Основное направление статьи - обоснование задачи разработки общей теории социальной эволюции. Существующие теоретические модели, хоть в какой-то степени могущие претендовать на подобный статус, явно не соответствуют критериям научности. Формационная теория Маркса некритически переносит на социальную историю модель эволюции Земли Чарльза Лайеля, а так называемый «цивилизационный подход» вообще чужд идее эволюции. Автор исходит из того, что теорию социальной эволюции следует разрабатывать с учётом основных аспектов дарвинизма. Но как в биологии дарвинизм был синтезирован с представлениями о механизмах биологической наследственности, так и в социальном анализе необходимо ориентироваться на исследования механизмов социальной наследственности. В статье данный тезис обосновывается в контексте анализа феномена традиции.
Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология
2015. — Выпуск 1
Содержание:
В данной статье рассматривается изменение значения понятия культурной безопасности в рамках Парижской школы. Безопасность является одной из базовых потребностей человека, поэтому усложнение ситуации с Чужим в рамках процессов глобализации делает необходимым определение термина «культурная безопасность». Окончание холодной войны привело к транснациональным процессам, которые, по мнению французского политолога Дидье Биго, породили атмосферу страха и нестабильности, а меры безопасности, которые поначалу представлялись временными и исключительными, стали применяться постоянно. Данная точка зрения привела к пересмотру понятия культурной безопасности и возникновению нового направления в рамках критических исследований. Целью статьи является анализ специфики основных направлений исследования понятий «безопасность» и «культурная безопасность» в работах представителей Парижской научной школы. В результате исследования были выявлены основные подходы к определению понятия «культурная безопасность» и его изучению.
Ключевые слова
Предлагается многослойная модель культуры, в которой выделяются слои народной, национальной, цивилизационной, массовой, глобальной культуры, которые взаимодействуют друг с другом и с социополитическими слоями. В каждом культурном слое можно выделять соответствующего типа «культурные ядра» и объединяющиеся вокруг них сообщества. В цивилизационном культурном ядре сосредоточены базовые смыслы и идеалы (которые могут вырождаться в коллективные идеологии), в национальном - национальная история и типы личностей и отношений, народном - коллективный миф, фольклор и особенности быта. К массовой культуре мы относим, в первую очередь, явления типа различных шоу. Сюда еще следует добавить глобальную культуру, где происходит взаимодействие между различными цивилизациями. Кроме того, вводятся два типа политико-экономических систем, отвечающих двум принципам: «договорному», предполагающему права у обеих сторон, и «приказному», где права есть только у одной стороны. Еще одна важная группа понятий связана с различением типов общностей: индивидуально-прагматического, индивидуально-идеалистического и коммунитаристского. На основании этой системы понятий рассматриваются риски: мультикультурности в процессе глобализации; национализма при формировании нации; демократизации в «приказных» политико-экономических системах.
Ключевые слова
В статье рассматривается проблема соотношения технического прогресса человечества с развитием социальных структур и гуманитарных установок. Подвергается критике распространённое предубеждение о стагнации или даже регрессе морали в ходе истории, что привело бы (здесь автор следует К. Лоренцу) к самоуничтожению человечества. Каждый из культурно-исторических этапов развития характерен особым комплексом (группой) лидирующих инноваций, который включает в себя и технические достижения, и социальные перемены, и гуманитарные новации. Эти перемены нельзя считать полностью согласованными и синхронными, но лидирующие инновации на любом из этапов составляют систему с сильными обратными связями. Для их совместного описания вводится неологизм «технелогия» с коннотациями античного τεχνη. Инновации разного рода с необходимостью дополняют друг друга, обеспечивая определённый рост уровня технелогической оснащённости человечества и валового мирового продукта. Кратко описаны технелогические инновации древнейшего этапа археологических культур. Начатая Homo habilis технология каменной индустрии сопряжена с вялым гуманитарным трендом ограничения антропофагии, ведущим к символике погребений у неандертальцев. Данная работа является первой из серии статей, которые будут содержать сжатые описания культурно-исторических этапов с их лидирующими технелогическими инновациями на всей дистанции мировой истории - от распространения Homo sapiens и до наших дней.
Ключевые слова
В статье исследуется трансформация отношений «Я» и «Другого» в условиях реализации "вечной жизни" в медиасфере. Выдвигается гипотеза о том, что утрата атрибута конечности существования, который фиксируется присутствием «Другого», лишает человека смысложизненных ориентиров, способности к саморефлексии и возможности интерсубъективного опыта. Дается обоснование необходимости смерти человека в конструировании собственной жизни.
Ключевые слова
В статье рассматривается феномен диссенсуса и его роль в социальных коммуникациях. Показана конструктивная роль диссенсуса в процессе коммуникации. Репрезентация информации не как квазиматериального объекта, а как события в контексте двойной контингентности коммуникации безоценочно раскрывает значение диссенсуса в перформативном измерении.
Ключевые слова
Статья ставит вопрос о задачах философского исследования текста и коммуникации. Текстовая и знаковая природа действительности в наши дни наглядно представлена условиями массовой коммуникации и виртуальной реальностью. Это обстоятельство автоматически делает актуальными междисциплинарные коммуникативные и текстологические исследования. Отмечается активная роль лингвистики в совокупности таких исследований. Специфика философских исследований в этой области определяется понятием «смысл». Формулируются задачи философской текстологии: коммуникативная (определение существенных для смысла различий между устным и письменным текстом, решение вопросов адекватной интерпретации и корректной реконструкции смысла), телеологическая (определение целей текстовой деятельности), формальная (анализ связи смысла текста с его форматом и жанровыми особенностями).
Ключевые слова
Философия космизма определяет ответственность как гармоничное сочетание в настоящем историческом времени ответственности за сохранение памяти прошлого и утверждение идеалов будущего. Для одних космистов ответственность относится к социально-политической категории (Фёдоров, Сухово-Кобылин, Холодный), для других - к морально-нравственной (Соловьёв, Рерихи, Флоренский, Бердяев), для третьих - к научно-технической (Циолковский, Вернадский, Чижевский). Но, по мнению всех философов-космистов, ответственность - это способность человеческой души, которая могла бы сплотить все народы, всё человечество, установив между ними сердечную, почти родственную связь. Быть ответственным, по Платону, - значит уметь давать ответ, отвечать по совести. Быть ответственным, по В. Вернадскому, значит быть человеком. Быть ответственным, согласно П. Флоренскому, означает следовать духовным началам разума и совести. Для В. Соловьёва ответственность есть следствие любви к Богу и людям. Н. Холодный трактовал ответственность как результат эволюционных (космических) изменений, на то есть воля космоса, а через ответственность проявляется концентрированная воля человека. Для большинства космистов являлась самоочевидной мысль о том, что чувство ответственности формируется в том же месте, где рождается совесть - в человеческом сердце. Поэтому ответственность, кроме всего прочего, можно смело отнести к области чувств. Целесообразным будет считать, что ответственность - это качество личности, склонной к самосовершенствованию и самоанализу. Другими словами, ответственность - способность человека организовывать и направлять свою деятельность к общему благоденствию, т.е. с учётом интересов общества, а также умение предвидеть последствия своих действий.
Ключевые слова
Статья посвящена проблеме урегулирования конфликтов, возникающих в пространстве коммуникативно ориентированных сайтов Интернета. Автор рассматривает вирутальные конфликты как некий коммуникативный тренд, котрому необходимо противопоставить тренд «согласия». Реализация этого плана возможно на теоретических основаних когнитивной теории конфликта А. Т. Ишмуратова и синтеза логического и прагматического подходов к исследованию аргументативных стратегий.
Ключевые слова
Понятие «гибридной войны/угрозы» используется в настоящее время довольно часто, однако при близком рассмотрении оказывается, что авторы вкладывают в него различные смыслы и значения. На наш взгляд, это понятие неустойчивое, не поддающееся детальной классификации, но оно теоретически притягательно в силу того, что оно может вместить в себя большое количество смыслов. При значительной регламентации военной сферы в США подобное размытое понятие является неким «спасательным кругом» для авторов, желающих избежать классификационной работы. Следует заметить, что термин «гибридная война/угроза» также является своего рода очередным «интеллектуальным вирусом» (термин Г. Айзенкота, Начальника Генерального штаба Армии обороны Израиля), разработанным по результатам опыта, полученного в ходе Второй Ливанской войны 2006 г. Такое утверждение также подтверждается тем, что некоторые авторы, далекие от военной теоретики, используют это понятие весьма бездумно. На наш взгляд, следует обратить внимание на авторов, которые в своих работах, не менее фундаментальных, чем работы их американских коллег, могут описать все возможные комбинации современных методов ведения боевых действий без обращения к новомодному расплывчатому понятию «гибридная война».
Ключевые слова
Задача работы - систематизировать и критически осмыслить причины и мотивы обращения политиков к моральной риторике, выявить функции морального языка в публичной политике. С этой целью рассматриваются связь морали и политики у Платона и Аристотеля, основные этапы формирования представлений о специфике политического (более подробно - у Н. Макиавелли и К. Шмитта), место и роль моральной риторики в политическом дискурсе. В статье показывается, что моральные ценности могут быть и ценностями политики, но могут и игнорироваться в ней. Однако моральная риторика в публичной политике используется всегда. Это обусловлено особенностями собственно политического (политологического) и морального языка, а также тем, что моральная риторика часто применяется в политике инструментально. Апелляция к морали усиливает политику, делает ее более привлекательной и более действенной, поэтому моральная риторика используется в политике как средство для реализации политических целей: морального возвышения своей группы и своих целей, морального унижения группы политического противника, а также для того, чтобы скрыть, закамуфлировать свои подлинные цели и намерения.
Ключевые слова
В эпоху информационного общества возникает необходимость в целостном и обоснованном подходе к определению границ допустимого в области информационной коммуникации и информационного обмена; введение в дискурс понятия информационного насилия позволяет в рамках либертарианской модели указать чёткое положение таких границ, соответствующее классическому требованию свободы индивида, а за пределами либертарианства - указать возможные источники социальной напряжённости и недовольства, порождаемые информационным насилием. Кроме того, концепт информационного насилия имеет определённую объяснительную силу в областях, напрямую не связанных с особенностями информационного общества. В частности, информационное насилие оказывается неизбежно в общественных местах неограниченного доступа, но негативный эффект от такого насилия нивелируется через соблюдение всеми индивидами определённых культурных условностей, соответствующих ожиданиям других индивидов. Такое соответствие обеспечивается принадлежностью всех индивидов, находящихся в одном месте, к одной культуре. Представители иной культуры, не соблюдающие в общественных местах местные культурные условности, подвергают окружающих информационному насилию, слишком серьёзному, чтобы его игнорировать; с этой точки зрения требование толерантного отношения к представителям других культур оказывается требованием терпеть определённый вид насилия, то есть не только не соответствует парадигме индивидуальной свободы, но и напрямую ей противоречит.
Ключевые слова
В работе представлен механизм эволюции сложных систем с позиций теории информации, позволяющий преодолеть затруднения современных теорий эволюции. Показано, что для систем любой природы характерны две стадии эволюции: появление информационного объекта за счет изменения структуры связей между элементами без изменения самих элементов системы, затем информационный объект начинает влиять на развитие системы в целом, оказывая влияние на выбор элементов, свойства которых удовлетворяют требованиям информационного объекта. Предложенный механизм позволяет рассматривать сложную систему как информационную систему, для которой характерны распределенная память и различные программы управления.
Ключевые слова
Статья обращает внимание на необходимость системного осознания философских категорий, которые выполняют методологическую функцию в социально-гуманитарных исследованиях. Основное содержание статьи - уточнение определений категорий объяснения человеческой деятельности, чтобы они могли эффективно выполнять свою функцию. Для определения этих категорий используется метод изобразительного логико-семантического анализа с применением линейно-табличных диаграмм автора и графов. Внесены исправления и дополнения в диаграммы и схемы, дающие образы: строения социальных сил субъекта; самого субъекта как открытой системы, на «выходе» которой силы и их носители затрачиваются в производстве, а на «входе» - приобретаются для потребления; взаимного дополнения субъектов в объединении таких сил, которые они вне этого объединения не могут использовать. Доказывается, что недопустимо отождествлять силы и их носителей. Действительные военные силы больше у победителя, а производительные - у того, кто больше производит реально потребляемого продукта. Обосновано, что минимизация затрат на достижение каждого частного результата и максимизация общего результата за счет использования всех ресурсов осуществляются одновременно. Опровергается возможность минимизации общих затрат для достижения максимума общих результатов. При помощи схемы общественного отношения показана важность учета того, что субъект выбирает наименее затратный путь к удовлетворению потребностей в зависимости от того, за что он поощряется.
Ключевые слова
Рассматриваются методы и средства обоснования математического знания, характерные для «Немецкого конструктивизма», или «Эрлангенской школы»: 1) способы реконструкции обыденного языка с целью обеспечения его понятности и общезначимости для научного употребления; 2) методы обоснования математической теории с помощью «исчислений» (Kalkül); 3)«Лоренценовские диалоги» как средство построения и обоснования научного знания в «оперативной логике и математике». Выявляются гносеологические основания различения «строгого», «эффективного» и «классического» диалогов при обосновании научного знания в «Немецком конструктивизме».
Ключевые слова
Во множестве логических функций вводятся классы функфорных функциональных связей, N-функфоры, среди которых имеют место принимаемые в качестве правильных в аристотелевской силлогистике формулы. Дается определение функфора как множества двузначных функций f (x1, x2,..., xn), аргументы которых x1, x2,..., xn принимают значения 0 или 1 и которые полностью определяются законом соответствия f. Формулируется принцип силлогистического следования. Обращается внимание на то обстоятельство, что среди N-функфоров находятся принимаемые (правильные) аристотелевские силлогизмы, существенно увеличивает исследовательский интерес к N-функфорам. Подчеркивается, в связи с этим, необходимость тщательного функфорного анализа аристотелевской силлогистики, состоящего в редакции общих утверждений силлогистики в контексте функфорной терминологии.
Ключевые слова
Рассматривается классификация видов мышления. К базовым видам мышления отнесены: абстрактное, образное и речевое мышление. Проанализированы основные концепции понимания взаимосвязи языка и мышления, а также модификации этих концепций. В работе подвергается переосмыслению позиция, согласно которой субстратом мышления является один конкретный его элемент, например, внутренняя речь или идеальные (нематериальные) объекты. Критикуется распространённая тенденция переноса сущности мышления одного вида на все другие виды. Автор разделяет позицию «расширенного» толкования мышления, предложенного Николко В.Н.: мышление есть волевое управление любым материалом сознания.
Ключевые слова
В работе рассматривается возможность исследования динамики развития различных типов логического исчисления [A5] [K6] на основе исследования оценки, анализируется связь этого подхода с тезисом о внутреннем саморазвитии понятия, выдвинутым Гегелем в «Науке логики», и возможность его применения к развитию математики и математической логики. Приводятся примеры, позволяющие показать, что в развитии математики стихийно этот метод уже используется как диалектика внешней рефлексии. Подход на основе исследования оценки позволяет рассмотреть с единой позиции вариантивное развитие логических исчислений как диалектический процесс, в котором возникновение различных вариантов логических исчислений рассматривается как результат разделения алгебраических структур, элементы которых служат значениями оценок формул логического исчисления. При этом в центре внимания оказывается как отношение между формой логического исчисления и типом структуры оценки, а также отношением эквивалентности, определяющим меру на структуре оценки, так и отношение между различными языками теории структур.
Ключевые слова
В статье исследуется проблема обоснования логики в феноменологии Э. Гуссерля. В сравнительном анализе идей, высказанных Гуссерлем в работах «Логические исследования» и «Опыт и суждение», подчеркивается особенность эволюции феноменологического подхода к предмету логики. В статье подчеркивается, что феноменологическая разработка проблематики суждения, опирающаяся на восприятие как опыт предданности предмета, содержит ряд критически не отслеживаемых Гуссерлем допущений. Среди них автор выделяет и анализирует предпосылку, согласно которой предметность рассудка продуцируется в особых актах категориального созерцания бессознательно, что делает невозможным обоснование, ссылающееся на опыт. Автор приходит к выводу, что предпринятый Гуссерлем феноменологический анализ восприятия как основы суждения является одним из возможных вариантов описания опыта восприятия, который помещается в контекст решения конкретной задачи обоснования логики.