В статье проанализированы мероприятия Советского государства по восстановлению и развитию экономики Дагестана после Гражданской войны и иностранной интервенции. Сил и средств у правительства Дагестана было недостаточно. Поэтому уже в 1921 г. оно обратилось к правительству Российской Федерации за помощью. В ответ на просьбу центр направил в Дагестан не только материальную помощь, но и специалистов для восстановления разрушенного завода «Дагестанские Огни», для разведки и добычи нефти и газа и других полезных ископаемых. В процессе восстановления и развития экономики Дагестана первостепенное внимание уделялось изучению природных богатств края. Начиная с 1921 г. преимущественно силами российских ученых в Дагестане проводились крупные изыскательные работы по обследованию и выявлению полезных ископаемых в результате чего в некоторых местностях были обнаружены значительные запасы нефти и других полезных ископаемых. С окончанием гражданской войны развернулась работа по восстановлению и реконструкции горских электростанций. Планировалось также строительство в Дагестане нескольких электростанций на реках Самур и Сулак. В 1942 г. был принят пятилетний план электрификации Дагестана на 1925-1930 гг. Советское правительство придавало большое значение возрождению и развитию предприятий легкой промышленности. Значительную роль в экономике страны сыграла кустарная промышленность. В мае 1921 г. СНК РСФСР решил принять меры к развитию кустарной промышленности.
Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки
2017. — Выпуск 4
Содержание:
Статья посвящена историко-сравнительному анализу одновременно действующих правовых норм (адата и шариата) в Дагестане в первой половине XIX в., их правомерности, уместности и значения. Автор исходит из того, что компаративный анализ обеспечивает более широкий взгляд на проблему применения правовых норм и их последствий как для населения в целом, так и для женщин в частности. Автор приходит к выводу о том, что в силу действия различных обычаев социально-правовое положение женщины в рассматриваемый период было неоднозначным и имело недостатки определенного характера. Материалы адатов, а также мусульманского права (шариата) содержат противоречивые данные, но во многих из них прослеживаются покровительство, забота, охранение чести и достоинства женщины. Однако некоторые права и функции женщины как полноправного члена общества нарушались как по адатам, так и по шариату.
Ключевые слова
Статья посвящена изучению жанровой системы и жанрового мышления Н.В. Гоголя на материале его «Учебной книги словесности для русского юношества». Предмет исследования - жанр повести как теоретическое понятие и как форма, имеющая особое значение для творчества Гоголя, в связи с чем рассматривается эволюция термина «повесть» в отечественном литературоведении, сопоставляются различные точки зрения теоретиков литературы по вопросу разграничения малых эпических форм (повести, рассказа и новеллы), выявляются расхождения и точки соприкосновения в трактовке жанра повести. В «Учебной книге…» Гоголь не только дает характеристики литературным жанрам, но и предлагает свою систему словесных форм. Жанр повести в этом произведении включен в ряд других повествовательных жанров и должен рассматриваться в соотнесении с ними. Гоголь рассматривает жанры в тесной связи с содержательной стороной произведения, предметом изображения, способом повествования. Характеризуя поэзию именно повествовательную и драматическую , изначально противопоставленную поэзии лирической, Гоголь вместе с тем предостерегает от того, чтобы автор в ней подчинился событийности, повествовательность для него не является синонимом хроникальности. Многие гоголевские наблюдения о повествовательных жанрах отражают и особенности его собственных повестей, отмеченные В.Г. Белинским в известной статье «О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и «Миргород»)». В статье отмечается, что научная работа Гоголя во многом отражает его художественные принципы и специфику жанрового мышления: тяготение к синтезу и диалогу жанров.
Ключевые слова
В статье рассматриваются место и значение эпилога в идейной структуре романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Выявляются две его основные функции. В эпилоге «Преступления и наказания» две главы, первая из которых выполняет традиционную функцию послесловия, а вторая - функцию финала, завершения идейного сюжета романа. В этом плане эпилог связан с центральной проблемой произведения: после преступления и наказания происходит воскрешение героя, последствия которого отнесены автором в будущее, за пределы повествования, что делает финал открытым. В процессе работы над романом Достоевским были оставлены без реализации другие варианты финала (самоубийство Раскольникова, «видение Христа» герою, раскаяние после пожара). В окончательной редакции финал в полной мере соответствовал сокровенному замыслу писателя: показать духовное воскресение героя. В эпилоге оно происходит «вдруг», как чудо, но выглядит художественно убедительным, ибо тщательно подготовлено всем предшествующим текстом произведения.
Ключевые слова
Данная статья посвящена структурно-семантическому анализу некоторых названий частей тела человека в диалектах, определению путей их семантического и словообразовательного развития. В ней частично затрагивается стилистический аспект. Как известно, в диалектах и говорах тюркских языков сохранились древнейшие лексические единицы языка. Изучение их в лингвогеографическом аспекте даёт интересные сведения о границах и особенностях распространения отдельных лексем в регионах, о происхождении большого числа древнетюркских лексических единиц. Результаты такого исследования представляют большой научный интерес в плане сравнительно-исторического изучения тюркских языков. Лингвокультурологическое значение лексики, как и фразеологии и паремиологии, состоит в том, что в единицах лексики отражаются культурное наследие носителей языка, особенности их образно-ассоциативного осмысления окружающего мира. Этим определяется актуальность поднимаемой в данной статье проблемы. Названия частей тела в диалектах кумыкского языка представляют большой интерес не только для лексико-семантической системы кумыкского языка, но и для тюркологии в целом, а также, как показывает иллюстративный материал, для лингвокультурологии и требуют глубокого сравнительного исследования.
Ключевые слова
В статье рассматриваются вопросы становления образа лишнего человека в азербайджанской литературе. Анализ показал, что этот образ по своему поведению, утраченным связям и отношениям, безмерности чувств, личной бескорыстности генетически связан с образом ашуга (влюбленного) в поэтической литературе (сборниках-диванах) Средневековья, с образом Меджнуна, воплотившим в себе черты этого влюбленного. Однако этап, на котором были созданы эти образы, традиции и типологические черты, полученные ими извне, из других литературных традиций, проявляют себя. В целом можно сказать, что генетические коды, синтезируясь с типологическими элементами иной литературы, обусловливаясь национально-историческими обстоятельствами, сформировали и взрастили в азербайджанской литературе своеобразный тип лишнего человека.
Ключевые слова
Объектом исследования в статье выбрана бытовая и диалектная лексика азербайджанского литературного языка XVII века. Здесь говорится об увеличении частоты использования бытовой лексики в данный исторический период времени в сравнении с классическим периодом и о вхождении этих слов в язык не только в качестве средств, образующих традиционные метафоры, но и в качестве обычных бытовых слов. Выявлена эквивалентность диалектных фактов современным диалектным формам языка. Сделан вывод о роли как бытовой, так и диалектной лексики в национализации языка в XVII веке. Множество примеров, представленных в статье, доказывают, что фоноформы этих лексических фактов вошли в литературный азербайджанский язык XVII века и оказали влияние на процесс становления современного национального языка. Данный процесс по содержанию и интенсивности шел по возрастающей линии.
Ключевые слова
В статье рассматриваются вопросы психологии языка, разрабатываемые на протяжении последнего столетия. В частности, анализируются идеи Н. Хомского о возможностях и направлениях изучения языка как естественного проявления когнитивных способностей человеческого индивида, физически представленного в мозге человека и доступного для изучения на основе ряда принципов естественных наук. Основываясь на этой перспективе, введенной ранними трудами Хомского, а затем развитой растущим научным сообществом, теоретическая лингвистика внесла решающий вклад в инициирование и формирование так называемой когнитивной революции во второй половине ХХ века. Основываясь на сорокалетнем научном исследовании языка, Minimalist Program теперь разрабатывает этот подход, ставя в центр исследовательской программы характер языкового дизайна, его элегантность и последовательность в выполнении фундаментальной задачи по соединению звуков и значений в неограниченный домен.
Ключевые слова
В статье рассматриваются азербайджано-турецкие литературные связи начала ХХ века, имеющие длительную историю. Литературно-культурные взаимосвязи являются одним из существенных факторов развития современного мира, влияния на общественную жизнь, на расширение всего спектра человеческого мышления, обогащение мировоззрения человека, его художественных взглядов. Влияние поэтов М.А. Юрдагюля, Т. Фикрета, А. Гамида, Р.М. Акрама и других на азербайджанскую литературную среду, связь писателей А. Гусейнзаде, М. Хади, Г. Джавида, А. Суром, А. Джавада и других с турецкой литературной средой обеспечили взаимное сближение культур двух тюркских народов.
Ключевые слова
В статье раскрываются актуальные проблемы современной семьи, в которой поведение родителей и их взаимоотношения влияют на развитие эмоциональных нарушений у детей. Роль психолога заключается в своевременном выявлении подобных нарушений с целью последующего проведения комплексных мероприятий по коррекции поведения и создания благоприятного психологического климата как в учебном процессе, так и в семьях детей младшего школьного возраста. В экспериментальной части исследования были определены типы семейного воспитания и родительского отношения к детям, выявлено наличие взаимосвязи между типом неправильного воспитания и формированием у детей проблем в эмоциональной сфере (тревожность, агрессия, страх, дезадаптация).