Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки
2017. — Выпуск 1
Содержание:
Статья посвящена сложному периоду в истории народов Кавказа. На Кавказе шла длительная война. Царская власть принимала различные методы в управлении регионом, которые могли бы повлиять на проявление симпатий местного населения к российским властям. В 1840 г. императором Николаем I была образована временная высшая государственная структура для управления Кавказом - Закавказский комитет, который стал высшим исполнительным и законодательным учреждением на Кавказе. В 1842 г. было создано VI Отделение при Императорской канцелярии, которое рассматривало все дела по Закавказью. Николай I решил отойти от общероссийской губернской системы управления и учредить на Кавказе специфическую форму управления. В декабре 1844 г. император назначил Главноуправляющим Отдельным Кавказским корпусом М.С. Воронцова. С февраля 1845 г. должность официально именовалась «наместник Кавказский». За Воронцовым были закреплены широкие полномочия. Кавказская область вошла в состав наместничества и подчинилась наместнику. Резиденцией наместника и административным центром Кавказского наместничества стал г. Тифлис. Наместничество объединяло в себе территорию Северного Кавказа и Закавказья. Власть наместника распространялась почти на весь регион, за исключением горной Чечни и Дагестана. 5 февраля 1845 г. при наместнике была образована собственная канцелярия. Окончательно институт сформировался в 1846 г. Все уголовное и гражданское судопроизводство на Кавказе было подчинено общероссийским правовым нормам. Была произведена также судебная реформа с учетом местных особенностей. В 1847 г. Воронцов, сохранив название, административные границы и органы власти Дербентской губернии, Тарковского шамхальства и Мехтулинского ханства, объединил их в Прикаспийский край. В нем была учреждена военная администрация, чтобы следить за дагестанскими феодалами.
В статье на основе полевого этнографического материала, собранного в городах Дагестана, а также литературных источников исследуется ритуальная пища, приготовленная на мусульманские религиозные праздники у горожан республики в постсоветский период. Являясь одним из компонентов материальной культуры этносов,и их обрядов пища была обусловлена географической средой, хозяйственным укладом, этническими традициями и взаимовлияниями. Как указывают авторы, в дореволюционное и советское время наибольшее влияние на пищу народов Дагестана оказали русская и азербайджанская кухни. Определенное влияние на культуру питания горожан Дагестана в Новейшее время оказали общественно-политические и социально-экономические процессы, развернувшиеся в стране со второй половины 80-х годов и особенно в постсоветское время. На пищу горожан в это время оказали влияние процессы урбанизации и глобализации, а также этнический состав городов республики. Основные этносы городов Дагестана придерживаются своих традиционных системы и модели питания и в городских условиях. В связи с этнокультурными взаимодействиями и взаимовлияниями, ускорением темпов урбанизации и глобализации наметилась тенденция к интернационализации системы питания горожан Дагестана. Особый вид питания - обрядовая пища мусульманских религиозных праздников Ид ал-Адха, Ид ал-Фитр, Ашура, поминок, а также пища, раздаваемая в священные для мусульман дни - четверг и пятницу в качестве милостыни. Празднование мусульманских праздников в последние десятилетия - один из обязательных компонентов религиозной идентичности и поведения дагестанцев. Авторы изучили степень сохранности блюд традиционной кухни в мусульманской праздничной и религиозной обрядности. Анализ полевого материала привел авторов к выводу, что пища, приготовленная на мусульманские религиозные праздники, у горожан Дагестана состоит из определенного набора архаических блюд традиционной дагестанской кухни - мучная халва и козинаки, супы, каши и ритуальные печеные мучные изделия и является важным компонентом обрядов.
Грамматические и стилистические особенности двух эпох, разделённых более чем вековой временной дистанцией, будут выявлены посредством анализа, в основу которого положен ряд примеров. В предлагаемой статье сопоставляются по некоторым факторам тексты современных центральных газет с текстами периодического издания, публиковавшегося в Санкт-Петербурге в дореволюционный исторический период. Приведённые текстовые факты демонстрируют, по каким параметрам газеты прежней эпохи выгодно отличаются от сегодняшних, а по каким - могут создавать определённые трудности при непосредственном чтении текста неспециалистом. В представленной работе будут задействованы два наименования современных газет: «Российская газета» и «Известия» как наиболее официальные государственные печатные издания. Для работы с текстами дореволюционной эпохи было избрано официальное петербургское издание «Правительственный вестник» периода последней четверти XIX века.
В данной статье с опорой на мнение признанных специалистов рассматриваются уникальный характер феномена «английский язык как lingua franca (ELF)», а также масштабы его функционирования в качестве глобального контактного языка в условиях межкультурной коммуникации. Накоплен большой объем научных исследований этого социолингвистического явления, получены весьма важные результаты. Однако ведущие разработчики этой проблемы указывают на настоятельную необходимость более широкого и активного использования богатых, ценных и многообразных результатов научных исследований в процессе обучения английскому языку. Иначе говоря, наступило время значительно активизировать усилия по разработке лингводидактического аспекта проблемы «английский язык как lingua franca (ELF)». Для этого в первую очередь необходимо решить создавшееся противоречие между «нормоцентрической» методологией обучения языкам и современными социолингвистическими реальностями. В настоящее время ситуация существенно меняется, но практика обучения языку, почти исключительно основанная на внедрении норм ограниченного числа территориальных вариантов английского языка (британский и американский), пока еще не изменилась. Между тем накопленные результаты научных разработок по этой проблеме дают достаточные основания для пересмотра существующей методической концепции. Создавшаяся проблема обусловлена двумя основными причинами, рассматриваемыми в данной статье.
В статье исследованы коммуникативно-прагматические, социальные и информационные аспекты изменений в русском языке и русской речи в связи с частым использованием информационных технологий и в процессе общения в сети Интернет. Представлен краткий анализ изменений с точки зрения лексики, грамматики русского языка. Указаны истоки пополнения лексики - активные заимствования. Наблюдаются либерализация современной речи, очевидный демократизм, оказывающие существенное влияние на оценку речевого поведения. Рассматриваются причины, способствующие появлению в современной речи свободы выбора языковых средств, что влечет за собой расшатывание языковых норм и приводит к росту вариативности, когда вместо одной нормативной формы языковой единицы оказываются допустимыми разные варианты. Все это привело к снятию идеологических запретов, обновлению лексико-стилистических ресурсов публицистики и к высокой степени раскованности масс-медиа, когда современная периодическая печать пестрит немотивированными заимствованиями, неумело образованными окказионализмами (единичными авторскими новообразованиями), жаргонной лексикой. Дается оценка причин возникновения особой промежуточной формы языка виртуального общения, который совмещает в себе точность письменной речи и краткость устной речи. Однако данная форма речи полностью лишена вспомогательных (паралингвистических) средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики, вследствие чего надежность речевого общения становится крайне низкой. Сделана попытка анализа такого явления, как языковая экспансия, которое проявляется прежде всего в широком распространении, общедоступности интернет-коммуникаций, что приводит неминуемо к коренным изменениям в сознании не только технических специалистов, но и тех, кто пользуется компьютером или другими техническими средствами, поддерживающими технологии нового формата время от времени или по необходимости.
В статье рассматриваются проблемы, раскрывающие потенциальные возможности прилагательного как качественной доминанты, организующей пространство художественного текста и механизмы включения прилагательного в художественное целое. Целями работы являются изучение актуализации адъективных единиц в портретных и пейзажных описаниях на материале французской прозы разных временных срезов и выявление их художественной значимости. Автор анализирует произведения Ги де Мопассана (XIX в.) и Бориса Виана (XX в.), различающиеся художественной концепцией, но сближающиеся по сознательному выбору прилагательного в качестве конструкта, создающего новые смыслы, образы и схемы организации художественного текста в соответствии с авторской стратегией. Особое внимание уделяется процессу образных трансформаций прилагательных, которые в рамках текста приобретают новую образность, происходит как бы декомпозиция элементов действительности на основе глубинных смыслов всего текста и метафоризация пространства. Автор заключает, что прилагательное, реализуя в тексте самые различные функции: изобразительную, оценочную, а также функцию чувственного начала, эмоциональной насыщенности, экспрессивности, становится конструктивным элементом структуры текста и выражения авторского мировосприятия.
Актуальность темы обосновывается необходимостью углубленного изучения публицистического наследия. Исследование поэтики, в частности колоризмов, в дневниках очерках, частной переписке И. Бунина имеет большое значение для понимания его художественного мира. Актуальность подобного анализа обусловлена потребностью в углубленном изучении художественно-изобразительных средств, структурного своеобразия соответствующих произведений И. Бунина в контексте его эстетических и этических исканий, в русле традиционной русской культуры. В исследованиях публицистики И. Бунина до последнего времени отсутствовали концептуальные труды по указанной части творчества писателя; данной стороной его литературного наследия, к сожалению, до сих пор занимались недостаточно. Цель работы - выявление и многоаспектный анализ колоризмов в публицистических текстах И. Бунина. Научная новизна состоит в описании бунинских колоризмов и выявлении их роли в его публицистике; в определении основных функций колоризмов; в их интерпретации как определяющих критериев художественного мира писателя, его духовного склада; в анализе цветовой палитры Бунина в качестве способа познания его собственной психологии и специфического художественного метода, поэтики его произведений. Теоретическая значимость работы заключается в переосмыслении публицистического наследия И. Бунина в связи с проведенным анализом колоризмов. Намечены также ориентиры для дальнейшего изучения лирических приемов в «нехудожественной» прозе автора.
В статье анализируется пародийная струя в поэме, выявляются признаки сатирической стилизации. Цель исследования - описание элементов бурлескно-травестийной пародии в поэме Венедикта Ерофеева в контексте его романтико-реалистического художественного метода и таких художественных инструментов постмодернизма, как игра и пародийность. Основные выводы исследования: оригинальными формами выражения субъективного авторского сознания, порожденными эклектикой постмодернизма, в поэме Ерофеева являются смешение разных стилей и культурных кодов, ирония, формы игры и пародии, что способствует появлению гибридных форм и смыслов, трансформации жанров; поэма «Москва - Петушки» представляет собой смешение анекдота и пародии, травестии и бурлеска, разных литературных направлений (классицизма, романтизма, сентиментализма, реализма), результатом чего становится преображение автором реальной действительности в парадоксальную; пародийность - одна из доминант индивидуального стиля Ерофеева, достигаемая благодаря несоответствию стиля и содержания речи; деформации идей и сюжета произведения, его языковых форм; «заземлению» эталонных (религиозных, культурных) образов, и пр. Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты помогут более глубокому изучению российского романа конца ХХ в. - романа, синтезировавшего в себе различные жанры, стили и направления.
В статье рассматривается проблема реализации прав и обязанностей человека в контексте проблем управления такими сложными системами, как сообщества. Показано, что интерсубъективный подход к разрешению проблемных ситуаций направлен преимущественно на внешний консенсус, субъективный подход - на консенсус внутренний. Однако ни тот, ни другой, невозможны друг без друга и друг друга предполагают, акцентируя разные аспекты единой реальности: субъективный подход дополняет подход интерсубъективный. Отмечается, что в модели интерсубъективного управления (эвергетике) управление предполагает привлечение к решению непосредственно касающихся их проблем гетерогенных акторов, организуемых в ситуативные ассоциации. В рамках таких форм, как переговоры и медиации, дискуссии и фокус-группы, участники ситуативных ассоциаций, используя аргументированный дискурс, в процессе непосредственной коммуникаций двигаются в направлении достижения консенсуса и принятия общего, одобряемого всеми участниками обсуждения, решения. В модели субъективного, или субъектного, управления (самоуправления) ведущим моментом оказывается способность и готовность человека управлять самим собой: выстраивать свою позицию, поведение, понимание происходящего независимо от влияний окружающих и среды, опираясь на глубокое и разностороннее понимание самого себя, своей сущности как человека. Это своего рода умение договариваться с самим собой, находить и реализовывать оптимальное для себя самого решение с учетом всех ограничений и возможностей, существующих вне и внутри себя. Субъективное управление по своей сути есть интроекция интерсубъективного управления: человек договаривается c другими людьми, ищет и находит консенсус с собой и миром внутри себя, осознавая и аргументируя вероятные и желательные следствия каждого предпринятого шага, каждого поступка, будучи уверенным в его внутренней и внешней эффективности (эффективности и самоэффективности). Как и социальное самоуправление, субъективное предполагает диалог ценностных позиций, пониманий себя и мира, моделей поведения, их гармонизацию, рефлексию и реализацию в процессе принятия решений и преобразования проблемы. Вместе с тем этот подход дополняет коммуникативный фокус интерсубъективной модели более выраженными акцентами таких модусов диалога, как социальная перцепция как «соприсутствие» и подтверждение и интеракции как взаимного преобразования голосов / акторов. Этот подход позволяет дополнить описание интерсубъективного управления как сотворческого, паритетного, развивающего сообщество диалога в форме переговоров и дискуссий человека с человеком в целях создания интерсубъективных смыслов (знаний и умения) и активизации «скрытых» знаний и умений акторов как членов ситуативной ассоциации, описанием этого управления как процесса взаимного осмысления самого себя и других акторов, трансформирующего, целенаправленного взаимо(воз)действия человека и мира, в ходе которого отбираются и реализуются наиболее оптимальные решения, удовлетворяющие как требованиям среды (решаемой ситуации и окружающего мира в целом), так и требованиям человека (как актора - члена ситуативной ассоциации и как субъекта жизнедеятельности в целом). Показано, что при решении проблем акторы реализуют не только свои права, но и обязанности: аргументированный дискурс есть дискурс ответственный.
Статья посвящена изучению проблемы творческого потенциала личности. Подчёркивается важность его развития на этапе обучения в вузе, поскольку подразумевает высокий уровень творческого мышления профессиональная компетентность специалиста. Проблема изучаетсятакими науками, как философия, психология, педагогика. Несмотря на различные подходы к определению данного феномена, все исследователи единодушны во мнении, что критерием творчества является не результат, а характеристики, процессы, способные активизировать творческую деятельность. При этом отмечается что только целенаправленное обучение и воспитание, помимо существующих от природы творческих способностей, могут обеспечить их развитие. В числе факторов, оказывающих значительное влияние на развитие творческого потенциала, рассматриваются отдельные компоненты Я-концепция личности. Представлен анализ результатов эмпирического исследования, целью которого являлось изучение взаимосвязей между показателями и уровнями развития творческого потенциала и структурными характеристиками Я-концепции личности. Выявлено наличие корреляционных связей между открытостью, самоуверенностью, самоценностью, интересом к своему Я и показателями личностной креативности и творческого потенциала. Установлено, что творческий потенциал личности наиболее тесно связан с уверенностью в себе, самоценностью и саморуководством, т. е. чем в большей степени личность уверена в себе, тем более она открыта и готова к развитию своего творческого потенциала. Также сделаны выводы о том, что чем устойчивее представление личности о том, что ее характер, личность и деятельность способны вызывать у других симпатию, одобрение, понимание и уважение, тем выше её творческий потенциал.