В статье дается историографический обзор источников и литературы по современной материальной культуре сельского населения Дагестана. Эта тема весьма актуальна, так как за последние десятилетия было изучено и опубликовано множество новых документов. После распада СССР под влиянием глобализации, модернизации и урбанизации в материальной культуре сельского населения произошли значительные трансформации, которые оказали большое влияние на быт и культуру. Автор приводит ряд статей и монографий, сборников материалов конференций, периодические издания и статистические данные историков, этнологов, социологов, демографов, политологов, экономистов и культурологов, посвященных описанию поселенческой культуры, жилища, одежды и пищисельских жителей Дагестана. Проблемам материальной культуры и связанных с ней занятости, переселения жителей с гор на равнину, трудовой миграции, транспорту, связи, торговле сельского населения Дагестана в постсоветский период также посвящен целый ряд монографий, статей, материалов научных форумов, периодической печати и других источников. Несмотря на то, что исследовалась не материальная культура как таковая, в этих работах отражены особенности быта и культуры сельского населения Дагестана. Опираясь на полевые этнографические материалы, сведения исторической науки, периодическую печать, социологические исследования, статистические данные и интернет-ресурсы, автор устанавливает степень влияния на материальную культуру народов Дагестана процессов глобализации и модернизации, которые привели к трансформации компонентов материальной культуры, полностью или частично видоизменив их. Как считает автор, дагестанским этнологам необходимо изучать, анализировать и вводить в научный оборот новые источники и литературу.
Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки
2019. — Выпуск 4
Содержание:
В статье проведен анализ особенностей индивидуалистического мировоззрения в раннем творчестве Леонида Андреева. Изучение данных особенностей позволит понять, как писатель воспринимает культурно-национальную сущность личности и эпохи, а также расширит представление об эстетических воззрениях художника. В творчестве писателя пессимизм и одиночество представляют собой переживание «истинного бытия» с точки зрения метафизического ужаса перед открытой пропастью мира. Цель данной статьи - раскрытие специфических свойств философии и эстетики Андреева, выражающихся в способности видеть пограничные области бытия, что определяет экзистенциальный характер его прозы. В статье отмечается, что главным принципом мировоззрения Андреева является антиномизм, который проявляет смыслообразующие мотивы пессимизма и одиночества. Специфика антиномий в ранних рассказах заключается в том, что человек не ощущает радости жизни, чувствует, что Бог оставил его, и в то же время непоколебимо верит в его существование. Анализ прозы Леонида Андреева свидетельствует о том, что для передачи особенностей мировосприятия он выбирал жанр рассказа. Данный жанр позволяет писателю в полной мере отразить критические ситуации, попадая в которые, человек оказывается на грани выбора между истиной и ложью, жизнью и смертью, Богом и Дьяволом. Смещая акценты с внешних событий на внутренний мир героев, Андреев постигает человеческую душу, наполненную страхом перед жизнью и смертью.
Ключевые слова
В статье рассматривается творчество основоположника рутульской поэзии, известному в Южном Дагестане, Азербайджане, Турции поэта Кюр-Раджаба. До нас дошли его стихи в основном на азербайджанском языке. В Баку сборник его стихов вышел в середине прошлого столетия. В Дагестане стихи поэта были опубликованы в 2018 году. В сборник вошли в основном стихи, переведенные ашугом Сакитом Курбановым с азербайджанского на рутульский язык. До 90-х годов прошлого столетия рутульский язык был бесписьменным, по этой причине многие стихи на родном языке поэта потерялись. Анализ стихов Кюр-Раджаба показывает, что тема любви в его поэзии является основополагающей. Во всех стихах он воспевает свою возлюбленную. Все стихи, включая и предсмертное, посвящены только ей. Ашуг убежден в том, что она придет оплакивать его, когда он умрет. Весьма глубоки философские раздумья поэта. Он служил илисуйскому хану и видел несправедливость в обществе, эксплуатацию простого народа. В одном из стихотворений поэт призывает богатых задуматься о том, что все останется на этом свете, никто ничего не заберет с собой, а за содеянное зло придется ответить сполна. Кюр-Раджаб оказал огромное влияние на последующие поколения ашугов, которые подражали и продолжают подражать именитому поэту в жанровом и тематическом аспектах. В статье использованы работы Гашарова Г.Г. и Курбанова С.М.
Ключевые слова
В статье рассматривается творчество классика дагестанской поэзии Ирчи Казака в стиховедческом аспекте. В центре внимания метрико-ритмическая структура, мелодический строй, строфическая и звуковая организация, рифменное разнообразие стиха. В метрико-ритмической организации стиха Ирчи Казака большей частью обнаруживается ритмическая свобода. Значительная часть произведений поэта представляет собой интонационный фразовик - более свободную форму метрической организации. Источником интонационного фразовика Ирчи Казака являются народные речитативные формы казацких песен. Поэт также активно использует возможности звукописи и инструментовки поэтического слова, вызывая многозначные ассоциации, формирует образные метафорические ряды, делает поэтическое слово объемным, многомерным.
Ключевые слова
В статье впервые в дагестанском стиховедении делается попытка рассмотреть приемы ритмообразования в лакской прозе на примере прозаических стихотворений Казбека Мазаева. Сознательно придерживаясь принципа неразделенности поэзии и прозы, писатель искал и находил стилистические приемы, расширившие композиционные, лексико-семантические, художественно-изобразительные, ритмико-синтаксические возможности прозы. В целом ритмичность прозы создается с помощью различных форм грамматико-синтаксического параллелизма, монотонии ритмических ходов, перечислительной интонации, многократного повторения однотипных ритмико-синтаксических единиц различного объема.
Ключевые слова
В статье рассмотрены причины речевых погрешностей и неудач, выявленные нами в процессе коммуникации билингвов-дагестанцев в полиязычной среде. Ошибки наблюдаются на всех уровнях языка. На лексическом уровне неудачи в речи обусловлены тем, что билингвы в большинстве случаев сначала оформляют мысль на родном языке, а затем стараются найти соответствующие по смыслу слова и выражения на русском языке, т. е. познавательный процесс совершается на основе родного языка, а коммуникативный - на русском языке. На фонетическом уровне это различия в фонетической и фонологической системе контактирующих языков, в особенностях сочетания звуков. У каждого билингва своя особая артикуляционная база, сформировавшаяся на основе звуков родного языка. На грамматическом уровне коммуникативные неудачи обусловлены существенными различиями в количестве падежей и системе склонений в русском и дагестанских языках, отсутствием категории рода (она не соответствует грамматическим классам в родном языке), винительного падежа, предлогов, наличием эргативного падежа и т. д. Многопадежное склонение имен и наличие эргативного падежа делают грамматический строй дагестанских языков чрезвычайно сложным. В отличие от русского языка, именительный падеж в дагестанских языках выражает не только начальную форму имени. Он выступает в значении субъекта при непереходных глаголах, и в роли прямого объекта при переходных глаголах. Эргативный падеж служит исходной формой для образования всех остальных косвенных падежей и употребляется в роли подлежащего при переходных глаголах. Нами рекомендованы некоторые приемы по предупреждению и преодолению коммуникативных неудач в русской речи билингвов в полиязычной среде.
Ключевые слова
Одной из актуальных научных проблем в условиях глобализации является проблема усвоения членами общества навыков и умений для построения эффективного общения и определения уровней социального интеллекта индивидов. В связи с этим проводятся многочисленные современные исследования по выявлению взаимосвязи между языковыми способностями и социальным интеллектом. Нами также было проведено исследование по определению уровня социального интеллекта у студентов, обучающихся по специальности «Иностранный язык». Выявлено, что вместе со словарным запасом у студентов меняются отношение к отдельным явлениям и событиям, оценка и характер общения со сверстниками и преподавателями. Меняется мировоззрение, социальный интеллект становится более широким и гибким.
Ключевые слова
В работе рассматриваются факторы, влияющие на профессиональную деформацию личности юристов, которая является актуальной проблемой в психологии. Авторы выявляют причины и особенности проявления деформаций у юристов в зависимости от стажа работы и по гендерным различиям. В соответствии с целью исследования были использованы методики, направленные на выявление профессиональной дезадаптации, наличия эмоционального выгорания, а также личностные опросники. Полученные результаты могут способствовать дальнейшему изучению рассматриваемой здесь проблемы, а также - в оказании психологической помощи специалистам.