
В статье рассматривается ряд особенностей повести «Последний срок» Валентина Распутина. Цель статьи - описание категорий времени и пространства и некоторых форм их воплощения в названном произведении. Описаны следующие темы и проблемы: авторская речь, близкая манере речи героев; внесюжетные элементы (описания природы или воспоминаний героев, авторские отступления); прямые авторские оценки; жизненно достоверные, неоднозначные в своей временной переменчивости персонажи; соединение двух различных точек зрения на происходящее как значимая примета поэтики; природа и память как мерило духовной зрелости человека; образ Солнца как символ бессмертия и воскресения; несобственно-прямая речь как соединение авторского повествования и речи персонажей; образы детей и будущего в повести. Отмечено влияние Л.Н. Толстого («Смерть Ивана Ильича»); раскрыты в связи с этим тема отношения человека труда к смерти, а также «право на самораскрытие» некоторых персонажей. Научная новизна статьи состоит в выявлении различных форм выражения авторского сознания (самораскрытие персонажей, оценка героев и событий с позиций других людей), а также в описании проблем духовного состояния человека и общества, выраженных посредством разнообразных форм времени и пространства. Описываются главная героиня повести Анна, которой автор доверяет самые сокровенные свои раздумья, а также реальное, бытовое время и пространство, характерные для этой героини, одновременно причастной к вечным темам. В центре анализа - тема смерти Анны и богатство ее духовного мира, обусловленного гармоничной связью с остальным миром.
Ключевые слова
В статье рассматриваются особенности рассказов Шукшина, определяются разные типы сознания героев его произведений и характеризуются их разные жизненные позиции. Также дается характеристика главных героев некоторых рассказов Василия Шукшина с точки зрения нравственности. Исследование текстов автора позволяет сделать вывод, что подлинные нравственные ценности утверждают в рассказах В. Шукшина герои «с чудинкой», беспокойные, совестливые, протестующие против догматизма, уравниловки, бездушного исполнительства, безоговорочного послушания, непримиримые к хамству, стяжательству, способные испытывать чувство недовольства собой, тоску из-за нереализованных возможностей, невостребованности таланта. Авторы статьи отмечают, что именно все эти проблемы позволяют почувствовать смысл существования человека на земле. Это все заставляет углубляться в поиск загадок души человека. Особое внимание уделяется тем испытаниям, через которые проявляется близость к природе, а также анализу конфликтных ситуаций, в которые попадают герои. Доказано, что это самое важное, это то, к чему в конечном итоге приходит человек. Изучение рассказов позволило сделать вывод о том, что В. Шукшина прежде всего интересуют проблемы духовной жизни человека, которые решаются в остром, бескомпромиссном столкновении духовного и бездуховного, нравственного и безнравственного. В статье актуализируется мысль о том, что прозу В. Шукшина всегда и выделяла особая бытовая, житейская достоверность, но всё-таки главным для него всегда было желание выразить состояние человеческой души во всем её многообразии. Анализируя разные типы героев, авторы статьи выделяют у каждого из них свою шкалу ценностей и подчеркивают, что ощущение собственной значимости и собственного достоинства позволяют им отстаивать свои права, реагировать на вызов обстоятельств.
Ключевые слова
В статье рассматривается функционирование пространства и времени в произведении историко-публицистического жанра. На материале текста британского писателя Ч. Мьевиля «Октябрь» и его перевода на русский язык исследуется художественный потенциал категории хронотопа в контексте исторического дискурса. В статье проводится анализ некоторых лингвостилистических особенностей жанра исторической публицистики. Определяется взаимосвязь художественного начала произведения, его образной структуры, выраженной при помощи пространственно-временных маркеров, и фактической основы, предполагающей отсутствие вымысла. Основным методом исследования служит сопоставительный анализ оригинала и перевода, благодаря которому выделены сходства и различия в восприятии категории пространства и времени автором и переводчиком. Особое внимание уделяется трудностям обратного обмена культурным опытом, который требует выработки соответствующих переводческих стратегий, направленных на сохранение авторского идиостиля с учетом специфики языковой картины мира русскоязычных читателей.
Ключевые слова
Проблема информативности языковых единиц всегда привлекала внимание лингвистов и филологов в связи с исследованиями механизма порождения художественной концепции мира. В статье ставится задача - выяснить степень информативности языковых конструктов в зависимости от авторского видения, понимания и оценки окружающего мира и его процессов, т. е. исследовать способы трансформации языковой картины мира в художественную концепцию жизни. Неполнота и незавершенность современных поэтологических изысканий осложняют проблему поисков общих элементов в различных художественных системах, не позволяют научно обосновать природу поэтического сообщения, базирующегося, как известно, на переходе от знака к образу и от образа к смыслу. Авторы исходят из того, что художественный текст представляет своеобразное отражение реальной действительности, бытия. В этом случае его языковая организация, многомерность и многозначность зависят от целеустановок автора и его отношения к социальным ценностям. Содержательная целостность произведения, являясь воплощением вербальных и невербальных языковых средств, организуется в смысловое единство благодаря взаимодействию основных семантических компонентов языковых конструктов с формальными структурами, что конкретно иллюстрируется в статье примерами из французской литературы. Авторы приходят к заключению, что механизм смыслопорождения можно рассматривать как трансформацию глубинных компонентов языковых конструктов в поверхностные, делающую художественно значимыми мельчайшие детали литературной коммуникации. Результаты исследования способствуют выяснению и конкретизации закономерностей внутренней организации художественного произведения посредством языковых конструктов, реализующих процесс порождения художественного мира.
Ключевые слова
В статье исследуется проблема многоаспектности художественного текста с позиций междисциплинарного подхода к его изучению. Комплексный лингвистический, филологический и семиотический анализ открывает новые возможности интерпретации текста с опорой на систему нарративных кодов. Система, впервые предложенная структуралистом Р. Бартом, состоит из проаретического, символического, герменевтического, культурного и семантического кодов. В современных лингвистических исследованиях доказывается обоснованность его подхода, который получает дальнейшее развитие в работах Н. Болотновой. С учетом достижений междисциплинарного подхода к исследованию и интерпретации художественного текста, исследователь предлагает схему модификации концептуальной идеи текста и соответствующую ей метафорическую модель. Н. Болотновой разработана система декодирования на основе языкового, предметного, композиционного, образно-культурологического, эмотивного и коммуникативного кодов, которые позволяют интерпретировать текстовое пространство, реализуя иерархический принцип «от поверхностного - к глубинному». На поверхностном, содержательно-фактуальном уровне элементами кода представляются предметный и композиционный, на концептуальном и подтекстовом - коммуникативный, эмотивный, культурологический и языковой. Анализ, проведенный на примере рассказа В. Борхерта «Кегельбан», показал, что выявленные нарративные коды способствуют определению ключевой текстовой метафоры. Концептуальная метафорическая модель «война - игра», установленная в ходе анализа рассказа, обладает концептообразующим и текстообразующим потенциалом и ориентирует читателя на декодирование эмотивно-оценочной установки писателя.
Ключевые слова
В статье рассматриваются особенности использования языковой символики и языковых жестов национально-культурного характера в названной выше поэме Расула Гамзатова. Отмечается, что языковая символика поэмы имеет как собственно лингвистическую, так и лингвокультурологическую значимость, так как формирует фрагменты языковой картины мира, актуализирует национальную ментальность, морально-нравственные ценности, цену мужского слова и отношение мужчины к женщине, являющееся мерилом чести и достоинства настоящего горца. Поднимается проблема гендерного характера символических языковых средств, являющихся культурными знаками языка и соотносящихся с разными кодами культуры. Особое внимание акцентируется на маскулинной языковой символике и языковых жестах, связанных с идеализированным поэтом образом главного героя поэмы Хочбара, являющегося носителем положительных мужских качеств. Обращается внимание и на использование автором поэмы языковых жестов, свидетельствующих о принятых в обществе и чтимых им морально-нравственных ценностях.
Ключевые слова
В статье исследуется образ И.В. Сталина в романе Ф.А. Искандера «Сандро из Чегема» (глава «Пиры Валтасара»). Анализируются темы власти, нравственного выбора, рассматривается комическое в романе. Через иронию, сравнение и другие приемы автор передает все, что волнует его самого. Он пытается выявить сталинские мысли, вывести их наружу с помощью непримечательных слов, жестов, взглядов. Образ вождя оказывал гипнотическое влияние на людей. Ф. Искандер в своем романе показывает, что причиной всех проблем является страх. Также автор обращает внимание на то, как сталкиваются понятия смерть и смех .
Ключевые слова
В статье рассмотрены роль вставной поэмы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» или, как еще ее называют исследователи, притчи о Великом инквизиторе, ее значение и место в ряду с другими элементами композиции. Итоговый роман Достоевского обозначил целый круг масштабных философских, религиозных и нравственных проблем, обсуждение которых продолжается и по сегодняшний день. Для постановки этих вечных вопросов Ф.М. Достоевский избрал форму философского монолога (глава «Бунт», поэма в прозе «Великий инквизитор») и диалога (разговор Ивана с чертом). В статье обращается внимание на то, что вся философская проблематика связана с острыми вопросами, характерными для сложной эпохи второй половины 70-х годов XIX века. «Великий инквизитор» привлек внимание критиков-современников Достоевского. В главах «Бунт» и «Великий инквизитор» писатель выразил свои философские взгляды на религию, в частности христианство, европейскую цивилизацию, социализм, проблему свободы и счастья, человеческую природу и соответственно свое понимание истории человечества. Иван Карамазов, являющийся автором главы "Великий инквизитор" и главным героем-идеологом в романе называет свое произведение не философским трактатом, а поэмой. В статье также проанализированы некоторые утверждения критиков и философов о самой легенде в целом и о Великом инквизиторе в частности. Мы ставили перед собой задачу рассмотреть образы поэмы, ее идейное содержание, ведь именно эту часть своего романа писатель назвал «кульминационной точкой».
Ключевые слова
В статье особое внимание уделяется изучению прецедентного имени и особенностей его функционирования в текстах англоязычных модных журналов «Vogue», «Glamour» и «Harper’s Bazаar ». Прецедентное имя рассматривается как имя собственное, широко известное читающей аудитории, которое выполняет разные функции в зависимости от интенции автора (оценочную, моделирующую, прагматическую, эстетическую, парольную, людическую, эвфемистическую, эстетическую). В ходе анализа прецедентные имена были распределены в зависимости от сферы-источника на отдельные группы, а именно: «известная личность», «кинематограф», «название бренда», «топоним», «техническое средство/приложение», «художественное произведение» и «культурная реалия». В дискурсе англоязычных модных журналов использование прецедентных имен носит больше оценочный и экспрессивный характер, что позволяет привлечь внимание аудитории, влиять на формирование общественного мнения об определенном явлении, предмете или личности, создавать у людей определенные образы и преобразовывать их картину мира.
Ключевые слова
В статье даётся анализ учебно-методического пособия, являющегося результатом двухлетнего социального эксперимента в одной из каспийских школ Республики Дагестан, нацеленного на обеспечение психологического здоровья школьников младших классов и разработку эффективных методов решения данной проблемы. В арсенале у творческого коллектива, состоящего из педагогов, и психологов оказался широкий набор психолого-педагогических методик, в том числе куклотерапия (1 класс), сказкотерапия (2 класс), арттерапия (3 класс) и игротерапия (4 класс). В учебно-методическое пособие включены справочные материалы, схемы, таблицы, наглядные примеры, разбор конкретных ситуаций, обозначение целей и задач мероприятий, определение ожидаемых результатов и т. д., что делает данную работу привлекательной для специалистов, занятых в образовательной деятельности. Промежуточным результатом работы экспериментальной площадки «Гармония» стали выявленные у обучающихся в младших классах социальный интеллект, эмоциональная устойчивость, самодостаточность, когнитивная рефлексия. Предлагаемая концепция показала на практике свою эффективность даже на промежуточном этапе, поскольку обеспечивает систему корректного воздействия и профилактику неблагоприятных тенденций в структуре личности.