Статья носит частично информационный характер и посвящена ознакомлению российского читателя с небывалым интересом китайских исследователей к истории НЭПа в России и её проблемам. Цели статьи - проанализировать исторические корни новой экономической политики СССР, причины ее влияния на всю страну и провала, обобщить уроки НЭПа, что важно для развития социализма, а также изучить влияние новой экономической политики не только на Советскую Россию, но и на другие страны. В работе представлены взгляды китайских историков на рассматриваемую область исследования, также сформулированы основные положения и существенные моменты новой экономической политики, подтверждающие развитие и экономическое процветание в СССР. Изучая возникновение, развитие и упадок НЭПа, а авторы раскрывают её суть.
Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки
2020. — Выпуск 1
Содержание:
Основная цель статьи - изучение современной городской женской одежды народов Дагестана с фиксацией в ее составе элементов традиционного горского костюма, выявлением общего и особенного в дагестанских элементах региональной северокавказской моды. Результаты изучения современного городского женского костюма показали, что ее основу составляет современная, ориентированная больше на западную моду, дорогая и со вкусом подобранная стильная одежда, носимая с золотыми и серебряными украшениями и драгоценными камнями, с отдельными элементами традиционного национального костюма, дополненная аксессуарами и прической, с умеренным использованием косметики и парфюмерии известных мировых производителей. Проведенное исследование привело авторов к выводу, что, несмотря на то, что одежда горожанок Дагестана в меньшей степени сохранила этнокультурные особенности и этнодифференцирующие признаки, все же имеющиеся некоторые ее функции, детали и особенности позволяют говорить о наличии дагестанской региональной женской моды - органического компонента северокавказской региональной моды. Включение в состав этой одежды некоторых сохранившихся элементов традиционного дагестанского горского костюма, а также определенные предпочтения или ограничения и запреты, отличающие ее от стиля и моды городских женщин других регионов России, придают ей этнический колорит и неповторимость и в определенной мере способствуют сохранению национальной культурной идентичности в условиях глобализации.
Ключевые слова
В статье исследуется синтез культур Востока и Запада, который проявляется в двух текстах, взятых автором за основу сюжета - «Эдип-Царь» Софокла и «Шахнаме» Хакима Фирдоуси. Статья посвящена одному из последних на сегодняшний день романов - «Рыжеволосая женщина». Целью исследования является выявление особенностей сюжета, в структуре которого отражен диалог культур Востока и Запада.
Ключевые слова
В статье описываются образы Неба и Земли в поэме Джона Мильтона «Потерянный Рай», рассматривается нетрадиционная с религиозной точки зрения авторская концепция этих образов, воплощенных в персонажах Бога и Сатаны. Представленная в поэме борьба между ключевыми фигурами символизирует антагонизм Неба и Земли/Ада, а также переносится в плоскость морально-этического диспута о Добре и Зле. В статье предпринята попытка проанализировать индивидуально-авторское в противопоставленных друг другу понятиях, которые обрели в поэме революционное для того времени звучание. Гражданская война XVII века в Англии, несомненно, повлияла на мильтоновскую трактовку извечной борьбы, заставила его усомниться в непогрешимости Небес и обвинить их в тирании. В то же время их антагонисту присущи привлекательные для читателя черты: свободолюбие, преданность и сочувствие.
Ключевые слова
Основная цель статьи - характеристика средств связи частей и смысловых отношений, реализующихся между частями сложносочиненных предложений арчинского языка. Анализируются как союзные средства связи, так и союзные частицы и десемантизированные лексические элементы, функционирующие в качестве сочинительных союзов, определяется их этимология; рассматриваются различные типы семантико-синтаксических отношений, обусловленные средствами связи и особенностями лексико-семантического наполнения частей сложносочиненных предложений; определяются формы ключевых актантов и особенности симметричного и асимметричного присоединения к субъектно-объектным актантам предикаций сложного предложения союзных частиц; обращается внимание на синтаксическую синонимию некоторых видов сложносочиненных и соответствующих по грамматической семантике коннотативно значимых сложноподчиненных предложений; поднимается проблема модальности, пропозитивности и модусной природы частей сложносочиненных предложений; в отдельных случаях сложносочиненные предложения арчинского языка сопоставляются с аналогичными синтаксическими структурами современного русского языка, что имеет в типологическом плане не только научно-теоретическое, но и прикладное (методическое) значение.
Ключевые слова
В статье исследуются специфические особенности пространственно-временной организации первой и самой известной новеллы о войне « Boule de suif » («Пышка») французского писателя Ги де Мопассана. Автор рассматривает весь хронотопический комплекс, функционирующий в новелле, выделяя в качестве доминантных исторический хронотоп и хронотоп дороги, включающий в себя частные хронотопы города, дилижанса и гостиницы с ее хронотопами лестницы и порога, сменяющие друг друга. Пространство и время в исследуемой новелле соединяются в системе координат, заданной дилижансом. Обращается внимание на горизонтальную ось как ось развертывания линейного движения в хронотопе дороги и на аксиологическое значение вертикальной оси, число реализаций которой показывает ее доминирование в текстовом пространстве новеллы Мопассана. Пространство строится на системе оппозиций: открытое/закрытое, внешнее/внутреннее, статичное/динамичное. Оно в целом дисгармоничное, что связано с художественным временем в новелле - периодом франко-прусской войны. Описываются языковые средства репрезентации пространственных характеристик текста, в первую очередь, реального географического пространства в хронотопе города и дороги и разнообразных локусов, а также грамматические средства (видовременные формы глагола) и различные лексические маркеры темпоральных отношений (временные наречия и существительные), а также временные коннекторы и союзы.
Ключевые слова
В последнее время наблюдается повышенный интерес языковедов к проблемам соотношения языка, общества и культуры. Обращение к пищевому коду объясняется прежде всего тем, что он относится к числу базовых, универсальных, в котором наиболее полно отражается как национальная специфика, так и общечеловеческая, характерная для определенного лингвокультурного сообщества и свойственная человеческому сообществу в целом. Пища составляет первооснову физического существования любого живого организма, включая человека, она является также неотъемлемой частью национальной жизни народа и важным компонентом лексического фонда любого языка, овладение которым необходимо для успешной коммуникации. Изучая механизм формирования пищевого кода, его структуру и функционирование в художественном тексте в качестве своеобразного метаязыка, мы постигаем не только язык, но и менталитет его народа. Вот почему так актуальна современная поговорка: «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты». Значимость пищевого кода для любого лингвокультурного сообщества остается малоизученной проблемой, что позволяет говорить об актуальности выбранной темы. В статье доказывается, что сфера человеческой жизни, связанная с пищей, так же разнообразна и сложна, как и её понятийное отражение в сознании человека и языковая репрезентация. Пищевой код рассматривается как один из наиболее значимых и освоенных человеком при актуализации которого в художественном тексте тесно переплетаются философские идеи и художественные концепции. Будучи компонентом национальной культуры, он становится основой концептуализации мира, реализует оппозицию «свой»/«чужой», наполняется социальным, этнокультурным и эстетическим содержанием, становится орудием художественного освоения мира. В мире, испытывающем давление процессов глобализации, пищевой код, порожденный социальной практикой, может трактоваться как инструмент сохранения и восстановления национальной идентификации народа и его языка.
Ключевые слова
В статье рассматривается один из видов интертекстуальности в художественном произведении - аллюзия. Известный философский роман Д. Куинна изобилует интертекстуальными включениями, поскольку автор затрагивает такие темы, как разрушительное влияние цивилизации на экологию, вымирание и исчезновение видов, нахождение в неволе, мизантропия, моральная ответственность человечества перед планетой и др. Выявлены и исследованы аллюзии и такие ее виды, как библейские аллюзии, антропонимы, исторические аллюзии и аллюзии на известные произведения. Определены основные функции аллюзий.
Ключевые слова
Статья посвящена изучению символической насыщенности ахроматических цветов в экономической картине мира английского языка. В условиях глобализации экономики актуальным становится поиск путей повышения уровня взаимопонимания и сотрудничества между представителями международного бизнеса, экономических сообществ и международных организаций. Цветовые идиомы выражают национальный способ видения мира и специфику национального сознания. Они отражают языковую картину мира народа, то есть мировоззрение данной культуры. Цветообозначения в составе идиом часто имеют метафорическое значение, тем самым воздействуя на эмоциональную сферу человека, что приводит к переосмыслению их значений. В статье анализируется употребление белого, черного и серого цветов в различных идиомах, выявляются их универсальные, а также уникальные метафорические значения. Достижение заданной цели осуществлялось путем изучения специфики устойчивых выражений с указанными цветокомпонентами; изучения символики ахроматических цветов в экономических источниках; выявления метафорических значений данных цветокомпонентов в английских идиомах и их сопоставления с универсальной символикой. Анализ показал, что терминологические словосочетания с компонентами white , black и grey в экономическом дискурсе имеют разнообразные оценочные смыслы, и вместе с этим символика рассматриваемых цветообозначений характеризуется, с одной стороны, универсальностью и общепринятым психофизическим восприятием окружающей действительности, а с другой стороны - уникальностью и деформацией, сформированными в процессе циклов развития экономики.